Надо Знать

добавить знаний



Франц Петер Шуберт


Портрет Франца Шуберта работы Вильгельма Августа Ридера, выполненный в 1875 году на основе акварели того же автора 1825

План:


Введение

Франц Петер Шуберт ( нем. Franz Peter Schubert * 31 января 1797, Лихтенталь-? 19 ноября 1828, Вена) - австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор более тысячи музыкальных произведений, среди которых более 600 песен, девять симфоний, большое количество произведений камерной и литургической музыки.

Интерес к музыке Шуберта при жизни был умеренным, но значительно вырос после смерти и выдержал испытание временем - произведения Шуберта до сих пор не утратили популярность и принадлежат к самым образцов классической музыки.


1. Биография

1.1. Ранние годы

Франц Петер Шуберт родился в семье школьного учителя в Лихтенталь - пригороде Вены. Его первыми музыкальными наставниками были отец ( скрипка), старший брат Игнац ( фортепиано) и регент приходской церкви Михаэль Гольцер ( пение). В 1808 Шуберт был принят "певчим мальчиком" в придворную капеллу и Конвикт - авторитетное в Вене школу с пансионом, с ним занимались Венцель Ружичка (генерал-бас), а затем (до 1816) Антонио Сальери ( контрапункт и композиция). Течение 1810 - 1813 он написал большое количество разнообразных произведений: оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни, в частности "Жалоба Агари" (Hagars Klage, 1811).


1.2. 1810-е годы

Gnome-speakernotes.svg
Фантазия "Скиталец" D. 760
I. Allegro con fuoco


II. Adagio


III. Presto


IV. Allegro
Исполнитель Даниэль Бланч. За разрешением Musopen


В 1813 году Шуберт поступил в учительскую семинарию и через год начал преподавать в школе, где служил его отец. В свободное от работы время он написал свою первую мессу и положил на музыку стихотворение Гете "Гретхен за прялкой" (Gretchen am Spinnrade, 19 октября 1813) - это был первый шедевр Шуберта.

Несколько лет Шуберт давал уроки музыки, неоднократно пытался получить постоянную музыкальную должность, но безуспешно. Несмотря на это, 1815-1816 годы отличились феноменальной производительностью. В 1815 он написал две симфонии, две мессы, четыре оперетты, несколько струнных квартетов и около 150 песен. В 1816 появились еще две симфонии - Четвертая ("Трагическая", до минор) и Пятая ( си-бемоль мажор), а также месса и свыше 100 песен. Среди песен этих лет - "Скиталец" (Der Wanderer) и знаменитый "Лесной царь" (Erlk?nig) обе песни вскоре получили всеобщее признание.

В это время вокруг Шуберта сложился кружок друзей - ценителей его творчества, которые оказывали ему посильную материальную помощь (чиновник Йозеф фон Шпаун, поэт-любитель Франц фон Шобер, поэт Иоганн Майргофер, художник М. Швинд, поэт и комедиограф Э. Бауернфельд, композитор Ансельм Гюттенбреннер и другие). В кругу друзей и знакомых часто собственными силами исполнялись произведения Шуберта; такие вечера назывались "Шубертиады".

Важным в творческой жизни Франца Шуберта стала его встреча с известным баритоном Иоганном Михаэлем Фоглем, которую устроил Франц фон Шобер. Благодаря вдохновенному исполнению песен Шуберта Фоглем, они завоевали популярность в венских салонах. Сам композитор продолжал работать в школе, но в конце концов - в июля 1818 оставил службу и уехал в Желизо, летнюю резиденцию графа Иоганна Эстерхази, где выполнял обязанности учителя музыки для двух дочерей аристократа. Весной была закончена Шестая симфония, а в Желизо Шуберт написал Вариации на французскую песню, ор. 10 для двух фортепиано, посвященные Бетховену.

По возвращении в Вену Шуберт получил заказ на оперетту (зингшпиль) под названием "Братья-близнецы" (Die Zwillingsbr?der). Она была закончена к январю 1819 года и выполнена в "Кертнертортеатри" в июне 1820 года. Летние каникулы в 1819 году Шуберт провел вместе с Фоглем в Верхней Австрии, где и создал широко известный фортепианный квинтет "Форель" ( ля мажор).

Узкий круг друзей, которым Шуберт окружил себя, претерпело серьезный удар в начале 1820. Шуберт и еще четверо его товарищей были арестованы австрийской тайной полицией, которая с подозрением относилась к любым студенческих кружков. Одного из друзей Шуберта, поэта Иоганна Зенне, отдали под суд, тюрьму на год, а потом навсегда запретили появляться в Вене. Четырем другим, включая Шубертом, вынесли серьезное предупреждение, ставя им в вину, в частности, "против [власти] с использованием оскорбительной и недостойной лексики" [1]. Шуберт никогда больше не виделся с Зенне, но положил на музыку две его поэзии "Selige Welt" and "Schwanengesang". Возможно, что этот инцидент привел к разрыву с Майргофером, с которым Шуберт тогда жил [2].


1.3. Период музыкальной зрелости

Композиции 1819 и 1820 отмечены значительным прогрессом музыкальной зрелости [3]. В феврале началась работа над ораторией "Лазарь" (D. [4] 689), которая осталась незавершенной, потом появились среди прочих, менее выдающимися работами, двадцать третьего псалм (D. 706), "Gesang der Geister" (D . 705/714), "Quartettsatz" ( до минор, D. 703) и фантазии "Скиталец" ( нем. Wanderer-Fantasie ) Для фортепиано (D. 760). В 1820 были поставлены две оперы Шуберта: "Die Zwillingsbr?der" (D. 647) в Кернтернтортеатри 14 июля и "Die Zauberharfe" (D. 644) в театре Ан-дер-Вин 21 августа [5]. До почти все крупные композиции Шуберта, кроме мес, выполнялись только любительским оркестром, который вырос из домашних вечеров квартетов композитора. Новые постановки познакомили с музыкой Шуберта широкую публику [5]. Однако, издатели не спешили с публикациями. Антон Диабелли с колебаниями согласился напечатать некоторые произведения на условиях комиссии [6]. Так были напечатаны первые семь опусов Шуберта, все песни. Когда комиссия закончился, композитор стал получать скупую плату - и этим его отношения с крупными издательствами ограничились. Ситуация несколько улучшилась, когда в марте 1821 Фогль выполнил "Der Erlk?nig" на очень успешном концерте [7]. Того же месяца Шуберт сочинил вариации на тему вальса Антона Диабелли (D. 718), войдя в число 50 композиторов, внесших вклад в сборник Союза музыкантов Родины.

После постановки двух опер Шуберт с еще большим рвением, чем раньше, начал творить для сцены, но эта работа по разным причинам почти полностью пошла насмарку. В 1822 ему было отказано в постановке оперы "Альфонсо и Естрела", отчасти из-за слабого либретто [8]. Опера "Фьеррабрас" (D. 796) тоже была возвращена автору осенью 1823, в значительной степени из-за популярности Россини и итальянского оперного стиля и провал оперы Карла Вебера "Eврианта" [9]. "Конспиратор" (Die Verschworenen, D. 787) запретил цензор, очевидно из-за названия [10], а "Розамунда" (D. 797) была снята после двух вечеров из-за низкого качества пьесы. Две первые из этих работ написаны очень масштабно и поставить их было чрезвычайно трудно ("Фьеррабрас", например, имел более тысячи нотных страниц), но "конспираторы" были яркой привлекательной комедией, а в "Розамунда" есть волшебные музыкальные моменты, которые принадлежат к лучшим образцам творчества композитора. В 1822 Шуберт познакомился с Вебером и Людвигом ван Бетховеном, но эти знакомства не дали молодому композитору почти ничего. Говорят, что Бетховен несколько раз публично признавал талант юноши, но он не мог знать творчества Шуберта в полном объеме, поскольку при жизни композитора вышла только горстка произведений.

Осенью 1822 Шуберт начал работу над произведением, более все остальные произведения того периода продемонстрировал зрелость его видение музыки - "Неоконченной симфонии" си-бемоль минор. Причина того, что композитор забросил работу, написав две части и отдельные музыкальные фразы третьей, остается невыясненной. Удивительно и то, что он не рассказывал об этом произведении товарищам, хотя то, чего он достиг, не могло не вызвать у него чувство энтузиазма.


1.4. Шедевры последних лет жизни

Gnome-speakernotes.svg
The Соната для арпеджионе, D. 821
I. Allegro Moderato


2. Adagio and 3. Allegretto
Исполнители: Ганс Голдштейн (виолончель) и Клинтон Адамс (фортепиано)


В 1823 Шуберт кроме "Фьеррабраса" написал также свой ​​первый цикл песен "Моя прекрасная млинарка" (D. 795) на стихи Вильгельма Мюллера. Вместе с поздним циклом "Зимняя прогулка" 1927, также на стихи Мюллера, этот сборник считается вершиной немецкого песенного жанра Lied [11]. В этом году Шуберт написал еще и песню "Ты покой" (Du bist die Ruh, D. 776). 1823 также был годом, когда у композитора появились синдромы сифилиса [12].

Весной 1824 Шуберт написал октет фа мажор (D. 803), "Скэч большой симфонии", а летом снова уехал в Желизо. Там он попал под чары венгерской народной музыки и написал "Венгерский дивертисмент" (D. 818) для двух фортепиано и струнный квартет ля минор (D. 804).

Друзья утверждали, что Шуберт был безнадежно чувства к своей ученице, графине Каролины Эстергази, но он посвятил ей только одно произведение "Фантазию в фа минор" (D. 940) для двух фортепиано [13].

Несмотря на то, что работа над музыкой для сцены, а позже официальные обязанности, отнимали много времени, Шуберт в эти годы написал значительное количество произведений. Он завершил массу в тональности ля-бемоль минор (D. 678), работал над "Неоконченной симфонии", а в 1824 написал вариацию для флейты и фортепиано на тему "Trockne Blumen" из цикла "Моя прекрасная млинарка" и несколько струнных квартетов. Кроме того, он написал сонату для популярного в те времена арпеджионе (D. 821) [14].

Gnome-speakernotes.svg
Ellens dritter Gesang (Ave Maria), D. 839
Исполнители Доротея Фейн (вокал) и Уве Штрайбель (фортепиано)


Проблемы предыдущих лет компенсировали успехи счастливого 1825. Количество публикаций быстро увеличивалось, нищета несколько отступили, и лето Шуберт провел в Верхней Австрии, где его приветствовали. Именно во этого тура он написал "Песни на слова Вальтера Скотта". К этому циклу принадлежит "Ellens dritter Gesang" (D. 839), широко известный под названием "Ave Maria". Песня открывается приветствием Ave Maria, которое затем повторяется в припеве. Немецкий перевод стихотворения Скотта с "Ламермурськои невесты", выполнен Адамом шторками, при выполнении часто заменяют латинским текстом молитвы Ave Maria [15]. В 1825 Шуберт написал также сонату для фортепиано ля минор (Op. 42, D. 845) и начал симфонию № 9 до мажор (D. 944), завершенную следующем году [16].

С 1826 по 1828 Шуберт жил постоянно в Вене, кроме краткого визита в Грац в 1827. В эти годы его жизнь была бедна события, и его описание сводится к списку написанных произведений. В 1826 он завершил симфонию № 9, которую позже стали называть "Большой". Это произведение он посвятил Обществу друзей музыки, и получил от него гонорар в знак благодарности [17]. Весной 1828 он дал единственный в своей жизни публичный концерт, на котором исполнял собственные произведения. Концерт прошел с успехом [18]. Струнный квартет ре минор (D. 810) с вариациями на тему песни "Смерть и дева" был написан зимой 1825-1826 и впервые выполнено 25 января 1826. В том же году появились струнный квартет № 15 ре мажор (D. 887, Op. 161), "Искристое рондо" для фортепиано и Крипке (D. 895, Op. 70) и соната для фортепиано ре мажор (D. 894 , Op. 78), впервые опубликована под названием "Фантазия в ре". Кроме этого были написаны три песни на слова Шекспира.

В 1827 Шуберт написал цикл песен "Зимний путь" (Winterreise, D. 911), Фантазию для фортепиано и скрипки (D. 934), экспромты для фортепиано и два фортепианных трио (D. 898 и D. 929) [19], в 1828 "Песню Мирьем" (Mirjams Siegesgesang, D. 942) на слова Франца Грилльпарцера, мессу в тональности ми-бемоль (D. 950), Tantum Ergo (D. 962), струнный квартет (D. 956), три последних сонаты и сборник песен, напечатанных посмертно под названием "Лебединая песня" (D. 957) [20]. Эта сборка не является настоящим циклом, но песни, входящие в нее, сохраняют единственность стиля и объединены атмосферой глубокой трагедии и мрачной сверхъестественности, не свойственной композиторам предыдущего столетия. Шесть из этих песен написаны на слова Генриха Гейне, чья "Книга песен" вышла осенью. Девятая симфония Шуберта датирована 1828 годом, но исследователи творчества композитора считают, что в основном она была написана в 1825-1826 и только несколько переработана для выполнения 1828 [21]. Для Шуберта такое явление очень необычное, поскольку большинство его значительных произведений не вышедших при жизни, не говоря уже о концертное исполнение. В последние недели жизни композитор начал работать над новой симфонией [22].


1.5. Болезнь и смерть

Могила Шуберта на кладбище в Вене

В 1828 появились тревожные признаки болезни; стремительный темп композиторской деятельности Шуберта можно истолковать и как симптом болезни, и как причину, ускорила его смерть. В последний год были написаны такие шедевры как Симфония до мажор, вокальный цикл, посмертно изданный под названием "Лебединая песня", струнный квинтет до мажор и три последние фортепианные сонаты. Прежнему издатели отказывались брать крупные сочинения Шуберта или платили ничтожно мало; нездоровье помешало ему поехать по приглашению с концертом в Пешт.

Умер Шуберт от тифа 19 ноября 1828.

Шуберт был похоронен рядом с Бетховеном, который умер годом раньше. 22 января 1888 прах Шуберта был перезахоронен на Центральном кладбище Вены.


1.6. Открытие музыки Шуберта после его смерти

Некоторые меньшие по размеру произведения были опубликованы сразу же после смерти композитора, но рукописи больших трудов, мало известных публике, оставались в книжных шкафах и ящиках родственников, друзей и издателей Шуберта [23]. Даже ближайшие к нему люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали в основном лишь как короля песни [24]. В 1838 Роберт Шуман, посещая Вена, нашел пыльный рукопись "Большой" симфоноии Шуберта и взял его с собой в Лейпциг, где ее выполнил Феликс Мендельсон. Наибольший вклад в отыскание и открытие произведений Шуберта сделали Джордж Гроув и Артур Салливан, которые посетили Вену осенью 1867. Им удалось найти семь симфоний, музыку сопровождения пьесы "Розамунда", несколько мес и опер, кое-что из камерной музыки и большое количество разнообразных фрагментов и песен [23]. Эти открытия привели к значительному увеличению интереса к творчеству Шуберта [25].

Франц Лист с 1830 по 1870 транскрибував и аранжировал значительное количество произведений Шуберта, особенно песен. Он говорил, что Шуберт "поэтичный из музыкантов, которые когда-либо жили на свете" [26]. Для Антонина Дворжака особенно интересными были симфонии Шуберта, а Гектор Берлиоз и Антон Брукнер признавали влияние "Большой симфонии" на их творчество [27].

В 1897 издатели Брайткопф и Гертель выпустили критическое издание произведений композитора, главным редактором которого был Иоганнес Брамс. Такие композиторы 20 века как Бенджамин Бриттен, Рихард Штраус и Джордж Крам были или упорными популяризаторами музыки Шуберта или делали аллюзии на нее в своей собственной музыке. Бриттен, который был совершенным пианистом, аккомпанировал выполнению многих песен Шуберта и часто выполнял его соло и дуэты [27].


2. Творчество

Живя в эпоху жестокой меттерниховськои реакции в Австрии, Шуберт стал первым из выдающихся представителей музыкального романтизма. В своих произведениях он стремился воспроизводить отсутствует в жизни светлый идеал, отражал тоску по ним, страдания человека в чужом и враждебном для нее общественной среде. Искренность, задушевность музыки Шуберта, свойственные ей непосредственность, "открытость" выражения определялись и личными качествами композитора. Музыка Шуберта тесно связана с народным искусством Австрии (хотя Шуберт редко использовал в своих произведениях подлинные народные темы), с бытовой музыкой Вены; нашел отражение в ней и фольклор венгров и славянских народов тогдашней Австрийской империи. В музыке Шуберта на первом месте выступает мелодия, большое значение имеют колорит, красочность, обусловившие обогащение гармонии, оркестровки.


2.1. Вокальная музыка

Важнейшее место в творчестве Шуберта заняла песня для голоса и фортепиано (близок к романса жанр, который называется немецки Lied). В этом жанре Шуберт удалось достичь воплощения глубокого содержания за счет тесного сочетания слова и музыки, рост значимости и индивидуализации музыкальных образов. Вокальная мелодия в песнях Шуберта (нередко включает речитативные элементы) преимущественно содержит в себе целостное музыкальное обобщения. Партия фортепиано имеет важное выразительное, а часто и музыкально-изобразительное значение. Шуберт развил и обогатил прежние типы песен, создал новый тип песни сквозного развития с объединяющим варьируемых мотивом в партии фортепиано, а также первые зрелые образцы песенного цикла.

В песнях Шуберта (около 600) представлены стихи около 100 поэтов. Для каждого значительного поэта композитор находил подходящие для поэзии стилистические приемы. Наибольшее значение для песенного творчества Шуберта имели Иоганн Вольфганг Гете (около 70 песен, в частности "Лесной царь", "Гретхен за прялкой"), Фридрих Шиллер (более 40, в том числе "Жалоба девушки", "Группа из Тартара"), Вильгельм Мюллер (песенные циклы "Прекрасная млинарка" и "Зимний путь"), Генрих Гейне (6 песен, в частности "Двойник"), Иоганн Майрхофер (47 песен).

К песен Шуберта примыкают квартеты для мужских и женских голосов, хоры, произведения вроде кантат и ораторий. В духовных произведениях, из которых особенно значительны 2 последние мессы (1819 и 1828), Шуберт, подобно Иоганна Себастьяна Баха, выражал простые человеческие чувства. Завершенные композитором 3 оперы и 6 зингшпили при его жизни не ставились и не стали репертуарными, главным образом из-за плохих либретто. Три драматических пьесы, к которым Шуберт написал музыку, не удержались на сцене, однако увертюра и танцы из музыки к пьесе Гемлина фон Шези "Розамунда" (1823) широко выполняются.


2.2. Инструментальная музыка

В инструментальных произведениях Шуберт часто использовал певчие, закругленные лирические темы песенного типа, которые разрабатывал главным образом как целое, давая им разное "освещение". С 9 завершенных симфоний Шуберта последняя (до мажор, окончательная редакция - 1828) выдержана в героико-эпических тонах. Углубленным психологизмом насыщенная двохчастинна лирико-драматическая "Неоконченная симфония" си минор (1822). Из концертных увертюр известность получили 2 "увертюры в итальянском стиле" (1817).

Много камерных инструментальных произведений Шуберта связано с распространенным тогда в Австрии домашним музицированием, в частности жизнерадостный фортепианный квинтет "Форель" (1819), в предпоследний части которого варьируется тема одноименной песни. Ряда произведений присущи черты оркестральности. Значительные - струнный квинтет до мажор (1828) и 3 последних струнные квартеты - ля-минорный (1824), ре-минорный, включающий вариации на тему песни Шуберта "Смерть и Девушка" (1824-26), и соль-мажорный (1826 ).

Фортепианная музыка - одна из основных сфер творчества Шуберта. В фортепианных сонатах Шуберт испытал влияние Бетховена, однако нашел собственную трактовку жанра. Крупнейшие из них - сонаты ля мажор (1819), ля минор (1823), ля минор, ре мажор, соль мажор (1825), си-бемоль мажор (1828). В фантазии "Скиталец", в которой использована тема одноименной песни, Шуберт будто предусматривает структуру симфонических поэм Ференца Листа. "Экспромт" (11, 1827-28) и "музыкальные моменты" (6, 1818-28) - романтические фортепианные миниатюры, предусмотрели характерные черты фортепианной музыки Фридерика Шопена и Ференца Листа. Фортепианные танцы Шуберта - вальсы, лендлеры, немецкие танцы, экосезы, галопы (более 400) - важный шаг на пути к поэтизации танца. Шуберт создал также много произведений для фортепиано в 4 руки, среди которых "Фантазия фа минор" (1828), "Венгерский дивертисмент" (1824), вариации, марши, полонезы и др..


2.3. Творчество последних лет

В некоторых произведениях Шуберта последних лет ("Зимний путь", песни на тексты Гейне) углубились драматические, даже трагические настроения. Однако и в эти годы им противостояли произведения (включая песни), полны энергии, силы, мужества, жизнерадостности. При жизни Шуберт получил признание главным образом как автор песен, много его крупных инструментальных произведений было впервые исполнено через десятилетия после смерти ("Большая симфония" до мажор в полном объеме впервые прозвучала под руководством Феликса Мендельсона в 1839, "Неоконченная симфония" в 1865). Однако настоящее признание инструментальная музыка Шуберта получила только в 20 веке.


3. Список произведений

Октет. Автограф Шуберта.
Ф.Шуберт - рукопись последней страницы вариаций для фортепиано в 4 руки, ор.10

3.1. Сценические произведения

  • Оперы
    • "Поручительство" ("Die B?rgschaft", не закончена, 1816)
    • "Сакунтала" (эскизы, 1820)
    • "Альфонсо и Естрела" (1821-22)
    • "Фьерабрас" (1823)
    • "Граф фон Гляйхен" (неоконченное, 1827-28)
  • Зингшпили
    • "Рыцарь зеркала" (Der Spiegelritter, 1811)
    • "Развлекательный замок сатаны" (Des Teufels Lustschloss, 1814)
    • "4 года на посту" (Der vierj?hrige Posten, 1815)
    • "Фернандо" (1815)
    • "Клаудина фон Вилла Белла" (2-й и т-3-й акты утеряны)
    • "Друзья из Саламанки" (Die Freunde von Salamanka, 1815)
    • "Адраст" (1817)
    • "Братья-близнецы" (Die Zwillingsbr?der, 1819)
    • "Заговорщики" (Die Verschworenen, 1823)
    • "Волшебная арфа" (Die Zauberharfe, 1820)
    • "Розамунда" (Rosamunde, 1823)

3.2. Для солистов хора и оркестра

  • 7 мес (1812, сохранились фрагменты; 1814; 2-1815, 1816; 1819-22; 1828)
  • Немецкий реквием (1818)
  • Немецкая месса (1827)
  • 7 Salve Regina
  • 6 Tantum ergo
  • 4 Kyrie eleison
  • Магнификат (1815)
  • 3 оферториумы
  • 2 Stabat Mater
  • оратории и кантаты

3.3. Для симфонического оркестра

9 cимфоний:
№ 1 ре мажор 1813
№ 2 си-бемоль мажор 1814-15
№ 3 ре мажор 1815
№ 4 до минор ("Трагическая") 1816
№ 5 си-бемоль мажор 1816
№ 6 до-мажор 1818
№ 7 E-dur, неполное 1821
№ 8 си-минор "Неоконченная" 1822
№ 9 до мажор "Большая" 1825-28
Увертюры
? ре мажор 1811
? ре мажор 1812
? ре мажор 1812
? си-бемоль мажор 1816
? ре мажор 1817
? "В итальянском стиле", ре мажор 1817
? "В итальянском стиле", до-мажор 1817
? ми минор 1819

3.4. Вокальные произведения

Шуберт написал около 600 песен, в частности:

  • На слова Иоганна Вольфганга Гете - около 70, в том числе "Гретхен за прялкой" (Gretchen am Spinnrade), "жалобная песня пастуха", "Лесной царь" ( 1816) и др..
  • На слова Фридриха Шиллера - 41, в том числе "Жалоба девушки",
  • На слова Мюллера
    • Цикл "Моя прекрасная млинарка" (Die Sh?ne M?llerin)
    • Цикл "Зимний путь" (Die Winterreise, op. 89, 1923)
  • На слова Гайнтриха Гейне, в том числе "Двойник"

Вокальные ансамбли, в частности

  • Вокальные квартеты для 2 теноров и 2 басов
  • Вокальные квинтеты для 2 теноров и 3 басов

3.5. Камерные ансамбли

  • Октет для струнных и медных
  • фортепианный квинтет "Форель" ( 1819 ?)
  • струнный квинтет
  • 2 фортепианных трио
  • струнное трио
  • Для скрипки и фортепиано -
    • 3 сонаты (ре мажор, ля минор и соль минор (1816))
    • фантазия (1827)
    • 2 большие дуэты и 3 маленькие дуэты
  • Соната для арпеджионе и фортепиано


3.6. Для фортепиано

Для фортепиано в 2 руки:

  • 23 сонаты (в т. ч. 6 незавершенных; 1815 - 28),
  • фантазия ( 1822, и др.).,
  • 11 экспромтов ( 1827 - 28),
  • 6 музыкальных моментов ( 1823 - 28),
  • более 400 танцев (вальсы, лендлеры, немецкие танцы, менуэты, экосезы, галопы и др..; 1812 - 27)
  • рондо, вариации и другие пьесы,

Для фортепиано в 4 руки:

  • 2 сонаты ( 1818; 1824 - "Большой дуэт")
  • увертюры,
  • фантазии,
  • Венгерский дивертисмент ( 1824),
  • рондо,
  • вариации,
  • полонезы,
  • марши

4. Аудиоприклады


5. Библиография

  • Воспоминания о Франце Шуберте / Сост., Перевод, предисл. и примеч. Ю. Н. Хохлова. М., 1964.
  • Вульфиус П. Франц Шуберт: Монография. - М.: Музыка, 1983. - 447 с., Ил., Нот.
  • Ганзбург Г. И. Статьи о Шуберте. - М.: РА, 1997. (Институт музыкознания. Шубертовское общество.) ISBN 966-7012-11-5. 2-е изд. М.: Издательство "Торопов", 1997.
  • Конен В. Шуберт. - Изд. 2-е, доп. - М.: Музгиз, 1959. - 304 с.
  • Харьковские ассамблеи. Международный музыкальный фестиваль 1993 г. "Шуберт и украинский романтизм". Сборник материалов / Составитель Г. И. Ганзбург. - Харьков, 1993. - 132 c.
Книги Ю. Хохлова о Шуберта
  • Хохлов Ю. Н. "Зимний путь" Франца Шуберта. - М., 1967. - 462 c.
  • Хохлов Ю. Н. О последнем периоде творчества Шуберта. - М., 1968. - 220 c.
  • Хохлов Ю. Н. Шуберт. Некоторые проблемы творческой биографии. - М., 1972. - 414 c.
  • Хохлов Ю. Н. Песни Шуберта: Черты стиля. - М.: Музыка, 1987. - 302 с., Нот.
  • Франц Шуберт: К 200-летию со дня рождения: Материалы Международной научной конференции. - М.: Прест, 1997. - 126 c. ISBN 5-86203-073-5
  • Франц Шуберт и русская музыкальная культура / Отв. ред. Ю. Н. Хохлов. - М., 2009. - 384 c. ISBN 978-5-89598-219-8
  • Франц Шуберт и русская музыкальная культура / Отв. ред. Ю. Н. Хохлов. - М., 2009. ISBN 978-5-89598-219-8
  • Шуберт и шубертианство. Сборник материалов научного музыковедческого симпозиума. / Сост. Г. И. Ганзбург. - Харьков, 1994. - 120 c.
  • Alfred Einstein: Schubert. Ein musikalisches Portr?t, Pan-Verlag, Z?rich 1952 (als E-Book Frei verf?gbar Bei http://www.musikwissenschaft.tu-berlin.de/)
  • Peter G?lke: Franz Schubert und seine Zeit, Laaber-Verlag, Laaber 2002, ISBN 3-89007-537-1
  • Peter H?rtling: Schubert. 12 moments musicaux und ein Roman, Dtv, M?nchen 2003, ISBN 3-423-13137-3
  • Ernst Hilmar: Franz Schubert, Rowohlt, Reinbek 2004, ISBN 3-499-50608-4
  • Kreissle, "Franz Schubert" (Вена, 1861);
  • Von Helborn, "Franz Schubert";
  • Riss?, "Franz Schubert und seine Lieder" (Ганновер, 1871);
  • Aug. Reissmann, "Franz Schubert, sein Leben und seine Werke" (Б., 1873);
  • H. Barbedette, "F. Schubert, sa vie, ses oeuvres, son temps" (П., 1866);
  • M-me A. Audley, "Franz Schubert, sa vie et ses oeuvres" (П., 1871).

Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам