Надо Знать

добавить знаний



Франсуа Рабле


Francois Rabelais.jpg

План:


Введение


Франсуа Рабле ( фр. Fran?ois Rabelais * Ок. 1493 - 1494 лет, Шинон - ? 9 апреля 1553 года, Париж) - французский писатель.


1. Биография

Рабле родился в Шинон (в Турени), точная дата рождения неизвестна - как версии называют 1493 и 1494 годы. Предположительно он был сыном трактирщика (по другим показаниям - аптекаря, занимавшегося и торговлей спиртными напитками). Рабле потерял мать в раннем возрасте, по другим версиям, был очень рано заброшенный ней и отданный в монастырь.

После кабацкого среды, где проходят первые десять лет жизни Рабле, он, по воле отца, становится учеником в францисканском монастыре Селье, затем в монастыре Де Ля Бометт, впоследствии попадает, также как ученик, в кордельерське аббатство в Фонтене-ле-Конт (Fontenay le Comte). Сохранились сведения, что во время этих переходов он встретил среди своих товарищей-учеников парня, который впоследствии послужил ему образцом для одной из величайших фигур в его романе, - монаха Жана де Ентомуара.

Недостаточно образован, чтобы посвятить себя одной из "либеральных профессий", Рабле ушел в монахи. Побудила его к этому, между прочим, и возможность при определенном материальном обеспечении, заниматься "гуманистическими" науками, что считалось в те времена престижным занятием. Монашеская жизнь, что им Рабле жил более 25 лет, вызвало в нем резкое сопротивление, он относился с отвращением к любым мистических крайностей и аскетического умерщвления плоти. Нерасположение его к монашеству усиливалось невежеством, фанатизмом и, вместе с тем, праздностью и развратом тех монахов, среди которых ему пришлось жить, и которые уже теперь давали ему чрезвычайно ценный материал для его будущих сатирических образов.

Когда недовольство монахов, вызванное частыми издевательствами из них Рабле, приняло форму преследования, Рабле бежал из монастыря, однако скоро вернулся, но через год окончательно вышел из францисканского ордена и перешел в бенедиктинский. Однако, в монастырь он больше не вступал, а жил как простой священник при дворе епископа мальезеського (Maillezais), Жофруа дьЕстисака, отличавшийся высоким уровнем образования и эпикурейскими наклонностями. Вокруг него гуртувалося много французских "гуманистов". Пожалуй, именно в это время завязались дружеские отношения Рабле с Эразма Роттердамского, к которому он всегда проявлял Глубочайшую уважение, называя его своим "отцом", даже "матерью". Покровительство епископа и влиятельных братьев Дю-Белле дало Рабле возможность, не обременяя себя выполнение своих церковных обязанностей, заняться ботаникой и медициной.

В 1530 году, сохраняя звание священника, он поступил на медицинский факультет университета Монпелье. Здесь он читает публичные лекции по медицине (объяснение "Афоризмов" Гиппократа и "Ars parva" Галена), печатает некоторые научные произведения и модные тогда "альманахи", наконец, практикует, как врач, несмотря на то, что степень доктора медицины он официально получил значительно позже. Эту свою деятельность продолжает он и в Лионе, куда переезжает из Монпелье, - и именно здесь он становится на тот путь, на котором ему суждено было получить бессмертную славу: в 1532 или 1533 году появляются в первой редакции две первые книги его знаменитого романа, без подписи автора (через страх преследований), под псевдонимом "Алькофрибас Назье" ( анаграмма его имени и фамилии), и под заголовком "Grandes et inestimables chroniques du grand et ?norme g?ant Gargantua".

Важным событием в жизни Рабле, почти одновременно с выпуском первых книг "Гаргантюа", была его поездка в Рима в качестве секретаря дю-Белле. Рим обогатил его наблюдениям, ценными для сатирика, ведь его критика направлена ​​преимущественно на испорченное католическое духовенство. Во время второй поездки в Рим, при папе Павлу III, Рабле, заискивая перед кардиналами и другими влиятельными лицами, добился от папы прощения своих многих грехов (в том числе и бегства из монастыря) и несколько улучшил свое материальное положение. Однако, преследования духовенства и парламента, которые выражались даже в сжигании его книг, заставляли его, несмотря на покровительство короля Франциска I, переезжать с места на место, скитаться и постоянно страдать за свою личную безопасность, особенно учитывая частые проявления насилия в отношении его лучших друзей и единомышленников.

Наконец, в 1551 году он получил приход в Медоне (местечко около Париж), где издал четвертую книгу "Пантагрюэля". Хотя анафемы Сорбонны не утихали, и мощная протекция (среди прочих - Дианы де Пуатье) позволила автору вести относительно спокойную жизнь до самой смерти. Умер в Париже в 1553 году. Смерть его описана в биографов не менее легендарными подробностями, чем вся его жизнь, некоторые из них, однако, частично подтверждаются довольно надежными свидетельствами. Такова, например, рассказ о том, что незадолго до смерти он пожелал одеться в рясу бенедиктинского монаха, и когда его спросили о причине, отвечал каламбуром: "Beati qui moriuntur in Domino" ("Блаженны умирающие с Господом / в костюме домино" ) или об ответе его послу от кардинала Шатильйона, который интересовался состоянием его здоровья: "Dis ? monseigneur en quelle galante humeur tu me vois: je vais qu?rir un grand peut-?tre" ("скажите его преосвященству, в котором веселом настроении я нахожусь - я отправляюсь на поиски великого Может быть ", или еще о словах, якобы произнесенные им с хохотом за несколько минут до смерти:" Tirez le rideau, la farce est jou?e "(" опустите занавес, фарс сыгран ").


2. Творчество

2.1. Гаргантюа и Пантагрюэль

Гаргантюа и пилигримы в салате - иллюстрация Доре, 1873 г.
Пантагрюэль - иллюстрация Доре, 1873 г.

Cатирично - философский роман "Гаргантюа и Пантагрюэль" состоит из пяти частей. Это главное произведение Рабле, над которым он работал более 20 лет.

Фольклорный персонаж Гаргантюа и его приключения были известны из французских народных преданий начиная с XV в. В 1532 году в Лионе был издан сборник народных рассказов о приключениях Гаргантюа. Того же года выходит в свет первая часть романа Рабле. Это издание, как и последующие, было сразу запрещено Сорбонной.

В первой книге "Пантагрюэль" (1532 г.) Рабле описывает историю великана Пантагрюэля, сына Гаргантюа: его рождение, воспитание и героические подвиги. Используя фантастическую, сказочную основу сюжета и стилистику рыцарских романов, Рабле создал всеобъемлющую сатиру тогдашнего французского общества. Юмор и острота сочетаются в этом произведении с гуманистическими идеями раннего Ренессанса.

Вторая книга "Гаргантюа" (1534) посвящена отцу Пантагрюэля, Гаргантюа, его гуманстичному воспитанию великаном Грангозье. Здесь высмеиваются монастырские принципы воспитания и сама Сорбонна со своим заскорузлой, ортодоксальным духом. Описывается основания утопического монастыря Телема (Th?l?me), где совместно живут мужчины и женщины под девизом: "Делай что хочешь" ("Fais ce que voudras"). Образ монастриря Телем - пародия на средневековые монастыри, которые были центром гуманистической элиты.

Третья (1546 г.) и четвертая книги (1552 г.) посвящены странствиям Пантагрюэля и его спутника Панурга в поисках удивительного оракула "Dive bouteille". Калейдоскопическая изменение пестрых эпизодов предоставляет повествования динамизма и легкости. В произведении изображают тогдашние представления в таких областях знания, как астрология, медицина и философия. В остросатирические форме Рабле высмеивает противоречия этих представлений и учений.

Пятая часть (1564), по последним исследованиям, также принадлежит перу Рабле. Один ловкий издатель, зная о популярности предыдущих книг Рабле, решил опубликовать черновики второй и третьей книги, случайно попавшие ему в руки, представив их как заключительную часть романа.

Многие эпизоды романа остаются темными и делают различные толкования. Однако вполне красноречивым является общее гуманистическое направление романа, негативное отношение Рабле к средневековой схоластики, догматизма, призыв к духовной свободе, радости жизни, веры в человеческое добро и достоинство. Множество анекдотов, острот, шуток чрезвычайно оживляют повествование. Рабле демонстрирует неисчерпаемую фантазию не только сюжетов, но и словообразования, изобретая новые, часто забавные понятия, комбинируя просторечия с высоким стилем, прибегая к арготизмов и латинизмов. Своеобразие стиля Рабле смог воспроизвести как Бальзак в своих "игриво историях" ( фр. "Les Cent Contes drolatiques ?), Написанных под влиянием" Гаргантюа и Пантагрюэля ".


3. М. Бахтин о Франсуа Рабле

В 1940 году Михаил Бахтин написал работу "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" (впервые опубликована в 1965 году), в которой провел детальный анализ романа, охарактеризовав его как шедевр, венчающий народную, смеховой и карнавальной культуре Средневековья.


4. Произведения

Гаргантюа (литография Оноре Домье)
  • Les horribles et ?pouvantables faits et prouesses du tr?s renomm? Pantagruel, Roi des Dipsodes, fils du grand g?ant Gargantua. Compos?s nouvellement par ma?tre Alcofrybas Nasier (и ужасные ужасающие события и геройства весьма известного Пантагрюэля, короля дисподив, сына великого гиганта Гаргантюа недавно описаны магистром Алькофрибасом Назье), 1532
  • La vie tr?s horrifique du grand Gargantua, p?re de Pantagruel (Очень ужасающее жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля), 1534 или 1535
  • Le Tiers Livre (Третья книга), 1546
  • Le Quart Livre (Четвертая книга), 1552
  • Le Cinqui?me Livre (Пятая книга), посмертно 1564 [1]

5. Украинские переводы

Отрывки из "Гаргантюа и Пантагрюэль" переводил писатель Павел Грабовский.

Весь роман Рабле перевел на украинский Анатоль Перепадя.

Литература

  • Духовный Т. Т. Рабле Франсуа / / Украинская Советская Энциклопедия. - 2-е издание. - Т. 9. - Киев, 1983. - С. 217.
  • Анисимов И. И. Французская классика со времен Рабле до Ромена Роллана. Статьи, очерки, портреты. - М.: Худ. Лит-ра, 1977. - 334 с.
  • Анненская А. Ф. Рабле. Его жизнь и литературная деятельность "(Биографическая библиотека Павленкова).
  • Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Реннесанса. 2-е изд. М. Худ.лит-ра 1990г. 453 с.
  • Веселовский А. Рабле и его роман / / "Вестник Европы", 1878. Кн. 3.
  • Евнина Е. М. Франсуа Рабле. - М.: ОГИЗ, 1948. - 344 с.
  • Пинску Л. Е. Смех Рабле / / Пинску Л. Е. Реализм эпохи Возрождения. - М., 1961.
  • Thierry Martin, Po?sie homosexuelle en jobelin, de Charles d'Orl?ans ? Rabelais, Anthologie bilingue. Montpellier: QuestionDeGenre / GKC, 2007.
  • Georges Lote, La vie et l'oeuvre de Fran?ois Rabelais, 1938 (книга удостоена премии Prix Michaut de l'Acad?mie fran?aise)
  • Marcel De Gr?ve, La R?ception de Rabelais en Europe du XVIe au XVIIIe si?cle, ?tudes r?unies par Claude De Gr?ve et Jean C?ard, pr?face de Jean C?ard. ?ditions Honor? Champion, 2009. (О влиянии Рабле на европейскую литературу XVI-XVIII века)
  • Jean-Jacques Loisel, Pieyrre de Clyth?re, Jean-Pierre F?lix, Christiane Grosbois-Pihou?e, Sur la route des muses et des g?ants (?ditions du Cherche-Lune (Vend?me - 41) 2006 (Ouvrage collectif sur Ronsard, Racan, Rabelais et Balzac )
  • Michel L?cuyer, Rabelais et Balzac ?ditions Les Belles lettres, 1956.

Примечания

  1. "Пятая книга" долгое время считалась неаутентичной, после публикации нового критического издания в "Библиотеке Плеяды" ( издательство "Галлимар") в 1994 г. авторство Рабле подтверждено.

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам