Надо Знать

добавить знаний



Франсиско-Хосе де Гойя


Goya selfportrait.jpg

План:


Введение

Франсиско-Хосе де Гойя ( исп. Francisco Jos? de Goya y Lucientes * 30 марта 1746, Фуэндетодос у Сарагосы - ? 16 апреля 1828, Бордо) - испанский живописец и гравер.


1. Биография

1.1. Юность

Отец - Хосе Гойя ( исп. Jos? Goya ) Был мастером, который занимался позолотой, мать - Грасиа Лусьентес ( исп. Gracia Lucientes ) Была дочерью обедневшего дворянина. Франсиско провел свое детство в доме матери. Около 1749 году семья купила дом в городе Сарагоса и за несколько лет переехала туда.

"La Triple generaci?n", 1769

Гойя ходил в школу Ескуелас Пиас ( исп. Escuelas Pias ), Где он сдружился с Мартином Сапатеро ( исп. Martin Zapater ), Их не переписки течение многих последующих лет стало ценным материалом для биографов Гойи. В 1760 в возрасте 14 лет он поступил на обучение к художнику Хосе Лухан ( исп. Jos? Luj?n ). Его заметили среди участников драки, которая происходила во время религиозной процессии. Чтобы избежать преследовать инквизицией, Гойя бежал в Мадрид, где учился у Антона Рафаэля Менгса ( исп. Anton Raphael Mengs ), Художника, популярного при испанском королевском дворе. Франсиско ссорился со своим мастером, и результаты его экзаменов оказались неудовлетворительными. Гойя пытался поступить в Королевской академии художественных искусств в 1763 и 1766 годах, но ему было отказано во вступлении.

В Мадриде Франсиско участвовал в дуэлях, после одной из них бежал в Рима, где в 1771 году завоевал второе место в художественном конкурсе, организованном городом Парма. Позже в этом же году он вернулся в Сарагосу, где нарисовал фрески в нескольких храмах города. Он учился у Франсиско Байе-и-Субиас ( исп. Francisco Bayeu y Sub?as ) И в его рисовании начали появляться признаки изящной тональности, которые позже сделали его известным.


1.2. Зрелость и успех

"Маха на прогулке", 1777

В 1774 году Гойя женился на сестре Байе Хосефа ( исп. Josefa ) (Он называл ее "Пепа"). Этот брак и членство Франсиско Байе (с 1765 года) в Королевской академии художественных искусств помогли ему получить заказ от Королевской гобеленовой мастерской. Там, в течение пяти лет, он создал 42 образца (картоны), многие из которых были использованы, чтобы декорировать голые каменные стены в El Escorial и Palacio Real de El Pardo - вновь резиденциях испанских монархов. Это привлекло к его художественных талантов внимание испанских монархов, которые позже дали ему доступ к королевскому двору. Он также нарисовал полотна для алтаря в церкви San Francisco El Grande, что привело к его назначению членом Королевской академии художественных искусств.

В 1783 году граф Флоридабланка ( исп. Floridablanca ), Фаворит короля Карлоса III, поручил ему написать свой портрет. Гойя также подружился с кронпринцем Доном Луисом и жил у него в доме. Круг его меценатов росло, включая теперь герцога и герцогиню Осуна ( исп. Osuna ), Которых он нарисовал, короля и других известных людей королевства.

После смерти Карлоса ИИИ в 1788 году и революции во Франции в 1789 году, во время царствования Карлоса IV, Гойя достиг вершин своей популярности среди королевского окружения.


1.3. Художник королевского двора

"Семья короля Карлоса IV"

В 1786 году Гойя был назначен художником при дворе Карлоса III, а в 1789 году - художником при дворе Карлоса IV. В 1799 году был назначен первым придворным художником с окладом в 50 тысяч реалов плюс 500 дукатов на экипаж. Он работал на куполе Эрмитажа в Сан-Антонио-де-ла-Флорида ( исп. San Antonio de la Florida ) Он рисовал короля и королеву, королевскую семью, портреты принца и принцессы и много другой знати. Его портреты отличаются своей несклонностью к лести и особенно в случае с фамильным портретом "Семья Карлоса IV" (1800-1801, Прадо), заметен недостаток визуальной дипломатии.

Гойя получал заказы от многих своих друзей из числа испанской знати, среди которых Педро де Алькантара Теллес-Гирон ( исп. Pedro de ?lcantara T?llez-Gir?n ), 9-й герцог Осуна и его жена Мария Хосефа де ла Соледад ( исп. Mar?a Josefa de la Soledad ), 9-герцогиня Осуна, Мария дель Пилар Тереса Каэтана де Сильва-и-Альварес де Толедо ( исп. Mar?a del Pilar Teresa Cayetana de Silva y ?lvarez de Toledo ), 13-герцогиня Альба ( исп. Alba ) И ее муж Хосе Альварес де Толедо-и-Гонсага ( исп. Jos? ?lvarez de Toledo y Gonzaga ), 13-й герцог Альба и маркиза Мария Ана де Потехос-и-Сандовал ( исп. Mar?a Ana de Pontejos y Sandoval ).


1.4. Последние годы

"Третьего мая 1808 года"

После вторжения французских войск в Испанию в 1812 году во время Полуостровной войны (1808-1814), новый испанский двор получил Гойю от своих предшественников. Когда Пепа умерла в 1812 году, Гойя рисовал "Нападение мамелюков" и "Третьего мая 1808 года" и готовил серию гравюр, известную как "Кошмар войны" ( исп. Los desastres de la guerra ).

Король Фердинанд VII вернулся в Испанию, но его отношения с Гойей были уже не такими искренними. В 1814 году Гойя жил вместе со своей служанкой Донной Леокадия ( исп. Do?a Leocadia ) И его внебрачной дочерью Розария Вейсс ( исп. Rosario Weiss ) Молодая женщина изучала рисование у Гойи, который мог оказаться ее отцом. Он продолжал непрерывно работать над портретами, картинами, литографиями и другими произведениями.

Чтобы изолироваться от людей, Гойя купил дом у Мансанарес ( исп. Manzanares ), Который стал известен как Quinta del Sordo, есть "Дом глухого человека". Там он создал свои "Черные картины".

Беспокойный и недоволен, Гойя уехал из Испании в мая 1824 года в Бордо и Париж. Он поселился в Бордо. Во время своего добровольного изгнания он рисует портреты своих друзей-эмигрантов, овладевает новой тогда техникой литографии (серия "бордоские быки", 1826), создает полную оптимизма картину "Молочница из Бордо" (1827-1828, Прадо). В это время влияние Гойи на художественную культуру начинает приобретать общеевропейское значение.

Вернулся Гойя в Испании в 1826 году после очередного периода болезни. Несмотря на теплый прием, он снова поехал в Бордо, где и умер в 1828 году в 82-летнем возрасте.


2. Произведения

Гойя рисовал испанскую королевскую семью, в частности Карлоса IV Испанского и Фердинанда VII. Темы его работ разбросаны от изображения веселых празднований для гобеленов и эскизов карикатур к изображению сцен войны и трупов. Эта эволюция отражает то, как похмуришав его настроение. Современные врачи подозревают, что свинец в его красках отравлял его и привел к глухоты после 1792 года. Ближе к концу своей жизни Гойя стал отшельником и создал пугающие и мрачные картины безумия и больной фантазии. Стиль этих "Черных картин" стал прототипом экспрессионизма. Он часто рисовал самого себя на переднем плане.


"Капричос"

"Сон разума рождает чудовищ"

После тяжелой болезни лихорадкой в ​​1792 году Гойя остался глухим и стал нелюдимым и углубленным в себя. В течение пяти лет, которые пошли на выздоровление, он много читал о Французскую революцию и ее философию. В результате появилась горькая серия гравюр, которая была опубликована в 1799 году под названием "Капричос" ( исп. Caprichos ). Темные видения, изображенные в этих гравюрах, частично объясняются самим автором в его подписи: "Сон разума рождает чудовищ", они демонстрируют острый, сатирический ум художника; особенно это заметно в таких гравюрах, как "Охота на зубы". В этой созданной в два этапа серии из восьмидесяти гравюр Гойи не только нападает на человеческие пороки - легкомыслие, трусость, легковерие, думаю, тупую жестокость, желание жить чужим умом и т. д. Он еще высвечивает в гротескной форме весь традиционный испанский порядок, включая его святые идеалы.


"Маха"

Двумя из самых известных картин Гойи есть "Маха обнаженная" ( исп. La maja desnuda ) (1797-1800, Прадо) и "Маха одетая" ( исп. La maja vestida ) (1800-1803, Прадо). Они изображают одну и ту же женщину в той же позе соответствии обнаженную и одетую. Он нарисовал "Маха одетая" в ответ на возмущение в испанском обществе после предыдущей, обнаженной. Без претензий на аллегорический или мифический смысл, эта картина была первым в западном искусстве совершенно светским изображением женского ню в полный рост. Гойя отказался дорисовать наряд на ней, и вместо этого создал новое полотно.

Личность Махи точно не определено. Самыми популярными являются версии, что это герцогиня Альба, которой Гойя, якобы имел отношения, или любовница Мануэля де Годоя ( исп. Manuel de Godoy ), Который позже и стал владельцем картин. Ни одна из этих теорий не была доказана, и до сих пор остается возможным вариант, картины представляют некий обобщенный идеализированный образ. В 1808 году картины были изъяты Фердинандом VII, а в 1813 году Инквизиция конфисковали обе работы как непристойные.

"Маха обнаженная", 1790-1800.
"Маха одетая", 1802-1805.

2.3. Понурившиеся мира

"Сатурн, пожирающий своих сыновей", 1821 - 1823, Музей Прадо.

В период выздоровления у 1793 - 1794 годах Гойя завершил серию из одиннадцати маленьких жестяных рисунков, известных как "Фантазии и выдумки", которые обозначили значительное изменение в его искусстве. Эти рисунки показывали больше не окружающий карнавальный мир, а, скорее, темное и драматическое царство фантазий и ужаса.

"Двор с сумасшедшими" является кошмарным видением одиночества, страха и социального отчуждения. В этой картине двор с вымощенной камнем полом и железными решетками заполнен пациентами и единственным надзирателем. Пациенты пялятся, сидят, позируют, дерутся, кривляются и издеваются над собой. Верхняя часть картины исчезает в солнечном свете, подчеркивая устрашающую сцену внизу. Эта картина может быть прочитана как осуждение распространенной тогда практики использования наказания для лечения душевнобольных, которые содержались вместе с преступниками, были закованы в кандалы и подвергались физическим пыткам. Осуждение жестокости по отношению к заключенным (будь то преступники или сумасшедшие) стало темой многих поздних произведений Гойи. В то время, когда Гойя закончил рисовать эту картину, он сам чувствовал физическое и душевное спад. Это было всего несколько недель после объявления Францией войны в Испании, и болезнь Гойи усиливалась. Современник писал о нем:

" шумы в голове и глухота не улучшаются, хотя его зрение намного улучшилось, и он снова может контролировать свой баланс. "

Его симптомы могут указывать на длительный энцефалит или, возможно, в серию микроинсультов, повлиявших на центры слуха и равновесия в головном мозге. Диагноз после посмертного обследования указывает на параноидальную деменцией из-за неизвестной травмы головного мозга. В случае, если верно этот диагноз, именно развитием болезни можно объяснить проявление параноидальных черт в его поздних произведениях, достигший кульминации в его "черных картинах" и, особенно, в "Сатурне, который пожирает своих сыновей" ( 1821 - 1823 года, Музей Прадо).

В 1799 году он опубликовал серию из 80 гравюр, названных "Капричиос" ( исп. Caprichos ), Изобразив то, что он сам называл

" ... Безмерные слабости и глупости, которые могут быть найдены в любом цивилизованном обществе с общих предрассудков и лицемерной практики, привычка, игнорирование и эгоизм сделали обычными. "

В "Третьего мая 1808: Казнь защитников Мадрида" ( 1814 год, Музей Прадо) Гойя попытался, как он сам написал,

" увековечить с помощью кисти наиболее значимые и героические события нашего славного мятежа против Тирана Европы. "

На самом деле картина не изображает это событие, о котором говорит Гойя - скорее всего, это надо понимать как более абстрактный комментарий.


"Черные картины" и "Злые времена"

В конце своей жизни Гойя купил дом Quinta del Sordo ("Дом глухого человека"), и нарисовал в нем на полотнах и на стенах много необычных картин, посвященных колдовству и войне. Одна из них - известная работа "Сатурн, пожирающий своих сыновей" - отображает греко-римский мифологический эпизод, в котором бог Сатурн съедает ребенка, это напоминание о конфликтах, которые существовали в испанском обществе.

Эта картина одна из 14 в серии, которая называлась "Черные картины". После смерти Гойи настенные рисунки были перенесены на холсты и остались одним из лучших образцов произведений последнего периода жизни художника, когда оглохший и полусумасшедший, он решил освободиться от табу в живописи того времени и рисовал любые кошмарные видения, которые приходили ему в голову. Многие из этих работ сейчас в Музее Прадо в Мадриде.

"Преступления войны"

В 1810 году Гойя создал серию акватинтових отпечатков, названных " Тяжелые войны "( исп. Los desastres de la guerra ), Изображающие сцены Полуостровной войны. Эти сцены особенно волнующие, иногда жуткие в своем изображении ужасов на поле битвы, они представляют собой пораженную сознание перед лицом смерти и отчаяния. Эти гравюры были опубликованы только в 1863 году, т.е. за 35 лет после смерти Гойи.


"Тавромахия" и "Молочница из Бордо"

В 1824 году Гойя вынужденно эмигрировал во Францию, "не зная ни французского слова, без слуг, старый, глухой, больной и беспомощный, но какой же он счастлив! И как живо интересуется всем, что его теперь окружает", - писал о первых годах эмиграции художника его товарищ Леандро Фернандес де Моратин.

Благодаря приятелю Голон, Гойя открывает для себя технику литографии, недавно открытую немцем Зенефельдером, и признается: "Мне уже восемьдесят лет, а я все еще ​​учусь" ... Под конец жизни Гойя сделал несколько быстрых эскизов на литографическом камни, это были сцены боя быков. Кроме гравюр, возникают также картины. "Коррида" (1825, Прадо) является одним из четырех полотен, написанных во Франции, которые представляют собой иллюстрации к опубликованной в 1777 году книги об отважных тореадоров. Позже этот проект разросся в целую графический цикл под названием "тавромахия" ("Таврос" - бык), изданный в 1816 году. Серия "тавромахия" менее известна и популярна, чем, например, "Капричос", что понятно: там нет никаких мучений души и мистических переживаний. Зато присутствует философское видение, что превращает корриду на всемирный символ борьбы без победы.

Завершая свой ​​путь картиной крови, проливается на арене - с одной стороны, и изображением молодой, пышной, прекрасной молочницы - с другой, Гойя бы подводит итог своей жизни, где было место и трагическим событиям, и чувственных наслаждений. "Молочница из Бордо "(1827, Прадо) захватывает радостным и светлым настроением, а также свежей зелено-голубой гамме живописи - в целом, нехарактерной для творчества Гойи.


3. Наследие

Все рисунки Гойи собраны в восьми альбомах, которые обозначены буквами от А до Н. Альбомы показывают, как менялось отношение Гойи к рисункам: от небольших комментариев, выполняли вспомогательную функцию, в пространное их трактовки, что само уже является отдельным трудом и имеет свою личную художественную ценность.

3.1. Влияние на живопись

Время показало, что Франсиско Гойя был выдающимся испанским художником со времен так называемой испанской золотой эпохи (XVI-XVII вв.). Гойя, что в молодости учился классическому стилю в живописи, однажды стал продолжателем венецианских и барочных традиций, произошло благодаря его контактам с Джованни Баттиста Тьеполо ( исп. Giovanni Tiepolo ), А еще больше благодаря его восторга от работ Диего Веласкеса ( исп. Diego Velazquez ). Гойя доказал, что не было противоречия между классическим стилем и барочной традиции. Художник, рисовал фрески в храмах, портреты монархов и пап, так же как и его известные предшественники. Но тот старый мир себя уничтожил и такие вещи потеряли свою актуальность. Брак добрых дел для простых людей со стороны властей привел к упадку феодального устройства общества. Революция во Франции и ее экспансия в Европу (в том числе в Испании) через солдат Наполеона исповедовала еще больший упадок добрых обычаев. Это потребовало изменения концепции произведений, и Гойя ее зреформував, от показал новую функцию художников, которая и в дальнейшем была и есть реализованная выдающимися художниками. Эта функция - борьба художников за общественную справедливость. Можно сказать, что достичь этих изменений Гойи помогла болезнь - первая в 1792 году, вторая в 1819 году. Обе болезни обострили силу выражения его живописи. Гойя, исходя из объятий "почти смерти", побеждал не только общественные предрассудки и художественные каноны, но в первую очередь страх. Благодаря таланту, смелости и их силе, он создал новое лицо живописи. Гойя вдохновил художников своего и последующего века: Делакруа ( фр. Delacroix ), Мане ( фр. Manet ), Мунка ( фр. Munch ), символистов, импрессионистов, фовистов, сюрреалистов, но в первую очередь Пабло Пикассо ( исп. Pablo Picasso ).


3.2. Кино, драма и опера

Несколько фильмов описывающих жизнь Гойи:

  • Goya (1948) [1] (короткий фильм)
  • Goya, Historia de una Soledad (1971) [2];
  • Гойя, или тяжкий путь познания (1971), производство СССР - ГДР - Болгария - Югославия, режиссер Конрад Вольф [3];
  • Goya en Burdeos (1999), втробництво Италия - Испания, режиссер Карлос Саура [4];
  • Volaverunt (1999) [5];
  • Goya's Ghosts (2006), производство Испания - США, режиссер Милош Форман [6].

Энрике Гранадос написал в 1916 году сюиту для фортепиано, а позже оперу под названием "Goyescas", на которую его вдохновил живопись художника. Жан Карло Менотти написал биографическую оперу о нем "Goya" (1986) на заказ Пласидо Доминго ( исп. Pl?cido Domingo ), Сыгравший главную роль, спектакль транслировалась по телевидению. Творчество художника также вдохновила Майкла Наймана на оперу "Facing Goya" (2000), в которой он появляется в наше время, чтобы выразить протест против использования своего черепа в расистской науке, для чего череп исторического Гойи был где-то спрятан и не закопан вместе с всем телом. Гойя также является главным персонажем в пьесе Клива Баркера "Colossus".

В 1988 году американский театральный композитор Маури Йестона выпустил студийный альбом своего собственного мюзикла "Goya: A Life In Song?. Пласидо Доминго вновь сыграл Гойю, второстепенные роли пели Дженнифер Раш, Глория Эстефан, Джозеф Керисано, Дионн Уорвик, Ричи Хэвенс и Сейко Мацуда. Яркой была песня "Till I Loved You", которую пели Пласидо Доминго и Глория Эстефан, эта песня позже вошла в 40 лучших хитов в чарте от Барбары Стрейзанд. Несмотря на большой коммерческий успех, пьеса не была широко представлена ​​на сцене.


3.3. Гойя в музеях мира

Украина

  • Киев ? Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко

Франция

Испания

  • Мадрид ? Прадо, Музей Лазаро Гальдиано, Музей Романтик, Коллекция Тиссен-Борнемиса
  • Валенсия ? Кафедральный собор, Музей изящных искусств Сан Пио
  • Вальядолид ? Церковь Сан Хоакин и Санта Ана
  • Толедо ? Музей искусств

США

Швеция

Венгрия

Великобритания


Примечания

  1. Goya (1948) в Internet Movie Database - www.imdb.com/title/tt0040398/
  2. Goya, historia de una soledad (1971) в Internet Movie Database - www.imdb.com/title/tt0065792/
  3. Goya - oder Der arge Weg der Erkenntnis (1971) - www.imdb.com/title/tt0067155/
  4. Goya en Burdeos (1999) - www.imdb.com/title/tt0210717/
  5. Volav?runt (1999) в Internet Movie Database - www.imdb.com/title/tt0216386/
  6. Goya's Ghosts (2006) - www.imdb.com/title/tt0455957/

Литература

  • Прокофьев В.Н. "Капричос" Гойи, М., 1970;
  • Фейхтвангер Л., Гойя, или Тяжкий путь познания, М., 1982.
Англоязычные издания
  • Cardera, Valentin. Biografia de D.Francisco Goya, pintor. El Artista, 2 1835;
  • El Libro de Los. CAPRICHOS. Francisco de Goya. Madrid. 1999. ISBN 84-87317-82-0;
  • Mayer A., Francisco de Goya, Munch., 1923;
  • Klingender FD, Goya in the democratic tradition, L., 1948, 2 ed., NY, 1968;
  • Sanches Canton FJ, Vida y obras de Goya, Madrid, 1951;
  • Holland V., Goya. A pictorial biography, L., 1961;
  • Harris T., Goya. Engravings and litographs, v. 1-2, Oxf., 1964;
  • Wyndham Lewis DB, The world of Goya, L., 1968;
  • Gudiol J., Goya, L.-NY, 1969;
  • Goya, Konigliche Gemaldegalerie "Mauritshuis". Katalog, Haag., 1970.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам