Надо Знать

добавить знаний



Фонетика


Языки мира

План:


Введение

Фонетика ( греч. φωνηεντικός - Звуковой) - это раздел языкознания, в котором изучают звуковой состав языка. Объектом изучения фонетики есть звуки, их свойства и функции, закономерности сочетания, фонетические процессы, единицы, средства, признаки.


1. Разделы фонетики

Звуки языка можно изучать в различных научных срезах. Поэтому фонетику разграничивают на отдельные фонетические разделы.

Относительно времени выделяют:

  • историческую (диахроническую) фонетику, изучающая становление и развитие фонологической языковой системы
  • описательную (синхронический) фонетику, которая исследует состояние фонологической системы на определенном этапе, как правило, в современном.

Относительно языков выделяют:

  • общую фонетику, которая анализирует общие особенности звуковой стороны речи
  • конкретную фонетику, фиксирующий звуковой сторону конкретного языка
  • сопоставимую фонетику, которая описывает звуковые особенности одного языка по сравнению с другим или другими.

Что касается системы проявления языка, говорят о:

  • фонетику литературного языка (является отраслью изучения литературного языка)
  • диалектные фонетику, исследующая звуковой сторону диалектной речи (является отраслью диалектологии)
  • Фоностилистика, изучающая звуковой сторону стилистически нагруженного речи. (Есть отраслью линговстилистикы)


Согласно методам изучения говорят о теоретической фонетике, в которой используют теоретические методы исследования, и экспериментальную фонетику, где применяют эмпирические методы исследования (непосредственное наблюдение и инструментальные методы исследования: палатографування, рентгенографированием, осциллографирования, спектрографування, интонографування т.д.).

Что касается практического применения фонетических знаний определяют нормативную фонетику, знание которого применении в лингвистических дисциплин, и прикладную фонетику, знание которой находят применение в рамках других наук (например, логопедии, сурдопедагогици, криминалистике, психологии, социологии и т.д.) или приобретают широкого практического применения в обществе.


2. Предмет фонетики

Особенности изучения фонетических проблем в различных направлениях языкознания разделили фонетику на фонетику в узком смысле, или субстанциональную фонетику и фонологию (функциональную фонетику). Предметом фонетики в узком ее понимании является звуковая субстанция речи. К изучению звукового потока подходят многоаспектной, ведь звук генерируется, передается и воспринимается. Согласно науке о звуковую субстанцию ​​формирует артикуляционная фонетика, акустическая фонетика и перцептивная фонетика. Фонология исследует особенности и закономерности функционирования звуковой материи лингвосистемы.


3. Артикуляционная фонетика

Артикуляционная фонетика занимается проблемами генерации (создания) звуков. Поэтому предметом артикуляционной фонетики является речевой аппарат человека. Артикуляционная фонетика исследует энергетический отдел, состоящий из дыхательного аппарата человека (легкие, бронхи, трахеи), и призван обеспечить необходимый поток воздуха; генераторный отдел, обозначающий гортанный аппарат (гортань и голосовые связки), и призван генерировать фонационное (голосовое) звучание как ведущее источник звука резонаторных отдел, есть надгортанный аппарат (ротовая, носовая и глоточная полости), что обеспечивает артикулирования необходимого звука.

Источники возникновения звука:

  1. фонационное источник, т.е. колебания голосовых связок, что обеспечивает образование гласных, сонорных и звонких согласных;
  2. шумовое источник. Шумные звуки могут образовываться двумя путями - турбулентным и импульсным. Турбулентный шум, т.е. турбулентное завихрение воздушного потока, появляется в сужениях ар тикуляцийного тракта и обеспечивает образование глухих щелевых. Импульсный, или взрывное, шум создается в результате резкого изменения давления воздуха при явлениях смыкания и размыкания, как следствие, образуются глухие прорывные;
  3. фонационное-импульсный источник. Синкретический способ образования звуков (объединяет особенности фонационные и импульсного источников). Таким образом возникают звонкие прорывные.

Приемы артикуляционной фонетики:

  1. самонаблюдения (интроспекция)
  2. палатографування;
  3. лингвографування;
  4. одонтографування;
  5. фотографирование;
  6. киносъемка;
  7. рентгенографированием;
  8. кинотензоосцилографування;
  9. миографування

4. Акустическая фонетика (фоноакустика)

Акустическая фонетика рассматривает физический аспект звука. Поэтому объектом акустической фонетики является физическая среда, в которой происходит вещание. Для звучания в целом требуется упругая среда, в котором оно (звучание) передается колебаниями. Итак, звуковое колебание становится предметом акустической фонетики. С точки зрения акустики, звук речи - это явление физическое, что существует как колебания упругой среды, которым является воздух. Звуковое колебание характеризуется величинами, среди которых важнейшими являются:

  1. Частота - число колебаний за единицу времени, измеряется в Герцах (Гц). Диапазон речевых частот человека - от 50 до 10 000 Гц;
  2. Интенсивность - амплитуда колебания, т.е. размах колебания, измеряется децибелами (дБ);
  3. Время - длительность звука, измеряется в миллисекундах (мс).

Функцией времени есть такие величины, как скорость и ускорение. Другие величины: период, фаза, отклонения. Акустическая модель звукотворення Первая акустическая модель звукотворення принадлежала Кратценштейну (1779). Классическая же теория акустической фонетики опирается на труды Г.Фанта (1964). По теории Фанта, человек порождает звук определенной частоты - основной тон. Однако, двигаясь в речевом тракте, волна резонуеться и набирает дополнительных тонов (гармоник). Вместе волна фильтруется: одни тона становятся сильнее, другие, наоборот, ослабевают - в зависимости от артикуляционных движений. Поэтому каждый звук приобретает свой частотного состава - спектра. Приемы в акустической фонетике:

  1. осциллографирования (изображение формы звуковой волны);
  2. спектрографування (изображение частотного сектру звука. Выделяют общую спектрограмму - в плоскости частота-уровень интенсивности, а также сонограму - в плоскости частота-время);
  3. интонографування (изображение контура интенсивности звука);
  4. тонографування (изображение контура частоты основного тона).

5. Перцептивная фонетика

Перцептивная фонетика исследует восприятие, усвоение и влияние отдельных звуков и речи в целом.

Человек воспринимает звуковые колебания в определенных частотных пределах - от 16 до 20000 Гц. Лучше воспринимается звук в диапазоне от 2000 до 3000 Гц. Низкочастотные звуковые волны, т.е. имеющие частоту, меньшую по 16 Гц, называются инфразвуком. Волны, имеющие частоту, большую за 20000 Гц, называются ультразвуком. Малейшее изменение силы звука, которую воспринимает человек, равна изменению интенсивности в 1 дБ.

Слуховая система человека включает:

  1. Периферийное отдел (наружное, среднее и внутреннее ухо, где воздушные колебания преобразуются в нервные импульсы);
  2. Центральный слуховой путь, где нервные импульсы передаются в слуховую зону коры головного мозга;
  3. Слуховую зону коры головного мозга, обрабатывает нервные импульсы.

Человек, воспринимая частоту основного тона, говорит о высоту голоса (низкий голос / высокий голос, или бас, баритон, тенор, альт, контральто, сопрано), воспринимая интенсивность звука, говорит о силе (громкий, или сильный / тихий, или слабый голос), воспринимая время звучания речевого сигнала, говорит о продолжительности и скорости речи (долго / недолго, быстро / медленно). Воспринимая гармоники, говорит о тембр голоса.

Методы перцептивной фонетики:

  1. слуховой анализ;
  2. аудиторский анализ.

См.. также

Литература


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам