Форма государственного устройства

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ ее территориального деления, соотношение государства как единого целого с ее составными частями, степень централизации и децентрализации государственной власти.

  • Выделяют две формы государственного устройства:
простую (унитарное)
сложную (федеративное, конфедеративную и др..).

На текущий момент выделяется три основные формы государственного устройства:

  • Унитарное государство - простая, единственное государство, которое характеризуется отсутствием в административно-территориальных единиц признаки суверенитета. Выделяют централизованные и децентрализованные унитарные государства, с наличием или отсутствием автономных образований.
  • Федерация - сложное, союзное государство, части которой государственными образованиями с определенным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.
  • Конфедерация - временный союз государств, который создается для достижения политических, экономических, культурных и других целей. Не обладает самостоятельным суверенитетом, отсутствует единая система законодательства

1. Унитарное государство

Унитарное государство - это единая целостная государство, территория которого делится на административно-территориальные единицы, не имеют статуса государственных образований и не обладают суверенными правами.Бильшисть государств, которые существовали в прошлом и существуют сегодня, являются унитарными. Преимуществом унитарного государства есть возможность эффективно управлять ею, унитарная форма надежно обеспечивает государственное единство и целостность.

  • Унитарное государство характеризуется следующими признаками.
1. Имеет единые высшие органы государственной власти (глава государства, парламент, правительство, судебные органы и др.)., Которым подчиняются или подконтрольные местные органы.
2. Не содержит обособленных территориальных образований, имеющих признаки суверенности.
3. Имеет единую для всего государства систему законодательства.
4. Управление единственными вооруженными силами и правоохранительными органами осуществляется центральными органами государственной власти.
5. Имеет единственное гражданство.
6. Единоличное представительство от всего государства в международных взаимоотношениях на уровне государств.

По степени зависимости местных органов центральной власти унитарные государства подразделяются на:

  • централизованные,
  • децентрализованные,
  • смешанные.

Централизованные - местные органы государственной власти возглавляют руководители, назначенные из центра и им подчиняются органы местного самоуправления (например, Финляндия).

Децентрализованные - местные органы власти имеют значительную самостоятельность в решении вопросов местной жизни (например, Великобритания, Дания, Грузия и др.)..

Смешанные - присутствуют признаки централизации и децентрализации (например, Япония, Турция, Украина и др.)..


2. Федеративное государство

Федеративное государство - это сложная союзное государство, содержит государственные образования (республики, штаты, земли, кантоны и др.), имеют некоторые черты государственного суверенитета, определенную юридически определенную политическую самостоятельность.

  • Признаками федеративного государства являются следующие.
1) Территория федерации состоит из территорий ее субъектов,

могут устанавливать собственный административно-территориальное по-дол.

2) Существуют два уровня органов государственной власти и управления - федерации и ее субъектов (например, в Российской Федерации - президент РФ, Федеральное собрание РФ, правительство РФ, Верховный Суд РФ и др.., А также президенты, законoдавчи собрание, правительства, верховные суды республик, входящих в состав РФ).
3) Для федерации характерно двухпалатный парламент, в котором одна из палат представляет интересы субъектов федерации.
4) Законодательство состоит из законодательства федерации и законодательства субъектов федерации, не может противоречить законодательству федерации.
5) Субъекты федерации не являются субъектами международного права, но в международных договорных отношениях в случае предоставления соответствующих полномочий от федерации субъектам федерации последние могут участвовать в международных договорных отношениях самостоятельно. Федеральная власть при этом имеет исключительное право контролировать внедрение внешней политики.
6) Возможность двухуровневой системы судебных и правоохранительных органов.
7) Наличие внешних атрибутов (столица, флаг, герб, гимн) федерации и субъектов федерации.

2.1. Классификация федераций

Все федеративные государства классифицируются по различным критериям.

  • По способу образования федерации делятся на:
договорные,
конституционные,
конституционно-договорные.

Договорные федерации возникают на основании договора между субъектами о создании федеративного государства. Особенностью таких федераций является то, что субъекты федерации в договоре могут требовать для себя предоставление отдельных суверенных прав. Конституционные федерации закрепляются в конституции, принимается субъектами федерации или утверждаемым ими (например, США в 1787 г.). В таких федерациях все их субъекты имеют равный объем полномочий. Конституционно-договорные федерации возникают на основе договора и подтверждаются принятием конституции (например, Российская Федерация - в ​​1992 г. субъекты РФ подписали союзный договор с центром, и в 1993 г. на референдуме была утверждена, разработанную на основе этих договоров, Конституции РФ).

  • По содержательным критерием:
территориальные,
национальные,
смешанные федерации.

Территориальные федерации - за основу деления территории на территории субъектов федерации принято ландшафт местности, плотность населения, хозяйственно-экономические связи и др.. (США, Мексика, Бразилия). Такие федерации являются достаточно устойчивыми и стабильными. Национальные федерации - за основу деления на субъекты взят национальный состав населения субъектов федерации (бывшие СССР, Чехословакия, Югославия). Как показала практика, федерации, построенные по национальному критерию, нестабильны. Здесь всегда есть опасность разногласий между национальностями, что может привести к их распаду. Смешанные федерации - за основу разделения взяты оба предыдущих критерии (Российская Федерация).

  • По способам осуществления властных полномочий:
централизованные,
децентрализованные.

Централизованные федерации - их субъекты ограничены в принятии решений на местном уровне (Индия, Мексика, Бразилия) Децентрализованные федерации - их субъекты имеют широкие полномочия в регулировании собственных внутренних вопросов.

  • По характеру властных полномочий между субъектами:
симметричные (когда все субъекты имеют одинаковый политико-правовой статус),
асимметричные (когда субъекты имеют разный политико-правовой статус)

3. Конфедерация

Конфедерация - временный союз суверенных государств, которые объединились для достижения определенных целей и совместно осуществляют ряд направлений государственной деятельности (оборона страны, внешняя торговля, таможенное дело, денежно-кредитная система и др.) при сохранении в других вопросах "полной самостоятельности.

  • Основные признаки конфедерации:
1) отсутствие общей для всей конфедерации единой территории и государственной границы;
2) отсутствие общих законодательных органов и системы управления;
3) отсутствие общих для всей конфедерации конституции, системы законодательства, гражданства, судебной и финансовой систем;
4) отсутствие суверенитета конфедерации, сохранения суверенитета и международно-правового статуса участников конфедерации;
5) наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств;
6) решение общих конфедеративных органов, принятое по принципу консенсуса, в случае несогласия с ним членов конфедерации не является обязательным и не влечет никаких санкций (право нуллификации, т.е. отклонение)
7) наличие права выхода из состава конфедерации у каждого из ее субъектов.

Конфедерации имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо эволюционируют в федерацию.


Источники

  • Общая теория государства и права - Цвик М. В., Петришин А.В., Аврвменко Л. В.-Харьков, -2009 год.
  • Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. - М. - 2011.
  • Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М. - 2004.