Философия науки

Философия науки - раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. Вместе с тем, существуют более специальные разделы философии, например: философия математики, философия биологии, философия физики и т.д..

Как направление философия науки представлена ​​оригинальными концепциями, которые предлагают различные модели развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности.

Как философская дисциплина философия науки наряду с философией истории, логике, методологии, культурологией возникла как необходимость осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР. Эта молодая дисциплина заявила о себе только во второй половине XX в. В то же время, направление "философия науки" возник на сто лет раньше.


1. Предмет

Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по созданию новых научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически меняющемся социокультурном контексте.

2. Основные направления философии науки

Предшественницей философии как науки является гносеология XVII - XVIII в., в центре которой было осмысление сути научного знания и методов его получения. Гносеологические вопросы были центральной темой классического этапа философии Нового времени - от Рене Декарта и Джона Локка до Иммануила Канта. Как отдельное направление философия науки сформировалась в XIX в. В ее развитии выделяют несколько этапов.


2.1. Позитивизм

Позитивизм в своем развитии проходит ряд стадий - первый позитивизм, второй позитивизм ( эмпириокритицизм) и третий позитивизм ( логический позитивизм, неопозитивизм). Общая их черта - эмпиризм, который исходит от Фрэнсиса Бэкона, и неприятие метафизики, под которой позитивисты понимают классическую философию Нового времени - от Декарта до Гегеля). Кроме того, для позитивизма характерен односторонний анализ науки: считается, что наука существенно влияет на культуру человечества, в то время, как сама она подчинена только своим внутренним законам и не поддается влиянию социальных, исторических, эстетических, религиозных и др.. факторов.


2.1.1. Кумулятивная модель развития науки

Кумулятивизм - считает, что развитие знаний идет путем постепенного накопления знаний. Такой подход абсолютизирует количественные изменения и исключает возможность качественных изменений, революции в науке. Сторонники кумулятивизма представляют развитие науки как простое постепенное приумножение количества накопленных фактов и увеличение уровня обобщений. Так, Г. Спенсер рассматривал механизм развития знаний по аналогии с биологическим механизмом наследственности. Такой взгляд доминировал в классической науке и философии Антикумулятивизм - наоборот считает, что в процессе развития не существует каких-либо постоянных, непрерывных компонентов. Переход от одного этапа эволюции в науке к другому связан с пересмотром фундаментальных идей и принципов.


2.2. Постпозитивизм

Постпозитивизм - собирательное название многих различных концепций, в чем-то близких, а в чем-то противоположных. Все они возникли как попытки улучшить позитивизм.

2.2.1. Критический рационализм Карла Поппера

Карл Поппер (1902-1994) рассматривал науку как систему, изменяется и развивается. Этот аспект анализа науки он представил в виде концепции роста научного знания.

Рост научного знания происходит как выдвижение смелых гипотез и наилучших (из возможных) теорий, осуществления их проверки и опровержения, в результате чего и решаются научные проблемы. Если этот процесс останавливается, и некоторые теории доминируют длительное время, то они превращаются в догматические метафизические системы. В науке, по его мнению, никогда нет достаточных оснований для уверенности, что истина достигнута. Поппер считает, что эмпирический базис не является чем-то безусловно истинным, а является продуктом конвенции, которая, в свою очередь, зависит от соответствующей теории. Рационально действует тот ученый, который строит смелые теоретические гипотезы, открытые для отрицания. Науке, по мнению Поппера, нужен не принцип верификации, а фальсификации, т.е. не подтверждение истинности, а опровержение неистинности. Фальсификация - это принципиальное опровержение любого утверждения, что касается науки.

В своей концепции Карл Поппер формулирует три требования к росту знания.

  1. Новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной, обобщающей идеи.
  2. Она должна иметь возможность независимой проверки и приводить к явлениям, которые до этого не наблюдались.
  3. Хорошая теория должна выдерживать новые тщательные проверки.

Свою модель роста научного познания Поппер изображает схемой: Р 1 -> ТТ -> ЕЕ -> Р 2, где Р 1 - начальная проблема, ТТ - пробная теория, т.е. предположения относительно того, как решить проблему, ЕЕ - процесс устранения ошибок в теории путем критики и экспериментальной проверки, Р 2 - новая, более глубокая проблема, для решения которой необходимо выстроить новую, более основательную и информативнее теорию.

Важной особенностью подхода Поппера является концепция фалибилизму. Ее сущность заключается в том, что любое научное знание имеет лишь гипотетический характер, подвержено ошибкам. Процесс познания - это процесс преодоления заблуждения путем исключения ошибочных суждений, так как надежных источников получения истины нет, и ни одна теория не может быть безусловно подтверждена. Поэтому задача ученых - искать ошибки и ложные суждения и устранять их путем проверки теорий и выдвижение новых гипотез.

Таким образом, Карл Поппер акцентировал внимание на важных проблемах динамики знания: роста научного знания, роли гипотез в научном познании, роли эмпирического возражения и теоретической критики в развитии знания, соотношение старых и новых теорий и т.п.; вместе с тем, столкнулся с серьезными трудностями, эт 'связанными с абсолютизацией принципа фальсификации, конвенциализмом в толковании восходящих основ знания, отрывом объективного знания от исторического субъекта познания, отказом от признания объективной истинности научного знания, преувеличение аналогии с биологической эволюцией, отрицание определенных закономерностей в развитии науки, природы и общества [1].


2.2.2. Концепция исследовательских программ Имре Лакатоса

Сам Лакатош (1922-1974), (ученик Поппера), называл свою концепцию "усовершенствованным фальсификационизм". Он ввел понятие научно исследовательской программы (НДП), что позволило более реалистично описать историю науки. Согласно его точке зрения, НДП является основной единицей развития и оценки научного знания. НДП - метатеоретического образования, в рамках которого осуществляется теоретическая деятельность, это серия теорий, объединенных совокупностью фундаментальных идей и методологических принципов, которые сменяют друг друга. Развитие науки за Лакатасом - это последовательная смена НДП, которые могут некоторое время сосуществовать и конкурировать между собой.

Любая научная теория должна оцениваться вместе со своими вспомогательными гипотезами, начальными условиями, а главное, вместе с теориями, которые ей предшествовали. Таким образом, объектом методологического анализа становится не отдельная гипотеза или теория, а серия теорий, есть определенный тип развития.

Каждая научно-исследовательская программа как совокупность определенных теорий включает в себя: а) "жесткое ядро" - целостную систему фундаментальных, конкретно-научных и онтологических допущений, которые хранятся во всех теориях данной программы б) "защитный пояс", состоящий из вспомогательных гипотез и обеспечивает сохранение "жесткого ядра" от возражений в) нормативные, методологические правила-регуляторы указывающие перспективные пути исследований (положительная эвристика) и те, которые надо обходить (отрицательная эвристика). Если за Поппером, при появлении фальсифицирующего примера теория должна быть отвергнута, то в концепции же Лакатоса при появлении фальсифицирующего факта ядро сохраняется, а защитный пояс меняется [2].

Развитие науки - это изменение тесно связанных совокупностей теорий, за которыми стоит конкретная научно-исследовательская программа - "фундаментальная единица оценки" существующих программ. Изменение научно-исследовательских программ и является научной революцией. При этом, по мнению Лакатоса, старые НДП исчезают бесследно.

В свои работах Лакатос показывает, что в истории науки очень редко бывают периоды, когда доминировала одна программа (парадигма), как утверждал Т. Кун. Как правило, в любой научной дисциплине существует несколько альтернативных научно-исследовательских программ. Конкуренция между ними, взаимная критика, смена периодов расцвета и упадка программ придают развитию науки того реального драматизма научного поиска, который отсутствует в куновской монопарадигмальний "нормальной науке" [1].


2.2.3. Концепция исторической динамики науки Томаса Куна

Томас Кун (1922-1996) ввел в философию науки такие понятия, как научная парадигма, научное сообщество, нормальная наука и научная революция. По Куну, развитие науки происходит скачками. Развитие научного знания Томас Кун представил как процесс смены парадигм. По его мнению, долговременные периоды развития нормальной науки в рамках определенной парадигмы сменялись периодами научных революций, которые представляли собой изменение парадигмы. Схема представлена ​​Куном, включала следующие стадии: донаучная - кризис - революция - новая нормальная наука - новый кризис - революция т.д.. Парадигма Куна - это в общем виде основная единица измерения процесса развития науки. Куновской концепцию развития науки можно сформулировать следующим образом:

  • допарадигмального стадия развития науки, которая характеризуется наличием различных точек зрения, фундаментальных теорий, загальнопринятих методов и ценностей;
  • создание единой парадигмы на основе консенсуса членов научного общества;
  • на основе этой парадигмы происходит нормальное развитие науки, накапливаются факты, совершенствуются теории и методы;
  • в процессе такого развития возникают аномальные ситуации, приводящие к кризису, а затем к научной революции;
  • научная революция - период разрушения парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами и утверждение новой парадигмы.

Можно рассматривать локальные научные революции (охватывают отдельную науку) и глобальные научные революии, которые охватывают всю науку в целом и приводят к новому видению мира. Можно выделить следующие глобальные научные революции:

  1. Научная революция XVII в., Которая знаменовала появление классического естествознания. Все научные достижения встраивались в общую галиевсько-ньютоновскую картину мира.
  2. Научная революция конца XVIII-начала XIX в., Которая привела к дисциплинарной организации и дифференциации науки.
  3. Научная революция конца XIX - начала ХХ в. - Революционные изменения в различных областях знаний: открытие теории относительности, квантовой механики, просмотр восходящих представления о пространстве, времени, движении, возникновение кибернетики, становления теории систем, генетики. Эти открытия при внедрении в промышленность стали основой для научно-технической революции.
  4. Научная революция конца ХХ - начала XXI в. - Открытие в микро-и мегамире, начало глобальной перестройки всех знаний о Вселенной [1].

2.2.4. "Анархистская эпистемология" Пола Фейерабенда

Основной принцип Пола Фейерабенда - "anything goes" (все разрешено). Философ отстаивал позицию теоретического и методологического плюрализма, считал, что существует множество равноправных типов знания и методологий, способствует развитию знания и человека. По его мнению, невозможно создать одну хорошую эмпирическую методологию, равноценными есть все методологические стратегии, правомерно принятия любой теоретической концепции. Самыми периодами в развитии науки есть периоды создания и борьбы альтернатив. Развитие познания, считает Фейерабенд, осуществляется благодаря критике несовместимых теорий при наличии фактов. Поэтому в научной работе ученые должны руководствоваться принципом "пролефирации" (размножение) теорий: создавать теории альтернативные по отношению к существующим, даже если последние подтверждены и имеют всеобщее признание. Фейерабенд придает большое значение альтернативам, они, по его мнению, защищают науку от догматизма и застоя, создают условия для создания новых приборов, дают возможность давать различные теоретические толкования, способствовать развитию творческих способностей ученого.

Принцип методологического плюрализма указывает на то, что можно создавать теории, которые не соответствуют общепринятым взглядам. Фейерабенд выдвигает идею не только методологического плюрализма, но и идею методологического анархизма, утверждая, что в познании не может быть универсального метода. В науке вообще можно делать все что угодно, никаких рациональных критериев отбора теорий нет. Каждый ученый может создавать и разрабатывать свои собственные теории, не обращая внимания на противоречия и критику. Деятельность ученого не подчиняется никаким рациональным нормам. История науки, по его мнению, представляет собой хаотическое переплетение различных идей, ошибок, интерпретаций фактов, открытий. Развитие науки - иррациональный: новые теории получают признание не потому что ближе к истине, а благодаря пропаганде сторонников. В этом смысле наука ничем не отличается от мифа или религии и является одной из форм идеологии. Поэтому надо освободить общество от диктата науки, отделить науки от государства и предоставить науке, религии, мифа одинаковых прав [1].


2.2.5. Эволюционная модель развития науки С. Тулмина

Стивен Тулмин (1922-1997) - автор концепции, которую называют "селекционной модели наук" или "методологической теорией эволюции научных понятий". Особенности его концепции:

  • Фундаментальные научные проблемы могут быть решены только рамках целостного исторического контекста.
  • Наука рассматривается не как целостная система с присущей ей организацией, а как популяция проблем, понятий и объяснительных процедур.
  • На первое место выдвигаются научные понятия, развитие знаний рассматривается как результат синтеза понятий, которые уже есть и которые образуются.
  • Отрицание теории научных революций Куна и замена ее теорией эволюции.
  • Эта теория базируется на теории эволюции Дарвина: теории, принадлежащие к одной или нескольких смежных предметных областей, является своеобразной популяцией, члены которой участвуют в процессах изменчивости и отбора.
  • Изменчивость рассматривается как введение в постоянную схему новаций, улучшающие объяснительный потенциал системы описания.
  • Отбор будет приводить к принятию новых новаций и отрицание других, то есть (на языке теории эволюции) закрепление определенных признаков.
  • Научный процесс рассматривается как постоянный и ненаправленный процесс борьбы идей за выживание путем лучшей адаптации к среде обитания.

Таким образом, С. Тулмин удалось применить исторический подход к анализу науки, разглядеть некоторые диалектические свойства развития науки, в частности рассмотреть эволюцию научных теорий в связи с изменением исторических типов рациональности. Вместе с тем, он абсолютизировал биологическую аналогию, что привело к релятивистского взгляда на науку [1].


3. Источники

  1. Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы узнаете: Исследование процесса научного познания. - М., 1984.
  2. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1975.
  3. Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки - М.: Академический Проект;

Трикста, 2008. - 475 с.

  1. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. - М., 1995.
  2. Мамардашвили М. Стрела познания (набросок естественно-исторической гносеологию). - М., 1997.
  3. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983.
  4. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. - К., 1997.
  5. Тулмин С. Выдерживает ли критику различие нормальной и революционной науки. - М., 1994.
  6. Тулмин С. Человеческое понимание. - М., 1984.
  7. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986.

Литература


5. Интернет-ресурсы


6. Смотри также

п ? в ? р Философия
Западная философия ? Философия
История философии
Области
Философия ...
антропологии ? войны ? географии ? юмора ? действия ? экономики ? закона ? информации ? истории ? литературы ? математики ? языка ? музыки ? обучения ? науки ? здравоохранения ? политики ? психологии ? религии ? сознания ? социальных наук ? техники ? физики ? Онтология ? Метафилософия
Школы
Аверроизм ? Аналитическая философия ? Аристотелизм ? Ашари ? Гегельянство ? Гедонизм ? Герменевтика ? Гуманизм ? Деизм ? Деконструкция ? Деонтология ? Диалектический материализм ? Досократики ? Дуализм ? Экзистенциализм ? Эмпиризм ? Эпикурейство ? Епифеноменализм ? Этика добродетели ? Идеализм ? Квиетизм ? Континентальная философия ? Концептуализм ? Либерализм ? Логический позитивизм ? Марксизм ? Материализм ? Монизм ? Мутазилиты ? Натурализм ? Неоплатонизм ? Нигилизм ? Новые философы ? Нью-эйдж ? Объективизм ? Пантеизм ? Партикуляризм ? Платонизм ? Позитивизм ? Постконструктивизм ? Постмодернизм ? Прагматизм ? Провиденциализм ? Рационализм ? Реализм ? Релятивизм ? Скептицизм ? Стоицизм ? Структурализм ? Схоластика ? Трансцендентная философия ? Утилитаризм ? Феноменология ? Физикализм ? Философия Авиценны ? Философия Канта ? Философия обыденного языка ? Франкфуртская школа ? Функционализм
Портал Философия ? Категория Философия