Надо Знать

добавить знаний



Фома Аквинский


St-thomas-aquinUk.jpg

План:


Введение

Святой Тома (Фома, Томас) Аквинский ( лат. Thomas Aquinas , нем. Thomas von Aquin , итал. Tommaso d'Aquino , * 1225, замок Роккасекка близ Аквино, Италия - ? 7 марта 1274 г., Fossanova, Италия) - один из крупнейших и влиятельных философов и теологов в истории, основатель теологической и философской школы томизма, святой католической церкви. Был монахом доминиканского ордена.

Как выдающийся учитель Христианской церкви, он также является главным представителем философии Высокого Средневековья - философской схоластики. Фома Аквинский оставил после себя ряд фундаментальных трудов, оказавших влияние на возникновение неотомизма и неосхоластика прежнему имеют важное теологическое и философское значение.

Фома Аквинский создал своеобразную энциклопедию католического богословия " Сумма теологии ", в которой все вопросы познания природы и общества рассматривались с позиций теологического рационализма. Выдвигая идею гармонии веры и ума, он пытается покорить науку богословию, а потому различает истины ума и истины откровения, считая последние недоступными ума, подвластными только души ( вере).


1. Жизнь

Очевидно, еще в детском возрасте был отдан родителями в бенедиктинского монастыря в Монте-Кассино.

Когда Фридрих II бенедиктинцев оттуда выгнал, он поступил в Неапольского университета и против воли родителей - к вновь ордена доминиканцев ( 1243).

Через два года руководство ордена послало его в Париж учиться в Альберта Великого, по которому он направился к Кельн, но в 1252 г. вернулся в Париж - и начал преподавательскую деятельность, которую позже продолжил в Орвьето, Витебро и Риме, а затем снова в Париже.

1272 переехал в Неаполя, но вскоре умер по дороге на Второй Лионский собор.

Главными усилиями его теологической деятельности были попытки соединить рационализм Аристотеля с христианскими откровениями.

Благодаря своим энциклопедическим знанием, изложенным в произведениях "Summa theologiae" и "Summa contra gentiles", он не только обладал умами тогдашних теологов, но оказал большое влияние на дальнейшее развитие философии. Также Фома Аквинский является создателем Пяти доказательств существования Господне

  • доказательства от движения;
  • доказательства от первопричины;
  • доказательства от необходимости и случайности;
  • доказательства от степени совершенства;
  • доказательства божественного управления миром.

В 1323 г. Римско-католическая церковь провозгласила его святым, а в 1567 г. включила в состав Учителей церкви.


2. Философские идеи

Фома Аквинский был известным систематизатором средневековой схоластики. Он приспосабливал учения Аристотеля до католицизма. Самым известным его произведением является " Сумма теологии ".

2.1. Теория двух истин

Во времена Фомы Аквинского значительно возросла роль научного и философского познания. Поэтому было уже невозможно игнорировать и не замечать достижений ума и науки. Аквинский пытался создать такую доктрину, которая дала бы возможность контролировать философское и научное познание церковью. Еще в прежние века западноевропейскими схоластами была выдвинута теория "двух истин". По данной теории, наука и философия приобретают знания, опираясь на опыт и разум. В отличие от них теология приобретает истину в божественном откровении. Таким образом теория двойственной истины разделила так сказать сферы влияния между теологией и наукой. Божественное откровения, считали представители этой теории недоступно ума. Фома Аквинский четко определил сферу науки и веры. Задача науки состоит в объяснении закономерностей мира. Но хотя научное знание объективное и истинное, оно не может быть всеобъемлющим. Есть такая сфера деятельности, которая недоступна умственном познанию, а только вере. Итак, предметом философии является "истины разума", предметом теологии - "истины откровения". Но между наукой и верой, философией и теологией нет противоречия. Христианская истина стоит выше разума, но она не противоречит ему. Истина может быть одна, ибо происходит от Бога. Поскольку конечным объектом теологии и философии и источником всякой истины является Бог, то не может быть принципиальной противоречия между теорией и верой. Время не все "истины откровения" можно доказать рационально. Но это не признак, что они не правдивы или противоречат разуму. Богословские истины "сверхумные", но не "протирозумни". Насколько ограничен человеческий ум стоит ниже теологии. А потому философия и есть "служанкой теологии". Функции философии как "служанки религии" заключаются в том, что она должна с помощью логических аргументов обосновать христианские догмы. Логические доказательства помогают лучше понимать эти догмы и укрепить веру в человеке.


2.2. Доказательства существования Бога

Фома Аквинский считал, что можно доказать бытие Бога и предложил пять доказательств, которые стали классическими в западноевропейской теологии:

  • Поскольку все на свете движется, то должен быть "перводвигатель" или "первотолчок" движения - Бог.
  • Все явления и предметы имеют причину своего возникновения и существования. Первопричина всего - Бог.
  • Все в мире существует не случайно, а с необходимостью, эта необходимость - Бог.
  • Все вещи имеют разные степени совершенства. Поэтому должно существовать абсолютное мерило совершенства - Бог.
  • В природе все имеет определенный смысл, целесообразность своего существования. А значит, должна существовать "последняя" и главная цель - Бог.

Однако некоторые другие догмы христианства не подвергаются рационалистическому обоснованию (догма о Троицу, о воплощении Христа, о воскресении из мертвых). Это невозможно сделать, не потому, что они протирозумни и иррациональные, а потому именно, что они "Сверхразум", их доведения не в состоянии осуществить ограниченный человеческий разум. Большинство догм христианства предметом теологии, а не философии.


3. Произведения Фомы Аквинского

1. Богословские синтезы:


2. Университетские диспуты:

  • Quaestiones disputatae (дискутируемый вопрос):
    • De veritate (О правду) - 1256-1259
    • De potentia Dei (О Божию могущество) - 1259-1268
    • De spiritualibus creaturis (О духовных сотворения) - 1269
    • De anima (О душе) - 1269-1270
    • De unione Verbi incarnati (О единстве воплощенного Слова) - 1268-1272
    • De malo (О зле) - 1263-1271
    • De virtutibus (О добродетели) - 1269-1272
    • De immortalitatae animae (О бессмертие души) -?
    • Utrum anima conjuncta cognoscat seipsam per essentiam (ли внутренняя душа познает самого себя в своей сути?) -?


  • Quaestiones de quodlibet (Разные вопросы) I-XII:
    • I-VI - 1269-1272
    • VII-XI - 1256-1259
    • XII - около 1270


3. Комментарии к Священного Писания:

  • Expositio in Job ad litteram (Комментарий к Книги Иова) - около 1260
  • In Psalmos Davidis expositio (Комментарий к Книги Псалмов) - 1272-1273
  • Expositio in Canticum Canticorum (Комментарий к Книги Песни Песней) -?
  • Expositio in Isaiam prophetam (Комментарий к Книги Пророка Исаии) - 1256-1259
  • Expositio in Jeremiam prophetam (Комментарий к Книги Пророка Иеремии) - 1267-1268
  • Expositio in Threnos Jeremiae prophetae (Комментарий к Книги Плача Иеремии) - 1267-1268
  • Glossa continua in Matthaeum, Marcum, Lucam, Joannem (Catena Аurea - Сборник комментариев Святых Отцов к Евангелиям, "Золотая цепь") - 1263-1264
  • Expositio in evangelium s. Matthaei (Комментарий к Евангелию от Матфея) - 1269-1272
  • Expositio in evangelium s. Joannis (Комментарий к Евангелию от Иоанна) - 1269-1272
  • Expositio in s. Pauli Epistolas (Комментарий к Писем Апостола Павла) - 1259-1272


4. Комментарии к произведениям Аристотеля:

  • In libros Peri Hermeneias expositio (Комментарий к книге "Объяснение") - 1269-1271
  • In libros posteriorum Analyticorum expositio (Комментарий к книге "Аналитика II") - 1268
  • In octo libros Physicorum expositio (Комментарий к восьми книг "Физики") - 1268-1271
  • In libros De caelo et mundo expositio (Комментарий к книге "Небеса и мир") - 1272-1273
  • In libros De generatio et corruptione expositio (Комментарий к книге "Рождение и заникнення") - 1269-1273
  • In libros De anima expositio (Комментарий к книге "Душа") - 1268-1271
  • In librum De sensu et sensato expositio (Комментарий к книге "Видуття и рассудок") - 1267-1271
  • In librum De memoria et reminiscentia expositio (Комментарий к книге "Память и воспоминания") - 1267-1271
  • In duodecim libros Metaphysicorum expositio (Комментарий к 12 книг "Метафизики") - 1270-1272
  • In decem libros Ethicorum expositio (Комментарий к 10 книг "Этики") - 1271-1272
  • In libros Politicorum expositio (Комментарий к книге "Политика") - 1265-1272


5. Другие комментарии:

  • Expositio super librum Boethii De Trinitate (Комментарий к книге Боэция "О Троице") - 1257-1259
  • Expositio in librum Boethii De hebdomadibus (Комментарий к книге Боэция "Добро плохих субстанций") - 1257-1259
  • Expositio in Dionysium De divinis nominibus (Комментарий к книге (Имя) Дионизия Ареопагитського "Имена Божии") - около 1261
  • Super librum De causis expositio (Комментарий к книге "Причины") - 1271


6. Полемические сочинения:

  • Contra impugnates Dei cultam et religionem (Против тех, которые выступают против Божьего культа и религии) - 1256
  • De perfectione vitae spiritualis (О совершенстве духовной жизни) - 1270
  • Contra pestiferam doctrinam retrahentium pueros a religionis ingressu (против пагубного учения, отвлекает молодежь от вступления в монастырь) - 1270
  • De unitate intellecuts, contra Averroistas (О единстве интеллекта. Против авероистив) - 1270
  • De aeternitate mundi, contra murmurantes (О видвичнисть мира. Против тех, что сетуют) - 1271


7. Трактаты на особые темы:

  • De fallaciis ad quosdam nobiles artistas (Об обмане некоторых известных артистов) - 1244-1245
  • De propositionibus modalibus (О модальные утверждения) - 1244-1245
  • De ente et essentia (О сущее и сущность) - перед 1256
  • De principiis naturae ad fratrem Sylvestrum (О началах природы. Брату Сильвестру) - перед 1256
  • Compendium theologiae ad fratrem Reginaldum socium suum carissimum (Резюме богословия. Брату Регинальдо, дорогой сотруднику) - 1260-1273
  • De substantiis separatis, seu de angelorum natura, ad fratrem Reginaldum, socium suum carissimum (О существа отделены, то есть о природе ангелов. Брату Регинальдо, дорогой сотруднику) - после 1270
  • De Regno (De regimine principium), ad regem Cypri (О царсто (О принципах царствования). Королю Кипра) - 1267


8. Экспертные выводы:

  • Contra errores graecorum, ad Urbanum IV Pontificem Maximum (Против ошибок греков. Папе Урбану IV) - 1263
  • Responsio ad fr. Joannem Vercellensem, Generalem Magistrum Ordinis Praedictatorum, de articulis CVIII ex opere Petri de Tarentasia (Ответ брату Иоанну Верцельському, Генералу Ордена Проповедники, относительно 108-го раздела произведения Петра Тарентаського) - 1264-1266
  • Responsio ad fr. Joannem Vercellensem, Generalem Magistrum Ordinis Praedictatorum, de articulis XLII (Ответ брату Иоанну Верцельському, Генералу Ордена Проповедники, относительно 42-го раздела) - 1271
  • De forma absolutionis, ad Generalem Magistrum Ordinis (О форме отпущение грехов. Генералу Ордена Проповедников) - 1269-1272
  • De secreto (О тайну) - 1269


9. Письма:

  • De articulis fidei et Ecclesiae sacramentis, ad archiepiscopum Panormitanum (О правды веры и церковные таинства. Архиерископу Палермо) - 1261-1262
  • Ad Bernardum, abbatem Cassinensem (Бернарду, аббату Кассино) - 1274
  • Expositio super primam decretalem "De fide catholica et sancta Trinitate" et super secundam "Damnamus autem" (Комментарий к первому декрета "De fide catholica et sancta Trinitate" ("Католическая вера и Пресвятая Троица"), а также ко второму "Damnamus autem" ("Осуждаем")) - 1259-1266
  • De rationibus fidei contra Saracenos, Graecos et Armenos, ad Cantorem Antiochiae (О рациональность веры. Против мусульман, греков и армян. Певцы Антиохии) - 1261-1264
  • De motu cordis, ad Magistrum Philippum (О движении сердца. Учителю Филиппу) - 1270-1271
  • De mixtione elementorum (О смешаны элементы) - 1270-1271
  • Responsio ad lectorem Venetum de articulis XXXVI (Ответ профессору Венето относительно статьи 36-й) - 1271
  • Responsio ad lectorem Bisuntinum de atriculis VI (Ответ профессору Бизунтину относительно статьи 6-й) -?
  • De emptione et venditione ad tempus (О покупку и продажу на определенное время) - 1262
  • De modo studendi (О студенческий состояние) -?
  • De regimine Judaeorum, ad Ducissam Branantiae (О царствовании евреев. Проводирци Брананции) - 1270-1272
  • De sortibus ad Dominum Jacobum de ...? (О судьбе. Господину Якову с ...?) - 1269-1272
  • De occultis operationibus naturae, ad quendam militem ultramontanum (О таинственные действия природы. Тем, служащие за границей) -?
  • De iudiciis astrorum, ad quendam militem ultramontanum (О приговоры звезд. Тем, служащие за границей) -?


10. Литургические произведения и проповеди:

  • Officium de festo Corporis Christi, ad mandatum Urbani Papae IV (Чин торжества Пресвятой Евхаристии. По поручению Папы Урбана IV) - 1264
  • Adoro te devote ("поклоняюсь тебе")
  • и другие молитвы

Проповеди:

  • De duobus praeceptis caritatis et decem legis praeceptis (Две заповеди Любви и 10 заповедей Права) - 1273
  • Devotissima expositio super symbolum apostolorum (Набожный комментарий к Апостольского Символа веры) - 1273
  • Expositio devotissima orationis dominicae (Набожный комментарий к Молитвы Господней (Pater noster)) - 1273
  • Devotissima expositio super salutationae angelica (Набожный комментарий к Ангельского поздравления (Ave Maria)) - 1269-1273
  • и многие другие проповедей.


11. Труды по сомнительной подлинности:

  • De instantibus
  • De natura verbi intellectus
  • De principio individuationis
  • De natura generis
  • De natura accidentium
  • De natura materiae
  • De quatuor oppositis
  • De demonstratione

4. Украинский перевод

Литература

  1. (Рус.) Фома Аквинский. Онтология и теория познания. - М., 2001.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам