Надо Знать

добавить знаний



Флейта



План:


Введение

Флейтистка

Флейтанем. Flte) - общее название духовых музыкальных инструментов, в которых воздушный столб начинает колебаться под действием тока воздуха рассекается об острый край стенки ствола. Флейтой обычно называют наиболее распространенный в профессиональной музыке разновидность флейт - поперечную флейту.

Флейта является одним из древнейших музыкальных инструментов. Прародителем флейты можно назвать обычный свисток, который появился еще у древних народов, и в те времена был скорее не музыкальным инструментом, а игрушкой или приспособлением для выполнения религиозных магических обрядов, например, у индейцев Северной и Южной Америки, которые изготовляли свистки из глины, кости и дерева.

Первая найденная флейта имела четыре отверстия и была изготовлена ​​из кости неандертальцем.


1. Разновидности флейт

По принципу игры различают поперечные, продольные и многоствольные флейты.

1.1. Поперечные флейты

Разновидности флейт

Поперечная
Флейта-пикколо
Бас-флейта
Блок-флейта

Флейта (обычная) - духовой инструмент, используемый в симфонических оркестрах. Изготавливается из серебряно - цинкового сплава, реже - с драгоценных металлов (серебро, платина, золото), иногда из черного дерева палисандр; состоит из 3 частей: лабио, большое колено и малое колено. Лабио имеет небольшое отверстие, в которое вдувается воздух, в этом же отверстии происходит рассечение потоков воздуха острой кромкой. Исполнитель держит флейту горизонтально, отчего она называется поперечной, или флейта-траверсы, в отличие от продольной флейты, которую держат во время игры как кларнет.

Кроме вышеупомянутого отверстия на большом и малом коленях поперечная флейта имеет 14-16 отверстий, которые закрываются клапанами. Порядок приложения пальцев до отверстий и клапанов называется аппликатурой. При всех закрытых отверстиях флейта дает низкий звук. Звуковой характер флейты - мелодичный, поэтический, но по мнению некоторых ценителей в флейт, изготовленных из металла, ему не хватает теплоты. Современный вид флейта получила Между 1832 и 1847 годами после реконструкции немецким мастером Теобальдо Бемом.

Диапазон флейты - от c 1 (иногда h) в c 4 (иногда f 4). В оркестровой партитуре партии флейт пишутся над всеми другими оркестровыми партиями.


1.1.1. Флейта-пикколо

Малая флейта - разновидность поперечной флейты, по конструкции аналогична обычной, но в два раза меньше и звучит на октаву выше, диапазон - от d 2 до c 5 (по реальным звучанием). В верхнем регистре звучит чрезвычайно пронзительно, выделяясь даже в оркестровом tutti. Широко используется в симфонических и духовых оркестрах.

1.1.2. Альтова флейта

В строю G разновидность поперечной флейты, по конструкции аналогична обычной, но в полтора раза больше и звучит на кварту ниже обычной. Используется сравнительно редко.

1.1.3. Другие разновидности

Существуют также чрезвычайно редко применяемые инструменты - басовая флейта, звучащая на октаву ниже обычной, и еще более экзотическая - контрабасовая флейта. Эти разновидности отличаются также тем, что трубка в них для удобства игры согнута.

1.2. Продольные флейты

Продольную флейту в отличие от поперечной держат продольно, отсюда и название. Существует множество народных инструментов, относящихся к продольным флейт - свирели, дудки, свирили т.д.

1.2.1. Блок-флейта

Блок-флейту производят, как правило, из дерева или пластика. Блок-флейту держат продольно, вдувая воздуха в отверстие расположено на торце трубки. Рядом с этим отверстием, подобно устройству свистка, расположено выходное отверстие с гранью, которая рассекает воздух. На самой трубке тоже расположены отверстия, закрываемые пальцами для воспроизведения разных тонов. Существует несколько разновидностей.

Используются для начального обучения, а также для исполнения народной и музыки прошлых эпох.


1.3. Многоствольные флейты

Встречаются у разных народов. Многоствольная продольная флейта состоит из набора трубочек разной длины, каждая из которых настроена на определенную высоту. Многоствольная флейта известна также под названием флейта Пана (названа по имени древнегреческого бога полей и лесов). В Украине многоствольные флейты распространены в карпатском регионе и известны под названиями пусть, кувици, свирили подобное.

Через Карпаты и Дунай
Прислали подарок - самый.
А давнюю он имеет примету:
То семь свирелей из тростника
( Андрей Малышко).

2. История развития флейты

Костяная флейта эпохи палеолита (ориньякська культура).

В древнегреческой мифологии изобретателем флейты считается сын Гефеста Ардан.

Древнейшей формой флейты, видимо, был свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток на Свистков флейту, на которой уже можно исполнять музыкальные произведения. Первые археологические находки флейты датируются 35-40 тысяч лет до нашей эры, таким образом флейта является одним из древнейших музыкальных инструментов [1].

Продольная флейта была известна в Египте еще ​​пять тысяч лет назад, и она остается основным духовым инструментом на всем Ближнем Востоке. Продольная флейта, имеющая 5-6 пальцевых отверстий и способная к октавного предшествующего, обеспечивает полный музыкальный звукоряд, отдельные интервалы внутри которого могут меняться, образуя различные лады посредством перекрещивания пальцев, закрытия отверстий наполовину, а также изменения направления и силы дыхания.

Поперечная флейта с 5-6 пальцевыми отверстиями была известна в Китае менее 3 тысяч лет назад, а в Индии и Японии - более двух тысяч лет назад. В Европе в период Средневековье были распространены, в основном, простые инструменты типа свистка (предшественницы блок-флейты и флажолета), а также флейта поперечная, которая проникла в Центральную Европу с Востока через Балканы, где до сих пор остается самым распространенным народным инструментом.

К концу 17 века поперечная флейта была усовершенствована французскими мастерами, среди которых выделяется Жак Оттетер, которые, в частности, добавили к шести пальцевым отверстий клапаны для выполнения полного хроматического звукоряда. Обладая более экспрессивным звучанием и высокими техническими возможностями, поперечная флейта вскоре вытеснила продольную (блок-флейту) и к концу 18 века заняла прочное место в симфоническом оркестре и инструментальных ансамблях.

Между 1832 и 1847 годами Теобальд Бем усовершенствовал инструмент, который с тех пор уже относительно мало изменился. Он ввел следующие наиболее важные новшества: 1) расположил большие пальцевые отверстия в соответствии с акустическими принципами, а не удобствами исполнения; 2) снабдил инструмент системой клапанов и колец, помогающей закрывать все отверстия, 3) использовал цилиндрический канал старых времен, но параболической головкой, что улучшило интонацию и выровняло звучание в разных регистрах, 4) перешел на использование металла для изготовления инструмента, по сравнению с деревянным инструментом усилило блеск звучания. Флейты обычно делались из серебра, хотя некоторые исполнители все еще предпочитали использовать дерево; в 19 веке были популярны также инструменты из стекла и слоновой кости.


Примечания

  1. " " " Рядом с Древнейшей скульптурой найдены музыкальные инструменты - elementy.ru / news? newsid = 431111 ", Элементы.ру, 2009-06-26.

Литература

  • Тризна Б. Флейта. - М.: Музыка, 1964
  • Платонов Н. И. - Пути развития исполнительского мастерства на флейте: Дис ... докт. иск. - М., 1957
  • А. П. Баранцев Мастера игры на флейте профессора Петербургском - Ленинградское консерватории 1862-1985 г." - Петрозаводск, 1990
  • Качмарчик В. П. "Немецкое флейтовое искусство XVIII-XIX вв." - www.mosconsv.ru/publications/details.phtml?640 - Донецк, 2008 ISBN 978-966-7271-44-2
  • Качмарчик П. Коническая флейта Т. Бема - первый этап "тотальной модификации" конструкции инструмента / / Искусствоведение Украины: сб. наук. пр. - М.: Институт проблем современного искусства АГУ, 2004. - Вып. 4. - С. 117-124.
  • Качмарчик П. Флейта Т. Бема в Парижской консерватории / / Теоретические и практические вопросы культурологии: сб. наук. ст. - Мелитополь, 2005. - Вып. XVIII. - С. 37-46.
  • Качмарчик В. П. Роль И. Кванца в становлении немецкой флейтового школы / / Исполнительское музыковедение. Научный вестник. - М.: НМАУ им. П. И. Чайковского, 2005. - Вып. 47. - Книга 11. - С. 91-100.
  • Болотин С. В. "Энциклопедический биографический Словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах" - гл.редактор - Гехт Р. М.; изд. "Радуница", М., 1995
  • Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории." - Музыка, 1979
  • Липаев И. "Оркестровые музыканты" - СПб., 1904
  • Липаев И. "Из прошлого Московской консерватории". ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф.13 N 70
  • Усов Ю. "История зарубежного исполнительства на духовых инструментах". - М., 1989
  • Маслов Г. А. "История исполнительства на духовых инструментах" - www.gnesin.ru / teach / moswind.html. Программа для музыкальных училищ
  • Boehm T. Die Flte und das Fltenspiel in akustischer, technischer und artistischer Beziehung. - Leipzig - Berlin: Zimmerman, 1871. Reprint, 1980. - 34 S.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам