Надо Знать

добавить знаний



Финикия


Расположение Финикия

План:


Введение

Финикия ( греч. Φοινίκη ) - Древняя страна, расположенная на побережье Средиземного моря (на территории современных Ливан, Сирии и Израиль). Жители страны, финикийцы ( греч. Φοίνικες ), Создали мощную цивилизацию с развитыми ремеслами, морской торговлей и богатой культурой. Финикийская письменность стала одной из первых зафиксированных в истории систем слогового фонетического письма. Наивысший расцвет финикийской цивилизации приходится на 1200-800 годы до н. е. В VI веке до н.е. Финикию завоевали персы, а в 332 до н.е. - Александр Македонский.

Сейчас есть некоторая неуверенность возможно рассматривать финикийцев как этнос. Их цивилизация была сосредоточена в городах, вроде древней Греции. Каждый город был независимым политической единицей, каждый город мог вступить в войну с другим городом или образовывать лиги или альянсы. Могущественными финикийскими городами-государствами в Леванте были Тир и Сидон.

Финикийцы говорили финикийском языке, наиболее приближенной к ханаанской языка семитской языковой семьи. Финикийский алфавит - предок фактически всех современных европейских алфавитов. Через морскую торговлю, финикийцы распространили использования алфавита на Северную Африку и Европу, где алфавит позаимствовали греки.

Главные города Финикии - Акко, Ахзив, Тир (современный Сур), цараат (Сарепта), Сидон (современная Сайда), Бирут (современный Бейрут), Библ (теряю, современный Джубейль) Триполи и Арвада. Иногда в финикийских городов относят также и расположенный к северу от Финикии Угарит (современная Рас-Шамра).


1. Этимология

Название Финикия не является самоназванием жителей страны, которые именовали себя (как и этнически родственных им жителей Палестины и Сирии) ханаанеями. Но соседи со временем стали отделять население прибрежных городов от Хананеев, которые жили в глубине континента. Впервые название "страна Фенхе "(что скорее всего переводилась как" край лесорубов ") встречается в египетских текстах эпохи Среднего царства. Так обозначались земли вокруг городов Библ и Арвада, откуда в Египет поступала ценная древесина. В этом смысле фенхе - финикийцы противопоставлялись сидонянам ("рыбакам"), которые жили южнее. Название "финикийцы" и "сидоняны" использовали как определение отдельных, хотя и соседних народов, и греки - до гомеровской эпохи, однако впоследствии под сидонянамы начали понимать прежде всего, жителей города Сидон, а словом "финикийцы" означать жителей всех прибрежных ханаанейских городов - от Акко в Арвада (включая самого Сидон). Позже этимологию слова "Финикия" начали выводить из греческого φοινως - "Багряный", мол, так греки называли эту землю и ее народ за главным предметом торговли ( пурпуром). Существовало и еще одно объяснение - "страна красного солнечного божества Феникса" ( Φοϊνιξ ), Который появлялся с востока.


2. История

Археологам, языковедам, и религиоведов трудно отделить финикийцев от других Ханаана. Однако, финикийцы уникальные своими прекрасными мореходными достижениями.

Некоторые ученые считают, что сначала финикийцы не были семитами, а лишь после миграции семитов между 2300 и 2100 до н. е. с Благодатного полумесяца перешли на семитскую язык.

Прибрежное положение финикийских городов способствовало развитию торговли. Установлено, что уже во II тысячелетии до н. е. существовали торговые связи между финикийскими городами и Египтом. Период наивысшего подъема торговли финикийцев начался около 1200 г. до н. н.э., когда внутр. области Палестины были заняты израильтянами, а Сирия - арамеями.

Отдельные финикийские города превратились в самостоятельные города-государства. В ранний период главную роль играл Библ, позже его место занял Тир. Финикийские города готовы были скорее платить дань материковым государствам, при условии, что те не будут мешать их торговле, чем вести долгие войны за независимость. В поисках дешевого сырья и новых рынков сбыта финикийцы плавали по всему Средиземному морю, доходили до Атлантического побережья Испании и даже - до Британских островов, откуда везли олово.

Финикийские колонии

Опорные пункты финикийцев находились в Испании, в Сицилии, на Сардинии и Корсике; но наибольшее значение приобрели североафриканские колонии, и прежде всего Карфаген, опасный противник Рим.

Финикийский флот, посланный фараоном Нехо (Нехао), совершил плавание вокруг Африки.

По Геродоту, Финикия простиралась от Посейдонии к Палестины. При Селевкидов ее считали от Орфосии (устье Нар-берида) до устья Нар-зерка. Из более поздних географов одни (например Страбон) считают Финикией весь берег в Пелусия, другие южную границу ее помещают в Кесарии и Кармил.

Только римский поздний провинциальный разделение распространил имя Финикии на прилегающие к полосе внутренние области до Дамаска, а затем стали различать Финикию Приморскую от Ливанской. При Юстиниане даже Пальмира была включена в состав последней. В Мк 7:26 говорится о "сирофиникиян", чтобы таким образом отличить их от африканских финикийцев, которых римляне называли "пунами".


3. Финикия в Библии

Для финикийцев в Библии нет сборной имени. Как потомки Ханаана, они именуются "хананеями" ( Быт. 10:19; Иов 40:25; Ос. 12:7) или названы по их главных городах, прежде всего Сидона ( Суд. 3:3; 10:6; 3 Цар. 5:6; Иез. 27:8) и Тира (Пс. 82:8; 86:4). Предками финикийцев в Библии названы Ханаан и Хам ( Быт. 10:6,15). Яркий описание финикийской торговли дано в книге Иезекиля (Иез. 27).


4. Отношения с другими народами региона

От финикийцев греки получили сведения о производстве стекла и переняли алфавит. Прогнозы пророков о грядущем суде над Тиром ( Исократ. 23; Иез. 26-28) сбылись, когда после периода персидского господства Александр Македонский завоевал и разрушил этот город. Вскоре, однако, Тир был восстановлен. Тяжелым ударом для финикийской торговли впоследствии стало падение и окончательное разрушение Карфагена. В римскую эпоху Финикия вошла в провинцию Сирия.

Отношения Финикии с Израилем носили эпизодический характер. Во времена Давида и Соломона Тирский царь Хирам оказывал Израилю экономическую помощь и предоставлял финикийских мастеров для строительства флота и моряков для его эксплуатации. Женитьба Ахава на Иезавели, дочери Сидонскую царя Ефваала, имело важное политическое значение, но произвело пагубное влияние на израильскую религию. В Деяниях Финикия упоминается как земля, через которую проходил путь от Иерусалим в Антиохии (Деян. 11:19; 15:3). Для Илии (3 Цар. 17:9), как и для Иисуса (Мф. 15:21), эта область, лежащую за пределами Израиля, была местом, куда они время от времени шли в поисках уединения для размышлений и молитвы.

От античных авторов (прежде всего Филон) известно о мифологии Финикии.


Источники

Литература

  • Доналд Беньямин Харден. Финикийцы: основатели Карфагена. - Центрполиграф, 2002. С. 263. ISBN 5-227-01939-8

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам