Надо Знать

добавить знаний



Франсуа Рюд


Fr?miet - Fran?ois Rude.jpg

План:


Введение

Франсуа Рюд ( фр. Fran?ois Rude 4 января 1784, Дижон - 3 ноября, 1855, Париж) - знаменитый французский скульптор первой половины 19 века.


1. Життепис.Ранни года

Происходит из простой, неартистичнои семьи. Родился в городе Дижон, проявил заинтересованность в рисовании. Частным образом занимался рисованием с Пьером Картелье. Учился в дижонской художественной школе. 1809 году достался Париже, где показал небольшой собственное произведение "Тезей поднимает с земли диск" Виван-Денон. Старый дипломат и сам сторонник искусств способствовал получению провинциалом Рюдом художественного образования. Обучение длилось три года (1809 - 1812). 1812 года Франсуа Рюд получил Римскую премию, которая предоставляла право на заграничное путешествие в Италию для совершенствования мастерства. Но очередная военная авантюра Наполеона, закончившейся поражением и национальной катастрофой для Франции, стала в преграде. Париж был оккупирован войсками Священного Союза европейских монархов, а затем пленного Наполеона вывезли в ссылки на остров Св. Елены Проверки Великобритании. По молодости и простое происхождение Франсуа Руд не участвовал ни в драматических событиях французской революции 1789 - 1793 гг, ни в военных авантюрах Наполеона. Но имел либеральные взгляды, что привело к политической эмиграции в франкоязычную Бельгию при восстановлении монархии Бурбонов во Франции.


2. Бельгийский период

Бельгия того времени - место эмиграции многих французских семей, сторонников революционных идей, сторонников Наполеона и противников монархии Бурбонов. Среди эмигрантов находился и знаменитый французский художник, основатель революционного классицизма времен французской революции - Жак-Луи Давид, учитель многих французских художников. Он приветливо отнесся к новому эмигранта и способствовал как совершенствованию его мастерства в Бельгии, так и закажите от богатых меценатов. Рюд работал как скульптор-декоратор в дворце в Терваренку (уничтожено), в оперном театре Ла Моне в Брюсселе. Среди портретных произведений этого периода - два бюста самого Жака-Луи Давида, бюст короля Бельгии - Леопольда.


3. Женитьба

В Бельгии Франсуа Рюд, успешный художник, встретил Софи Фремье, дочь французских эмигрантов, с которой женился. Софи Фремье, сама художница, двоюродная сестра скульптора Эммануэля Фремье, благосклонно относилась к профессии мужа. Пребывание Франсуа Рюда в эмиграции в Бельгии продолжалось двенадцать лет (1815 - 1827). Когда появилась возможность вернуться на родину, Франсу Рюд с семьей перебрался в Париж. Но правительство Франции категорически отказывал вернуться на родину бывшему революционеру - Жаку-Луи Давиду, так и умер на чижини.


4. Церковные заказы

"Катон Утичський", после 1835 г., Лувр.

Среди первых произведений художника в Париже после возвратов - скульптура Богородицы и скульптура "Меркурий, привязывает крылья к собственным обуви", как указатели компромиссной, эклектической воображения художника и его художественной манеры. Но художник не терял заинтересованности в событиях французской революции и ее героях. Свидетельство тому - бюст Гаспара Монжа, математика, деятеля французской революции, сенатора и представителя новой, наполеоновской аристократии. Франсуа Рюд - также автор монумента маршалу Нею, деятелю суток, когда забылись идеалы революции, а сторонники Наполеона начали реализовать авантюрные военные идеи оборотня-диктатора Наполеона. Мнения разделились и монумент маршалу Нею вызвал как захваченных в лагере французских романтиков ( Виктор Гюго), так и раздражение их идейных противников. Рюду забросали некрасивый силуэт монумента, несмотря на его щиристь и настоящий, нефальшивий пафос. По сравнению с монументами другим французским генералам - монумент нем не хуже среди них.

По смерти французского скульптора Жана-Батисты Романа (1792 - 1835), работавший в стиле академизма, Франсуа Рюд закончил мраморную скульптуру "Катон Утичський", выполненную в полный рост и высотой два метров тридцать четыре сантиметра (2 м 34 см). Произведение скульптора Ж.-Б Романа привлек обращением к героической фигуры древнеримского политика и стоика, осмелившегося бороться со злоупотреблениями бюрократии в государстве и быть противником укрепления власти самого Цезаря, этих "подонков Ромула" за висливом Цицерона.

  • Монумент маршалу Нею, Париж.

  • Подпись Ф. Рюда на постаменте маршалу Нею.

  • Эме-Жюль Далу. Монумент генералу Лазарю Гошу, Квиберон


5. Добровольцы 1792

Франсуа Рюд. Выступление добровольцев на защиту родины (Марсельеза), 1833 г. Триумфальная арка, Париж.

"Добровольцы 1792" - лишь один из горельефов Триумфальной арки, построенной на площади Этуаль. Ее построение растянулась на несколько десятилетий и конечный вариант пришелся на эпоху позднего классицизма, с его монотонностью, лапидарностью, прославлением военных побед. Поздний классицизм Франции переродился в ампир и граничил с помертвевшими академизмом.

Франсуа Рюд получил закажите только на один из четырех горельефов, предназначенного для отделки пилона арки справа. Предыдущие программы рельефов имели прославить военные победы Наполеона и наследственность от тех побед - нового политического режима. Поэтому один из рельефов называется "Апофеоз Наполеона". Отступление от жесткого следования программе предоставил возможность Рюду обратиться к теме добровольцев, выступили в защиту Франции от захватчиков в сентябре 1792 года. Военная опасность от внешних была такой значительной, что на призыв революционного в то время правительства откликнулись тысячи добровольцев-волонтеров. Накануне, 10 сепня 1792 года в Париже отменили монархию и власть номинально получил народ Франции. Поэтому войну с иноземцами, защиту родины, уже повел сам народ без провода монарха, как было веками до этого. 20 сентября 1792 добровольцы и завоевали решающую победу над чужаками под Вальми. Тревожный момент выступления добровольцев в поход, когда судьба будущего поединка с опасным врагом еще никому не была известна, и стал сюжетом произведения Франсуа Рюда.

Опыт подсказал художнику использовать все значительные находки предыдущего периода. В горельеф Рюд использовал и низкий рельеф, и круглую скульптуру, и военную арматуру с оружием. Пригодилось использования и аллегорической фигуры Свободы, такой типичной и для эпохи барокко, и для эпохи классицизма. Но аллегория Франсуа Рюда чрезвычайно далека от холодных образцов классицизма, а своей болью и пафосом близка к непревзойденных образцов скульптуры вроде "Лаокоона с сыновьями, погибающих от змея Афины".

Рельеф Рюда композиционно разделен на аллегорическую (верхнюю) часть и низ с воинами-добровольцами. Крылатая фигура Свободы с мечом в руке, грозная, с растрепанными волосами, с лицом, искаженным неистовым криком, председательствует в композиции. По ее лозунг "Отечество в опасности" отозвались и малые, их и олицетворяют - лучник, воин ветеран, подросток, немощный старик, благословляющий захисникив родного края. Крылатая фигура Свободы такая великовата, равную размерам плотной группе из шести воинов-добровольцев. Рюд подал героев рельефа не в исторических, а в условно-классических, древнеримских нарядах, лишь подчеркивало вневременность героического порыва волонтеров 1792 года.

Оказавшись в центре аристократического района Парижа, произведение Фрасуа Рюда выдержал экзамен и центральным местом французской столицы, и испытание временем. Рельеф стал центральным произведением как самого скульптора, так и значительным монументальным произведением французского пластики всего 19 века.


6. Музей Франсуа Рюда

В городе Дижон с 1947 года создан музей Франсуа Рюда в бывшей церкви Сент-Этьен одиннадцатого века. Муниципалитет собирал копии и Злепко произведений художника на протяжении 1887 - 1910 лет, и представлены в экспозиции.

7. Избранные произведения

монумент маршалу Нею, бронза, Париж.
  • "Тезей поднимает с земли диск"
  • "Жак-Луи Давид", бюст
  • "Леопольд, король Нидерландов", бюст
  • скульптурные украшения театра Ла Моне, Брюссель
  • восемь рельефов для дворца в Терваренку
  • скульптура "Богородица", церковь Св. Гервасия, Париж
  • "Крещение Христа в Иордане", церковь Марии Магдалины
  • "Распятие", церковь Св. Викентия де Поля
  • "Геба с орлом Юпитера", мрамор
  • "Жанна д'Арк", мрамор, Лувр, Париж
  • "Меркурий", бронза, Лувр, Париж.
  • "Мальчик неаполитанец с черепахой", Лувр, Париж
  • "Катон", мрамор, Лувр, Париж.
  • "Мореплаватель Лаперуза", бюст
  • "Гаспар Монж", сенатор, ученый, наполеоновский вельможа, бюст
  • монумент маршалу Нею, бронза, Париж.
  • Рельеф "Поход добровольцев 1792" или "Марсельеза", Площадь Этуаль, Париж.
  • председатель аллегории Свободы, бронза, Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Москва
  • председатель ветерана революционных войск, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
  • надгробие Гаспару Кавеньяку, кладбище Монпарнас

Источники

  • M. Legrand, "Rude, sa vie, ses oeuvres, son enseignement" (Париж, 1856),
  • Ch. Piosot, "Notice sur le sculpteur Fr. Rude" (Дижон, 1857).
  • Аркин Д.Е. "Образы архитектуры и образы скульптуры", М, "Искусство", 1990, статья "Марсельеза" Рюда ", с. 359-376

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам