Филарете

Филарете (настоящее имя Антонио ди Пьетро Аверлино, прозвище Филарете итал. Filarete - Улюблинець славы, ок. 1400 - ок. 1467 или 1469) итальянский архитектор суток Возрождение, скульптор, теоретик архитектуры.


1. Биография

Точных данных о годе и месте рождения художника не сохранен. По предположениям, родился во Флоренции. Его главным учителем считают Лоренцо Гиберти.

Башня Филарете в замке Сфорца, Милан.

Известие о мастере досталась Рима. Папа римский Евгений IV вызвал Филарете в Рим, где он Двенадцать (12) лет работал скульптор над украшениями бронзовых дверей старой базилики Св. Петра, разобранной ради построения нового собора по проектам Браманте, Рафаэля Санти, Микеланджело.


1.1. Миланский период 1451-1465 гг

По приглашению владыки города Милан, Франческо Сфорца, перебрался в Ломбардию, где работал архитектор над усовершенствованием замка Сфорца, Великого госпиталя (Оспедале Маджоре), собора в городе Бергамо. Среди знакомых Филарете в Милане - известный инженер и архитектор Аристотель Фиораванти.

Теоретик и практик архитектуры утреннего Возрождения, он был вынужден работать в условиях консервативных местных строительных традиций, настоянных на установках поздней готики. Филарете критически отзывался на эту практику, что обеспечило ему появление врагов в Милане. Проекты Филарете в Милане только начали строить по предложениям Филарете, но достраивали местные мастера и по собственным консервативными традициями. Готические традиции местным мастерам были ближе и понятнее, чем авангардные изобретения Филарете. Оскорбленный Филарете покинул архитектурную практику и сосредоточился на архитектурной теории. Он - автор собственного "Трактата об архитектуре".


1.2. Трактат об архитектуре

План идеального города Сфорцинда по проекту Филарете

Трактат построен в форме диалога. Наибольшая его часть посвящена рассказу о двух идеальные города - Плузиаполис и Сфорцинду.

Идеальный город Сфорцинда названная так в честь миланского покровителя Филарете - Франческо Сфорца. План этого города сильно контрастировал со средневековым, путаным ПЛАН и Флоренции, и Рима, и Милана. В основе симметрия, ясность, идеальные геометрические фигуры. В эпоху Возрождения идеальных городов не строили, но идея не умерла и была унаследована архитекторами северной Италии в новую эпоху. Сам трактат Филарете не был напечатан. Но его копировали и в рукописях он дийщов до 19 века. В 1894 г. его напечатали. Оригинал трактата сохраняет Национальная библиотека города Флоренция.


Источники

  • Михайлов Б.П. Трактат об архитектуре Антонио Аверлино (Филарете) / / Сообщения института истории искусств. - Вып.7: Архитектура. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1956
  • Tigler P. Die Architekturtheorie des Filarete. - Berlin: 1963.
  • Bonfini A. La latinizzazione del Trattato d'architettura di Filarete (1488-1489). - Pisa: 2000.