Надо Знать

добавить знаний



Формула-1 - Гран-при Бельгии



План:


Введение

Гран-при Бельгии ( англ. Belgian Grand Prix ) - Один из этапов чемпионата Мира по автогонкам в классе Формула-1.


1. История

Бельгийская трасса "Спа-Франкоршам" известна с 1921 года и своим появлением обязана менеджеру газеты "La Meuse" Жюлю где Тьеру и председателю спортивного отдела Королевского автомобильного клуба Бельгии Генри Ван Офему. Где Тьер решил использовать треугольник рисовали местные дороги, соединяющие три населенных пункта, как гоночную трассу. Она начиналась у городка Франкоршам, затем спускалась в долину реки О Руж, поднималась на гребне холмов в Les Combes, снова спускалась, в село Бурневилль до поворота Malmedy. Далее петляла равниной до поселения Маста, после чего брала курс на Stavelot - южную вершину этого дорожного треугольника. И в конце обращала на север, двигаясь назад к Франкоршам мимо поселок Бланшимон.

Эта невероятно быстрая, бросая вызов, трасса быстро стала одним из самых популярных мест проведения автоспортивных соревнований и сразу же полюбилась большинства пилотам и болельщикам. Подтверждением тому служит образована в 1924 году гонка 24 часа Спа, по аналогии с стартовавшей годом ранее 24-часовой гонки в Ле-Мане. А в 1925 году здесь состоялся первый Гран-При. В заезде приняли участие всего семь машин, а победителем стал знаменитый пилот Alfa Romeo - Антонио Аскари, отец будущего двукратного чемпиона мира.

В 1938 году в конфигурацию трассы был добавлен первый искусственный поворот - так называемый Raidillon, что дословно можно перевести как "крутая участок дороги". Организаторы рассчитывали с его помощью придать трассе дополнительную остроту и еще больше увеличить скорости. Это делалось в расчете затмить своего основного конкурента - популярную немецкую трассу, расположенную в соседних Ейфельських горах. На время Второй Мировой войны гонки прекратились. Однако вернулись сразу после ее окончания в 1947 году. А с образованием чемпионата Формула-1, в 1950 году, автодром "Спа-Франкоршам" стал регулярным местом проведения Гран При Бельгии.

Через высокие скорости, главным вопросом в Спа всегда оставалась безопасность. Гран-При 1960 стал одним из самых черных в истории автодрома. Сначала Майк Тейлор получил серьезные повреждения, когда во время практики его Lotus потерял управление и врезался в дерево. Затем Стирлинг Мосс получил переломы обеих ног в результате столкновения, вызванного поломкой оси. А уже во время гонки коварные повороты бельгийской трассы унесли жизни двух молодых британских гонщиков. Крис Бристов погиб в результате удара в стену на повороте Burneville, а пять кругов спустя его соотечественник Алан Стейси столкнулся с птицей, потерял управление и разбился, вылетев с трассы недалеко от поворота Masta. После изрядного инцидента в 1966 году Джеки Стюарт начал кампанию за улучшение мер безопасности на автодроме. А в 1969 году этот вопрос был поднят Ассоциацией гонщиков Гран-При. И хотя в 1970 году по их требованиям в поворот Malmedy была добавлена ​​шикана, призвана снизить скорости болидов, это не помешало Педро Родригесу выиграть гонку с средней скорости 241 км / ч. 1970 стал последним в истории чотирнадцятикилометровои трассы "Спа-Франкоршам". С 1972 года Гран-При Бельгии переехал в Нивель - серый трек под Брюсселем, а еще позже в Зольдер.

Знаменитый поворот Eau Rouge на трассе Спа-Франкоршам зимой.

В 1979 году закончилась реконструкция автодрома. А до 1983 года трасса в Спа была полностью переработана, сократив свою длину практически вдвое. Появилась новая секция, соединяющая Les Combes с последним сектором старого трека возле поворота Blanchimont. В 1983 году обновленная трасса "Спа-Франкоршам" вернулась в календарь чемпионата, и с тех пор пропустила только два Гран-при: в 1984 году (этап проводился в Зольдери) и в 2003 и 2006 годах (из-за запрета рекламы табака).

За период с 1980 года по 1994 год автодром не раз подвергался перестройкам. Несколько раз было изменено место старта. Появился поворот Bus Stop и шикана Eau Rouge. Протяженность трассы многократно изменялась и в итоге в 1986 году владельцы автодрома призвали для уточнения длины трека комиссию Королевского клуба Бельгии. Но несмотря на то, что новая трасса стала очень сложной, это никак не повлияло на ее скоростные характеристики.

Айртон Сенна побеждал здесь четыре раза подряд с 1988 по 1991 год. Затем, в 1992 году, Михаэль Шумахер одержал на бельгийской трассе свою первую победу в Формуле-1. В 1993 году и в 1994 году на первую ступеньку пьедестала поднимался Дэймон Хилл. В трех последующих сезонах победы на счету немецкого гонщика Михаэля Шумахера.

В 1998 году в суматошной дождевой гонке первую победу для команды Jordan принес Дэймон Хилл. Однако она могла и не состояться, как бы уверенно лидирующему Михаэлю Шумахеру не попал отсталый на круг McLaren Дэвида Култхарда, после столкновения с которым, немец вынужден был сойти с дистанции. Ральф Шумахер финишировал вторым, обеспечив команде Эдди Джордана дубль.

В 1999 году лучшим в Спа оказался гонщик McLaren Дэвид Култхард, зато в следующем сезоне он был вынужден довольствоваться только третьим местом, уступив своему напарнику Мики Хаккинена и Ральфу Шумахеру на Williams.

Гонка 2001 года на длительное время была остановлена ​​из-за аварии Лучано буртах. После рестарта победу одержал Михаэль Шумахер, Култхард финишировал вторым, Джанкарло Физикелла - третьим. В 2002 году в Спа снова не было равных Шумахеру. Рубенс Баррикелло обеспечил Ferrari дубль, а третьим пересек финишную линию Хуан-Пабло Монтоя на Williams.

В 2004 году Кими Райкконен провел блестящую гонку и получил на этапе в Бельгии свою вторую в карьере победу. Финский гонщик стартовал лишь десятым, но уже к 12 кругу захватил лидерство. Следом с отставанием всего 3,1 и 4,3 секунды финишировали пилоты Ferrari Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло.

В сезоне-2005 с поула стартовал Хуан-Пабло Монтоя на McLaren и лидировал на протяжении 32-х кругов. Затем инициативу перехватил его напарник по команде Кими Райкконен, как и год назад, завоевал победный трофей. Компанию на подиуме ему составили Фернандо Алонсо с Renault и Дженсон Баттон из BAR. Сенсацию создал Тьяго Монтейро, на своем слабеньком Jordan замкнув очковую восьмерку - и это при том, что гоночную дистанцию ​​преодолели 13 гонщиков, не все из которых были представителями команд-аутсайдеров.

Стоит отметить, что Гран-при 2005 стартовал на мокрой трассе и к тому же в пасмурную погоду, сильно замедлило подсыхания полотна. Поэтому большое значение имела тактика смены резины. В некоторых "конюшнях" решение "переобуть" болиды в сухие покрышки оказалось слишком поспешным, что негативным образом отразилось на результатах - так, например Toyota лишилась возможности побороться за первую в своей истории победу.

В 2006 году ГП Бельгии был включен в календарь чемпионата мира, однако, перед самым началом сезона мир Формулы-1 сотрясла новость об исключении этой легендарной трассы из календаря Формулы-1 - автодром "Спа-Франкоршам" закрылся для проведения реконструкции.


2. Победители Гран-при Бельгии

2.1. Пилоты

Две и более победы в Гран-при Бельгии (входящих в чемпионат Формулы-1)

Победы Пилот Гран-при
6 Германия Михаэль Шумахер [1] 1992, 1995, 1996, 1997, 2001, 2002
5 Бразилия Айртон Сенна 1985, 1988, 1989, 1990, 1991
4 Великобритания Джим Кларк 1962, 1963, 1964, 1965
Финляндия Кими Райкконен 2004, 2005, 2007, 2009
3 Аргентина Хуан-Мануэль Фанхио 1950, 1954, 1955
Великобритания Деймон Хилл [1] 1993, 1994, 1998
2 Италия Альберто Аскари 1952, 1953
Бразилия Эмерсон Фиттипальди 1972, 1974
Австрия Ники Лауда 1975, 1976
Франция Ален Прост 1983, 1987
  1. а б Михаэль Шумахер финишировал первым на Гран-при Бельгии 1994, но был дисквалифицирован, и в результате победа была присуждена Дэймону Хиллу.

2.2. Команды

Команды, участвующие в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.
Розовым обозначены гонки, которые не были частью чемпионата мира по Формуле-1.
Кремовым цветом обозначены гонки, которые были частью до- военного чемпионата Европы.

# Побед Констркутор Годы побед
16 Италия Ferrari 1952, 1953, 1956, 1961, 1966, 1975, 1976, 1979, 1984, 1996, 1997, 2001, 2002, 2007, 2008, 2009
12 Великобритания McLaren 1968, 1982, 1987, 1988, 1989, 1990, 1991, 1999, 2000, 2004, 2005, 2010
8 Великобритания Lotus 1962, 1963, 1964, 1965, 1972, 1977, 1978, 1985
4 Италия Alfa Romeo 1925, 1947 , 1950, 1951
Великобритания Williams 1981, 1986, 1993, 1994
3 Франция Bugatti 1930 , 1931 , 1934
Германия Mercedes-Benz 1935, 1939 , 1955
2 Италия Maserati 1933 , 1954
Великобритания Benetton 1992, 1995

2.3. По годам

Розовым цветом обозначены гонки, которые не были частью чемпионата мира по Формуле-1.
Кремовым цветом обозначены гонки, которые были частью довоенного чемпионата Европы по автогонкам в классе Больших Призов.

Год # Пилот Конструктор Трасса Результат
2011 56 Германия Себастьян Феттель Ред Булл - Рено Спа-Франкоршам Результат
2010 55 Великобритания Льюис Гамильтон Макларен - Мерседес Спа-Франкоршам Результат
2009 54 Финляндия Кими Райкконен Ferrari Спа-Франкоршам Результат
2008 53 Бразилия Фелипе Масса [1] Ferrari Спа-Франкоршам Результат
2007 52 Финляндия Кими Райкконен Ferrari Спа-Франкоршам Результат
2006 Не проводился
2005 51 Финляндия Кими Райкконен McLaren - Mercedes Спа-Франкоршам Результат
2004 50 Финляндия Кими Райкконен McLaren - Mercedes Спа-Франкоршам Результат
2003 Не проводился
2002 49 Германия Михаэль Шумахер Ferrari Спа-Франкоршам Результат
2001 48 Германия Михаэль Шумахер Ferrari Спа-Франкоршам Результат
2000 47 Финляндия Мика Хаккинен McLaren - Mercedes Спа-Франкоршам Результат
1999 46 Великобритания Дэвид Култхард McLaren - Mercedes Спа-Франкоршам Результат
1998 45 Великобритания Деймон Хилл Jordan -Mugen Honda Спа-Франкоршам Результат
1997 44 Германия Михаэль Шумахер Ferrari Спа-Франкоршам Результат
1996 43 Германия Михаэль Шумахер Ferrari Спа-Франкоршам Результат
1995 42 Германия Михаэль Шумахер Benetton - Renault Спа-Франкоршам Результат
1994 41 Великобритания Деймон Хилл Williams - Renault Спа-Франкоршам Результат
1993 40 Великобритания Деймон Хилл Williams - Renault Спа-Франкоршам Результат
1992 39 Германия Михаэль Шумахер Benetton - Ford Спа-Франкоршам Результат
1991 38 Бразилия Айртон Сенна McLaren -Honda Спа-Франкоршам Результат
1990 37 Бразилия Айртон Сенна McLaren -Honda Спа-Франкоршам Результат
1989 36 Бразилия Айртон Сенна McLaren -Honda Спа-Франкоршам Результат
1988 35 Бразилия Айртон Сенна McLaren -Honda Спа-Франкоршам Результат
1987 34 Франция Ален Прост McLaren -TAG Спа-Франкоршам Результат
1986 33 Великобритания Найджел Мэнселл Williams -Honda Спа-Франкоршам Результат
1985 32 Бразилия Айртон Сенна Lotus- Renault Спа-Франкоршам Результат
1984 31 Италия Микеле Альборето Ferrari Зольдер Результат
1983 30 Франция Ален Прост Renault Спа-Франкоршам Результат
1982 29 Великобритания Джон Уотсон McLaren - Ford Зольдер Результат
1981 28 Аргентина Карлос Ройтеман Williams - Ford Зольдер Результат
1980 27 Франция Дидье Пирони Ligier- Ford Зольдер Результат
1979 26 South Africa 1927 Джоди Шектер Ferrari Зольдер Результат
1978 25 США Марио Андретти Lotus- Ford Зольдер Результат
1977 24 Швеция Гуннар Нильссон Lotus- Ford Зольдер Результат
1976 23 Австрия Ники Лауда Ferrari Зольдер Результат
1975 22 Австрия Ники Лауда Ferrari Зольдер Результат
1974 21 Бразилия Эмерсон Фиттипальди McLaren - Ford Нивель-Болер Результат
1973 20 Великобритания Джек Стюарт Tyrrell- Ford Зольдер Результат
1972 19 Бразилия Эмерсон Фиттипальди Lotus- Ford Нивель-Болер Результат
1971 Не проводился
1970 18 Мексика Педро Родригес BRM Спа-Франкоршам Результат
1969 Не проводился
1968 17 Новая Зеландия Брюс МакЛарен McLaren - Ford Спа-Франкоршам Результат
1967 16 США Дэн Герни Eagle-Weslake Спа-Франкоршам Результат
1966 15 Великобритания Джон Сертис Ferrari Спа-Франкоршам Результат
1965 14 Великобритания Джим Кларк Lotus-Climax Спа-Франкоршам Результат
1964 13 Великобритания Джим Кларк Lotus-Climax Спа-Франкоршам Результат
1963 12 Великобритания Джим Кларк Lotus-Climax Спа-Франкоршам Результат
1962 11 Великобритания Джим Кларк Lotus-Climax Спа-Франкоршам Результат
1961 10 США Фил Хилл Ferrari Спа-Франкоршам Результат
1960 9 Австралия Джек Бребем Купер-Climax Спа-Франкоршам Результат
1959 Не проводился
1958 8 Великобритания Тони Брукс Vanwall Спа-Франкоршам Результат
1957 Не проводился
1956 7 Великобритания Питер Коллинз Lancia- Ferrari Спа-Франкоршам Результат
1955 6 Аргентина Хуан-Мануэль Фанхио Mercedes Спа-Франкоршам Результат
1954 5 Аргентина Хуан-Мануэль Фанхио Maserati Спа-Франкоршам Результат
1953 4 Италия Альберто Аскари Ferrari Спа-Франкоршам Результат
1952 3 Италия Альберто Аскари Ferrari Спа-Франкоршам Результат
1951 2 Италия Нино Фарина Alfa Romeo Спа-Франкоршам Результат
1950 1 Аргентина Хуан-Мануэль Фанхио Alfa Romeo Спа-Франкоршам Результат
1949 Франция Луи Розье Talbot Спа-Франкоршам
1947 Франция Жан-Пьер Вимилль Alfa Romeo Спа-Франкоршам
1946 Франция Эжен шабу Delage Спа-Франкоршам
1945
-
1940
Не проводился
1939 Germany Херманн Ланг Mercedes-Benz Спа-Франкоршам
1938 Не проводился
1937 Germany Рудольф Xacce Auto Union Спа-Франкоршам
1936 Не проводился
1935 Germany Рудольф Караччиола Mercedes-Benz Спа-Франкоршам
1934 Франция Рене Дрейфус Bugatti Спа-Франкоршам
1933 Italy Тацио Нуволари Maserati Спа-Франкоршам
1932 Не проводился
1931 Франция Уильям Гровер-Уильямс
Italy Карло Конелли
Bugatti Спа-Франкоршам
1930 Monaco Луи Широн Bugatti Спа-Франкоршам
1929
-
1926
Не проводился
1925 Italy Антонио Аскари Alfa Romeo Спа-Франкоршам

3. Трассы проведения Гран-при

Указаны только трассы Гран-при Бельгии, входящих в чемпионат Формулы-1

Трасса Проведено
Гран-при
Первое
Гран-при
Последнее
Гран-при
Схема
Спа-Франкоршам 42 1950 2009 Спа-Франкоршам
Зольдер 10 1973 1984 Зольдер
Нивель-Болер 2 1972 1974 Нивель-Болер

Примечания

  1. Победу в гонке одержал британский гонщик из команды McLaren-Mercedes Льюис Хэмильтон, наказан после гонки приложением 25 секунд к результату гонки за срезание поворота "Автобусная остановка" в борьбе с Ferrari Кими Ряйкконена. В окончательном протоколе Льюис откатился на третье место, а победителем был объявлен Фелипе Масса. Команда McLaren опротестовала решение стюардов, однако, 23 сентября 2008 года протест был отклонен - www.f1news.ru/news/f1-45964.html международным апелляционным судом FIA.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам