Франческо Гварди

Франческо Гварди ( итал. Francesco Guardi 5 октября 1712 - 1 января, 1793) - известный венецианский художник 18 в мастер пейзажей, реальных и фантазийных. Работал вместе со старшим братом, создавая вместе религиозные композиции, натюрморты, пейзажное фон его картин.


1. Жизнеописание

1.1. Отец

В 1690 г. 12-летний Доменико Гварди, сын ремесленника из Венеции (будущий отец художника) покинул город для обучения в Вене. Путешествия в столицу Австрийской империи способствовал дядя, увяв брак с женщиной из Австрии. Пребывания и обучения в Вене затянулось на 10 лет. И Доменико, овладевший художественное ремесло и немецкий язык, привез в Венецию еще и жену немку и сына - первенца Джованни Антонио. Художественная манера Доменико Гварди отличалась от манеры, которой в то время придерживались в Венеции, она была несколько необычной, экзотической. Через два года Доменико (которого успели забыть в Венеции) удалось получить разрешение на открытие собственной мастерской в ​​приходе Санти Апостоли. Мастерская выполняла заказы на декоративные работы и создавала оскорбление небольших церквей. Семья увеличилась, уже в Венеции родились -

  • Цецилия в 1704
  • Изеппо в 1710
  • Франческо в 1712
  • Никколо в 1715.

В 1716 г. в возрасте 38 лет Доменико Гварди умер. Старший сын - Джованни Антонио стал председателем в мастерской. Материальное положение семьи ухудшилось и чтобы как-то прожить, дочь Цецилия отдают на воспитание в Оспедале, венецианский благотворительное заведение для детей из очень бедных семей.


1.2. Старший брат

Председатель мастерской принимает заказы на декоративные произведения и картины с фигурами. С 1730 г. Франческо становится активным помощником Джованни Антонио, хотя имеет склонность к пейзажной живописи. Суровые условия выживания заставляют братьев держаться и работать вместе, поэтому ни о какой самостоятельности Франческо Гварди (экономическое или творческую) не было. Чтобы прекратить споры, старший позволял младшему брату достаточно рисовать пейзажное фон на собственных картинах. Не имел прав Франческо и на брак.

1.3. Поздняя самостоятельность и брак

Пьяцца Сан Марко в Венеции, Академия Каррара, Бергамо
Пьяцетта между дворцом дожей и библиотекой
Канал Джудекка

С найденных документов стало известно, что Франческо Гварди почти никуда не выезжал из Венеции в 1750 г. Старший брат умер и мастерская перешла в собственность к нему. Так к Франческо пришла поздняя экономическая и творческая самостоятельность. Примерно с этого времени и возникает большее количество реальных и фантазийных пейзажей мастера, отошел от создания картин с фигурами. Только в 1757 г. Франческо в брак с Марией Пагани. В семье росли первые сыновья. Мастер специализируется на создании ведут и пейзажей. Венеция становится почти обязательным пунктом посещения для богачей из Британии, охотно покупают местные пейзажи на память о посещении столицы Адриатики. В самой Венеции пейзажи не имеют престижа. И в год принятия художника Франческо Гварди в Корпорацию венецианских живописцев чиновники долго отыскивали дипломатическую формулу для названия картин Франческо.

В Британии, наоборот, началось повышение престижа пейзажной живописи, что отразилось в моде на пейзажные произведения мастеров Франции ( Николя Пуссен, Клод Лоррен) и голландцев 17 в. Пейзажи охотно создавал и англичанин Томас Гейнсборо. Впоследствии, в творчестве английских мастеров Уильяма Тернера, Бонингтон, Джона Констебла - пейзаж занял ведущие места. Все это способствовало рождению международной славы Франческо Гварди, фактически началась в Великобритании.


1.4. Помощь Цецилии

Молодая и неудержимая в чувствах Цецилии Гварди (1702 - 1779) выдержала в Оспедале лишь несколько лет. Романтические отношения, связавшие ее и молодого художника Джамбаттиста Тьеполо, выполнял декоративные работы в Оспедале, закончились тайной бегством из монастырского учреждения. Молодые венчались, а со временем художник и бывшая воспитанница Оспедале стали родителями десяти детей. Благодаря упорному труду семья не знала нищеты.

После преждевременной смерти Марии Пагани, Цецилия займет в свою семью еще и сыновей Франческо. Помощь Цецилии и ее мужа Джованни Баттиста Тьеполо высвободит руки Франческо Гварди для творчества. В жилище Гварди сыновья Винченцо и Джакомо вернутся только после смерти тети Цецилии, которая заменяла им родную мать. Винченцо станет священником, а Джакомо - художником и помощником отца.


1.5. Смерть

Франческо Гварди умер в Венеции 1 января 1793 Его сын унаследовал мастерскую, продолжил делать картины в стилистике отца, чем запутал не один десяток искусствоведов.

2. Избранные произведения

В соборе Святого Марка
Галерея неподалеку от канала. Академия Каррара, Бергамо.
  • "Натюрморт с золоченой вазой", прив. сборник
  • "Пейзаж в Венеции"
  • "Александр Македонский перед трупом царя Персии Дария", Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Москва
  • "Пейзаж с деревьями", Эрмитаж
  • "Венецианская площадь с дворцом", Эрмитаж
  • "На острове Сан Джорджо Маджоре в Венеции", Эрмитаж
  • "Дож Венеции - на Пьяцетту во время праздника", 1758, Лувр
  • "Комната визитов монастыря Сан Дзаккария", 1750
  • Чудо Св. Доминика, что спасает утопающих ", Музей истории искусств, Вена
  • "Прощание Товия со слепым отцом", ц-ва дель Анджело Рафаэле
  • "Ангел и Товия", 1752, ц-ва дель Анджело Рафаэле
  • "Мост Риальто и палаццо камерленго в Венеции", прив. сборник
  • "Фантазийный пейзаж с пирамидой", музей древнего искусства, Рим
  • "Фантазийная готическая ворота с фигурами прохожих", Академия Каррара, Бергамо
  • "Визит дожа в церковь Санта Мария делла Салюта", Лувр
  • "Галера" Бучинторо "на пристани Сан Никколо дель Лидо", Лувр
  • "Публичная аудиенция венецианского дожа", Лувр
  • "Папа римский Пий VI благословляет венецианцев на площади Сан Дзаниполо", Ашмолеан музей, Оксфорд
  • "Концерт воспитанниц Оспедале Ла Пьета", Старая пинакотека, Мюнхен
  • "Шторм на море", Кастелло Сфорцеско, Милан
  • "Гондола в сумерки", музей Польди Пеццоли, Милан
  • "Фантазия с руинами", Лондон
  • "Праздник на Пьяцца Сан Марко в присутствии дожа", Лувр

Источники

  • Pallucchini, La pittura veneziana del Settecento, Venezia - Roma, 19600
  • Valcanover, Guardi, Novara, 1960
  • Zampetti, Mostra del Guardi, Venezia, 1965
  • Pallucchini, Francesco Guardi, Milano, 1965
  • Perocco, I Guardi, Padova, 1966
  • Argan, Storia dell'arte italiana, Firenze, 1968
  • Pignatti, Francesco Guardi, Brescia, 1971
  • Morassi, L'opera completa di Antonio e Francesco Guardi, Venezia, 1973
  • Rossi Bortolatto, Francesco Guardi, Milano, 1974
  • AA. VV., Francesco Guardi, Vedute Capricci Feste, catalogo della mostra veneziana, 1993
  • Редактор - Кузьмина М.Т. "История зарубежного искусства", М, "Искусство", 1971
  • Гос. Эрмитаж, каталог, "Западноевропейская живопись. Италия. Испания. Франция. Швейцария.", Л, "Аврора", 1976