Надо Знать

добавить знаний



Фолклендская война



План:


Введение

Расположение Фолклендских островов

Фолклендская война 1982 года ( англ. Falklands War , исп. Guerra de las Malvinas ) - война между Великобританией и Аргентиной за контроль над Фолклендскими островами (в Аргентине их называют Мальвинскими). Ни Аргентина, ни Великобритания формально не объявляли друг другу войны, с точки зрения обеих, военные действия выглядели восстановлением контроля над своей законной территорией. Война завершилась решительной победой Великобритании, которая контролирует острова по сей день.


1. Причины конфликта

Фолклендские (Мальвинские) острова

Еще с начала XIX века Аргентина считала эти острова своими. Захват Мальвинских островов Соединенным Королевством в 1833 году вызвало недовольство среди населения Аргентины. Генерал-лейтенант аргентинской армии Леопольдо Гальтиери, который пришел к власти в конце 1981 года, решил использовать народное негодование по этому поводу. Он хотел выиграть войну за Фолкленды и победой в ней стабилизировать свое шаткое властное положение.


2. Начало конфликта

Разоружение пленных британских солдат, 2 апреля 1982

2 апреля 1982 года аргентинский десант высадился на островах и вынудил капитулировать небольшой гарнизон британских морских пехотинцев. Аргентинское руководство надеялось, что Великобритания, поставленная перед фактом утраты островов, смирится с этим и не станет организовывать дорогостоящую военную операцию. Однако реакция британцев оказалась совершенно противоположной. В Южной Атлантики немедленно было отправлено крупное военно-морское соединение с целью возврата островов. Неготовность Аргентины к ведению настоящей войны оказалась решающим фактором, обусловившим исход кампании. На Фолклендах были размещены две аргентинские пехотные бригады, занимавшие стационарные оборонительные позиции и почти не имели боевой техники. После введения британцами блокады островов, осуществлявшейся подводными лодками, возникли значительные трудности со снабжением гарнизона. Единственная бетонированная взлетно-посадочная полоса на Фолклендах была слишком короткой для реактивных боевых самолетов. Поэтому основная часть аргентинской авиации на протяжении войны была вынуждена действовать с континентальных авиабаз. После долгого перелета самолетов топлива оставалось всего на один боевой заход, это практически исключало ведения аргентинскими пилотами воздушных боев.

Британцы также столкнулись со значительными трудностями в ходе кампании. Некоторые военные эксперты считали, что операция по возврату островов (получившая официальное название "Corporate") обречена на провал. Ключевую роль при ее проведении сыграла американская военная база на острове Вознесения в центральной части Атлантического океана, предоставленная британской авиации для базирования. Единственными боевыми самолетами, пригодными для использования с двух британских авианосцев, были примерно три десятка Си Герриер", впоследствии усиленные несколькими штурмовыми самолетами "Гарриер". Они должны были играть роль перехватчиков и истребителей-бомбардировщиков, обеспечивая авиационную поддержку в ходе десантной операции.

25 апреля британские силы высадились на острове Южная Джорджия, который находился на большом расстоянии от Фолклендов и также захваченном аргентинцами. Британцы почти не встретили сопротивления, аргентинский гарнизон быстро капитулировал.


3. Воздушно-морская фаза

3.1. Начало боевых действий

Бомбардировщик "Вулкан" возвращается с боевого вылета. 18 мая 1982

Основные боевые действия в районе Фолклендов начались 1 мая 1982 года, когда аргентинская авиация впервые попыталась атаковать флот противника (безуспешно, потеряв три самолета от действий "Си Харриер"), а британская авиация и корабли подвергли бомбардировке аргентинские позиции в районе Порт-Стэнли.

2 мая британская атомная подводная лодка потопила аргентинский крейсер "Генерал Бельграно", в результате чего погибли 323 человека - это была самая большая потеря Аргентины за всю войну. После этого аргентинский военно-морской флот получил приказ вернуться к своим базам и до окончания боевых действий более никак не проявил себя. В этих условиях аргентинское командование было вынуждено сделать ставку на авиацию, надеясь, что людские потери и потери крупных боевых кораблей заставит Великобританию отказаться от своих намерений. Штурмовики A-4 "Скайгок" и истребители-бомбардировщики "Даггер" периодически атаковали британский флот, используя обычные свободно падающие бомбы. Через крайне низкую высоту сброса (самолеты заходили в атаку на малых высотах, чтобы не быть обнаруженными радарами "Си Харриер") детонаторы большинства бомб не успевали встать на взвод, что, однако, не спасало корабли от серьезных повреждений в результате попадания тяжелых "болванок" . Главная надежда аргентинцев была возложена на штурмовики "Супер Этандар" с новейшими противокорабельными ракетами "Экзосет" французского производства. 4 мая такой ракетой был сильно поврежден (впоследствии затонул) эсминец "Шеффилд", что стало серьезным потрясением для британской общественности. Однако у аргентинцев было всего пять ракет "Экзосет" в варианте воздушного базирования.


3.2. Затишье

После 4 мая в боевых действиях наступил двухнедельный перерыв, хотя имели место отдельные стычки на море и в воздухе. Британская авиация и флот потопили несколько аргентинских судов, обнаруженных в запретной зоне. Аргентинским штурмовиками A-4 удалось серьезно повредить эсминец "Глазго". Ночью 15 мая подразделение британских специальных сил SAS атаковал аргентинской аэродром на острове Пеббл и уничтожил 11 самолетов. В то же время продолжались переговоры о возможном урегулировании конфликта при посредничестве ООН. К началу 20-х чисел мая стало очевидно, что мирное урегулирование невозможно. К этому времени 3-я бригада морской пехоты Великобритании уже готовилась к высадке на Фолклендах, а на пути к островам находилась 5-я пехотная бригада.


4. Сухопутная фаза

4.1. Сан-Карлос и Гуз-Грин

Основная часть аргентинских войск была сконцентрирована на острове Восточный Фолкленд в районе Порт-Стэнли (единственный город и административный центр островов). С учетом этого британское командование выбрало местом высадки бухту Сан-Карлос, находящийся на другом конце острова, где аргентинцы меньше всего ждали десанта. 3-я бригада морской пехоты начала высадку ночью 21 мая, встретив сопротивление лишь со стороны небольшого аргентинского отряда. Однако с рассветом над Фолклендскими проливом появились аргентинские самолеты - ВВС Аргентины предприняли попытку организовать массированный налет на британские корабли в бухте. Этот и несколько последующих дней характеризовались наиболее ожесточенными воздушными налетами, в ходе которых несколько британских кораблей было сильно повреждено и потоплено, а аргентинская авиация понесла большие потери.

"Супер Этандар" ВМС Аргентины. Перед эмблемой эскадрильи заметен силуэт потопленного этим самолетом контейнеровоза "Атлантик Конвейор"

25 мая аргентинцы добились своего наибольшего успеха, повредив "Экзосет" контейнеровоз "Атлантик Конвейор". Через несколько дней пожара судно затонуло, а вместе с ним - почти все тяжелые транспортные вертолеты Ch-47. Это означало, что британским солдатам придется идти к Порт-Стэнли пешком. Однако, 3-я бригада уже надежно закрепилась на плацдарме и была готова к дальнейшим действиям.

28 мая батальон британских парашютистов тайком (насколько это было возможно после сообщения Би-Би-Си об их передвижении) подойдя к населенным пунктам Дарвин и Гуз-Грин, атаковал расположенный там аргентинский гарнизон. Его ликвидация была необходима для того, чтобы устранить угрозу плацдарма Сан-Карлос с юга. После тяжелого боя гарнизон капитулировал. Тем временем другие подразделения 3-тьои бригады осуществляли знаменитый пеший переход через весь Восточный Фолкленд к Порт-Стэнли. Прибывшая 5-я пехотная бригада, состоявшая из шотландских и уэльских гвардейцев. Часть Уэльский гвардейцев была отправлена ​​в пеший марш от Сан-Карлос, но благодаря тому, что они имели много оборудования они вернулись и их пришлось высаживать с десантных кораблей непосредственно возле Порт-Стэнли. Несогласованность действий армейского и военно-морского командования привела к трагедии Блафф-Коув ( 8 июня), когда два десантных корабля, разгружались, были замечены аргентинцами в дневное время и вне прикрытием ПВО флота. В результате авианалета погибло около 50 военнослужащих, а десантный корабль "Сэр Галахед" впоследствии пришлось затопить из-за полученных им повреждений. Однако к концу первой декады июня две британские бригады блокировали аргентинцев в районе Порт-Стэнли и были готовы штурмовать вражескую оборону.


4.2. Порт-Стэнли

В ночь на 12 июня 3-я бригада морской пехоты пошла в атаку на занятые аргентинцами высоты Маунт-Гарриет, Ту-Систерз и Маунт-Лонгдон. К утру все высоты были заняты, хотя не во всех случаях это оказалось легко (сражение за Маунт-Лонгдон стала самым кровопролитным для британцев за всю войну). В ночь на 14 июня наступил черед 5-ти пехотной бригады. Ее целями были высоты Маунт-Тамблдаун, Вайрлесс-Ридж и Маунт-Уильям. Уэльские и Шотландские стрелки выполнили свои задачи, а батальону гурки, элиты британской армии, почти не пришлось вступить в бой.

Поскольку Порт-Стэнли был осажден без какой-либо надежды на деблокирование, аргентинскому командованию не оставалось ничего, кроме капитуляции, что и произошло 14 июня. Великобритания вернула себе Фолклендские острова. Официально война была завершена 20 июня, когда британские силы высадились на Южных Сандвичевых островах.


5. Потери сторон

  • Аргентина:
    • 649 человек убитыми. Во время конфликта британские войска захватили в плен 11 313 граждан Аргентины.
    • Крейсер "Генерал Бельграно" ("General Belgrano")
    • 1 подводная лодка ("Santa Fe")
    • 1 патрульный катер ("Islas Malvinas")
    • 4 грузовых судна ("Ro Carcara"), ("Baha Buen Suceso"), ("Isla de los Estados") и ("Yehuin")
    • 1 гражданское судно, использовавшееся для разведки ("Narwal")
    • 75 самолетов
    • 25 вертолетов
Десантный корабль "Сэр триста", тяжело поврежденный в Блафф-Коув

6. Итоги конфликта и его роль в истории

Мемориал погибшим аргентинцам. Ушуайя
Минное поле на Восточном Фолклендов, 2003

Фолклендской конфликт был не единственным вооруженным конфликтом после Второй мировой войны, в котором ведущую роль играли военно-морские силы. Специалисты обратили внимание на уязвимость современных боевых кораблей, тонули от попадания бомб, неразорвавшихся, и ракет. Впервые в истории авиации были успешно применены в бою самолеты вертикального взлета и посадки. "Си Харриер" и "Харриер" получили около 20 воздушных побед, причем собственные потери от действий авиации противника были нулевыми.

Многие наблюдатели восприняли войну как новое свидетельство мощи Британии как военно-морской державы, казалось бы, исчезнувшей после распада колониальной Британской империи.

Победа способствовала росту патриотизма в Великобритании и усилению позиций правительства Маргарет Тэтчер. Для Аргентины поражение стало болезненным ударом по национальной гордости. Она стала непосредственной причиной падения аргентинской военной хунты: уже 17 июня Леопольдо Гальтиери под влиянием массовых демонстраций в Буэнос-Айресе ушел в отставку [1] [2]. Необходимость войны и ее историческое значение до сих пор служит предметом ожесточенных споров в Аргентине, но руководство страны по-прежнему не отказывается от претензий на острова.

Британский флот в прямом смысле доказал свою необходимость и правильность использования подводных лодок в морских сражениях.

Хорхе Луис Борхес написал стихотворение памяти британских и аргентинских солдат и назвал войну "ссорой двух лысых из-за гребенку".

12 октября 1982 года в ознаменование победы в Лондоне прошел парад.


Примечания

  1. General Leopoldo Galtieri - www.telegraph.co.uk/news/obituaries/1418678/General-Leopoldo-Galtieri.html. Telegraph, 12 января 2003 г.
  2. "Нельзя сказать, что война за острова была основной причиной политических изменений в нашей стране. Но самое начало военных действий был большой ошибкой военного правительства" (Посол Аргентины в Москве Леопольдо Браво [1] - www.newizv.ru/news/2007- 05-18/69144 / & grade = 1).

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам