Надо Знать

добавить знаний



Фортепиано



План:


Введение

Фортепиано - струнный ударно - клавишный музыкальный инструмент. Существует две разновидности - рояль и пианино.

Источник звука на фортепиано - металлические струны, которые начинают звучать от удара покрытых войлоком деревянных молоточков, а молоточки приводятся в действие нажатием пальцев на клавиши. Струны с помощью колков натянуты на резонансную деку (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях - в горизонтальном).


1. История

Предшественниками фортепиано были клавесины и клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, и постоянный уровень громкости, что исключало одно из выразительных средств музыки - динамику. Механика современного фортепиано была изобретена итальянским мастером Кристофоро около 1709 г. Похожие системы, очевидно независимо от Кристофоро были разработаны Мариусом в Франции ( 1716) и Шретером в Германии ( 1717 -21). Звук в фортепиано в отличие от его предшественника клавесина, приобретался НЕ щипком а ударом, что расширяло динамические возможности и обогатило выразительные и технические средства игры. Благодаря этому к концу XVIII в. фортепиано практически полностью вытеснило клавесин и клавикорды.

Первые музыкальные произведения для фортепиано появились в XVIII веке ( Гайдн, Моцарт). В ходе развития к инструменту были добавлены педали. Для домашнего музицирования в 1826 году сконструирован пианино. В XX веке появились принципиально новые инструменты - электронные пианино и синтезаторы.


2. Фортепианная механика

молоточки фортепиано
струны рояля

Звук в фортепиано извлекается ударом молоточка по струне. Струны с помощью колков натянуты на резонансную деку (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях - в горизонтальном). Для каждого звука существует хор струн: три для среднего и высокого диапазонов, две или одна - для нижнего. Диапазон большинства фортепиано составляет 86 полутонов от ля субконтроктавы к до 5 октав (старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4 октавы сверху, редко встречаются и инструменты с широким диапазоном - от фа субконтроктавы). В нейтральном положении струны, кроме последних полутора-двух октав, соприкасаются с демпферами. При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отделяется демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый Фильц ( войлоком).


3. Педали

В современных фортепиано - две или три педали. Ранее в инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.

Правая педаль (или просто "педаль", часто используемая) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, остальные струн инструмента также начинает вибрировать, становясь вторичным источником звука. Правая педаль используется в различных целях: для удлинения звуков, если это невозможно сделать пальцами, или для обогащения звука обертонами и призвуками. Различают два основных способа использования педали: прямая педаль - (нажимается точно в долю, такая педаль способствует достижения четкости ритмического рисунка) и запизнювальна (нажимается после нажатия клавиши, используют для максимальной неразрывности, "легатности" звучания). Профессиональные пианисты используют также термины "полпедали" и "чвертьпедаль", которые означают неполное нажатие правой педали, которое приглушает струны демпферами частично, создавая особый звуковой эффект. В нотах нажатия правой педали обозначают сокращением Ped. Или просто P. Снятие педали обозначают звездочкой.

Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков влево, так что вместо трех струн хора они ударяют только по двум или по одной. В пианино молоточки приближаются к струнам. Левая педаль используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una corda, ее снятие - пометкой tre corde или tutte le corde.

Средняя (или третья, так как исторически она появилась позже) педаль, или педаль sostenuto, служит для избирательного поднятия демпферов. При нажатой средней педали демпферы, поднимаемые при нажатии клавиш, остаются поднятыми до снятия педали. Среднюю педаль используют преимущественно в музыке со сложной музыкальной фактурой, когда необходимо продлить отдельные выбранные звуки (как правило в низком регистре), предотвращая при этом продлению или окраске обертонами и призвуками других. Существует версия, согласно которой идея средней педали принадлежит С. В. Рахманинову. Этой педалью, однако, оборудованы далеко не все рояле, в пианино педаль sostenuto практически не встречается. В то же время встречаются пианино, в которых средняя педаль служит для значительного постоянного ослабления звука. Такая педаль "сдвигается" влево и таким образом фиксируется. Этот эффект может достигаться в один из трех способов - или между молоточками и струнами помещается специальная ткань, заглушает звук, или молоточки перемещаются ближе к струнам, что уменьшает силу удара, или демпфер при нажатии на клавишу продолжает глушить струну.


4. Фортепиано в музыкальной культуре

Искусство игры на фортепиано обычно называют пианизма, исполнителя на фортепиано - пианистом. Фортепиано может использоваться как сольный инструмент, как акомпонуючий инструмент (для аккомпанемента вокалисту или инструменталистов), в камерном ансамбле, а также в оркестре (как сольный инструмент, например в концертах для фортепиано с оркестром, или как оркестровый).

В современном мире пианисты обычно получают образование в музыкальных вузах, имеющих специализированные фортепианные факультеты или отделы. В музыкальных вузах Украины выпускники-пианисты получают дипломы со специализацией "фортепиано" и квалификацией "преподаватель, концертмейстер, артист камерного ансамбля". Кроме специального фортепиано, курс которого проходят будущие пианисты, в музыкальных учебных заведениях практикуется также предмет "общего фортепиано", обязательный для музыкантов других специализаций.


См.. также

Литература

  • Алексеев А. История фортепианного искусства. - М.: 1962.
  • Бражников М. Фортепиано. - М.: 1967.
  • Зимин П. История фортепиано и его предшественников. - М.: 1968.
  • Гаккель Л. Е. Фортепианная музыка XX века: Очерки. - Л.: Советский композитор, 1990. - 286 с.
  • Клин В. Л. Украинская советская фортепианная музыка / В. Л. Клин. - К.: Наук. мысль, 1980. - 314 с.


музыка Это незавершенная статья о музыку.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам