Надо Знать

добавить знаний



Франц Кафка


Kafka.jpg

План:


Введение

Франц Кафка ( нем. Franz Kafka * 3 июля 1883, Прага - 3 июня 1924, Вена) - один из самых немецкоязычных писателей XX в., большую часть работ которого была опубликована посмертно. Его произведения проникнуты абсурдом и страхом перед внешним миром и высшим авторитетом, они способны пробуждать в читателе соответствующие чувства тревоги, что является уникальным явлением в мировой литературе.


1. Родовид

Родовид Франца Кафки представлял две семейные линии: с одной стороны, семейство Кафки, "указанное силой, здоровьем, хорошим аппетитом, сильным голосом, даром слова, самодовольством, чувством превосходства над всеми, упорством, остроумием, знанием людей, определенным благородством", с другой - материнская линия семейства Леви, наделенный такими качествами, как "упорство, чувствительность, чувством справедливости, беспокойство". [1]

1.1. Линия отца

Герман Кафка, отец Франца Кафки

Род Кафки отличался гигантские ростом и силой. Дед Якоб Кафка, мясник в Воссеци ( Чехия), мог поднять зубами мешок с мукой. В этой семье все имели большой рост, даже его сестры. Но сам Кафка стыдился своего высокого роста, через который чувствовал себя не сильным, а слабым, неуклюжим и смешным. [1] Жизнь в Воссеци отличалось крайней нищетой. Семья деда жила в хижине, крытой соломой. Все спали в одной комнате - Якоб Кафка, четверо его сыновей и две дочери. Отец писателя неоднократно воскрешал в памяти трудные годы своего детства: голод, когда не хватало картофеля; холод, который вызвал на щиколотках незаживающие открытые раны, в семь лет Герман Кафка вынужден был ходить из деревни в деревню, толкая ручная тележка, его сестру Юлию отправили в одну семью в качестве кухарки и ей приходилось ходить по поручениям в жестокие морозы в мокрой юбке, высыхала только вечером в постели. Герман Кафка гордился этим жалким прошлым, он ставил в упрек своим детям то, что они не знали этих страданий:

" "Кто знает об этом сегодня! Что могут знать дети об этом! Никто так не страдал, Как современный ребенок может понять это?" [1] "

Единственным средством вырваться из этой нищеты был город, что и сделал Герман Кафка, отслужив три года в армии. Он приезжает в Прагу в 1881 году и годом позже женится на Юлии Леви, девушке из семьи богатых провинциальных суконщик, которые в то же время были владельцами пивной. Юлия Леви, несомненно, принесла весьма существенное приданое, и трудно представить, чтобы в эту богатую семью взяли какого-то мелкого коммерсанта без средств. С другой стороны, трудно поверить, что благодаря ремеслу бродячего торговца Герман Кафка смог за несколько лет настолько радикально изменить свое положение. Очевидно, в его биографии была пробел. Герман Кафка открывает в 1881 году магазин модных вещей на Цельтнерштрасси. Сначала это была мелкая торговля, затем трансформируется в оптовую фирму, которая расположилась на первом этаже великолепного дворца Кински на Большой площади Старого города. [1] Герман Кафка "преуспел", начав с нуля и был успешным из шести детей Якоба Кафки. О старшую его дочь Анну неизвестно ничего, о другую дочь, Юлию Ехрман, что малой бегала по дорогам в своей мокрой юбке - тоже. Один из четырех мальчиков, Людвиг, сначала работал в магазине, который принадлежал Герману Кафке, а закончил жизнь безвестным страховым агентом. Двое других, Филипп и Генрих, который умер молодым, имели небольшой бизнес в провинциальных городах. [1]


1.2. Линия материи

Юлия Кафка, иметь Ф.Кафки

Львы были выходцами из среды провинциальных лавочников, но главное, в линии Пориасив, т.е. по женской линии, ощутимые следы духовности, которые хранились в семье подобно сакральным легендам. Это, в частности, касается прадеда Кафки, Йозефа Пориаса, это была, пишет Кафка в своем "Дневнике", человек очень образованный,

"Столь же уважаемый христианами, как и евреями. Во время одного пожара благодаря его набожности произошло чудо: огонь не коснулся его дома, и он уцелел, тогда как кругом все дома сгорели". [2]

Больше всего в семействе Леви поражает неустойчивость. Среди них много холостяков. Из пяти братьев или сводных братьев Юлии Кафки (отец снова женился вскоре после смерти своей молодой жены), только двое создали семью. Один из них, Йозеф, устроив дела в Конго, женился на француженке и жил в Париже. О другом брата, Ричарда Леви, был мелким торговцем, не сказано ничего. Зато двое других мужиков, которые много значили для Кафки, не женились - ни один, ни другой. Один, дядя Альфред, директор железных дорог в Мадриде, был семейной знаменитостью и стал в романе "Процесс" прообразом удивительного сатирического "провинциального дядюшки". Главным был дядя Альфред Леви - символ холостяка, у которого он брал уроки такой жизни. [1] Последний брат Юлии Кафки, дядя Рудольф, тоже остался холостяком. Рудольф был неудачником, семейным чудаком, человеком смешной, "непонятным, слишком любезным, слишком скромным, одиноким и тем не менее разговорчивым". Когда в детстве Франц делал какую-то ерунду, его отец имел обыкновение говорить: "Вылитый Рудольф!" [1 ]


1.3. Язык общения

Воссек - село на юге Чехии. Оно населено чехами и евреями. Отсюда версия, согласно которой родным языком и языком общения Германа Кафки была чешский, а в немецкой он обратился позже, только после переезда в Прагу, для того чтобы присоединиться к высшему обществу. Сам Кафка никогда не приезжал в Воссека, чтобы положить камень на могилу своих бабушки и дедушки, не существует ни строчки, написанной его рукой, где бы фигурировало название этого села. Но самое главное: делать Воссек центром своей книги означало бы прославить те самые места, где жил и страдал его отец, который издевался над сыном и этим вызвал у него неприятные воспоминания. [1] Сам Кафка писал по-немецки, хотя чешский знал прекрасно. Говорил он и французском языке. Будучи евреем, Кафка практически не знал идиш и стал проявлять интерес к традиционной культуре евреев только в двадцатилетнем возрасте под влиянием театральных трупп, гастролировавших в Праге интерес к изучению иврита возник только в конце жизни.


1.4. Происхождение фамилии

Фамилия "Кафка" по своему звучанию имеет чешское Происхождение: Кафка - это галка, и галка будет служить эмблемой торгового дома. Существует две версии происхождения фамилии: фамилия присвоено семье при Иосифе II, в то время когда евреи получили гражданский статус, или речь о раньше искажение имени Якоб. Сам Франц Кафка идентифицировал себя с образом этого черного птицы и всегда ненавидел оба "К" в своей фамилии. [1] В интервью чешскому музыканту и литератору Густаву Януху Франц Кафка позднее скажет:

Я абсолютно бессмысленный птица. Я - Kavka, галка. В угольщика в Тайнхофи есть такая .... Этой моей родственнице живется лучше, чем мне. Правда, у нее подрезаны крылья. Со мной этого делать не надо, потому что мои крылья отмерли. И теперь для меня не существует ни высота, ни даль. В смятении я прыгаю среди людей. Они смотрят на меня с недоверием. Ведь опасная птица, воровка, галка. Но это лишь видимость ... [3]


2. Биография

2.1. Рождение

Дом, где родился Франц Кафка

Кафка родился 3 июля 1883 года в еврейской семье, в Праге ( Богемия, в то время - часть Австро-Венгерской Империи), в семье торговца галантерейными товарами Германа Кафки ( 1852 - 1931), который вышел из чешскоязычной еврейской общины и Юлии Кафки (Леви) ( 1856 - 1934), которая предпочитала немецком языке. Отец до своей женитьбы жил в гетто, в облупленном дома; дом, в котором родился Франц Кафка, был красивым зданием 18 века, построенной когда-то монахами Страхова, находился, собственно, вне территории гетто - на месте, предназначенном со времен средневековья для обращения евреев в христианскую веру. Дом этот был разрушен, затем реконструирован, и на нем сейчас существует мемориальная доска. [4] В Кафки было два младших брата и три младших сестры. Оба брата, не достигнув и двухлетнего возраста, скончались до того, как Кафке исполнилось 6 лет. Сестер звали Элли, Валли и Оттль (все трое погибли во время Второй мировой войны в нацистских концентрационных лагерях в Польши).


2.2. Воспитание в семье

Франц Кафка в возрасте 1 года

Жизнь в семье отразилось жестокостью отца. Последствия такого воспитания были плачевные последствия для Франца: он потерял всякое доверие к себе, он чувствовал себя виноватым, потерял способность свободно говорить:

"Я бы, конечно, и без того не стал великим оратором, однако обычную человеческую речь я все же овладел бы. Но Ты очень рано запретил слово. Твоя угроза:" Не возражать! "- И поднятая при этом рука сопровождают меня с незапам "памятных времен. Когда речь идет о твоих собственных делах, ты отличный оратор, а меня ты наделил говорить с манерой запинаться и заикаться, но и это было для тебя слишком, в конце концов я остановился, сначала, возможно из упрямства, а потом назад , что при тебе я не мог ни думать, ни говорить ". [2]

Жестокость, гнев, несправедливость Германа Кафки вошли в литературную историю. Так, самым красноречивым эпизодом стал "балконный" эпизод, когда по прихоти, свойственной маленьким детям, Франц однажды ночью попросил принести ему пить, в "Письме отцу" он это объясняет: "наверное, не потому что хотел пить, а, вероятно, отчасти, чтобы позлить вас, а отчасти, чтобы развлечься ". [5] Отец пришел, вытащил его из кровати, увел в одной ночной рубашке на деревянный балкон, который выходил в

Сестры Франца Кафки

двор, и оставил его там, заперев за ним дверь. [1]

От этого страдал не только Франц. На детей без конца сыпались угрозы, например: "Я разорву тебя на части", и они были столь многочисленны, что дети потеряли им счет. Вторая дочь, Валли, более гибкая, приспособилась к Германа Кафки похоже, без особых усилий. Но Элли, старшая из дочерей, если и гнула сначала спину, то в молодости поспешила выйти замуж, чтобы избежать семейной тирании. О старшей, Элли Франц говорит очень язвительно: "... Она была такой неуклюжей, вялой, робкой, мрачной, прибитой сознанием своей вины, кроткой, злой, ленивой, желающим к лакомству, жадным ребенком". [1] Что касается Оттль, молодой, то она еще больше, чем Франц, стала жертвой родительского преследования, откуда, несомненно, и возникают задушевность и дружеский характер отношений, сложившихся между ним и Францем. [6] Конечно, при таком необузданном отцу Кафка искал покровительства у своей матери . В "Дневнике" за 1911 год существует запись:

"Уже довольно давно я жалуюсь на то, что постоянно больной, никогда, впрочем, не имея конкретной болезни, которая заставила бы меня лечь в постель. Это желание, конечно, в основном возникает потому, что я знаю, в какой степени моя мать способна утешить, когда, например, она выходит из освещенной гостиной, чтобы войти в полумрак комнаты, отведенной для больного ... ". [2]

Кафка видел мать мало: весь день она работала в магазине и появлялась лишь поздно ужинать. Юлия Кафка любила своего старшего сына, который был единственным сыном, так как два мальчика, которые родились после него, прожили недолго. Она служила определенным барьером между своим мужем и сыном. Но, что бы она не делала, она всегда была ближе к своему мужу, чем к кому бы то ни было. "Образцовая пара, пишет Кафка, которая могла бы смутить всех, кто хотел бы ей подражать". [1] "Моя мать, - говорит он Фелиции Бауэр, - возлюбленная рабыня моего отца, моего влюбленного отца, тиранит ее". [ 6] В этой доброй, слабой, уступчивой женщины (как показывают несколько сохранившихся ее писем) лучшие намерения сводятся на нет и углубляют беду: отец не мог простить своих детей, когда они становились между ним и женой. [1] Одиночество вокруг Кафки усиливалась, сестры также не помогали ему выйти из нее.

Во время семейных торжеств Кафки устраивали маленькие театрализованные представления, что доказывает: если эта семья действительно была адом, то это ад знало также периоды затишья. Играли шуточные пьески, чьим автором и постановщиком одновременно был Франц Кафка. Сам он не играл, актрисами были его сестры и в случае необходимости тот или иной слуга. Зрителями были родители и дядя Рихард Леви. Сохранились даже названия некоторых из этих комедий: "Жорж с Подибрада", "Жонглер", "Говорящие фотографии", но сами тексты не сохранились. [7]


2.3. Детство и отрочество

Кафка в 6 лет

Заметки Кафки о семейных делах бесчисленные, а о школе, - наоборот, очень редки. Биографы писателя чувствуют себя обделенными также при описании первых двадцати лет его жизни, после этого периода им помогают его собственные записи. Пришлось обращаться к свидетельствам современников, которые близки ему и были еще живы. Кафка-подросток, Кафка-юноша из тех, кто не слишком заметным. Его соученик Эмиль Утицы, подтверждая это, пишет:

"То, что я могу рассказать о Кафке, не бог весть что. Я знал о его человеческих качествах, но к своему стыду должен признать, что лишь значительно позже я узнал в нем поэта. Если мне и нужно что-то сказать относительно характеристики Кафки, да только то, что в нем не было ничего поразительного ". [7]

А в другом случае он сообщает обратное:

"Мы все его любили и ценили, но никогда мы не могли с ним полностью откровенными, он всегда словно окружен какой-то стеклянной стеной. Со своей спокойной и улыбкой он позволял мира приходить к нему, но сам был закрыт для мира". [7]

В сентябре 1889 года, когда Францу исполнилось шесть лет, его впервые ведут в начальную немецкую школу на Флейшмаркт, вблизи мясного рынка. В школу его сопровождала кухарка, чтобы немного напугать, она постоянно угрожала ему, что расскажет учителю о глупости, которые были сделаны им в течение дня. Эти угрозы никогда не выполнялись, но с каждым днем ​​становились все более правдоподобными.

"Я цеплялся за порталы лавок, каменных рекламные тумбы на улицах, я не хотел идти, пока она меня не простит, я хватался за ее юбку (я тоже осложняло ему жизнь), но она тащила меня, уверяя, что расскажет о все это учителю ... " [7]

Эту невинную историю Кафка будет с юмором рассказывать позже, но история, в то же время передает страхи его детства, чувство вины, неверия в себя. В конце 1919 года он вспоминает слова одного из своих учителей, Маттиаса Бека, который посоветовал его родителям, чтобы их сын проучился год в пятом классе начальной школы, прежде чем отправить его в гимназию: "Он очень слаб, такое избыточное спешка потом будет даваться знать ". [7] Это мнение Кафка высказывал позже сам:

"Действительно, я рос, как слишком быстро, как саженец, который вытянулся о нем забыли, с известной артистической изяществом уклоняясь от сквозняков". [7]


2.3.1. Обучение в лицее

К мнению Маттиаса Бека все же не прислушались: Кафка поступил в лицей в десять лет. Поскольку он пропустил пятый класс начальной школы, надо было сдать небольшой вступительный экзамен по немецкому языку, по религии и по математике. Это испытание, вероятно, он выдержал без труда и стал учиться в Государственной гимназии с немецким языком обучения, расположенной в районе Старого города, внутри дворца Кински, того самого, где позже его отец откроет свой магазин.

Дом, где находилась гимназия, которую окончил Кафка, а также позднее находился магазин отца

Кафка оказался одним из самых юных: большинство его одноклассников были на год или два старше. Контингент лицея Старого города в основном составляли евреи: тридцать учеников на тридцать девять первого года обучения, семнадцать на двадцать четыре в выпускном классе. Если, как пишет о нем Эмиль Утицы, Франц не поддерживал ни с кем из своих одноклассников такой дружбы, которая связывала его позже с Максом Бродом, то у него все же были хорошие отношения с большинством из них. [7]

Гимназия Старого Города было, безусловно, классическим лицеем, в котором акцент делался на изучении литературных дисциплин и древних языков. Уровень литературного образования во времена Кафки не был выше, чем в эпоху Гете. Этот " гуманизм" был настолько пустым и безжизненным, значительно позже Кафка продолжил вместе с Максом Бродом читать Платона в оригинале. За год ученики должны были выучить наизусть 467 стихотворений. Сам Кафка сомневается в себе и чувствует постоянно, будто он находится на грани провала. Дважды - в одном из фрагментов "Дневника" начатом в 1912 году, затем в "Письме отцу" в 1919 году - он рассказывает, что каждый год был убежден в том, что провалится на экзамене и не будет принят в следующий класс, а так как ничего такого не происходило, он был уверен, что на выпускном экзамене его полное невежество проявится на глазах у всех . Это была жизнь в постоянном страхе. Например, он рассказывает в одном из писем к Милены об ужасах на уроках счета, когда преподаватель искал его фамилию в своем журнале, а затем вызвал к доске. [7]

Однако, пересмотрены журналы гимназии свидетельствуют, что эти страхи не имели под собой основания: если Кафка и не входил в число лучших учеников класса, то во всяком случае он числился среди тех, кого называли "блестящими учениками", у него никогда не было посредственных оценок из главных предметов. Только в старших классах его слабость в математике стала более ощутимой и наносила ему неприятностей. По пессимистичным оценкам своих интеллектуальных способностей не следует видеть кокетство или позерство: таким он был всюду, таким он был в школе - одновременно послушным и неуверенным в себе, покорным и несчастным, дрожащим как перед будущим, так и перед настоящим. В последние годы учебы в лицее он начал писать, называя эти попытки в 1903 году "детским произведениям". Об этом Кафка сообщает в письме Оскара Поллака, из которого можно сделать вывод, что к этому времени он свои произведения еще не уничтожил: аутодафе будут происходить позже. Можно также предположить, что эта литературная продукция была очень богатой. [7]


2.3.2. Дополнительные занятия

Дома, кроме двух обязательных часов чешского языка, где он пополнял знания и изучение французского, которую ему преподавала гувернантка мадемуазель Байи, его также заставляли брать уроки музыки: сначала это было пианино, затем скрипка. Это делалось напрасно, потому что он был абсолютно закрыт для музыки: "Мой учитель игры на скрипке, - рассказывает он Фелиции Бауэр, - введен в отчаяние отсутствием у меня музыкального слуха, хотел заставлять меня прыгать через палку, которую держал он сам, и мои успехи в музыке заключалась в том, что от урока к уроку он поднимал палку чуть выше ". [7]

Одно время даже стоял вопрос об обучении его танцам, но от этой затеи пришлось отказаться. Что касается рисования, к которому он чувствовал вкус, то, похоже, он увлекся им только по завершении среднего образования. Известны рисунки, которые Кафка набросал на полях своих рукописей и в некоторых своих письмах: похожие на карикатуру, едкие и шуточные одновременно, несложны в исполнении, но свидетельствуют о живой остроту взгляда, редкое ощущение динамики и выразительности. [7]


2.3.3. Формирование личности

Франц Кафка был ребенком, которая быстро росла вверх: вскоре после достижения отрочества его рост составлял 1,80 м, а затем достиг 1,82 м. Он стыдится своего высокого роста, ходит, как говорит он сам, сгорбившись, с перекошенными плечами, с НЕ раскованными движениями рук, он боится увидеть себя в зеркалах - до такой степени чувствует себя уродливым, но, добавляет он, зеркала не показывали полной мере это уродство, в противном случае люди еще чаще обращались бы в его сторону. На самом же фотографии, которые мы, изображающие очень красивого юношу с печальным взглядом. "Он был худым - самой худой человек, которого я знал", - скажет он Фелиции в одном из своих первых писем. Когда он собирался поплавать в городском бассейне, он стеснялся своего жалкого тела, своего "маленького скелета", который неуверенно двигался по полу перед отцом, чьим прекрасным телом он увлекался, который был для него "мерилом всех вещей" и которому после купания он отправлялся выпить кружку пива. Это прекрасный момент он будет вспоминать в последние дни, когда потеряет голос и сможет только наскрести на бумаге несколько слов. [7]

Родители не очень заботятся о его гардероб, его одевают в посредственного портного, и он постоянно чувствует себя неудобно. Эта зацикленность перерастет со временем в одну из устойчивых черт его судьбы: склонность к саморазрушению. Сексуальность у Кафки пробудилась очень поздно, здесь влияние отца, страшного и уважаемого, имел наиболее парализующие последствия. В последние гимназические годы произошел случай, на который Кафка неоднократно намекает в "Дневнике". Он находился в постели вследствие легкого переохлаждения, и мадемуазель Байи дала ему задание прочитать "Крейцерова соната". "Моя гувернантка, - пишет он, - была согласна воспользоваться моим возбуждением". [6] Это не стало для него временем травмой, а только утраченной возможностью. После разговора с отцом на эту тему, у Кафки остался неприятный осадок. Отец, как всегда, был образцом недосягаемой чистоты, навсегда погружая своего сына в грязь и вызвало страх перед отношениями между мужчиной и женщиной. [7]


2.4. Университетские годы

2.4.1. Обучение

В 1901 году Кафка без усилий сдал экзамен на аттестат зрелости, которого так боялся. Наконец для него настало время выбирать путь дальнейшего образования и, следовательно, частично заложить основы своего будущего. В гимназии он заявил, что собирается записаться на философский факультет, вероятно, чтобы продолжить там изучение германистики, но сначала он совершенно неожиданно решает заняться химией. Но этот бунт, если это был бунт, длился недолго: через две недели Кафка вернулся на прямую дорогу. Это самое повторится во втором семестре, когда он перенасыщен юриспруденцией, начнет посещать курсы германистики, в которой скоро разочаровывается: "ординарный профессор" Август Зауэр - серьезный ученый, немецкий националист, плохо относился к евреям. Кафка, в поисках жизненного пути, даже едет вслед за своим товарищем Паулем Кишем в Мюнхен, но быстро оттуда возвращается без каких-либо известных причин.

Позже он будет говорить о когти матушки-Праги, которая не отпускает свою жертву. В "Письме к отцу" он не обвиняет его в том, что тот повлиял на его выбор, но отцовское воспитание сделало его столь безразличным в этом плане, что он спонтанно выбирает легкий путь, ведущий его к юриспруденции: "Настоящей свободы в выборе профессии для меня не существовало, я знал по сравнению с главным мне все будет столь же безразлично, как все предметы гимназического курса, речь, следовательно, идет о том, чтобы найти такую ​​профессию, которая легче позволила мне, не слишком ограничивая тщеславие, выявлять подобную же равнодушие. Значит, очень удачную - юриспруденцию ".

В этом же году Франц Кафка становится студентом юридического факультета Пражского университета Карлов. Единственным увлечением этого времени было изучение английского языка, он очень хорошо знал чешский и французский и собирался чуть позже учить итальянский. На этом основана одна из граней его таланта и его знаний. Учась в университете, в отличие от других студентов, которые принимали участие в политических демонстрациях, Кафка любых политических убеждений не имел. 23 октября 1902 Кафка пришел послушать лекцию Судьба и будущее философии Шопенгауэра" и этот день стал одним из важным в его жизни. Лекцию читал Макс Брод, который был на год моложе Франца Кафки. По окончании лекции, Кафка, который в прошлом несколько читал Ницше, сказал, что лектор чрезмерно строго обошелся с философом, поэтому они прошли по улицам города, споря друг с другом, и это стало началом дружбы, которой не суждено больше прерваться. Более чем на двадцать лет именно Макс Брод станет "окном на улицу", которое было нужно Кафке. В целом, преподаватели юридического факультета не имели на него большого влияния, некоторые из них, в частности преподавателя гражданского права Краснопольского, он вспоминает с ужасом. Единственным, кого он вспоминал позже, был Альфред Вебер, видатниий специалист по политической экономии, который был приглашен в Пражский университет то время, когда Кафка заканчивал свое обучение. Он был назначен "опекуном", т.е. референтом или председателем докторского экзамена Кафки. Докторские экзамены проходили с ноября 1905 по июнь 1906 года. Кафка сдал их без особого блеска, на "удовлетворительно". Так закончился один из самых бесцветных эпизодов его жизненного пути.


2.4.2. Дружба с Максом Бродом

Между Максом Бродом и Францем Кафкой было мало общего. Брод, журналист, романист, театрал (он закончит свою жизнь на посту художественного директора театра "Хабимах" в Тель-Авиве), философ, руководитель оркестра, композитор. Он столь же экстраверт, как Кафка замкнутый, столь же активен, как Кафка меланхоличный и медленный, столь же плодовит в своей писательской работы, как Кафка требователен и не обильный в своем творчестве. Болел кифозом в ранней юности, Брод был слегка искривленный, но компенсировал свой недостаток исключительной живостью. Благородный, захвачен, он имел постоянное желание заниматься каким-то делом, и в течение жизни у него будет их много. Свою автобиографию он справедливо назвал "Бурная жизнь", боевая жизнь. Макса Брода не относят к великих людей, но он имел неординарную литературную чувств: с первых писательских опытов Кафки, еще неуверенных и неуклюжих, он сумел распознать его гений. Начало дружбы с Максом Бродом стал для Кафки началом периода развлечений и вечеринок. После каникул 1903 года он напишет Оскару Поллаку, что набрался храбрости. Состояние его здоровья улучшилось, он стал сильнее, он вышел в свитта научился разговаривать с женщинами. Важнейшим стало то, как напишет Кафка сам, он отказался от жизни отшельника. Десять лет спустя, вспоминая эти первые годы юности, он написал Фелиции Бауэр: "Если бы я знал тебя уже лет восемь или десять (ведь прошлое так же вероятно, как утерянное), мы могли бы быть счастливы сегодня без всех этих жалких уловок, вздохов и без надежных умолчаний. Вместо этого я сходился с девушками - теперь это уже далекое прошлое, - в которых легко влюблялся, с которыми было весело и которых я еще легче бросал, чем они бросали меня, не причиняя мне этим никаких страданий ". В настоящее время Кафка пережил свой первый чувственный опыт с женщиной, которая была продавщицей магазина готового платья. Этот опыт в принес удовлетворение, а затем, после знакомства с другими девушками, оказался грязным. Это подчеркивало характер запрета, который навис отныне для него всем, что касается секса. На некоторое время - в 1903, в 1904 гг. - Рана была еще терпимой и позволяла любовные интрижки юности. Но боль усиливается с каждым годом и медленно парализует всю его жизнь.


2.4.3. Первые пробы пера

Во время учебы в университете Кафка продолжает писать и ведет если не "Дневник", то как минимум записную книжку и остановился лишь в 1903 году, когда в течение шести месяцев почти ничего больше не создал. В эти годы (1904 - 1905) было написано произведение "Описание одной борьбы", что избежал огня именно благодаря Максу Броду, которому Кафка дал его прочитать и тот сохранил его в ящике своего письменного стола, ибо все остальное, написанное в этот период, было уничтожено. "Описание одной борьбы" выступает против фривольность, дурного кокетства, лжи, которые завладели литературой. Но в то же время это наиболее причудливое, наиболее чопорный произведение, наиболее указанный вкусом эпохи, против которого оно направлено. Такой парадокс этого произведения юности. Вскоре Кафка пойдет другими путями.


Работа для писателя была занятием второстепенным и обременительным: в дневниках и письмах он буквально признается в ненависти к своему начальнику, сослуживцам и клиентам. На первом же плане всегда была литература, что реабилитировала все его существование. В 1917 после легочного кровоизлияния развился туберкулез, от которого писатель умер 3 июня 1924 года в санатории под Веной.

Аскетизм, неуверенность в себе, самоосуждение и болезненное восприятие окружающего мира - все эти качества писателя хорошо задокументированы в его письмах и дневниках, а особенно в Письме отцу - ценной интроспективи отношений между отцом и сыном. Через ранний разрыв с родителями Кафка был вынужден вести очень скромный образ жизни и часто менять жилье, что наложило отпечаток на его отношение к самой Праги и ее жителей. Хронические болезни очень досаждали ему, кроме туберкулеза, он страдал от мигрени, головокружение, нарывов и других заболеваний. Он пытался противодействовать всему этому натуропатическими средствами, такими как вегетарианская диета, регулярная гимнастика и употребление большого количества непастеризованного коровьего молока. Будучи школьником, он принимал активное участие в организации литературных встреч, прилагал усилия к организации и продвижения театральных спектаклей. На окружающих Кафка производил впечатление своим мальчишеским, аккуратным, строгим обликом, спокойным и невозмутимым поведением, а также своим умом и необычным чувством юмора.

Могила Кафки на Новом еврейском кладбище Праги. Надпись иврите говорит:
"Аншл сын Гениха Кафки и ЭТЛ, ниже - отец: Гених сын Якова Кафки и Фрадл, мать: ЭТЛ, дочь Якова Леви и Гуты"

Отношения Кафки со своим деспотичным отцом являются важной составляющей его творчества. В период между 1912 -м и 1917 -м годами он ухаживал берлинской девушки Фелиции Бауэр, с которой дважды был помолвлен и дважды расторг помолвку (следствием этих отношений стало написание романа " Процесс" ). Общаясь с ней главным образом через письма, Кафка создал ее образ, который совсем не соответствовал действительности. И действительно они были очень разными людьми, что явствует из их переписки. Второй невестой Кафки стала Юлия Вохрыцек, но помолвка опять же вскоре были разорваны. В начале 1920 -х годов он имел любовные отношения с замужней чешской журналисткой, писательницей и переводчицей - Миленой Есенской. В 1923 году Кафка, вместе с девятнадцатилетней Дорой Димант, на несколько месяцев переехал в Берлин, в надежде отдалиться от влияния семьи и сконцентрироваться на сочинительстве; потом он вернулся в Прагу. Здоровье в это время ухудшалось, и 3 июня 1924 года Кафка умер в санатории под Веной, вероятно, от истощения. Тело перевезли в Прагу, где оно и было захоронено 11 июня 1924 на Новом еврейском кладбище в районе Страшнице, в общей семейной могиле.

При жизни Кафка опубликовал всего несколько коротких рассказов, составивших очень малую часть его работ, и его творчество не привлекала много внимания, пока посмертно не были изданы его романы. Перед смертью он поручил своему другу и литературному агенту - Максу Броду - сжечь все им написанное без исключения. Его любовница Дора Димант действительно уничтожила рукописи, которыми она владела, но Макс Брод не подчинился воле усопшего и опубликовал большую часть его работ, которые вскоре начали привлекать к себе внимание. Вся его опубликована творчество, кроме нескольких чешскоязычной писем, было написано на немецком.


3. Библиография

Сам Кафка опубликовал четыре сборника - "Созерцание", "Сельский доктор", "Наказание" и "Голодарь" - первую главу романа "Америка" ("Кочегар"), а также несколько других коротких новелл. Однако главные его произведения - романы "Америка" ( 1911 - 1916), " Процесс " ( 1914 - 1918) и " Замок " ( 1921 - 1922) - остались в разной степени незавершенными и увидели свет уже после смерти автора и вопреки его последней воле.


3.1. Новеллы и малая проза

  • "Описание одной борьбы" (Beschreibung eines Kampfes - 1904 - 1905)
  • "Свадьба в деревне" (Hochzeitsvorbereitungen auf dem Lande - 1906 - 1907)
  • "Приговор" (Das Urteil - 22-23 сентября 1912)
  • "Перевоплощение" (Die Verwandlung - 1912)
  • "В исправительной колонии" (In der Strafkolonie - 1914). Эта новелла, вместе с тремя предыдущими, сформировала книгу "Кари"
  • "Школьный учитель" (Der Dorfschullehrer or Der Riesenmaulwurf - 1914 - 1915)
  • "Брюмфельд, старый холостяк" (Blumfeld, ein lterer Junggeselle - 1915)
  • "Сторож склепа" (Der Gruftwchter - 1916 - 1917), единственная драма Кафки
  • "Сельский доктор" (Ein Landarzt - 1917)
  • "Охотник Гракх" (Der Jger Gracchus - 1917)
  • "Как строилась китайская стена" (Beim Bau der Chinesischen Mauer - 1917)
  • "Голодарь" (Ein Hungerknstler - 1922), входит в одноименный сборник
  • "Исследование одной собаки" (Forschungen eines Hundes - 1922)
  • "Маленькая женщина" (Eine kleine Frau - 1923), сборник "Голодарь"
  • "Нора" (Der Bau - 1923 - 1924)
  • "Певица Жозефина, или Мышиный народ" (Josephine, die Sngerin, oder Das Volk der Muse - 1924), сборник "Голодарь"

3.2. Романы

3.3. Письма

  • Письма к Фелиции и Гретта Блох
  • Письма Милене
  • Письмо отцу (издан 1919 года)

3.4. Дневники

  • Дневники 1910-1923 [8]
  • Синие блокноты

3.5. Украинские издания

  • "Преобразование рассказы" (Мюнхен: Современность, 1989; Львов: ЛА "Пирамида", 2005)
  • Дневники 1910-1923 г.г. (Киев: Вселенная, 2000)
  • "Процесс" (Киев: Юниверс, 1999; Харьков: Фолио, 2005; Харьков: Фолио, 2009)
  • "Замок" (Харьков: Фолио, 2006)
  • "Пропавший без вести: Америка" (Киев: Критика, 2009)
  • Романы, рассказы, дневники, письма (Киев: А-ба-ба-га-ла-ма-га, 2012) ISBN 978-617-585-0084

4. О Кафке

Музей Франца Кафки в Праге
Бронзовая статуя Кафки в Праге

Автором первых рецензий на творчество Кафки был венгерский писатель Шандор Мара.


4.1. Литературные произведения

4.2. Фильмы


4.2.1. Экранизации произведений

Идея рассказа Превращение использовалась в кино много раз:

  • "Человек, невероятно уменьшилась" ( 1950 -е)
  • "Муха" (Курта Ньюмана, 1956)
  • "Муха" (римейк Дэвида Кронненберга, 1986)
  • "Кислотный дом"
  • "Перевоплощение", 2002)

В Украине по его произведениям сняты фильмы: "Человек К." (1992) и "Певица Жозефина и мышиный народ" (1994, удостоен призов на кинофестивале "Киношок-94" в Анапе, "Молодость-94" в Киеве, Каирском международном кинофестивале, кинофестивале "Литература и кино" в Гатчине и др.).


5. Критика

Множество критиков пытались объяснить смысл работ Кафки исходя из положений тех или иных литературных школ - модернизма, " магического реализма" и др.. Некоторые пытались отыскать влияние марксизма на его сатиру над бюрократизмом в таких произведениях как "В исправительной колонии" "Процесс" и "Замок". В то же время, другие рассматривают его творчество через призму иудаизма (поскольку он был евреем и проявлял некоторую интерес к еврейской культуре) - несколько замечаний по этому поводу сделал Борхес, через фройдиський психоанализ (из-за напряженного семейная жизнь писателя) или через аллегории метафизического поиска Бога (сторонником этой теории был Томас Манн).


Примечания

  1. а б в г д е ж и к л м н п Клод Давид. Франц Кафка. Семейный круг - www.kafka.ru / biografy / read / semeyniy-krug
  2. а б в Франц Кафка Дневники - lib.rus.ec/b/95946/read # t1
  3. Из разговоров Густава Яноуха с Францем Кафкой - lib.rus.ec/b/96446/read
  4. Клод Давид. Франц Кафка Прага - www.kafka.ru / biografy / read / praga
  5. Франц Кафка Письмо отцу - lib.rus.ec/b/96429/read
  6. а б в Клод Давид. Франц Кафка - www.kafka.ru / biografy / read / semeyniy-krug
  7. а б в г д е ж и к л м н п Клод Давид. Франц Кафка. Первые шаги - www.kafka.ru / biografy / read / pervie-shagi
  8. http://victorian.fortunecity.com/vermeer/287/diary1910.htm # - victorian.fortunecity.com/vermeer/287/diary1910.htm #
  9. Две статьи из сборника: Чтение Кафки - ec-dejavu.ru/k/Kafka-Blanchot.html и Кафка и литература - ec-dejavu.ru/k/Kafka-Blanchot.html # lit)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам