Философская антропология

Рассуждения ночью (Иллюстрация из книги 1891 г.)

Проблема человека в философии является одной из самых актуальных. Однако только в современной философии возникло отдельное направление - философская антропология. Философская антропология (от философия и антропология) - в широком смысле - философское учение о природе (сущности) человека; в узком - направление (школа) в западноевропейской, преимущественно немецкой, философии первой половины XX века, который выходил из идей философии жизни (Дильтей), феноменологии Гуссерля и других, в рамках которого делалась попытка воссоздать целостность понятия о человека путем использования и толкования данных различных наук - биологии, психологии, этнологии, социологии и т.д..

Направление, задачей которого является системное изучение и обоснование сущности человеческого бытия и человеческой индивидуальности. Нередко термин "философская антропология" понимается в широком смысле - как философское учение о человеке, или философию человека. Чтобы понять современное состояние философии человека, необходим исторический экскурс решения проблем человека. Кристаллизация философского понимания человека, особенно на начальных этапах развития философии, происходила на основе мифов, легенд, преданий и заложенных в них идей, образов, понятий, а также своеобразного диалога между мифологией и философией, только "вставала на ноги" в своем развитии.


Проблема человека в философии на разных этапах развития философии

В философии Древней Индии, например, человек мыслилась как часть мировой души, а человеческая жизнь понимали как определенную форму бесконечной цепи перерождений. Это соответствовало концепции круговорота жизни (сансары), которая была важнейшей составляющей Упанишад - текстов, которые одновременно выражали мифологический, религиозный и философский мировоззрения. В учении о переселении душ граница между живыми существами (растениями, животными, человеком и богами) является очень условной, подвижной, непостоянной. Только человеку свойственно стремление к свободе, к высвобождению от страстей и соблазнов эмпирического бытия с его законом сансары - кармы.

В древнегреческой философии сначала человек не существует сама по себе, а является составной частью системы определенных отношений, толкуются как абсолютный порядок и космос. Человек в таком контексте мыслилась как часть Космоса, как микрокосм, который был отражением макрокосмоса (часть Космоса в пределах человеческого восприятия), который понимали как живой организм. Такие взгляды на человека отстаивали представители Милетской школы.

Платон и Аристотель (справа), центральный фрагмент фрески Рафаэля Афинская школа. Аристотель, держа свою Никомахову этику, указывает на землю, отражает его веру в познания через эмпирическое наблюдение и опыт, в то время как Платон указывает на небеса отражает его веру в форму - эйдос

Непосредственно антропологическая проблематика находит свое выражение в деятельности софистов и в творчестве автора философской этики Сократа, которые вводят человека в бытие как главное действующее лицо. "Мерило всех вещей - человек" - основополагающий принцип софистов. Платон стоял на позициях антропологического дуализма души и тела, хотя душа считал субстанцией, которая и делает человека человеком, а тело рассматривал как враждебное ей материю. Поэтому от качества души зависела и общая характеристика человека, его назначения и социальный статус. В концепции Аристотеля человек рассматривается как существо социальное, государственная, политическая. По его мнению, тот, кто не способен к общению, поскольку считает себя существом самодостаточным и не чувствует потребности в чем-то, уже не является элементом государства. Он становится или животным, или божеством. Аристотель обращает внимание еще ​​на две отличительные признаки человека - его ум и язык. "Только человек из всех живых существ владеет языком", - отмечал он. Поэтому социальность, разумность, и язык являются теми основными характеристиками, которые выделяют человека среди живых существ.

В средневековой философии человека трактовали прежде всего как часть мирового порядка, установленного Богом. Она в основном рассматривалась как единство божественной и человеческой природы, которая находила свое выражение в образе Христа. А. Блаженный, следуя Платона, считал, что человек является противоположностью независимых души и тела, но только душа делает человека человеком. Она является ее имманентной субстанцией. Ф. Аквинский в толковании проблемы человека опирался на учение Аристотеля, трактовал человека как промежуточное существо между животными и ангелами. Он отстаивал единство души и тела, считал, что душа определяет сущность человека. Человек, по его мнению, является личностным единством души и тела. Душа - нематериальная субстанция, но она виявна только в теле. Несмотря на различия, философская культура христианства, открыв внутренний духовный мир человека, сделала шаг вперед в постижении человека по сравнению с античной философской классикой.

Философия Нового времени, хотя и не освободилась полностью от религиозного влияния, проблему человека решает не в мистическом свете, а в реальных земных условиях, утверждая ее естественное влечение к добру, счастью, гармонии. Этой философии органично присущ гуманизм и антропоцентризм, она часто пронизана идеей автономии человека, верой в его безграничные возможности. В Новое время в главных признаков человека было отнесено то, что она силой своего ума создает орудия труда, чтобы увеличить собственную производительную способность. Происходит механистический взгляд на человека как своеобразную машину (Р. Декарт, Ж.-О. Ламетри, П.-А. Гольбах, Д. Дидро, К.-А. Гельвеций). Человеческий организм (на который влияет на сознание и испытывает на себе обратное влияние) - это самостоятельная заводная машина вроде часового механизма. Еще одной отличительной чертой философской атропологии этого времени является толкование человека как продукта природы, вполне детерминированной ее законами. По словам П.Гольбаха, она "не может - даже мысленно - выйти из природы".

В немецкой классической философии проблема человека находилась в центре философских поисков. В частности, И. Кант считал вопрос "что такое человек?" главным вопросом философии, а самого человека - "главным предметом в мире". Он придерживался позиции антропологического дуализма, но его дуализм - это не дуализм души и тела, как у Декарта, а морально-природный дуализм. Человек, по Канту, с одной стороны, принадлежит природной необходимости, а с другой - моральной свободе и абсолютным ценностям. Как часть чувственного мира явлений, она подчинена необходимости, а как носитель духовности - человек свободен. Отличительной чертой человека, по Канту, является самосознание, которое и отличает ее от других живых существ. Гегель в своей антропологической концепции сосредоточился на выражении положения человека как субъекта духовной деятельности и носителя общезначимого духа и разума. Лицо, отметил он, в отличие от индивида, начинается только с осознания себя как существа "бесконечной, общей и свободной". Несмотря на то, что представители немецкой классической философии добавили к общей характеристике человека такие новые черты, как "духовность", "духовная деятельность", эти черты не получили необходимого качественного измерения, поскольку их антропологические концепции, как и вся их философия, были пронизаны исключительно духом рационализма.

И только в современной философской мысли с ее ярко выраженным стремлением приблизиться к отдельно взятого живого человека, с открытием глубинной человеческой иррациональности внутренний мир человека, его духовность приобретают необходимую оценки. Первым, кто осмелился прервать песни триумфа, которые распевал чистый интеллект, по словам Э. Фромма, был 3. Фрейд. Он показал, что ум - ценная и найлюдськиша свойство человека - сам подвергается переменному воздействию страстей, и только их понимание может освободить разум и обеспечить нормальную работу. В произведениях Фрейда отражено глубокую диалектику социального и биологического (природного) в человеке. Он раскрыл силу биологических желаний их относительную самостоятельность, способность к сублимационных, есть возможность "переключать" собственную энергию как на общественно полезный труд, так и входить в конфликт с социальным, нормам культуры и, при определенных условиях, одерживать над ними победу, а за их торможения (подавления) быть источником неврозов.

Двойственность, противоречивость человеческой природы формирует ее целостность через единство внутреннего душевной жизни. Этот сложный синтезирующий процесс в сочетании с активной внешней сознательной деятельностью и формирует человека. Без него, по словам Бердяева, она была бы лишь сочетанием отдельных кусков и обломков. Вследствие этого творческого акта преодолевается животная природа человека, реально растет его сознание, формируется ее неотъемлемый атрибут - духовность.

Духовность - мера человечности как данность, что укоренено в глубины внутренней жизни человека и благодаря которой естественная человеческая индивидуальность может реализовать себя как личность.

В новейшей философии появляется еще одна важная черта в толковании специфических особенностей человеческой природы - ее способность к трансцендентування. Человека можно определить как живое существо, может сказать "Я", осознавать сам себя как самостоятельную величину, - замечал Э. Фромм. Животное живет среди природы и не трансцендентуе ее, она не осознает себя и не нуждается в идентичности, как это свойственно человеку. Это мнение поддерживает и М. Шелер, утверждая, что только человек - поскольку он личность - способна подняться над собой как живым существом и, исходя из одного центра как бы потустороннее пространственно-временного мира, сделать предметом своего познания все, включая самого себя.

Поэтому только человек обладает способностью подняться над собой, идеально отказаться от своей эмпирической природы и поднявшись над ней, анализировать, оценивать ее. Только духовное начало в ней, принципиально отличное от всех эмпирических качеств (в том числе и интеллектуальных), что выходит за пределы ее эмпирической природы вообще, является то нечто, присущее самой только человеку и определяет ее настоящую своеобразие. Такие взгляды разделяли М. Хайдеггер, М. Бердяев, В. Соловьев, С. Франк, М. Шелер, Ж.-П. Сартр и многие другие философы.

Итак, философы разных этапах развития философии стремились разгадать природу человека, найти в ней своеобразное что-то, благодаря чему человек является человеком. Вместе содержание, понимание этого сущностного фактора интерпретировались по-разному, что вполне закономерно, учитывая разные эпохи, в которых жили философы, и на чрезвычайно сложный и противоречивый объект изучения - человека. Поэтому целесообразным является выделение не какого-то одного, а нескольких неотъемлемых признаков человеческого, в частности:

  • наличие ума (эта концепция распространенная и достаточно устойчива. От Аристотеля до Канта, от Гегеля и К. Поппера она почти не претерпела существенных изменений);
  • социальность (человек является существом, бытие которой из-за необходимости (потребность добывания пищи, защиты и воспроизводства себе подобных, приобретение собственно человеческих качеств) связано с социальной организацией);
  • целенаправленная деятельность (человек является существом, сознательно творит. Животное действует благодаря присущей ему структуры инстинктов, а человек реализует себя через целенаправленную деятельность по созданию необходимых условий для удовлетворения его биологических, социальных и духовных потребностей всего созданием орудий труда);
  • способность творить символы прежде слово (благодаря слову человек общается, облегчает и улучшает процесс общественной деятельности - трудовой, социальной, политической, духовной);
  • духовность как мера качественности лица, ее человечности (то, что дает человеку неповторимой уникальности из всего живого на планете, то, что присуще только ей. Эта определяющая качество является не внешне сложившимся феноменом, а достоянием активности самого человека, самоспрямованои на удовлетворение своих внутренних естественных потребностей).

Приведенные признаки взаимосвязаны и характеризуют человека как сложную деятельное целостность, своеобразно сочетает свои составляющие в русле концепции неклассической парадигмы "все во всем" ( принцип Маха). Анализировать такую ​​целостность можно только через осмысление всей полноты ее сущностных форм и условий существования в синергичной аспекте. Завершая рассмотрение природы, сущности человека, следует обратить внимание на соотношение понятий "Человек", "Индивид", "Лицо", "Индивидуальность", которые иногда употребляют как взаимозаменяемые, тождественны. Эти понятия являются однопорядковыми, но не идентичными. Самым общим понятием является "человек".


См.. также

Литература

  1. (Рус.) Брюнинг В. Философская антропология / / Западная философия (итоги тысячелетий). - Екатеринбург, 1979.
  2. Е. М. Причепий, А. Н. Черний, Л.А. Чекаль "Философия", учебник, Киев, Академвидав, 2007


Аристотель Это незавершенная статья философии.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.