Надо Знать

добавить знаний



Фонема



План:


Введение

Фонема - наименьшая (неделимая) структурно-семантическая звуковая единица, способная выполнять некоторые функции в речи. В частности фонема творит, разделяет и распознает морфемы, слова, их формы в речевом потоке.


1. Функции фонемы

Обычно выделяют:

  • конститутивную: фонемы является тем материалом, с помощью которого возникают единицы высших уровней;
  • идентификационную: из сплошного потока речи человек распознает отдельные звуки, а благодаря этому и отдельные слова;
  • дистинктивни: фонемы различают как смысл слова, так и его форму.

Фонема как некий знак, модель материализуется в речи в виде звуков, среди которых выделяют главный проявление фонемы (инвариант) и ее варианты ( аллофонов).

Выявление фонемы в ее самостоятельных признаках, то есть независимо от места в слове, влияния соседних звуков, наголошености и безударности, индивидуальных физиологических особенностей человека называется главным проявлением фонемы.

Варианты фонем является трех типов:

Во позиционным вариантом понимают проявление фонемы как звука только в определенной указанной позиции в слове. Позиционным вариантом является звуковой проявление фонемы / и / как [и е] или [е и] в безударной позиции.

Комбинаторным вариантом фонемы называют звук, который появляется вместо главного проявления данной фонемы результате изменений, происходящих в артикуляции под влиянием звукового окружения, например, комбинаторным вариантом является реализация фонемы / т '/ у звуковые [д'] под влиянием следующего звонкого: / молодьба /.

Факультативным вариантом фонемы называется ее не обязателен, но возможен в литературном языке звуковой проявление. Например, перед фонемой / и / обычная для литературного языка фонема / т '/ / стьил /, хотя отдельные носители в некоторых словах реализуют ее в звуковые [т] [стол].


2. История исследования

Фонему изучает функциональная фонетика, или фонология. Функциональная фонетика зарождается в 70-х годах XIX в. в исследованиях немцев Винтелера и Зиверс, а позже Есперсен, подготовили переход к новой точке зрения на звуковые единицы языка и вместе с тем разделение подходов к описанию звуковой стороны речи на собственное фонетический и фонологический.

Переломными в фонетике стали идеи Бодуэна де Куртенэ. Ученый разграничил учение о звуковой сторону языка на антропофонику, что имеет дело с физическим, материально выраженной звуковой субстанцией, и психофонетику, где звуковая оболочка языка рассматривалась как явление психическое, ментальное, а потому функциональное. Для обозначения такого явления Бодуэн использовал термин фонема как базовая единица психофонетикы.

Большой вклад в развитие функциональной фонетики внесли магистерская диссертация Л.Щерба (1912), кавказознавчи работы Н.Яковлева 20-х годов XX в.

Функциональная фонетика как самостоятельная лингвистическая дисциплина выделилась в 20-30-х годах XX в. и стала называться фонологией. Учредителями фонологии были представители Пражской лингвистической школы: Н.Трубецькой, Р.Якобсон, С.Карцевський, которые изложили основные идеи фонологии на 1-м Международном конгрессе лингвистов (Гаага, 1928). Особую роль в становлении фонологической языковедческой дисциплины сыграла работа Н. Трубецкого ?Основы фонологии" (1939) - первое систематическое изложение задач, принципов и методов фонологии.

В украинском языкознании начало фонологического периода датируется 20-ми годами прошлого века, когда вышла работа Евгения Тимченко "Курс истории украинского языка. Введение и фонетика" (1927), О.Синявського "Попытка звуковой характеристики литературного украинского языка" (1929) и О.Курило "К понятию фонема" (1930). В общем, проблемы отечественной фонологии решались в русле идей двух фонологических школ - МФШ ( Московская) и ЛФШ (Ленинградская). Представители первой (Р.Аванесов, П.Кузнецов, С.Сидоров, А.Реформатський, М.Панов, Журавлев, В.Кодзасов, Т.Николаева) опирались на идеи Бодуэна де Куртенэ о связанность фонемы с морфемой. Т.е. установление фонемы возможно только в связи с морфемой, в пределах которой существует фонема. Отсюда одно из ключевых понятий - явление нейтрализации, когда две разные фонемы могут выражаться одним и тем же звуком.

Представители ЛФШ, опираясь на труды Л.Щерба (Л.Зиндер, М.Матусевич, Л.Бондарко, Л.Вербицька, С.Гордина) рассматривали фонему в единстве со звуком, отвергали идею нейтрализации МФШ, т.е. придавали решающее значение звуковому выражению фонемы.


3. Фонема и звук

Фонема как функциональная единица материализуется в звуках. Однако фонема и звук - это разные величины. Различие между ними состоит в том, что:

  • фонема - явление социальное, фонема узнаваема независимо от особенностей его произношения отдельными людьми
    • звук - явление индивидуальное
  • фонема - языковая единица
    • звук - речевая единица
  • фонема - абстрактная единица
    • звук - конкретная единица
  • фонема - величина постоянная
    • звук - величина зависимая

4. Правила выделения фонем

Русский языковед М. С. Трубецкой предложил четыре правила для различения фонем от вариантов фонем [1] :

  1. Если в той или иной языке два звука встречаются в одной и той же позиции и могут замещать друг друга, не изменяя при этом значение слова, то такие звуки являются факультативными вариантами одной фонемы.

    При этом факультативные варианты бывают общезначимые и индивидуальные, а также стилистически существенные и стилистически несущественные.

  2. Если два звука встречаются в одной и той же позиции и не могут при этом заменить друг друга без того, чтобы изменить значение слова или исказить его до неузнаваемости, то эти звуки являются фонетическими реализациями двух разных фонем.
  3. Если два акустически (или артикуляторно) родственных звуки никогда не встречаются в одной и той же позиции, то они комбинаторными вариантами одной и той же фонемы.
  4. Два звуки во всем соответствуют условиям третьего правила, все же нельзя считать вариантами одной фонемы, если в данном языке они могут следовать друг за другом как члены звукосочетания, притом в таком положении, в котором может встречаться один из этих звуков без сопровождения другого.

М. С. Трубецким также предложил семь правил для различения отдельных фонем от сочетаний фонем [1] :

  1. Реализацией одной фонемы можно считать только сочетание звуков, составные части которого в данном языке не распределяются по двум складах.

    Так, в украинском языке [ц] не распадается на границе состава. Дзери-каль-це. Тогда как в английском и финском языках комплекс [ts] обязательно разделяется: англ. hot-spot (Горячая точка) или фин. it-se (Сам).

  2. Группу звуков можно считать реализацией одной фонемы только в том случае, если она образуется с помощью единой артикуляции или создается в процессе постепенного уменьшения или сокращения артикуляционного комплекса.
  3. Группу звуков следует считать реализацией одной фонемы, если ее длительность не превышает длительности других фонем данного языка.
  4. Потенциально однофонемну группу звуков (т.е. группу, удовлетворяющую требования предыдущих трех правил) следует считать реализацией одной фонемы, если она встречается в таких положениях, где, по правилам этого языка, недопустимы сочетания фонем определенного рода.

    Так, в некоторых африканских языках встречаются комплексы [mb] и [nd] в начале слова. При этом других сочетаний согласных в этой позиции не бывает, поэтому такие комплексы считаются одной фонемой. В кипрской греческом языке комплексы [mb] и [nd] встречаются в начале слова наряду с другими сочетаниями согласных, поэтому сочетание [mb] и [nd] считаются состоящими из двух фонем

    .
  5. Группу звуков, отвечает требованиям, сформулированным в правилах 1-3 следует считать простой фонемой, если это вытекает из всей системы данного языка.

    Это правило особенно важно для интерпретации дифтонгов. В украинском языке сочетания типа [ай], [ой] при словоизменении распадаются на сочетание гласного из согласным [й]: [дай - да-йу]. Тогда как в германских языках они чередуются с простыми гласными: write [raɪt] - written [rɪt (ə) n]. Поэтому в германских языках дифтонги трактуются как фонемы наряду с обычными гласными [2].

  6. Если составная часть потенциально однофонемнои группы звуков не может быть истолкована как комбинаторный вариант определенной фонемы данного языка, то вся группа звуков должна рассматриваться как реализация одной фонемы.
  7. Если один звук и группа звуков, удовлетворяющие указанным выше фонетическим предпосылкам, относятся друг к другу как факультативные или комбинаторные варианты и если при этом группа звуков является реализацией группы фонем, то и один звук должен рассматриваться как реализация той же группы фонем. "

5. Фонемы в знаковых языках

В знаковых языках (например в языке глухих) отдельные знаки также называются фонемами. Ментальное кодирования и восприятия таких знаков практически не отличается от восприятия звуков на слух.

6. Фонемы украинского языка

Украинский язык имеет 48 фонем:

6 гласных: [Ɑ] - А, [Ɛ] - Е, [I] - И, [U] - В, [Ɔ] - О, [ɪ] - И

32 Основные согласные: [M] - М, [N] - Н, [N ʲ] - Нь, [B] - Б, [D] - Д, [D͡z] - Дз, [D͡z ʲ] - Дзь, [D͡ʒ] - Дж, [D ʲ] - Дь, [ɡ] - Г, [P] - П, [T] - Т, [T͡s] - Ц, [T͡s ʲ] - Боец, [T͡ʃ] - Ч, [T ʲ] - Во, [K] - К, [W] - В, [J] - И, [ɦ] - Г, [Z] - С, [Z ʲ] - Зь, [Ʒ] - Ж, [F] - Ф, [S] - С, [S ʲ] - Сь, [Ʃ] - Ш, [X] - Х, [L] - Л, [L ʲ] - Ль, [R ʲ] - Рь, [R] - Р

10 удвоенных согласных: [Ɲ ː] - Смягченная нн, [ɟ ː] - Смягченная дд, [C ː] - Смягченная тт, [ʎ ː] - Смягченная лл, [T͡s ʲ ː] - Смягченная цц, [Z ʲ ː] - Смягченная зз, [S ʲ ː] - Смягченная сс, [T͡ʃ ʲ ː] - Смягченная чч, [Ʒ ʲ ː] - Смягченная жж, [Ʃ ʲ ː] - Смягченная шш.


Примечания

  1. а б Трубецкой. 1960.
  2. Кодзасов, Кривнова. 2001. С. 334.

См.. также

Литература

  • Современный украинский литературный язык / Под ред. М. Я. Плющ. - М.: Высшая школа., 2001. ISBN 966-642-054-6
  • Климов Г. А. Фонема и морфема. - М.: 1967.
  • Протогенов С. В. История учения о фоне .. - Таш.: 1970.
  • Реформатский А. А. Введение в языковедение. - 4 изд .. - М.: 1967.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам