Франческо Борромини

Франческо Борромини ( итал. Borromini Francesco , Настоящее имя итал. Francesco Castelli ) * 25 сентября 1599, Биссон, Тичино - ? 2 августа 1667, Рим) - архитектор суток барокко, инженер, мастер чертежей архитектора.


1. Биография

Происходит из семьи строителя. Сам работал на строительстве в Милане. Он племянник римского архитектора Карло Мадерно (1556-1629), что достроил в Вечном городе собор Св. Петра, а также создал фасад церкви Св. Сусанна и палаццо Маттеи ди Джови.

Карло Мадерно вызвал его в Рим, где и прошли все годы жизни художника. Делал рядом с Мадерна. Слишком талантливый Борромини воспринимался конкурентом мощного Лоренцо Бернини, который сделал все возможное для отстранения архитектора от государственных и частных заказов. Главными заказчиками Борромини стали католические монашеские ордена.

С 22 июля 1667 почувствовал себя тяжелобольным. Уединился, уничтожил личный архив, рисунки и чертежи. Покончил жизнь самоубийством.

Похоронен в одной из римских барочных церквей ( Сан Джованни деи Фиорентине). Могила сохранена. Надгробие очень простой, вровень с общей полом церкви. Плита из черного мрамора многогранной формы, в середину которой вправили у белого мрамора с лаконичной надписью имени архитектора и лет его жизни.

Сохранился портрет Борромини в виде католического паломника, как служит объяснением к пословице "Нет князей перед Богом, есть только паломники". Художник неизвестен.


2. Главные произведения


3. Мастер чертежей архитектора

Франческо Борромини - признанный мастер чертежей архитектора, которыми он плодотворно занимался еще в Милане. Чертежи Борромини не имели себе равных по профессиональной виртуозностью в Италии 17 века.

Только для церкви Сан Карло алле Кваттро Фонтане ( итал. San Carlo alle Quattro Fontane ) Он сделал несколько вариантов плана. Признанным шедевром чертежей архитектора стал вариант плана, выполненный около 1638 года. Вполне симметричный, он значительно интереснее от плана, что осуществленный в реальности. Фиксационные планы зданий архитектора приобретают большое значение из-за отсутствия оригиналов чертежей архитектора, которые уничтожил сам Борромини.


4. Галерея церкви Сан Аньезе

  • Сант Агнезе др. Агон, купоз интерьера.

  • Главный фасад Сант Агнезе др. Агон.

  • Скульптурные алтари Сант Агнезе др. Агон.


5. Галерея церкви Сан Иво алла Сапиенца

  • Сущий план церкви Сант Иво алла Сапиенца и отрисовки свод.

  • Дворик Сан Иво

  • Сан Иво, старая гравюра 1695

  • Композиция дворца и церкви Сан Иво.


Источники

  • Всеобщая история искусств, т 4, М, "Искусство", 1963 (Рус.)
  • Якимович А. К. "Бернини и Борромини: становление двух типов художественного сознания барокко" в кн. "Искусство Западной Европы и Византии", М, "Наука", 1978 (Рус.)