Надо Знать

добавить знаний



Фриденсрайх Гундертвассер


Hundertwasser nz 1998 hg.jpg

План:


Введение

Фриденсрайх Гундертвассер ( нем. Friedensreich Hundertwasser , 15 декабря 1928, Вена, Австрия - 19 февраля 2000, круизный корабль, Новая Зеландия) - австрийский художник, дизайнер и архитектор, известный своими оригинальными произведениями и экологической гражданской позицией. Художник участвовал в многочисленных акциях протеста направленных на защиту и украшения окружающей среды. Стиль Гундертвассер характеризуется отчетливой декоративностью и использованием ярких красок и биоморфного орнаментов. Некоторые критики отмечают родство стиля Гундертвассер с Венской сецессией. Художник противопоставлял себя характерном для 20 века функционализма и рационализма в архитектуре. Он провозглашал право каждого украшать собственный дом. Для Гундертвассер характерно избежание регулярности и прямых линий в его архитектурных проектах, а также высадка деревьев на крышах и в окнах домов. Гундервассер совершил многочисленные перестройки и переоформления жилых и функциональных зданий и имел репутацию "доктора архитектуры", поскольку лечил ее от визуального засорения окружающей среды. Одним из самых известных созданных художником домов является Гундертвассергаус в Вене, который является третьей по посещаемости туристической достопримечательностью Австрии после Шенбрунн и Зальцбурга. При том, что Гундертвассер практически не получил формального художественного образования, его архитектурные работы получили большую популярность среди посетителей.

Псевдоним художника - Фриденсрайх Гундертвассер ( нем. Friedensreich Hundertwasser можно перевести как "Царство-мира Сто-вода", его настоящее имя - Фридрих Штовассер ( нем. Friedrich Stowasser ). Художник также принимал псевдонимы Фриденсрайх Регентаг ( нем. Friedensreich Regentag , В переводе "Царство-мира Дождливый-день") и Дункельбунт Гундертвассер ( нем. Dunkelbunt Hundertwasser , В переводе "Темно-пестрый Сто-вода").


1. Биография

Фридрих Штовассер родился 1928 года в семье австрийского инженера Эрнста Штовассера и Эльзы Штовассер. Его отец умер от аппендицита когда Гундертвассер было всего год, затем его воспитанием занималась мать. Во время учебы в школе Монтессори в Вене учителя отмечали у парня "необычное ощущение красок и форм" [1]. 1935 Гундервассера окрестили католика, несмотря на то, что его мать была еврейкой. После аншлюса Австрии к нацистской Германии Гундертвассер 1938 году поступил в Гитлерьюгенду. 1943 года тетю, бабушку и других родственников художника по линии матери были депортированы из-за их еврейского происхождения.

1948 года художник в течение трех месяцев учился в Венской академии искусств, где одним из его преподавателей был профессор Робин Кристиан Андресен. В это время Гундертвассер посетил выставки Вальтера Кампмана и Эгона Шиле в Вене, а также посетил доклад под названием "Каждый должен быть творческим". Эти события произвели впечатление на художника. Именно тогда художник начал подписывать свои картины псевдонимом Гундертвассер модифицировав свою настоящую фамилию заменой слова "сто" на "Гундерт", что означает "100" немецкой. Позже художник узнал, что "сто" (Sto) происходит не от славянского числительного, а от немецкого "Stau", Stauwasser - стоячая вода. После того, как Гундертвассер оставил обучения, в апреле 1948 году он впервые посетил Италию. В Флоренции он познакомился и наладил дружеские отношения с французским художником Рене Бро. 1950 года они вместе отправились в Париж, где Гундертвассер нашел убежище в Бро и в семье Дюмаж. Вступил в Национальную школу изящных искусств, но оставил учебу первого же дня. Нарисовал две картины вместе с Рене Бро. Посещал Марокко, Туниса на Сицилия и Афленц-курорт. Наконец, художник путешествовал в течение всей жизни и таким образом изучил английский, французский и итальянский языки. Кроме того, он немного говорил японской, русском, чешском и арабском.

Первые выставки Гундертвассер состоялись в Вене ( 1952 и 1953), Милане ( 1955) и Париже ( 1954 и 1956). 1952 году женился на Гертой Лайтнер, с которой развелся через два года. 1954 года начал нумеровать собственные картины и разработал собственную теорию трансавтоматизму. 1959 году основал Пинторариум - универсальный академию всех творческих отраслей. В октябре 1959 года Гундертвассер занял должность преподавателя в Высшей школе искусств Гамбурга. В декабре того же года он поставил своим студентам задание в течение двух дней и ночей рисовать бесконечную линию на стенах, дверях и окнах аудитории [2]. В изображении линии также участвовал сам Гундертвассер, а также писатель Герберт Шульт, художник и автор Базон Брок (ему принадлежала идея перформанса), астролог Вульф и коллекционер Поппе. Руководство школы запретило дальнейшее рисования линии через двое суток. После скандала Гундертвассер уволился с должности доцента в знак протеста против ограничения творческой свободы [3].

1960 года отбыл в путешествие в Японии, где 1961 года получил Приз Майничи. В то время художник придумал свой псевдоним "Фриденсрайх", записав его двумя иероглифами, которые означают "мир" и "государство". Вернулся в Вену через Сибирь.


1962 года Гундервассер представлял австрийский павильон на Венецианской биеннале. 1962 году женился на Юко Икавада. Развелся с ней 1966 года. 1964 года художник организовал ретроспективную выставку своих работ в Ганновере. Того же года работы Гундертвассер были представлены на выставке Documenta в Касселе. 1967 года совершил путешествие в Уганды и Судана. Между 1968 и 1972 годы Гундервассер приобрел старый лодка Сан Джузеппе Т в венецианской лагуне, переименовал его в Дождливый день ( нем. Регенстаг ) И путешествовал на нем.

1971 года Гудертвассер стал первым европейцем, чьи работы были выполнены японскими мастерами резьбы по дереву.

1972 года в жизни Гундертвассер произошло два важных события. В этом году умерла его мать, с которой он был в очень близких отношениях. Также 1972 года художник встретил Иорама Гарель, который стал его импресарио, лишил Гундертвассер финансовых хлопот и предоставил художнику возможность жить так, как он сам того желал.

1977 года президент Сенегала Леопольд Седар Сенгор, который еще при студенчества в Париже посещал выставки Гундертвассер, встретился с художником. Это стало началом их дружбы. Гундертвассер создал для Сенегала несколько почтовых марок.

1981 года Гундертвассер был назначен преподавателем рисования в Венской академии искусств. Начиная с 1980-х годов Гундертвассер участвовал в многочисленных архитектурных проектах.

Разработанный Гундертвассер флаг-кору для Новой Зеландии.

Художник умер 2000 года от сердечной недостаточности находясь на круизном корабле "Королева Елизавета II" вблизи Новой Зеландии. По его желанию, похоронен в Новой Зеландии во лириодендрон, обнаженным, окутанным в созданный им флаг-кори ( языке маори кору означает "спираль").

2007 года один из площадей Вены был назван в честь Гундертвассер.


2. Особенности творчества

Рыночный площадь в Альтенрайни.

Стиля Гундервассера присуща яркая декоративность, использование форм спирали и лабиринта, цепи и различных биоморфного фигур. Исследователи творчества художника отмечают влияние мастеров венской сецессии, в частности Густава Климта и Эгона Шиле.

1953 года Гудервассер изобразил свою первую спираль, которая затем часто встречается в его работах. Сам художник называл собственное искусство "вегетативным".

Важную роль в творчестве художника занимала его участие в экологическом движении. Гундертвассер создал многочисленные плакаты с призывами к сохранению мира и окружающей среды. Согласно мировоззрением художника человек имеет пять шкур: естественную кожу, одежду, дом, свою идентичность, а пять кожей человека является Земля.

Темой некоторых картин художника есть Холокост (Кровь капает на дома, 1961; Дом евреев в Австрии, 1962; Крематорий, 1963).

Для обнародования своих взглядов художник применял также манифесты, которые неоднократно произносил обнаженным ( Мюнхен 1967, Вена 1968). 12 декабря 1967 года Гундертвассер провозгласил свою "обнаженную речь к третьей кожи", с той целью, чтобы демонстрацией человеческой кожи заявить право каждого на свою "третью кожу" - архитектурное окружение. Вторую речь обнаженный художник провозгласил в Вене 1968 года. Причиной речи был 60-й юбилей книги архитектора Адольф Лоос "Орнамент и преступление". Гундертвассер критиковал Лооса за объявление орнамента преступлением в архитектуре.

1972 художник провозгласил свой ​​манифест "Твое оконное право - твой долг относительно деревьев". В манифесте провозглашается право каждого обитателя дома украшать свое окно и часть фасада вокруг окна, пока не достигает человеческая рука. Кроме того, Гундертвассер утверждал долг каждого человека сажать деревья.

1980 года в своей речи после получения Великой австрийской государственной художественной премии Гундертвассер остро критиковал современное искусство за его вырождения, формализм, визуальную агрессию и отход от прекрасного.


3. Дизайн

Дизайн обложки латинско-немецкого словаря разработан Гундервассером.

Гундертвассер работал также как дизайнер и разрабатывал проекты государственных флагов, почтовых марок и монет. Интерес к почтовых марок художник проявлял с детства. У его отца была коллекция марок, которую Гундертвассер продал 1952 года для того, чтобы профинансировать свою выставку в художественном клубе Вены [4].

Художник разработал плакат для Летних Олимпийских игр 1972 года в Мюнхене.

1978 года Гундертвассер разработал знамя мира для Ближнего Востока. На белом фоне изображен синий звезду Давида над зеленым полумесяцем. Флаг был передан канцлером Австрии Бруно Крайским лидерам стран-участниц ближневосточного конфликта. Художник также предложил проекты флагов для Новой Зеландии и Австралии. Проект флага-кори (кору означает "спираль" языке маори) вызвал широкий общественный резонанс в Новой Зеландии.

1993 года сделал дизайн обложки латинско-немецкого словаря "Маленький Штовассер" под редакцией Йозефа Штовассера. Словарь издан 1994 года в ста различных цветовых вариантах. 1995 года оформил Библию в оригинальном стиле с собственными коллажами и рисунками.


4. Архитектура Гундертвассер

Фабрика по сжиганию мусора в Шпителяу, Вена.

Гундервассер начал работать как архитектор в возрасте 55 лет, когда уже имел репутацию художника.

Согласно взглядам художника, человек имеет право украшать свой дом на свой вкус. Созданные им архитектурные сооружения отличаются от типичных для 20 века Функционалистская и рационалистських сооружений использованием ярких красок, отделкой, искривленными линиями и стремлением быть в гармонии с природой. Гундертвассер считал, что только небольшое количество зданий является "здоровыми". К таким, согласно его взглядам, относятся работы Антонио Гауди в Барселоне, здания в стиле модерн в Вене, башни Саймона Родиа в Лос-Анджелесе, дворец Фердинан Шеваль в Отерриви, бедные кварталы городов, созданные собственными руками хозяйственные постройки и дома примитивных народов, стены туалетов с граффити и некоторые проекты Кристиана Гунцикера.

Обложка "Плесень-манифеста против рационализма в архитектуре", 1958.

1958 года Гундертвассер написал "Плесень-манифест (Verschimmelungsmanifest) против рационализма в архитектуре". В этом манифесте художник критикует рационализм, функционализм и использование прямых линий в архитектуре и предлагает взамен всеобщую свободу в строительстве зданий. Метафора плесени предпринята по аналогии с изменений, которые можно воплотить в собственном доме по своему усмотрению, как естественного процесса украшения.

1972 года на телевизионном шоу "Загадай желание" продемонстрировал индивидуальный дизайн фасадов зданий с растительностью на крышах, которые позже получили воплощение в совершенных им проектах.

1973 года в рамках Миланского художественного триеннале Гундертвассер впервые разместил живые деревья в окнах дома. Эту идею (высадки деревьев в окнах и на крышах зданий) часто применял в своих поздних архитектурных работах.

Гундертвассергаус в Вене.

Одним из самых известных созданных художником домов является Гундертвассергаус в Вене. Пол доме есть неровной, наружные стены ярко украшены цветным и серебристым кафелем, разноцветными колоннами, куполами и деревьями, которые растут из окон, на балконах и на крыше. Небольшую часть дома оформлено типично, без привычных для Гундертвассер украшений. Внутренние стены здания открыты для граффити и оформление самими жителями. В доме расположено жилые помещения, кабинет врача, зимний сад, прачечная, комната для детей, кафе, ресторан и магазины. Гундертвассергаус является третьей по посещаемости туристической достопримечательностью Австрии после Шенбрунн и Зальцбурга.

Гундервассер совершил многочисленные перестройки и переоформления жилых и функциональных зданий и имел репутацию "доктора архитектуры", поскольку лечил ее от визуального засорения окружающей средой. Одним из проектов Гундервассера был архитектурный дизайн больницы для больных раком в городе Граце. Согласно исследованиям мнения пациентов, яркие краски и косвенные линии в оформлении, положительно отражались на их настроения [5].

Масштабным архитектурным проектом Гундертвассер является гостиничный комплекс Рогнер Бад Блюмау в Австрии, завершен 1997 года.

В осуществлении своих проектов сотрудничал с другими архитекторами, такими как Петер Пеликан, Хайнц Шпрингман и Альфред Шмид. Модели будущих зданий Гундертвассер делал Андреас Боде.

Хотя при жизни Гундертвассер его архитектурные работы получили большую популярность среди посетителей, архитектурные критики их не щадили.


5. Гражданская позиция

Марка разработана для ООН, 1983.

Гундертвассер был активным защитником окружающей среды. Он создал многочисленные протестные плакаты и участвовал во многих экологических акциях.

1959 года поддержал Далай-ламу, который вынужден был покинуть Тибет.

1979 года он обнародовал свой ​​манифест "Святые экскременты", в котором отстаивал мысль полезности переработки отходов. 1975 года художник разработал модель гумусного туалета.

В 1988 - 1989 годах Гундертвассер участвовал в движении сопротивления против введения в Австрии автомобильных номерных знаков с черными надписями на белом фоне (вместо белых надписей на черном фоне, которые были до этого).

1980 года Гундертвассер присоединился к протестам против ядерной программы Австрии. Благодаря мощной оппозиции проект не был реализован. Того же года мэр Вашингтон объявил 18 ноября Днем Гундертвассер. Художник принял участие в высадке деревьев в Джудишери-сквер в Вашингтоне и подарил плакаты "Сажайте деревья - не позволяйте ядерной гибели" и "Ноев ковчег 2000: Ты гость природы - ведите себя прилично" экологическом активисту Ральф Нейдер. Произнес речь в Сенате США посвященную экологии, против ядерной энергии и за архитектуру, приспособленную к человеку.

1983 года участвовал в кампании защиты болот в Гайнбурзи, оставаясь в лагере протестующих в течение недели и создав плакат "Хайнбург: Свободная природа - это наша свобода". 1988 года создал плакат "Ты дома среди деревьев" для поддержания экологического проекта высадки деревьев в пустыне Израиля.

1994 года художник выступил против присоединения Австрии к Евросоюза. Для этого он нарисовал плакат с надписью "Аншлюс II, предательство Австрии ЕС". По политическим убеждениям Гундертвассер был сторонником конституционного монархизма.

О жизни художника было снято три документальных фильма, "Гундертвассер - жизнь в спиралях" ( 1966, Ферри Радакс), "Регентаг Гундертвассер" ( 1972, Петер Шамони) и "Гундертвассер в Новой Зеландии" ( 1998, Ферри Радакс).


6. Награды

  • 1959 - Приз Санбра на Биеннале в Сан-Паулу
  • 1961 - Премия Майничи
  • 1980 - Большая австрийская государственная художественная премия
  • 1981 - Астрийська премия за охрану природы
  • 1983 - Золотая медаль на красивую почтовую марку (марка для ООН в Женеве, 1983)
  • 1988 - Золотая медаль почета Вена
  • 1988 - Золотая медаль почета земли Штирия
  • 1996 - Приз за привлечение туристов (Fremdenverkehrspreis)

Примечания

  1. http://www.hundertwasser.at/deutsch/hundertwasser/biographie.php - www.hundertwasser.at / deutsch / hundertwasser / biographie.php
  2. Restany P., С. 25.
  3. Schmied W., С. 87.
  4. Restany P., С. 66.
  5. Restany P., С. 52.

Источники

  • Pierre Restany: Die Macht der Kunst, Hundertwasser. Der Maler-K?nig mit den f?nf H?uten. Taschen, K?ln 1998, ISBN 3-8228-7856-1.
  • Wieland Schmied: Hundertwasser 1928-2000. Pers?nlichkeit, Leben, Werk. Taschen, K?ln 2009, ISBN 978-3-8228-4108-2.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам