Надо Знать

добавить знаний



Филокартия



План:


Введение

Филокартия (с греч. Phil?o - люблю и лат. Carta, charta (греч. ch?rtes) - бумага, исписанный лист, книга), коллекционирование, как правило иллюстрированных, почтовых карточек (открыток). Филокартия зародилась в конце 19 в., Когда начался массовый выпуск открыток, получивших международного распространения как самый дешевый вид почтового отправления. Первая открытка выпущена в 1869 в Австро-Венгрии (в России в 1872), первые иллюстрированные - в 1870 г. в Германии и Франции (в России в 1895), первые советские - в ноябре 1917 [1].


1. История филокартии

В 1878 на Всемирном почтовом конгрессе в Париже принят международный стандарт открытки: 9x14 см, в 1925 - 10,5 x14, 8 см, сначала обратная сторона предназначалась для адреса (специального места для письма не предусматривалось), с 1904 ее левая половина отведена для письма. Современные иллюстрированные открытки делятся на художественные (репродукционные и оригинальные) и документальные (фотооткрытки). Открытки, выпускаемые почтовыми ведомствами, имеют напечатанный знак почтовой оплаты, на открытках художественных и др.. издательств предусмотрено место для наклейки марки.

Филокартия началась с собирания видовых и этнографических открыток, которые были одним из самых доступных средств знакомства с природой, бытом и культурой народов мира. Филокартия сыграла значительную роль в популяризации произведений изобразительного искусства, экспонируемых в музеях и на выставках. Открытки с изображениями тогда существовавших исторических, географических, архитектурных и др.. объектов, памятников материальной культуры и т.п., приобретают со временем характер документальных источников, что сближало Филокартия со вспомогательными историческими дисциплинами. В конце 19 - начале 20 веков возникли первые организации филокартистов. Начали издаваться специальные журналы и каталоги (в Германии, Австро-Венгрии, Франции, России, Великобритании, США, Италии, Швейцарии, Испании и др.)., состоялись международные выставки (в Лейпциге, Петербурге, Ницце, Париже, Флоренции, Нюрнберге, Лондоне и др.)., конгрессы коллекционеров и издателей открыток (в Лейпциге - 1896, 1910; Ницце - 1899).

В начале 20 в. Филокартия стала одним из популярных видов коллекционирования, чему способствовали массовый выпуск тематически разнообразных (география, этнография, история, различные виды искусства, техника, спорт, портреты и т.д.) и высококачественных по художественному и полиграфическом исполнении почтовых открыток, а также распространение международного почтового обмена между государствами. Только в СССР ежегодно выдавалось 7-8 тыс. различных открыток (сюжетов) общим тиражом 2,5-3,5 млрд. экз. (Изд-ва: министерства связи СССР, "Изобразительное искусство", "Советский художник", "Планета", "Плакат", "Художник РСФСР", "Аврора", "Искусство" и др..). Советские филокартисты (первые объединения были основаны в 30-е гг в Москве и Ленинграде) вели работу в рамках Всесоюзного общества филателистов. Открытки, выпускаемые в СССР, учитываются "летописью изоизданий". Коллекции открыток комплектуются и государственными учреждениями (Всесоюзная книжная палата, Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина). Материалы по филокартии публикуются в сборнике "Советский Коллекционер" и бюллетене "Филателия СССР". В 1967 состоялась международная выставка открыток в Брно, в 1970 - в Будапеште. Среди уникальных коллекций - собрания Д. Анджолетти (Италия, 1,5 млн. открыток), А. Коченды (ЧССР, до 1,5 млн.), Н. С. Тагриным (СССР, 650 тыс.), Л. Петраковича ( Венгрия, 500 тыс.).


2. Филокартия в наше время

Коллекционирование, систематизация и изучение почтовых открыток, активно развивается и сегодня [2]. Сначала интерес к открыток усиливалась картинами природы, изображались на них, всевозможными строениями и достопримечательностями городов, ведь подобные рисунки в связи с отсутствием телевидения и низких тиражей красочных тематических журналов были чуть ли не единственной возможностью познакомиться с культурой и бытом других стран .

Однако, интерес филокартистов очень скоро переместился от простого ознакомления с достопримечательностями, изображенными на открытках, к уборке серий, которые содержали все выпущенные карты за определенный период.

Филокартия, кроме эстетического удовольствия, несет еще и практические функции. Благодаря изображенным на открытках историческим объектам почтовые карточки используются как исследовательский материал. Открытки с изображением шедевров мастеров кисти долгое время оставались единственными доступными массовому зрителю популяризатором изобразительного искусства. Во многих странах коллекционеры открыток стоят на одной ступени с владельцами картинных галерей, почтовые карточки продаются на аукционах наравне с картинами.

Стоимость открыток зависит от времени их изготовления, тиража и наличия на них всевозможных надписей и отметок. Конечно же, открытки - продукт массового производства, поэтому иногда даже карточки позапрошлого века стоят не очень дорого. Определить точную стоимость той или иной открытки неспециалисту достаточно трудно, поскольку хотя старые общества филокартистов и существуют более сотни лет, соответствующих каталогов и другой вспомогательной литературы выпускается крайне редко.

Появление информационных технологий добавила филокартии новые возможности. Электронная почта, программа icq, бесчисленные icq боты, программа для голосового общения Skype позволяют коллекционерам открыток активно общаться, обмениваться информацией и оперативно получать новости филокартии. Однако несмотря важную роль играют журналы для коллекционеров открыток. Они выдаются буквально по всему миру: в Германии, во Франции, в России, в США, в Италии, в Испании, в Великобритании и др.. Поэтому коллекционер скорее может получить своевременную информацию о новых выпусках почтовых открыток, новые аукционы, семинары филокартистов.


3. Общепринятая терминология [3]

  • Архивный (Archival) - Открытки музейного качества хранения. Предполагается хорошее хранение в течение длительных периодов времени.
  • Бурые пятна (Foxing) - коричневые пятна на поверхности бумаги. Это пятна плесени, проникая через бумагу, не могут быть удалены стиранием, но иногда могут быть удалены отбеливанием.
  • Видовые открытки (View Cards) - открытки, которые показывают города и различные места с помощью реальных фотографий.
  • Золотой Век Открыток (Golden Age of Postcards) - от 1898 к 1918.
  • Изучение открыток (Deltiology). Deltiologist - человек ведущая исследования открыток. Термин введен Рэндалл Рходесом из штата Огайо. Слово (греч.) означает науку изучения маленьких картин или открыток. [Советский срок Филокартия представляется не менее точным, однако это слово практически не встречается в зарубежном интернете.
  • Льняные открытки (Linen) - открытки, выпускавшиеся главным образом в 1920-1950-е годы. Поверхность такой открытки похожа на льняную ткань. Бумага, на которой они напечатаны, с возрастом желтеет.
  • Маркированные открытки (Government Postal) - открытки, которые имеют марку напечатанную на оборотной стороне открытки. Такие листовки выпускаются почтовым ведомством страны.
  • Метки альбома (Album Marks) - Окрашенные или тяжелые углубления на углах открыток от окисления со страницы старинного альбома или от веса.
  • Несколько различных видов на открытке (multi-view) - если на открытке присутствует сразу несколько небольших фотографических изображений, то в общении с зарубежными партнерами, такие открытки называются multi-view.
  • Наборы (Sets) - открытки, выпущенные набором (в обложке), или в виде книжечки с возможностью отсоединять открытки с помощью перфорированной полосы.
  • Неразделенная оборотная сторона (Undivided Back) - оборотная сторона открытки выполнена без разделительной линии, чтобы отделить сообщение от адреса.
  • Открытка (Postcard) - карточка, сделанная с намерением для отправки по почте без конверта, или как подарок [таким образом, открытками признаются и карты, не предназначенные для отправки по почте, но имеет общепринятый размер открытки]
  • Открытки загадки (Puzzle Cards) - старинные открытки, содержащие ребусы, загадки, которые предлагалось решить.
  • Разделенная оборотная сторона (Divided Back) - на оборотной стороне открытки есть центральная вертикальная линия, разделяющая части для адреса и для сообщения. Разделенные оборотные стороны открыток появились в 1902 году в Англии, в 1904 году - во Франции и в России, в 1905 году - в Германии, в 1907 году - в США. Это помогает датировать некоторые неиспользованные старинные открытки.
  • Реальная фотография (Real Photo) - термин, чтобы различить коммерческие фотографические изображения [порой применяется монтаж, наложение изображений] и фактически фотографию. Реальные фотографии предпочтительнее для коллекционирования, чем коммерчески напечатанные листовки.
  • Рельефный (Embossed) - открытки, имеющие части слегка приподняты выше поверхности. Трудно рельефные открытки выполнены в стиле папье-маше.
  • Рекламные листовки (free-cards) - открытки, содержащие рекламную информацию и не продаются в магазинах. Их можно просто взять в некоторых кинотеатрах, клубах, кафе и т.д. В России такие открытки появились и стали широко известны в филокартистов около 2001 года. На Западе такие открытки выпускаются примерно с конца 1980-х.
  • Сепия (Sepia) - темно-коричневый цвет, который встречается на старинных фотографиях.
  • Серия (Series) - группа открыток, объединенная одной темой и выпущена в одно и то же время.
  • Стерео-открытки (3d-postcards) - открытки с изображениями, переливающийся или объемное. Советский термин стерео-открытки не имеет распространения за рубежом. Там применяется термин 3d-postcards. Среди крупных стран-производителей таких открыток - Япония, США, СССР.
  • Хром (Chrome) - любая цветная открытка после 1939 года с солнечной бумажной поверхностью. Срок полученный из Kodachrome. Это современные открытки. Это - самый обычный тип открытки, которую Вы найдете в магазинах сегодня. Хромовые открытки сначала были изданы в 1950-х годах и продолжают выдаваться сегодня.
  • Художник Подписал (Artist Signed) - любая открытка, которая имеет напечатан подпись художника. Это может не иметь в виду, что художник оставил автограф, хотя примеры существуют. Если издатель напечатал подпись художника, то рассматривается, подписавшийся художник.
  • Частные почтовые (Private Postal) - открытки, выпущенные не правительством, а частным бизнесом или издательством.
  • Шелк (Silk) - открытки, где шелковая ткань применялась издателем для отдельных частей изображения или открытка, выполненная на шелковой ткани.

Примечания

Литература

  • Бабинцева С. М. и Тагрин Н. С., Библиография филокартиы (1897-1967), "Советский Коллекционер", 1970, № 7
  • Забочень М. С., Лениниана в открытку, М., 1970
  • Забочень М., Библиография филокартиы (1897-1970), там же, 1974, № 12
  • Забочень М. С., Филокартия, М., 1973; Файнштейн Э.. Б., В мире открытки, М., 1976.
  • Тагрин Н. С., В поисках Необычайно. Из записок коллекционера, Л., 1962.
  • Шлеев В., Библиография филокартиы (1900-1970), там же, 1971, № 9
  • Шлеев В., Файнштейн Э.. Б., Художественные открытки и их собирания, М., 1960.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам