Надо Знать

добавить знаний



Филики Этерия



План:


Введение

Удостоверение члена "Филики Этерия"

"Филики Этерия" ( греч. Φιλική Εταιρεία - Союз друзей) - общенациональная тайная организация, основанная в Одессе в 1814 году греческих патриотами Николаос Скуфасом, Эммануилом Ксантос и Афанасием Цакаловим, которые стремились достичь освобождения Греции от османского ига. По крайней мере основной своей задачей етерийци видели подготовке вооруженного восстания [1]. 1821 организация фактически подготовила греческий национально-освободительную революцию 1821-29, после начала которой прекратила существование.


1. История общества

Памятник "Клятва основателей Филики Этерия" в Одессе, скульптор - В. И. Зноба. Изображенные (слева направо) Эммануил Ксантос, Николаос Скуфас и Атанасиос Цакалоф

1.1. Учредители

Старейшим из трех товарищей и самым опытным был Эммануил Ксантос, уроженец греческого острова Патмос. С юных лет он работал в торговой конторе в Триесте, 1810 года впервые посетил Одессу. 1812-1813 годы провел в Греции, в настоящее время на Лефкос вступил в масонскую ложу [2]. 1813 Эммануил Ксантос возвращается в Одессу, где знакомится с Николаос Скуфасом и Афанасием Цакаловим.

Николаос Скуфас был уроженцем Эпира, в Одессу он поселился 1813 из-за преследования Али-паши. Афанасий Цакалов был самым молодым среди основателей "Филики Этерия", уроженец Янины. Его семья также подвергалась преследованиям османской властью, поэтому родители тайно переправили его в Российскую империю [3]. Сначала он завершил обучение в Москве, затем в Париже, где был членом тайной "Кампании греческого языка". 1814 году он поселяется в Одессе.


1.2. Угроза раскрытия

1817 года Николаос Скуфас и Афанасий Цакалоф выехали из России в Стамбул - "Филики Этерия" грозило [4], которое спровоцировал ее член Николаос Галатис, из-за которого Скуфас передал Иоаннис Каподистрии предложение возглавить восстание. Иоаннис Каподистрия, находясь на службе российского императора, доложил Александру I о деятельности организации, впрочем, будучи греческим патриотом, сделал это с чрезвычайной осторожностью.

По Галатисом установили слежку, а в феврале 1817 арестован, хотя в конце месяца при личном содействии Каподистрии, его освободили из-под стражи и выслан в Кишинев в сопровождении Георгиоса Левендис. Последний, также будучи греческим патриотом, а также успешным предпринимателем и меценатом, не только не препятствовал деятельности Галатиса, но и сам вскоре стал етерийцем. Влияние самого Левендис дал новый толчок развитию организации в Молдавии и Валахии. Также Левендис первым сделал попытки начать сотрудничество с другими тайными общества на Балканах :

Российское консульство в Яссах во время управления им Левендис в апреле-июне 1817 года фактически превратился в штаб-квартиру "Филики Этерия". [5]

Влияние Левендис становился все все более опасным. Кроме того 1818 года он прибыл в Стамбул, где шантажировал учредителей, требуя деньги и угрожая их выдать. Поэтому его отправили в Грецию с поручением, а там Левендис убил етериець Димитропулос. Вместе учредители общества стремились распространить свою деятельность на всю Грецию, поэтому и перенесли 1818 года центр организации перенесен в Стамбул,, колонии греческих эмигрантов в странах Западной Европы, в то время как в России продолжалось вербовки офицеров греческого происхождения другими членами, наиболее активно в Одессе 1820 [6].


1.3. Накануне восстания

До 1820 года Филики Этерия объединяла ремесленников, торговцев, купцов, интеллигенции, главарей клефтив и Арматол некоторых выдающихся фанариотов т.д. [7]. Накануне революционного выступления в рядах "Филики Этерия" сформировались три течения:

  • буржуазно-демократическая - развивалась под руководством Николаоса Скуфоса под влиянием успеха Французской революции. Считала необходимым опираться на народные массы, по образцу Ригас Фереоса. После смерти Скуфоса проводниками этого течения были Панайотис Анагностопулос, Теодорос Колокотрониса;
  • консервативно-компромиссная - ее составляли консервативно настроенные круги буржуазии, опасались участия народных масс, так желали получить от Греческой революции воплощения своих корыстных интересов; надеялась на поддержку европейских государств. Среди ее представителей - Александрос Маврокордатос, Йон Караджа (Иоаннис Георгиос Каратзас), Иоаннис Орладос т.п.;
  • реакционная - преимущественно крупные предприниматели и землевладельцы, которые выступали против любых изменений, которые могли повредить их процветанию, иногда прибегали к попыткам подорвать дильнисть организации и сорвать подготовку к восстанию. Среди представителей этого течения - в частности принимать Иоаннис Нотарас и Пануцос Нотарас подобное.

В конце 1818 года в состав высшего руководства компании "Невидимая власть" (Αόρατος Αρχή) входило семь человек: Эммануил Ксантос, Афанасий Цакалоф, Панайотис Анагностопулос, Панайотис Секерис и его брат А. Секерис, Антониос Комизопулос, Антимос Газис. Деятельность "Невидимой власти" перед восстанием получила особой секретности. Именно тогда "Невидимая власть" официально просила Иоаннис Каподистрия возглавить организацию, надеясь нейтрализовать оппозицию внутри общества и получить по крайней мере политическую поддержку России. 1820 года Эммануил Ксантос встретился с Каподистрия, однако последний ответил отказом, поскольку был категоричным противником революционного подхода.

Тогда Ксантос обратился к Александра Ипсиланти, генерал-майору русской службы. Он принял предложение и выдвинул требование о единоличное руководство "Филики Этерия" и руководство восстанием. Соответствующее соглашение етерийци и Ипсиланти заключили 12 апреля 1820 года в Петербурге [8].


1.3.1. Взгляды и деятельность Ипсиланти

Александр Ипсиланти считал Грецию полностью готовой к национально-освободительной войны, поскольку вырос в атмосфере вольнолюбивых российских офицеров, все братья его также находились на русской службе, а его семья была связана с Ригас Фереосом, идеологом Греческой революции. Также с 1816 года Александр Ипсиланти был членом масонской ложи "Трех добродетелей", в состав которой входили руководители декабристского движения Павел Пестель, Сергей Волконский, Сергей Трубецкой, братья Муравьевы-Апостолы Ипполит, Матвей и Сергей.

13 октября 1820 года Ипсиланти созвал в Измаиле совещание "Филики Этерия". Поскольку в настоящее время в Северной Греция на протяжении 4 месяцев шла борьба между Али-пашой и Махмудом II, совещание решила начать восстание в декабре 1820 года. За отведенные два месяца Ипсиланти был добраться из Триеста до полуострова Мани и оттуда начать восстание. Одновременно восстания должно было начаться в Дунайских княжествах, рассчитывала Этерия и на поддержку сурбського князя Милоша Обреновича [9], который возглавлял антитурецкое восстания сербов в 1815 году. Когда етерийци уже начали подготовку к выполнению Измаильский решений, Александр Ипсиланти единолично изменил план, что, вероятно, привела внутренняя борьба в "Филики Этерия" между различными группировками. Теперь Ипсиланти счел нужным сначала поднять восстание в Дунайских княжествах, а оттуда через Македонию пробиваться в Грецию.

24 февраля 1821 в Яссах Александр Ипсиланти обратился к повстанцам в своем воззвании "В бой за веру и отечество", после чего сотни патриотов прибыли в его лагерь в Молдове. За месяц восстание распространилось в Греции. Началась Греческая национально-освободительная война.


2. Структура общества

Клятва членов "Филики Этерия", высеченная на памятном камне в Колонаки, Афины

Идейным организатором "Филики Этерия" выступал Эммануил Ксантос, который имел замысел создать союз по образцу западноевропейских масонских обществ. Николаос Скуфас помогал в разработке проекта, а Афанасий Цакалов уже имел практические навыки в деятельности тайных обществ. Весной того же 1814 года началась разработка организационной структуры общества. Членами "Филики Этерия" становились преимущественно представители мелкой и средней буржуазии.

Структура "Филики Этерия" была перенята у масонов и карбонариев. Все члены в зависимости от своих функций и обязанностей делились на четыре иерархические классы:

  • брать (αδελφοποιητοί) или вламиды (βλάμηδες)
  • рекомендуемые (συστημένοι)
  • иереи (ιερείς)
  • пастыри (ποιμένες).

К первой и второй группы входил простой люд, неграмотные из народа, к третьей и четвертой относили образованных людей с определенным общественным положением. 1818 года, когда центр организации перенесли в Стамбул, создали дополнительную группы: для военнослужащих - "посвященные" и "начальники посвященных", а также для учредителей "Филики Этерия" - "архипастыри", или "Невидимая власть" (Αόρατος Αρχή), состав которой для членов организации проходили в строжайшей тайне .

До начала 1817 года общество оставалось малочисленным, поскольку вербовка в собственное Греции началось накануне восстания. На начальном этапе, когда деятельность организации сводилась в основном к вербовки [10] новых, желательно влиятельных в обществе, членов общества, этим занималась группа "иереев". Накануне восстания в 1818 году основали класс "апостолов", которые отвечали за вербовку новых членов, сбор средств, подготовку оружия и другого военного снаряжения.


Примечания

  1. Арш Г. Л. "Этеристское движение в России", М., 1970, с. 226
  2. Арш Г. Л. "Этеристское движение в России", М., 1970, с. 220
  3. Фадеев А. В. "Филики этерия" / / "Новая и Новейшая история". - 1964, № 3, с. 47.
  4. Иовва И. Ф. "Бессарабия и греческое национально-освободительной движение", М., 1958, с. 31
  5. Станиславская А. М. "Россия и Греция в конце XVIII - начале XIX века" / / История СССР, 1960, № 1, с. 86
  6. Арш Г. Л. "Историография" Филики этерия "/ /" Новая и Новейшая история ", 1964, № 3, с. 64
  7. Большая советская энциклопедия - dic.academic.ru/dic.nsf/bse/144739/Филики
  8. Арш Г. Л. "Историография" Филики этерия "/ /" Новая и Новейшая история ", 1964, № 3, с. 62
  9. Дружинина Е. И. "Декабристы", М., 1985, с. 136
  10. Арш Г. Л. "Научные встречи в Греции" / / "Новая и Новейшая история", 1982, № 3, с. 112

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам