Франсуа де Малерб ( фр. Fran?ois de Malherbe , 1555, Кан - 16 октября 1628, Париж) - французский поэт, критик и переводчик древнеримской литературы. Малерб был предтечей поэзии классицизма, однако в целом творчество Малерба тяготеет к стилю барокко.


1. Биография

1.1. Начало пути

Малерб происходил из знатной семьи. Учился в университетах Базеля и Гейдельберга. Первые стихи Малерба относятся к 1575 ("Слезы на смерть Женевьевы Руссель", фр. Les Larmes sur la mort de Genevieve Roussel ). В 1576 оставил семью и попытался самостоятельно сделать карьеру. Перебрался в Прованса и поступил на службу к герцогу Генриху Ангулемського (бастард Генриха II) как секретарь. Через год после гибели своего покровителя - в 1587 - представил королю Генриху III свою первую поэму "Слезы Святого Петра" ( фр. Les Larmes de Saint-Pierre ), Выдержанную в традициях петраркизму и написанную под прямым влиянием итальянского поэта Луиджи Тансилло. В свою очередь Генрих III был убит в 1589.


1.2. Расцвет творчества

В 1590-х годах Малерб попеременно жил то в Кане, то в Провансе; сблизился с Антуаном Монкретьеном, побудил его к существенной переработки трагедии "Софонисбе". Осуществил переводы двух произведений Сенеки : "Нравственные письма к Луцилию" и трактат "О благодеяния", позже, в 1616, Малерб опубликовал выполненный им перевод 33 книг "Истории" Тита Ливия. В 1598 году появилась одна из лучших стихотворений Малерба - философские стансы ?Утешение господину Дюперье на смерть его дочери" ( фр. Consolation ? M. du P?rier sur la mort de sa fille ), В которых чувствуется влияние нео стоицизма.

В ноябре 1600 г. Малерб преподнес свое произведение Марии Медичи, находившаяся в тот момент в Экс-ан-Провансе. Это произведение перекликается со стихами Ронсара. Ода была встречена молодой королевой благосклонно и в дальнейшем обеспечила Малерба высшую протекцию.


1.3. Прибытие в Париж

В Париж Малерб прибыл 1605 года, уже получив репутацию известного поэта. Он был представлен королю Вокленом Дез Ивето и получил придворную должность. Свои обязанности он исполнял с большим рвением, не упускал возможности составить стихотворение по случаю тех или иных событий из жизни двора. Малерб стал официальным поэтом абсолютизма и одновременно разработчиком поэтического языка, способного достойно воспеть деяния монарха. Официальной поэзии Малерба относятся, например, оды, посвященные Генриху IV "На счастливое и успешное окончание седанской похода" ( фр. Au roi Henri le Grand sur le succ?s du voyage de Sedan ) И "Молитва за здоровье короля Генриха Великого, который направляется в Лимузен" ( фр. Au roi Henri le Grand allant en Limousin , 1605). При этом Малерб не просто отдавал дань хвалебной риторике, но вполне искренне верил в заслуги непомерно возвеличиваем им "сильных мира сего". Ревниво относился к соперникам, таких как Филипп Депорт, подвергал их уничтожающей критике. После смерти Генриха IV Мария Медичи, став королевой, назначила ему пенсию. Малерб воспевал в льстивых одах Людовика XIII, Ришелье и знатных гостей отеля Рамбуе, в котором он был завсегдатаем. Однако его первый сборник стихов вышла только в 1630 году.


1.4. Последние годы

Один из последних произведений Малерба - "Ода королю, который отправился наказать мятеж ларошельцев" ( фр. Pour le Roy allant chastier la r?bellion des Rochelois ) - Было написано по случаю осады Ла-Рошели в 1627 - 1628 годах и заслужило благодарность со стороны Ришелье. Последние годы жизни Малерба оказались омрачены драматическими событиями, связанными с уголовным преследованием его сына, а затем его гибелью на дуэли (1627). Малерб добился вынесения смертного приговора убийцы, но приговор не был выполнен (из-за противодействия Людовика XIII). Все эти события подорвали здоровье Малерба. Говорят, что на смертном одре Малерб упрекнул человеку, ухаживала за ним, по не вполне французское слово.


2. Творчество

Творчество Mалерба небольшой по объему, хотя полное собрание сочинений составляет пять томов. Сент-Бев шутил, что все стихи Малерба можно прочитать за полчаса. Mалерб не признавал труда по наитию, по его мнению, настоящая поэзия - это тяжкий труд, действительно достойные произведения можно создать при хорошего знания правил поэтического творчества. Он тратил много времени и усилий на отбор нужного слова, необходимого по замыслу порядка слов, который бы воспринимался как единственно возможный и неизменен. "Создав поэму на сто строк или написав речь на три листа, надо отдыхать десять лет", - сказал Mалерб, подчеркивая, что занятие литературой - это тяжелый труд.

Франсуа Малерб фактически порвал с традицией поэзии гуманизма ренессансного типа, хотя разрабатывал популярные в XVI веке жанры: ода, стансы, сонет, песня. Среди античных авторов он предпочитал Сенеке, Овидия, Марциалу.

Свою Ars poetica, есть поэтические правила, Mалерб изложил в трактате "Комментарии к Депорт" ("Commentaire sur Desportes", 1600). В этом трактате он подверг острой критике поэзию депорт, который был последователем Ронсара и других поэтов "Плеяды". Здесь же содержится первое изложение теории классицизма.

Mалерб выдвинул один из ведущих принципов классицизма - принцип ясности (clart?). Поэтическое произведение должно быть понятным каждому образованному человеку, а не только узкому кругу близких поэту людей, в нем должно быть как можно меньше личного и побольше общезначимого. С этой целью следует избегать образов, которые могут иметь не одно, а несколько толкований. Необходимо освободить поэтический язык от латинизмов, что затемняют содержание произведения. С этих позиций Mалерб критиковал Ронсара, его "темный стиль". Не принимал он и использования Ронсаром разговорных слов, диалектизмов и т.д..

Принцип ясности положено в основу многих требований Mалерба по поэзии. Так, для ясности поэт должен уметь вложить каждую мысль в отдельную строку и не разрывать ее переносом конца мысли в следующую строку. Mалерб был против поэтической игры рифмами. Поэзия должна обращаться к разуму. Она не развлекает, а учит. Малербивський принцип ясности был ранней формой рационализма - основой художественного метода классицизма.

Введенные им реформы затрагивающие прежде всего форму стиха: запрет переноса - enjambement, зияние - hiatus, цезуры, затемнение смысла, очень легкие составляющие рифмы вроде temps - printemps и требовал, чтобы поэты искали для рифмы сочетание отдаленных слов, не довольствуясь тем, что первое приходит по мнению по аналогии (как, напр., montagne - campagne). В целом его требования сводились к ясности, точности и виртуозности стиха. Критерий рационализма, положен Малерба в основу творчества, в дальнейшем стал краеугольным камнем эстетики классицизма.


3. Переписка

Большой историко-культурный интерес представляет переписка Малерба с его другом, литератором Никола Пейреску, охватывающая большой период с 1606 и до самой смерти поэта.

4. Издание произведений

  • ?uvres de Malherbe. ?d. revue sur les autographes, les copies les plus authentiques et les plus anciennes impressions et augm. de notices, de variantes, de notes, d'un lexique des mots et locutions remarquables, d'un portrait, d'un fac-simil?, recueillies et annot?es par Ludovic Lalanne,

5. Украинские переводы

Украинский язык отдельные стихи Mалерба перевел Николай Терещенко.

Литература

  • Raymond Baustert, L'univers moral de Malherbe: ?tude de la pens?e dans l'?uvre po?tique, Berne; New York, P. Lang, 1997
  • Gro Bj?rnerud Mo, La po?sie est une danse: lire Fran?ois de Malherbe, Oslo, University of Oslo, 1999
  • Ferdinand Brunot, La Doctrine de Malherbe, Paris, A. Colin, 1969
  • PG Catex, P. Surer, G. Becker, Histoire de la litt?rature fran?aise, Librairie Hachette, 1974
  • Gilles Henry, Fran?ois de Malherbe: gentilhomme et po?te, 1555-1628, Mondeville, Diffusion normande du livre, 1984
  • Ren? Fromilhague, La vie de Malherbe, apprentissages et luttes, 1555-1610, Paris, A. Colin 1954
  • Gilles Henry, Fran?ois de Malherbe: gentilhomme et po?te (1555-1628), Le Coudray-Macouard, Cheminements, 2005 ISBN 2-84478-092-X
  • Roger Guichemerre, Quatre po?tes du XVIIe si?cle, Malherbe-Tristan l'Hermite-Saint-Amant-Boileau, Sedes, Paris, ? 1991
  • Roger Lewinter, d'inflexion, p?n?trant, Malherbe, Rimbaud, (Baudelaire), Mallarm?, ?ditions Ivrea 2010. ISBN 978-2-85184-282-4
  • Francis Ponge, Pour un Malerbe In: Oeuvres compl?tes & Biblioth?que de la Pl?iade, Gallimard, Paris, v. 2.