Надо Знать

добавить знаний



Фридрих Дюрренматт



Фридрих Дюрренматт
Friedrich D?rrenmatt
Friedrich duerrenmatt 19890427.jpg
Фридрих Дюрренматт (1989)
Дата рождения: 5 января 1921
Место рождения: Конольфинген
Дата смерти: 14 декабря 1990 (69 лет)
Место смерти: Невшатель
Национальность: Швейцарец
Гражданство: Швейцария
Язык произведений: немецкий
Вид деятельности: прозаик, драматург
Годы активности: 1947 - 1990
Направление: романтизм, реализм
Magnum opus : Физики (1961), Визит старой дамы (1956)

Фридрих Дюренмат ( нем. Friedrich D?rrenmatt * 5 января 1921, Конольфинген - ? 14 декабря 1990, Невшатель) - швейцарский романист и драматург. Его романы и новеллы, философские притчи и пьесы полны гротеска и фантастики. Парадоксальные по самой своей сути, они не дают однозначных ответов на вечные вопросы, но заставляют задумываться о самом главном.


Биография и творческий путь

Фридрих Дюренмат родился 5 января 1921 года в семье протестантского священника в местечке Конольфинген. Получил образование в Цюрихском и Бернском университетах, где изучал философию и теологию, филологические и естественные науки, занимался живописью.

Литературный дебют Дюренмата произошел в годы Второй мировой войны. Его первые пьесы "Ведь сказано ..." и "Слепой" (написано 1947 p.) Ориентирован на философское осмысление противостояния абстрактных идей и жизненной правды. По Дюренматом, человек - лишь "жертва текущих мировоззрений", а мировые события - слишком грандиозные, чтобы она могла участвовать в их решении. Такой философский смысл аллегории, представленной в рассказе "Туннель" (1952): его герою - тучные молодому, который путешествует по железной дороге, - не удалось ни отгородиться от мира, надев очки и заткнув уши ватой, ни вмешаться в жизнь, остановив неуправляемый поезд несется в бездну.

Мастер детективного жанра. В 1950-е годы Дюренмат создал ряд криминальных романов ("Судья и его палач", "Обещание" и др.)., что снискало ему славу мастера детективного жанра. Впрочем, уголовное интригу содержат почти все произведения писателя. Однако, захватывающие интриги, аналитически точно и психологически точно выстроены расследования и все другие обязательные аксессуары жанра Дюренмат подчиняет НЕ развлекательности, а стремлению докопаться до тайны, глубинных причин и следствий. Вместе со своими детективами Барлаха и мате писатель ищет не столько преступника, сколько значение и скрытый механизм ситуации, которую провоцирует, преимущественно, неожиданный и невероятный случай. Всесильна игра случая правит вселенной и представляется Дюренматови закономерностью жизни. Случай, развлечение, игра составляют главную коллизию новеллы "Авария" (1956). С удовольствием принимая правила игры, на "скамью подсудимых" за щедро накрытым столом садится Альфредо трап - успешный обыватель, вполне доволен собой и миром. Однако, когда во время "судебного разбирательства" выясняют, что совесть Трапса вполне могла бы быть отягощена виной и даже убийством, "подсудимый" постепенно начинает принимать декабря всерьез. В разгар "процесса", под тяжестью вроде совершенного убийства, он не без удовольствия увидел в себе самоуверенного циничного супермена, который переступает нормы морали и способен решать чужие судьбы. После вечеринки Трапса видпроваджують в "комнаты заключенных" (игра продолжается), где он выполняет вынесенный ему смертный приговор. Игра заканчивается всерьез, зато автор остается ироничным.

"Визит старой дамы". Дюренмат - ироничный и серьезный одновременно. Отдавая безусловное преимущество жанровые комедии, он писал: "Только в драматической форме комедии можно воплотить сегодняшнюю трагедию". Пьесе "Визит старой дамы" (1956) Дюренмат дал жанровое определение "трагической комедии". Признана одним из лучших произведений драматурга, она является своеобразным итогом наблюдений писателя над общественной психологией. Внимание драматурга сосредоточено на реакциях и поступках, которые лишь внешне могут показаться необычными или невероятными: неправдоподобность в Дюренмата - гипербола правдоподобия. Гротеск, фантастика, парадоксы пьесы "Визит старой дамы" и других комедий лишь подчеркивают обыденность зла, выгоды, бесчестие, на которые легко подвергается человек. Правда в пьесе жестокая и беспощадная, но только таким может быть действенное предупреждение человечеству, что забывает о справедливости.

"Физики". "Нейтральный" Дюренмат, что отказывается давать окончательные формулировки, все же предупреждает и требует - не в риторических высказываниях, а всем строем своего творчества. Именно так воспринимается комедия "Физики" (1962), которая обошла сцены многих стран мира. Действие пьесы скрепляется детективным сюжетом - трехкратным убийством медсестер психиатрической клиники пациентами-физиками "Эйнштейном", "Ньютоном" и Мебиусом. Безумие Мебиуса - маска, которую он надевает, осознав губительны для человечества последствия своих открытий. "Или мы останемся в сумасшедшем доме, или с ума мир. Или мы навсегда исчезнем из памяти человечества, или исчезнет само человечество". И все же "Физики" - это фарс, врывается в трагедию. Клиника, где надеялся скрыться Мебиус, оказывается частью могущественного концерна, а доктор Цанд, которая его возглавляет, обладает всеми научными трудами физика. В ее руках - судьба не только самого Мебиуса, но и всего человечества. В тезисах к пьесе Дюренмат писал: "Любая попытка одиночки решить для себя то, что касается всех, обречена на крах", - не потому и трагедия оборачивается фарсом? Не потому "Физики", по определению драматурга, - "пародия на трагедию"? Так в сферу пародии попал и "трагический жест" Мебиуса.

"История додумано до конца, когда она приобретает худшего из всех возможных поворота", - считает Дюренмат. Такой "додумано" до писляядернои реальности историей почти полностью уничтоженного человечества есть фантастическая повесть "Зимняя война в Тибете" (1981), в которой писатель создал апокалиптическую картину будущего.

Один из последних произведений Дюренмата - новелла "Поручение, или О наблюдении за тем, кто наблюдает за наблюдателями" (1986) - дополняет это апокалиптическое полотно. Предельно четкая, "классическая" построение новеллы (она состоит из 24 глав-предложений) контрастно подчеркивает хаос жизни и необратимое разрушение причинно-следственных связей. Вслед за датским философом С. Кьеркегора, которого цитируют в эпиграфе к новелле, Дюренмат спрашивает: "Что грядет? Чем обернется будущее? Я не знаю этого, не имею по этому поводу никаких предчувствий ..." Вопрос об Истине, постоянно возникает на страницах книг Дюренмата, не получает однозначного ответа. Во всем занимая демонстративно нейтральную позицию, писатель не только избегал однозначных решений, но и заявлял, что не считает себя "обязанным разгадывать мировые загадки". И все же - а, скорее, именно поэтому - в поисках Истины мы снова и снова обращаемся к Дюренмата.

Умер писатель 14 декабря 1990 в г. Невшатель.


Экранизация произведений

По его повести "Подозрение" В. Левин создал фильм "Последнее дело комиссара старика" ( 1972). Фильм "Визит дамы" Михаила Козакова 1989, в ролях Екатерина Васильева, Валентин Гафт, Светлана Немоляева


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам