Формула-1 - Чемпионат 1994

Чемпионат мира по автогонкам в классе Формула-1 2010 года - 45-й чемпионат мира в классе Формула-1, состоящий из 16-ти Гран-при и проходил с 17 марта по 13 октября. Чемпионом мира стал Михаэль Шумахер, Кубок конструкторов завоевала команда "Уильямс" - "Рено". Один из самых трагических чемпионатов мира за всю историю.


1. Накануне чемпионата

С 1994 в истории Формулы-1 практически началась новая эпоха. Первой причиной этого стал постепенный отход от старых фаворитов ( Нельсона Пике, Найджела Мэнселла, Алена Проста, Рикардо Патрезе) и последующее выдвижение на первые роли тех, кто раньше был в их тени: Дэймон Гилла, Михаэля Шумахера, Мики Хаккинена, Жана Алези. Вторым фактором было кардинальное изменение технического регламента. Еще на Гран-При Канады 1993 "FIA" выдала бюллетень, в котором указывала, что автомобили всех команд, кроме BMS (беспросветного аутсайдера) не соответствуют техническим требованиям, так как оснащены различными электронными системами, помогающими гонщику при управлении автомобилем: traction control, ABS, электронной коробкой передач, активной подвеской. Начиная с сезона 1994 года, использование этих систем запрещалось. Одновременно была разрешена дозаправка топливом в ходе гонки.

При изменении правил "FIA" объявила, что преследует этим благородную цель: уравнять шансы малых команд, у которых не хватало денег для разработки электроники, и признанных лидеров. Но к тому времени, почти все команды обзавелись электроникой, и после изменения правил им снова пришлось тратить большие средства для разработки шасси, соответствующие новым правилам. Шасси эти по сравнению с предыдущими моделями были практически неуправляемы. Это и привело к трагическим аварий в ходе сезона. "FIA", так основательно скомпрометировала себя опрометчивым изменением правил, продолжала вызывать шквал критики в свой адрес, вводя в сезон все новые и новые запреты и ограничения, призванные снизить скорость, и, таким образом, повысить безопасность соревнований, хотя достаточно было вновь реабилитировать электронные системы.


2. Гран-при чемпионата

2.1. Гран-при Бразилии

Чемпионат открылся гонкой в Бразилии 27 марта. Айртон Сенна, перешедший в этом сезоне за "Уильямс", стартовал с поул-позиции (1:15.962) и время лидировал, но после пит-стопа оказался позади Шумахера. Преследуя его, на пятьдесят пятом круге Сенна сделал ошибку и сошел. В результате Шумахер пересек финишную линию, опередив второго Гилла на один круг. Алези также отстал на круг, а Рубенс Баррикелло, УКИО Катаяма и Карл Вендлингер, занявшие места с четвертого по шестое - на два.


2.2. Гран-при Тихого океана

Второй этап чемпионата прошел 17 апреля на новой для Формулы-1 трассе Танака в Японии. Официально гонка называлась Гран-при Тихого океана и была введена в календарь из-за огромной популярности Формулы-1 в Японии. Поул-позицию вновь занял Сенна, но уже на старте, получив ощутимый толчок от Хаккинена, оказался на обочине и окончательно выбыл из борьбы, когда в его "Уильямс" въехала "Феррари" Никогда Ларине. Хилл также сошел после инцидента с Хаккиненом, когда попытался обогнать финна в борьбе за второе место. Помешать Шумахеру, одержать победу, не смог больше никто: Герхард Бергер, единственный, кто остался в том же круге, отстал на 1:15.300. Барикелло финишировал третьим и после двух этапов занимал сенсационное второе место в чемпионате. Кристиан Фиттипальди стал четвертым, Хайнц-Харальд Френтцен - пятым, Эрик Кома - шестым.


2.3. Гран-при Сан-Марино

Роланд Ратценбергер был смертельно травмирован в квалификации после аварии, вызванной повреждением переднего антикрыла.

При квалификации перед третьим этапом - Гран-При Сан-Марино - во время первой квалификационной сессии для определения порядка старта гонки [1], Рубенс Баррикелло, пилот команды "Джордан", задел край обочины поворота "варианте Басса" ( итал. Variante Bassa ) - И на скорости 225 км / ч взлетел в воздух [2]. В субботу, на последней Двадцатиминутный квалификационной сессии произошла авария Роланда Ратценбергера. Гонщик умер, причем, по официальной версии, смерть наступила в больнице.

В начале гонки заглох "Бенеттон" Юрки Ярвилехто. Большинство гонщиков сумели избежать столкновения с финном, однако Педро Лами слишком поздно увидел Ярвилехто, оставшийся стоять на стартовой решетке, и врезался в него. В результате аварии девять человек получили незначительные травмы от части обломков болидов, что перелетели через дорожное ограждение предназначено для защиты зрителей на стартовой прямой. [3] После рестарта, болид команды "Уильямс" под управлением Айртона Сенны, который был на тот момент среди лидеров в гонке, проходя поворот "Тамбурелло" ( итал. Tamburello ) Сорвалась с трассы и на огромной скорости врезался в бетонную стену. Согласно показаниям телеметрии, в момент срыва скорость болида была около 306 км / ч, после этого Сенна успел затормозить и замедлить болид, но скорость на момент удара в стену составила 211 км / час. Вскоре он скончался в госпитале. После его аварии гонка была продолжена, и Шумахер снова победил. Вторым пересек финишную линию Ларине, третьим - Хаккинен.


2.4. Гран-при Монако

После гибели Сенны проведения Гран-при Монако было под угрозой. Этап все-таки состоялся, и в свободных заездах в четверг в тяжелую аварию попал Вендлингер, после этого находился в коме девятнадцать дней. Команда "Sauber" была снята с этого Гран-при, "Williams" и "Simtek" выставили по одному участнику. Шумахер вновь одержал победу, вторым пересек финишную линию Мартин Брандл, третьим - Бергер.


2.5. Гран-при Испании

После событий, в результате которых произошло шесть тяжелых аварий и было потеряно два человеческих жизни, "FIA" приняла меры по увеличению безопасности гонок. К Гран-при Испании были уменьшены размеры передних антикрыльев, изменен профиль днища резко уменьшило прижимающую силу. Результат - две аварии: на тестах - Педро Лами, в квалификации - Андреа Монтермини. На Гран-при Испании 1994 Шумахеру не удалось одержать очередную победу, из-за проблем с коробкой передач, которые дали о себе знать незадолго до финиша. Победил Хилл, опередив немца на 24,166 с; Марк Бланделл финишировал третьим.

После первых пяти этапов Шумахер имел 46 очков, Хилл - 17. За ними шли два гонщика "Ferrari": Бергер с 10 очками и Алези из 9. Барикелло, прекрасно начал сезон, не получил ни одного очка с Гран-при Тихого Океана и был оттеснен уже на пятое место (7 очков). Ларине и Брандл делили между собой шестое и седьмое места с 6 очками каждый. Команда "Benetton" имела в зачете Кубка конструкторов 46 очков, "Ferrari" - 25 "Williams" - 17. На четвертое место выбралась команда "Jordan" с 11 очками, на одно опережая "McLaren". 8 очков было на счету "Tyrrell".


2.6. Гран-при Канады

Накануне Гран-при Канады были сделаны очередные меры по снижению скорости: в верхних воздухозаборниками были сделаны прорези, резко снижало количество воздуха поступало к двигателям, и, соответственно, их мощность. Шумахер приписал к своему счету еще один "score parfait" (Поул-позиция, лучший круг в гонке и победа). Хилл финишировал вторым, отстав на 39,660 с. Пара "Ferrari" - Алези и Бергер - финишировала со временем 1 мин 13,338 с и 1 мин 15,609 соответственно, а Дэвид Култхард, который заменил Сенну с прошлого этапа, пришел пятым. Ярвилехто на шестом месте получил единственное очко в сезоне.


3. Результаты

Система начисления очков: (10, 6, 4, 3, 2, 1)

3.1. Гран-при

Гран-при Трасса Дата Победитель Команда
1 Бразилия Бразилия Интерлагос 27 марта 1994 Германия Михаэль Шумахер Бенеттон- Форд Результаты
2 Япония Пацифик Танака 17 апреля 1994 Германия Михаэль Шумахер Бенеттон- Форд Результаты
3 Сан-Марино Сан-Марино Автодром Энцо и Дино Феррари 1 мая 1994 Германия Михаэль Шумахер Бенеттон- Форд Результаты
4 Монако Монако Монако 15 мая 1994 Германия Михаэль Шумахер Бенеттон- Форд Результаты
5 Испания Испания Трасса Каталония 29 мая 1994 Великобритания Дэймон Хилл Уильямс - Рено Результаты
6 Канада Канада Автодром имени Жиля Вильнева 12 июня 1994 Германия Михаэль Шумахер Бенеттон- Форд Результаты
7 Франция Франция Маньи-Кур 3 июля 1994 Германия Михаэль Шумахер Бенеттон- Форд Результаты
8 Великобритания Великобритания Сильверстоун 10 июля 1994 Великобритания Дэймон Хилл Уильямс - Рено Результаты
9 Германия Германия Хоккенхаймринг 31 июля 1994 Австрия Герхард Бергер Феррари Результаты
10 Венгрия Венгрия Хунгароринг 14 августа 1994 Германия Михаэль Шумахер Бенеттон- Форд Результаты
11 Бельгия Бельгия Спа-Франкоршам 28 августа 1994 Великобритания Дэймон Хилл Уильямс - Рено Результаты
12 Италия Италия Монца Автодромо Национале 11 сентября 1994 Великобритания Дэймон Хилл Уильямс - Рено Результаты
13 Португалия Португалия Эшторил 25 сентября 1994 Великобритания Дэймон Хилл Уильямс - Рено Результаты
14 Европейский Союз Европа Херес 16 октября 1994 Германия Михаэль Шумахер Бенеттон- Форд Результаты
15 Япония Япония Сузука 6 ноября 1994 Великобритания Дэймон Хилл Уильямс - Рено Результаты
16 Австралия Австралия Аделаида 13 ноября 1994 Великобритания Найджел Мэнселл Уильямс - Рено Результаты

3.2. Чемпионат пилотов

Пилот Команда Очки
1 Германия Михаэль Шумахер Бенеттон- Форд 92
2 Великобритания Дэймон Хилл Уильямс - Рено 91
3 Австрия Герхард Бергер Феррари 41
4 Финляндия Мика Хаккинен Макларен- Пежо 26
5 Франция Жан Алези Феррари 24
6 Бразилия Рубенс Баррикелло Джордан -Харт 19
7 Великобритания Мартин Брандл Макларен- Пежо 16
8 Великобритания Дэвид Кулхард Уильямс - Рено 14
9 Великобритания Найджел Мэнселл Уильямс - Рено 13
10 Нидерланды Йос Верстаппен Бенеттон- Форд 10
11 Франция Оливье Пани Лижье- Рено 9
12 Великобритания Марк Бланделл Тирелл- Ямаха 8
13 Германия Хайнц-Харальд Френтцен Заубер - Мерседес 7
14 Италия Никола Ларине Феррари 6
= Бразилия Кристиан Фитипальди Футворк- Форд 6
= Великобритания Эдди Ирвайн Джордан -Харт 6
17 Япония Юкио Катаяма Тирелл- Ямаха 5
18 Франция Эрик Бернар Лижье- Рено 4
= Австрия Карл Вендлингер Заубер - Мерседес 4
= Италия Андреа де Чезарис Джордан -Харт
Заубер - Мерседес
4
= Италия Пьерлуиджи Мартини Минарди- Форд 4
22 Италия Джанни Морбиделли Футворк- Форд 3
23 Франция Эрик Кома Лярус- Форд 2
24 Финляндия Юрки-Ярви Лехто Бенеттон- Форд 1
= Италия Микеле Альборето Минарди- Форд 1

3.3. Кубок Конструкторов

Команда Очки
1 Великобритания Уильямс - Рено 118
2 Великобритания Бенеттон- Форд 103
3 Италия Феррари 71
4 Великобритания Макларен- Пежо 42
5 Ирландия Джордан -Харт 28
6 Франция Лижье- Рено 13
= Великобритания Тирелл- Ямаха 13
8 Швейцария Заубер - Мерседес 12
9 Великобритания Футворк- Форд 9
10 Италия Минарди- Форд 5
11 Франция Лярус- Форд 2

Примечания

  1. Longmore, Andrew, " Ayrton Senna: The Last Hours - www.cstudio.net/may194.html ", The Times, News International, 1994-10-31. Проверено 2006-10-28.
  2. Hamilton, Maurice Frank Williams. - Macmillan. ISBN 0-333-71716-3.
  3. " A tragic weekend - www.timesonline.co.uk/article/0, ,12771-1079325, 00.html ", The Times, News International, 2004-04-19. Проверено 2006-10-28.