Надо Знать

добавить знаний



Фридрих Вильгельм Шеллинг


Friedrich Wilhelm Joseph von Schelling.png

План:


Введение


Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг ( нем. Friedrich Wilhelm Joseph Schelling * 27 января 1775 - ? 20 августа 1854) - выдающийся немецкий философ, идеалист. Получил в Тюбингене высшее духовное образование, в Лейпциге изучал математику и естествознание. Преподавал в Йенском, Эрлангенского, Мюнхенском и Берлинском университетах. В философской эволюции Шеллинга отсутствуют четкие границы между ее этапами, которые можно назвать "философия природы" (натурфилософия - 90-е годы XVIII в.), Трансцендентального идеализма (1800), "философия тождества" (первое десятилетие XIX в.) И " философия откровения ".


1. Натурфилософия

В философской эволюции Шеллинга философия природы - важный этап. Если Фихте значение природы состояла в том, что она противостоит нравственности, а последняя побеждает природные свойства субъекта, то для Шеллинга, наоборот, природа - самостоятельный предмет философского исследования.

Период натурфилософских исследований Шеллинга совпал с открытиями Вольфа, Гальвани, Эрстеда, Фарадея и других исследователей природы физических явлений, химии и физиологии. Шеллинг использовал результаты этих научных достижений в своем учении о природе.

В своих трудах "Идеи философии природы" (1797), "О мировой душе" (1798), "Первый набросок системы философии природы" (1799), "Общая дедукция динамического процесса" (1800) Шеллинг опирается не только на Канта, но и на учение Лейбница о монадах.

К Шеллингу философы ограничивали себя только общим понятием "природа" как механизма со своими законами, свойствами. Шеллинг обратил внимание на необходимость открытия в природе реально существующих "динамических противоположностей". Учение о динамических противоположности в природе Шеллинг дополнял учением о противоположности в познании. Природа, по Ш., является становлением духовного начала "интеллигенции": если в человеке духовность осознает себя, то в природе она - бессознательная.

Рассматривая природу как силовую динамическое единство противоположностей, Шеллинг считает, что через всю природу проходит противоположность объекта и субъекта. Прообразом такой противоположности он считает полярность полюсов магнита: они одновременно связаны между собой и взаимно. Это - первое обнаружение общего мирового закона, который проявляет себя в противоположности положительного и отрицательного зарядов в электродинамике, в противном отношении кислот и щелочей. Принцип разделения на противоположности Шеллинг вводит для рассмотрения явлений органической жизни. Он с помощью поляризации классифицирует виды явлений живой природы. По мнению Шеллинга, в природе есть сила, которая имеет свойства живой силы. Раздвоение этой силы позволяет природе образовывать новые формы естественного существования. Вся природа - большой организм, в котором противоположности гармонично сочетаются в единстве, взаимном возражения гармонично решается соединением. Целостность живого организма базируется на гармониях, а гармонии имеют духовную природу. Поэтому не живет порождается неживого, а наоборот: мертвое тело-продукт жизнедеятельности, результат смерти живого. Таким образом, начало всех вещей имеет духовную основу, но эта духовная основа является бессознательной, животворной, немислячою.

Важнейшими достижениями философии природы Шеллинга было использование исторического взгляда на природу. Именно Шеллинг провозглашает, что природа исторически древнее сознание. Возникновение сознания является результатом ряда изменений природы.

Философия природы Шеллинга время от времени вступала в противоречие с достижениями естественных наук. Поэтому эта философия очень быстро потеряла свой авторитет в кругах естествоиспытателей. Однако исторически, она сыграла решающую роль.


2. Трансцендентальный идеализм

После создания основополагающих принципов "философии природы" Шеллинг пришел к выводу, что его учение отвечает на вопрос: каким образом бессознательно духовная природа порождает сознательное, как с объективного возникает субъективное. Однако для идеалистической философии всегда стоит проблема: как субъективное становится объективным? Попытку дать ответ на этот вопрос Шеллинг совершил в "Системе трансцендентального идеализма" (1800).

Трансцендентальный идеализм исходит из признания первичности субъективного "Я" относительно объективного. Непосредственным предметом изучения трансцендентальной философии провозглашается субъективное, его внутренние акты, средством его рассмотрения - "интеллектуальная интуиция". По мнению Шеллинга, традиционное повседневную логическое мышление имеет форму только усмотрению, дает знания ниже по сравнению с познанием, которое осуществляет разум. Усмотрению, логическое мышление стоят под властью закона противоречия. Разум же не подчиняется формальному закону противоречия (закон, согласно которому в суждениях запрещается иметь взаимоисключающих суждения). Разум не подвластен запрету противоречия, он непосредственно видит за противоречиями единство противоположностей.

Формы познания умом не совпадают с благоразумием. Они не являются умозаключениями и доказательствами. Эти формы являются непосредственным представлениям, восприятием интеллектуальной интуиции. Субъектом такого познания может быть только философский или художественный ум, гений, а не повседневная благоразумие. Тем более, что язык, которым усмотрению выражает свои умозаключения, мешает интеллектуальному восприятию, так как состоит из постоянных форм, отпечатков мыслительных процессов.

В разработке понятия ступеней развития сознания Шеллинг близкий к "наукоучения" Фихте: сознание начинает с чувств, потом поднимается до уровня интеллигенции, достигает предела рефлексии, окончательно завершается актом волеизъявления, с которого начинается практическое "Я". На первой стадии "Я" созерцает себя как ограниченное со стороны "не-Я". На второй стадии к внешнего созерцания присоединяется внутреннее, самоощущение при этом доминирует. Достигнув понимания собственной спонтанности, самоопределения, сознание начинает познавать себя и свои свойства как подвластные необходимости и как свободные.


3. Философия тождества

Центральной идеей Шеллинга, возможной ему построить систему "философии природы" и систему "трансцендентального идеализма", является идея "абсолютного разума, в котором субъективное и объективное - неделимы". С точки зрения Шеллинга, "абсолютным может быть только самопознания безусловной тождества". Используя учения Фихте о том, что граница между противоположностями всегда их определенным сочетанием, что такая граница вообще возможна только потому, что противоположности в чем-то тождественны, Шеллинг ищет основу абсолютного тождества всего существующего и носит имя "Бытие".

Если противоположности сами по себе оказываются абсолютно противоположными, они не будут иметь между собой ничего общего, что свидетельствует - они вообще не являются противоположностями, потому что когда один из тезисов провозглашается, то другая не может вообще проявлять себя, потому что она равнодушна к первой. Встречаются противоположности между собой лишь постольку, поскольку между ними остановлено, не положена одной из противоположностей, а положена отдельно от них. Таким образом, предел есть не что иное, как нечто общее обоим противоположностям. Так, когда мы начинаем противопоставлять злых и добрых людей, мы уже их объединили по признаку - люди. Там, где мы противопоставляем:

больше - меньше, около - далеко, пустое - полное т.д., мы их предварительно объединили понятием "пространство". Таким образом, все, что проявляет себя как противоположности, обязательно должно иметь общность, быть отождествлено в чем-то, иначе мы противоположность вообще не заметим. Однако если мы видим противоположности, то мы видим и их тождество. Почему тогда так сложно решается проблема познания тождеств противоположностей? Шеллинг считает, что тождества мы воспринимаем только интуитивно, хотя постоянно используем их и в практическом, и в теоретическом жизни.

То, что в Абсолюте тождественно, вечное и безупречное, в мире вещей, наоборот, - разделено, множественное, необъятное, изменяется во времени, представляется как процесс. Развитие Абсолюта, по Ш., имеет целевозлагающей форму. Крайние степени его на одном полюсе дают материю, а на противоположном - идею, истину познания. Саморозподил Абсолюта, единого тождественного самому себе начала, имеет целью самопознания единого, свое собственное осознание Абсолюта. Ведь Абсолют не может удовлетвориться лишь бессознательной интуицией самого себя. Самосознание абсолютного разума (Бог) невозможна без существования человека как противоположности, которая обладает способностью к самоизменению, саморазвитию, к постепенному переходу от интеллектуальной интуиции к самосознанию.


4. Философия откровения

Примерно в 1815 Шеллинг начал разработку "философии мифологии и откровения", или "позитивной философии". В своих трудах "Философия мифологии", "Философия откровения", "История новейшей философии" он выступил с критикой рационалистической философии за то, что она отвечает только на вопрос "как?", А не "что?", Обвиняет ее в отсутствии внимания принципу, который обеспечивает осознать суть "вещей". С его точки зрения, рационализм признает возникновение единичного с общим сущностей, не умея объяснить отношения между собой этих сущностей, не умея объяснить, как из последних возникают реальные единичные вещи.

Философия откровения и мифологии, по Ш., рассматривается в виде системы "теософии", не ограниченной христианской доктриной. Ведь откровения существует во всех формах религиозности, а дохристианская мифология имела своеобразное историческое место, по содержанию совпадала с истинными религиозными принципами. Мифы не требуют толкования, они имеют собственный смысл, который прозревает существующую тождество Абсолюта. Поэтому "позитивная философия", разделена на "философию мифа" и "философию откровения", объединяет знания и веру. Вера, по Ш., это единственный путь к осознанию Абсолютной тождества бытия. Таким образом, замысел Шеллинга о четком рационалистический изложение философии тождества в последние годы его деятельности становится иррационализм.

Бог, по Ш., это - прежде всего личность. Разница между Богом и человеком в том, что Бог как личность совершенно свободный и бесконечный, а человек ограничен. В лекциях "О методе академического изучения" (1803) Шеллинг обосновывает историко-критический метод изучения Библии. В последние годы своей научной деятельности он отрицает данный метод как ложный абсолютизм рационализма.

Википедия содержат высказывания, автором которых является: Фридрих Вильгельм Шеллинг

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам