Надо Знать

добавить знаний



Фреска



План:


Введение


Лилии и ласточки весной, фрагмент. Санторин, ок. 1500 г. до н.э.

Фреска (от итал. affresco - свежий) - живопись на влажной штукатурке, одна из техник настенной живописи, противоположная "а секко" (роспись по сухому). Фресками называют также произведение, выполненное в этой технике.


1. История

1.1. Исследование технологии

Фрески Акротири, остров Санторин. Нац.археоллогичний музей (Афины)
Египетский стенопись, ок. 1400 до н. е.

В 20 веке различные технологии древности прошли проверки, химический анализ и анализ составных веществ, детально проверены с письменными или архивными записями. В поле тщательных исследований была и технология фресок, как "по влажному" (Буоно-фреска, итал. bouone fresco , лат. in udo ), Так и "по сухому" ( итал. a secco , лат. in arido ).

Если принять технику фрески "по влажному" с использованием извести за стандарт, то далеко не все древние стенописи следует считать сугубо фресками. Это доказал в своей книге "Материалы и ремесла Древнего Египта" египтолог из Британии А. Лукас. Египетская цивилизация в период 30 - 11 веков до н.э. не знала извести. Использование извести началось примерно с 4 века до н.э. в сутки Птолемеев и привнесена греками.

Но известь было известно в Ассирии, Вавилонии, в Финикии. Смесь извести розмлеленою в прах кирпичом использовали для создания влагостойких замазок при создании акведуков или гидротехнических сооружений. Входило известь и в смесь из гипсом при штукатурки сооружений.

Высококачественные известковые смеси использовали в жилых и дворцовых сооружениях эгейской культуры, которые были почвами для стенописей, датированных 30 - 12 вв. до н.э. Но их условно относят к фрескам как "по влажному". Карбонизации росписей способствовали примеси штукатурки, а не известь, не входило в состав красок.

Есть значительные расхождения и по стенописи Староданього Рима, которые имеют значительные отличия от прославленных фресок эпохи итальянского Возрождения. По заключению Е. Бергер технология итальянских мастеров отличается от технологии древнеримской. Той же мнения придерживался и известный советский технолог Д.И. Киплик. По заключению технологов, не было единой стандартной техники фрески "по влажному" на известняковых почвах водными красками, которые отличались процентом содержания оксида кальция. Но безусловно, что эта технология зародилась в глубинах античной культуры и была распространена на всю терторию античной ойкумены. Разногласия технологий, однако, не стали в пути при создании стенописей высокой художественной ценности и в Древнем Египте, и на острове Крит, и в Древней Греции, о чем свидетельствуют археологические находки в соответствующих регионах.

  • Две богини в колеснице, Минойская цивилизация.Археологичний музей (Ираклион)

  • Деталь фрески с Тери, о. Санторин

  • Ласточки весной, Акротири, остров Санторин, Нац.археоллогичний музей (Афины)

  • Фрески с Акротири, остров Санторин, Нац.археоллогичний музей (Афины)


1.2. Разновидности фресок

Существует более сухая (al secco) и более влажная (al fresco) технология написания фрески. Написание фресок al secco является достаточно сложным, потому что работа над таким фреской может длиться не один день. Известковая вода и пигмент наносятся вместе. Но повторное увлажнение штукатурки ведет к его порче. При написании al fresco пигменты или краски наносятся на влажную штукатурку, которую предварительно (перед наложением пигмента) увлажняют известняковой водой. При нанесении пигмент смешивается с известняковой водой и становится известняковой краской. При засыхании возникает однородный штукатурка с рисунком. Большинство художников тратили на работу над значительными фресками от 5 лет, но чем дольше мастер работает над шедевром, тем ниже его качество, ведь штукатурка от влаги начинают крошиться.


2. Секреты технологии древнеримских фресок

Вилла Мистерий, архитектурные композиции в малом кубикулы.

Нам пока неизвестны все секреты технологии фресок в Помпеях. Внимание привлекают как их сохранность, так и яркие краски, более богатые, чем колор гаммы греческих художников предшествующей поры. Лишь несколько подсказали описания в сочинениях Плиния Старшего и Витрувия, несколько - остатки горшков с красками, найдены в Помпеях. По предположениям, это комбинации темперы с энкаустика. Поверхность стены тинькувалы, найстаранише готовили поверхностный слой с мраморным или алебастровым порохом для блеска и укрепления штукатурки. Поверхность шлифовали, делали стенопись, тщательно защищали слоем прозрачного воска с растительным маслом. Воск сплалялы с красками маленькими факелами и посудой с углями, а затем дополнительно шлифовали чистым полотном.


3. Романские фрески Каталонии

Фрески из церкви в Таули, 1123 год, Национальный музей искусства Каталонии, Барселона.
Зал с фресками цикла "Завоевание Майорки".

В рамках романского стиля развивались и монументальные живопись и скульптура. За художественными признаками искусство этого периода схематической, условное. Для романской композиции характерны пространство, лишенное глубины, разномасштабные фигуры, резкие цветовые гаммы.

Уникальные местные особенности имел фресковая живопись романской эпохи в Каталонии. Схематизм композиций каталонские мастера сочетают с геометрическими орнаментами, истоки которых в античном искусстве и в тщательно разработанных мозаиках Византии. Отсутствие ценных смальт в Каталонии компенсировали яркими красками. На обогащения художественных образов работают как попытки воссоздать одежды из драгоценных тканей, так и широкие, разноцветные полосы на фоне. Сделаны первые попытки придать индивидуальные черты и образам святых, поданные с застывшими, выпученными глазами но они уже различаются прическами, черным или седыми волосами. Наряду с безбородыми юношами - седые мужчины с "Биография". Наиболее почитаемых святых сопровождают надписи (Апостол Варфоломей, Евангелист Матфей, ​​Св. Петр). По указанию атрибутов можно распознать почитаемых святых и без надписей (Апостола Петра подают с ключами, которые тот получил от Христа). Среди библейских персонажей - и серафимы с крыльями вместо тел, и жертвенные многоочитии животные (бык, ягненок). Библейские сюжеты на фресках дополнены притчами (девы разумные и неразумные), которые станут сюжетами для скульптурных композиций эпохи готики во Франции.

Остатки каталонских фресок были найдены в малых сакральных сооружениях в Пиренеях. В 1920-е годы их осторожно сняли со стен и перенесли в Барселону. В начале 21 века их экспонируют в отдельных залах на искусственно воссозданных архитектурных поверхностях, точно копируют первоначальные романские формы в тогдашних интерьерах.




3.1. Фрески европейского средневековья

Фреска "Оплакивание Христа", город Грац, Австрия


3.2. Ценные итальянские фрески 15 века.

На этапе раннего возрождения чрезвычайного распространение получил фресковая живопись. Большинство итальянских художников этого периода - именно фрескисты. Творчество некоторых из них мы знаем только благодаря фрескам. Реформы фресковой живописи, созданные Джотто, становятся школой для поколений итальянских художников. Монастыри соревнуются в приглашении на работы известных художников. фрески-шедевры покрывают как стены старых, еще готических сооружений, так и новых и в провинциях, и в художественных центрах. Фресками украшали как церкви, так и дворцы, церковные и домашние часовни, общественно значимые сооружения, как фасады, так и интерьеры. Сюжеты - Ветхий Завет (Создание Адама), сцены жизни и стасти Христовы (Благовещение, Тайная вечеря, поцелуй Иуды, Распятие, Оплакивание Христа), танец смерти, аллегории (Аллегория мудрого правления), мифические персонажи (Геракл, Сивиллы), батальные сцены ("Победа императора Константина над Максенцием"), фиксация событий папского двора ("Учреждение Ватиканской библиотеки папой Сикстом IV"), значимые события мелких герцогских дворов и т.п..

Фреска Мазаччо "Чудо с денариям"
Кастаньйо, Тайная вечеря.
Перуджино, Сикстинская часовня, "Христос передает ключи от рая Апостолу Петру".

Среди наиболее значимых фресковые циклы -


3.3. Фрески буддизма

Бог Яма с колесом сансары (бытия и преобразований). Индуизм

Технике фрески знали и использовали и в Азии. Особенно известны фрески эпохи буддизма, что сохранились в Индии и Китае. Кроме религиозной тематики встречаются и светские изображения (стенописи в Сигирии, Шри Ланка). Мало фресок создано и сохранено в Японии.

Интересным образцом религиозных фресок есть изображение бога Ямы из пантеона индуизма. Он сидит в условном пространстве, руками и зубами удерживая колесо сансары. Фон колеса разбито на сектора-участки, художники использовали для изображений реальных и мифических. Здесь обычно находят сцены войны, когда растет количество смертей, сцены рая и мученичества грешников в аду от огня, холода, сцены, где грешников наказывают многочисленные демоны. В центре три животные ( буйвол, птица, змея), которые удерживают друг друга за хвост - намек на обращение, повторение и течение времени. Иногда картину дополняли изображением Священной реки, которой тела покойники попадали в потусторонний мир, где их тела растворялись в стихиях. Поэтому отпадала необходимость в кладбищах. Сцены мирной жизни поселений и атакующие бойцы наиболее интересные, потому рисованные из тогдашней реальности, хотя и с долей условности. Изображение перешло из фресок на образа и, как на православных иконах, идет от единого канонического образца, отличаясь лишь деталями.


3.4. Образцы западноевропейских фресок

  • Поэтесса, фреска из Помпей

  • Эрик ИХ ​​Шведский, 1400 г., корка (церковь) Оверсело

  • Худ. Франческо Сальвиати, фреска ?Аллегория Мира", Флоренция

  • Milly La For?t-Mur est de la chapelle.jpg

    Худ. Жан Кокто, часовня Мили-ла-Форе-Мур, "Воскресение Христа"


3.5. Первые фрески в Украине

В Украина Ф. известна с 4 в. до Хр. в строениях Сев. Причерноморье, в греч. колониях и в скифов. Ф. прикрашувано жилые дома, общ. сооружения и гробницы. Самые Ф. с 1 в. до Хр. найдены при раскопках гробницы Деметры в Керчь (сцены мифа о похищении Кори - дочери Деметры - Плутоном). С того времени с Керчи происходит также Ф. на каменном саркофаге с изображением мастерской художника (теперь в ленинградском Эрмитаже).


3.6. Фрески 11-12 вв.

В Киевской государстве основным видом внутр. мист. оформление храмов была Ф. Только в 11 - нач. 12 в. храмы имели рядом Ф. мозаику, которой украшали центр, часть, а фресковая роспись покрывал все боковые апсиды, своды, столбы и стены боковых нав, а порой столбы арки, галереи, ниши, порталы наружу. Сочетание мозаики и Ф. - особенность киев. церк. искусства, в Византии оно не практиковалось. Гармонию между Ф. и мозаиками досягано одинаковыми доминирующими цветами. Крупнейшими образцами этой системы отделки является собор св. Софии в Киеве (1037) и Михайловский-Златоверхий (нач. 12 в.; уничтожен большевиками), второй мист. школу творили мастера Успенского собора Киево-Печерского монастыря (11 в., уничтожен во время второй мировой войны). В Софийском соборе доминируют синий, белый, пурпурный и частично зеленый цвета. В гл. апсиде, ок. мозаичная Оранты, расписанные эпизоды из жизни Богоматери и ее родителей. В центр. нави изображены важнейшие события из жизни Иисуса Христа, вторая часть Ф., связанная с христологическим циклом, расписана на 2 этаже. Особенно интересны Ф. светского характера в центр. нави: кн. Ярослав Мудрый и его семья и сцены из кн. быта и быта страны; гиподром, охота, музыканты, скоморохи на стенах башни. Самый распространенный орнамент - переплетенные свитки стебли вписаны в геометрические формы,, которые будто соединяли мозаику с Ф., повторяется во фресковых росписях Киев, Чернигов и Новгорода 11 - 12 вв. На сохранившихся Ф. Михайловского Златоверхого монастыря можно провести параллель росписей обоих соборов, в частности колорита (в Михайловском Ф. живописные, яркие) и типажа (г. пр.. Мозаичные апостолы в Евхаристии без нимба святых). Подобно изображены фресковые апостолы в Остерский Юрию синагоги (11 - 12 в.), но их колорита в теплой гамме с преобладанием красного и охристого и способ письма отличается от киев. Ф. Фрагменты Ф. черниговских соборов: Спасского (св. Фекла, нач. 11 в.), Борисо-Глебского, Успенского Елецкого монастыря (Оранта и др.)., Пятницкой церкви и следы переяславских Ф. из раскопок Михайловского собора (1089), Спасской церкви на Посаде и др.. не дают оснований судить об отдельных мист. школ.

От сер. 12 в. Ф. почти полностью вытеснила мозаику. Полный комплекс Ф. того времени сохранился в Кирилловской церкви в Киеве. На них заметно влияние искусства Балкан. В отличие от интеллектуально изощренных Ф. св. Софии, Кирилловские Ф. передают черты местн. типажа. Колорита Ф. яркий, преобладают теплые тона охры и бронзовочервонои краски. Своды и стены, покрытые многочисленными сценами, дают новый тип декорации, характеристический для киев. мист. школы 12 в. Из немногочисленных памятников известно, что в то время свои местн. мист. школы уже имели и Черниговское, Переяславское, Галицкое и Волынское княжества. О монументальные ансамбли Ф. церквей Львова, Луцк, Владимира, Холма, Хотина и др.. известно только из Гал.-Вл. Летописи.


3.7. Фрески 14-15 вв.

На основании сохранившихся фрагментов Ф. 14 в. можно утверждать, что их техника была почти тождественна с техникой Ф. Киевского государства. С 14 - 15 вв. сравнительно хорошо сохранились Ф. в костелах Польши, на Сандомирский, Серадський и Краковской землях, которые разрисовывали укр. мастера из Галичины и Волыни. Из большого ч. этих работ сохранились Ф. в замковой часовне св. Троицы в Люблине (1418), выполненные группой художников, возглавленной мастером Андреем, в кафедральном соборе Сандомир (1430-и pp.), в коллегиальном костеле в Вислици (14 в., мастер Хайль) и в Кракове в часовне св. Креста на Вавеле (1470). Во всех этих костелах Ф. умело вкомпонована в гготични интерьеры; укр. мастера сумели соединить живопись основанное на визант. традициях с готической архитектурой.

К достопримечательностям 15 в. относятся частично сохранившиеся Ф. монастырской церкви св. Онуфрия в Лаврове, выполненные в традициях искусства 12 - 13 вв. Лавровская мастера в многофигурных композициях достигали кольористичних эффектов, сопоставляя гармоничные или противопоставляя контрастные цвета. Лавровский Ф. свойственна декоративность, широкое применение орнамента. Стилистически близки к Ф. в Вислици и Сандомире Ф. Успенской церкви (1453 - 58) в с. Лужанах ( Черновицкая область).


3.8. Попытки обновления искусства фрески

Распространение деревянного строительства церквей и употребление масляной художественной техники в настенных декорациях зданий светского характера затормозили развитие Ф. только в нач. 20 в. деланно попытки воссоздать Ф. Техника фресковых росписей изучали в Киев. Художественном Институте в студии М. Бойчука: Т. Бойчук, К. Гвоздик, А. Иванова, А. Мизин, А. Павленко, И. Падалка, М. Рокицкий, В. Седляр, М. Шехтиман. Они участвовали во многих росписях в Киеве, применяя древнюю технику и следуя композиции нар. картин и икон 17 - 18 вв. их работы, м. др.., цикл росписей Крестьянской санатории в Одессе (1928), где созданы галереи портретов фрески. техникой (Б. Кисиленко, А. Юноша). Крупные тематические панно с орнаментальным оформлением изображающие труд крестьян. Ф. выполнялись также в Межигорском техникуме (В. Седляр, А. Павленко). Под руководством Л. Крамаренко расписывали клуб и столовую Детского городка в Киеве Д. Шавикин и И. Жданко (1924). 1929 - 32 многие росписей выполнили одесские художники в Одессе и Одесской, на них след на влияние школы Бойчука, в частности Ф. Крестьянской санатории. Среди их работ - роспись клубов в с. Каторжиному (1929; под рулем М. Гронця) и в Красноставе (1930; М. Лавренчук), в Одессе росписи Дома печати (1929 - 30; Н. Павлюк, Г. Довженко, И. Гурвич, И. Пастернак, Я. Тимофеев ), клуб Гос. полет. управления (1930 - 31, П. Пархету, И. Пастернак, И. Гурвич, Я. Тимофеев) и Вост. торговой палаты (1927; Г. Комар и А. Довженко). Под руководством Л. Крамаренко 1930 И. Жданко и Ю. Садиленко Ф. расписали конференц-залу в доме Академии Наук в Киеве (гл. тема - строительство сов. индустрии). Последние Ф., которые выполнили М. Бойчук в сотрудничестве с В. Седляром и И. Падалко были Ф. Червонозаводского театра в Харькове (1933 - 35). Все три мастера, обвинены в формализме, погибли в ссылке. Погибли и их произведения. С того времени датируется упадок Ф. и возвращение к нар. росписей. (См. еще Стенопись).


Литература

  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .
  • Лобановский Б. Мозаика, фреска. К. 1966
  • Мамолат Е. Монументальная живопись (т. 1)
  • Логвин Г. Монументальная живопись XIV - первой половины XVII ст. (Т. 2)
  • Врона И., Лобановский Б. Монументальная живопись
  • Величко Ю. Монументальная живопись (т. 5) в истории рус. искусства в 6 тт. К. 1966 - 67.


История Это незавершенная статья истории.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

См.. также

Nuvola apps kcoloredit.svg
В Википедии есть портал

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам