Надо Знать

добавить знаний



Фридрих фон Хайек


Hayek.JPG

План:


Введение

Фридрих фон Хайек
(Friedrich von Hayek)
Hayek.JPG
Фридрих фон Хайек
Родился 8 мая 1899
Вена, Австрия
Умер 23 марта 1992
Фрайбург
Национальность австриец
Область научных интересов экономист
Заведение Лондонская школа экономики, Чикагский университет, университет Фрайбург
Alma mater Венский университет
Известен благодаря: работы в сфере либерализма
Награды
Nobel prize medal.svg
Нобелевская премия по экономике ( 1974)
Nobel prize medal.svg

Фридрих Август фон Хайек ( нем. Friedrich August von Hayek * 8 мая 1899, Вена - ? 23 марта 1992, Фрайбург) - австрийский экономист и представитель Австрийской школы экономики, последовательный защитник идеалов экономической свободы, оппонент Джона Мейнарда Кейнса, убежден критик социализма, лауреат Нобелевской премии по экономике 1974

Научное наследие Фридриха фон Хайека составляют 18 книг, к которым относятся: "Чистая теория капитала" (1941), "Использование знания в обществе" (1945), "Контрреволюция науки" (1952), "Структура восприятия" и "Конституция свободы" ( 1960), "Право, законодательство и свобода" (в трех томах, 1973 - 1979), два сборника лекций и статей "Исследования в философии, политике, экономике и истории идей" (1967 - 1978), "Безработица и денежная политика", "Правительство как генератор делового цикла" (1979) и многие другие трудов. Его лекция "Пагубная самонадеянность", за которую он вместе с Гуннаром Мюрдалем стал Нобелевским лауреатом, написанная в 1988 г. [1]


1. Общая характеристика

Рядом со своим учителем Людвиг фон Мизес - основной представитель Австрийская экономическая школа в 20 в., лауреат нобелевской премии, один из важнейших представителей либерализма в 20 веке, конкурент Кейнса в Лондонской школе экономики. Все его труды направлены против социализма. Не сомневался, что некоторые социалисты стремятся достижения правильных целей, но считал предложенный ими путь опасным, который предбачав государственные вмешательства в экономику. Он аргументировал, что в экономике, где существует разделение труда, децентрализовано распределена также и информация. Таким образом, невозможным является эффективное централизованное (государственное) планирования, потому что оно предопределяет всю нужную информацию относительно возможностей и потребностей отдельных людей, а также ресурсов и цен. Позднее развивал свои теории в антропологических, культурных и информационно-теоретических направлениях.

Хайек был также противником кейнсианства. По его тезисом, большая экономическая депрессия конца 20 начала 30 лет была вызвана ошибочными инвестициями предприятий и банков, которые, в свою очередь, были вызваны ошибочной денежной и экономической политикой. Как его единомышленник выступал Милтон Фридман.

Людвиг фон Мизес критиковал Хайека за уклонение от рационализма, поскольку последний применял преимущественно эмпирический подход, учитывая, например, иррациональное поведение индивидов. Хайек же обвинял Л. Мизеса в догматизме.


2. Представитель либерализма

В своем Opus magnum "Путь к крепостничества" (1944) считает немецкий национал-социализм и итальянский фашизм проявлениями социализма, а не формами капиталистической реакции (Подчеркивает, что Гитлер называл себя то защитником христианства, то социализма и демократии, но никогда либерализма). По его словам, цель его книги заключалась в воздействии на в тот период времени господствующую общественное мнение, направленное против либерализма. Он считал, что любая форма социализма, коллективизма и плановой экономики противоречат либерально-индивидуальным правам человека и принципам правового государства. Варварство и верховенство насилия не является результатом злобности как черты характера отдельных народов, в частности, немецкого, а вызвано реализацией социалистических учений. Позже, он считал, что даже государственные вмешательства, которые не ставят под вопрос существование рыночной экономики, могут серьезно уменьшить индивидуальную свободу человека. Он пропагандировал индивидуальную готовность к риску. По его мнению, либерализм не является ни догматическим, ни субститутом религии, но демократия без капитализма невозможна. Итак, экономическая свобода является предпосылкой для любой другой свободы.

Федерализм считал лучшей моделью, пропагандировал организацию в небольших государственных единицах с целью избежания тирании сверхдержавы.

В 1947 году он основал либеральную "Mont Pelerin Society"), к которой принадлежали такие выдающиеся личности как фон Мизес, Пред, Ергард, Ойкен и другие. Немецкая школа ордолиберализму развивала идеи Хайека далее. Вначале он поддерживал формирования социальной рыночной экономики в ФРГ, однако, после 1971 года критиковал социалистические тенденции немецкой экономической политики.

Хайек поддерживал мнение либеральных классиков Адама Смита и Джона Локка, что экономический порядок является результатом человеческой деятельности (принцип невидимой руки).

Пропагандировал процесс экономической конкуренции как процесс открытия.


3. Теория культурной эволюции

Любой институт является в меньшей или каком смысле результат человеческого составления и ума. Традиции чрезвычайно влиятельными и недооцениваются социалистическими теоретиками одновременно вероятность реализации идеального общества переоценивается. Хайек различает два вида порядка / систем:

  • Спонтанный порядок ("космос"), в котором индивиды достигаются своих целей с помощью собственных стремлений. Такой порядок требует абстрактных правил, которые в сформулированы в форме запретов и является обще-действующими, т.е. не предусматривают привилегий.
  • Организация ("Таксис") является результатом сознательного дизайна. Здесь существуют конкретные правила, сформулированные в форме императивов. Достижение индивидуальных целей с помощью собственных стремлений ограничены, в частности, по причине существования вертикальной иерархии. В организации прагнеться достижения результативной справедливости за счет справедливости правил через перераспределение. Пример: предприятие, армия. Однако, любое общество на практике является смешанной форме.

Правила подлежат "культурной эволюции". Абстрактные правила не является результатом ума, а возникли параллельно к нему и были испытанными на протяжении поколений. Те группы, которые внедряются абстрактные правила, являются успешными чем другие, в частности, в производстве оружия. Другие группы либо исчезли, либо переняли успешные правила. Таким образом, лучшие правила выжили в результате естественной эволюции. В требовании применять конкретные императивы и приказы Хайек видит наибольшую опасность для свободы. В этом его поддерживает Карл Пред, который различает между закрытым и открытым обществом.


3.1. Спонтанный порядок

Ведущей идеей экономической философии Ф. Хайека является концепция "спонтанного порядка", которая объединяет следующие положения: [1]

  • рыночная экономика возникает и эволюционирует как результат взаимодействия людей, но это не означает возможности целенаправленного воздействия людей на эти процессы;
  • развитие рыночной системы происходит по собственной внутренней логике, обусловленной тем, что в формировании люди руководствуются своими практическими знаниями. Эти знания являются неосознанными, и поэтому не могут быть формализованными, обобщенными в теориях и взятыми за основу экономической политики;
  • практические знания хозяйствующих субъектов представляют собой рассеянную и некачественную информацию об условиях и параметры текущей деятельности в сфере экономики;
  • рыночный порядок полностью исключает возможность какого-либо внешнего вмешательства в этот процесс без угрозы частичного или полного разрушения;
  • рыночный порядок принципиально отличается от природных и технологических объектов и систем, знание о которых легко можно формализовать с помощью математических графиков и формул и использовать для управления ими.

Идею спонтанности развития рыночного порядка Ф. Хайек распространяет и на деньги, которые, по его мнению, не могут выступать инструментом денежной политики государства, ибо это приводит к инфляции и экономических спадов. Стабильность денежной системы может быть достигнута только на основе ее либерализации, то есть отменой государственной монополии на эмиссию денег и конкуренцией частных эмитентов.


4. Правовая философия

Таким образом, Хайек выступает за доминацию первого вида порядке и абстрактные правила. Он предлагает сильное ограничение и точное определение полномочий государства через конституцию с целью защиты прав индивидов. Согласно его видению, проблема заключается не в лицах (т.е. кто является правящим, а кто подчиненным), а какие полномочия предоставляются правящей элите. Чистой воды демократию без ограничения государственной деятельности он отклоняет, поскольку она также склоняется к тоталитарности. Основными задачами государства Хайек видит защиту имущества и обеспечения выполнения заключенных соглашений между индивидами. Для экономического порядка нужна определенная и логичная институциональная рамка, все остальное индивиды могут организовывать на рынках самостоятельно.


5. Труда

5.1. Цены и производство (1931)

Хайек развил экономическую теорию Людвига фон Мизеса. Цены и производство ( англ. Prises and Production ) Является продолжением идей Временная равновесие и изменения стоимости денег (1928) ( англ. The intertemporal price equilibrium and movements in the value of money ). За труд Цены и производство в 1974 Хайека был награжден Нобелевской премией по экономике. [2]

Его анализ основывается на традиционной теории равновесия. На нем также чувствуется влияние теории Кнута Викселя; несоответствие банковского процента за кредит естественном процента вызывает дисбаланс. В основе экономической теории Хайека лежат следующие соображения: через добровольные сбережения уменьшается спрос на потребительские товары. Относительная цена на потребительские товары уменьшается. Увеличиваются инвестиции в капитал, что приводит к падению процента за кредит. Удешевление заемного капитала делает привлекательными инвестиции (Эффект Рикардо). Пока это основывается на добровольных сбережениях, экономика стремится к равновесию. [2]

При снижении стоимости денег через искусственное расширение кредита растут инвестиции в средства производства. Однако, эмитированные деньги со вызывают рост спроса на потребительские товары, производство которых было относительно уменьшена через инвестиции в сложные и длинные производства, давать отдачу только через некоторое время. Рост относительных цен на потребительские товары вызывает последствия, противоположные первым последствий расширения кредита: увеличиваются доходы в секторах промышленности, которые ближе находятся к потребителю, и уменьшаются, в относительном измерении, в инвестиционных секторах. Такие изменения влекут реструктуризацию экономики по инвестициям в потребление, с тяжелыми потерями для инвестиционно-зависимых отраслей экономики. Рецессия становится неизбежной, поскольку не хватает настоящих ресурсов для завершения меру амбициозных проектов.

Ситуацию, которая возникает вследствие расширения кредита сопоставимо с населением изолированного острова, которое тратит все сбережения на попытку строительства огромной машины, которая бы удовлетворяла все потребности, а потратив все сбережения и капитал до завершения строительства население должно покинуть проект и вернуться к сбору пищи.


5.2. Путь к крепостничества (1944)

В своих исследованиях Хайек уделял большое внимание всем разновидностям социализма. В методологическом фокусе его работ всегда находилась проблема знаний (распределения информации), которая объединяла его социологические исследования и интерес психологией. Уже в 1920-е годы он доказывал, что в обществе с разделением труда информация также распределена и единственный планировщик способен охватить всю систему во всех ее деталях том командная экономика принципиально невозможна, или, как минимум, существенно менее эффективна рыночную. Впоследствии он расширил свою теорию на антропологические, культурные и информационно-теоретические наблюдения. Тем самым он не ставил под сомнение высокие моральные цели некоторых социалистов, зато он ставил под сомнение предложенный путь, особенно каждое вмешательство государства в экономику.

1944 года в Великобритании выходит в свет Путь к крепостничества ( англ. The Road to Serfdom ). В ней он объясняет, что национал-социализм в Германии и фашизм в Италии не является - как считали интеллектуалы-социалисты - формами капиталистической реакции, а, вместо этого, "развитием социализма". Согласно Хайека, цель книги в том, чтобы обратить доминирующие, в то время, антилиберальные настроения большинства, и предупредить об угрозах социализма. Основной аргумент Хайека состоит в том, что все виды социализма, коллективизма и командной екомикы противоречат либеральным правам индивида и принципам правового государства. Варварство и деспотизм тоталитарных государств - тогда, в первую очередь Германия, Италия, и Советский Союз - не является следствием жестокости соответствующих наций, а следствием воплощения социалистических доктрин командной экономики. Воплощение социалистических идеалов неизбежно приводит к угнетению, даже если и не стоит цель социалистов.

Впоследствии он развил эту теорию и добавил, что даже вмешательство государства, которое не сомневаются рыночную экономику, в отдаленной перспективе приводит к потере свободы. Также он считал, что "политическая свобода в смысле демократии," внутренняя "свобода, свобода в смысле отсутствия препятствий на пути реализации наших желаний, даже свобода от страха и нуждаемости имеют мало общего с личной свободой и часто конфликтуют с ней. [...] Свобода, о которой здесь идет речь, может служить общим политическим принципом и целью всех освободительных движений, отсутствия произвольно применяемого принуждения. " [3] Однако, он считал необходимым принуждение тогда, когда эта свобода ставится под сомнение: "действенную защиту свободы, таким образом, должен быть постоянным, догматическим и не делать никаких уступок целесообразности, даже тогда, когда невозможно точно установить, что за исключением очевидных положительных результатов, возможны и негативные последствия из-за ее нарушения. Свобода будет сохранена только тогда, когда ее считать общим принципу, применение которого не требует обоснования. "

По окончанию Второй мировой войны Хайек увидел шанс для возрождения либерализма. В 1947 году он основал общину Мон пелерины как платформу для развития нового либерализма. В первой встрече участвовали кроме знакомых Хайека Людвига фон Мизеса, Карла Поппера Людвиг Эрхард, Вальтер Ойкен и Вильгельм Рьопке, которые занимались подготовкой социальной рыночной экономики в Западной Германии. Хайек поддерживал идеи развития социальной рыночной экономики на основе неолиберализма, но начиная с середины 1960-тых стал предупреждать об усилении вмешательства государства в экономику и стремился напечатать немецкое издание Пути к крепостному до 1971 года. [4]

Кроме вопросов экономики, в конце Второй мировой войны Хайек посвящает основное внимание информационно-теоретическим, эпистемологическими, культурологическими проблемам и философии права и теоретическим проблемам психологии.


Конституция свободы (1960)

Свободное общество, согласно Хайек, должен придерживаться порядка на основе четких абстрактных правил. Также необходимо действенное ограничения и точное определение возможностей государства конституции, чтобы защитить права индивида. Важнейшим способом ограничить государственный аппарата принуждения он считал обязанность действовать в соответствии с общими правилами, и невозможности применения силы по по желанию. [5] Проблема не в том, кто правит, а в том, сколько власти находится в руках правителей. Чистая, ничем не ограничена демократическая власть имеет тенденцию к превращению в "тоталитарную демократию". Разработанная в Конституции свободы систему можно характеризовать, как номократию. Подобная система не исключает возможности вмешательства государства в экономику, лишь требует, чтобы такое вмешательство происходило по четко определенным общим правилам. Таким образом, Хайек удалялся от Laissez-faire. Однако некоторые типы вмешательства, например контроль за ценами или перераспределение богатств, не совместимы со свободным обществом. [6]

В Конституции свободы Хайек становится на защиту чисто негативной свободы. Он доказывал, что с позитивной свободы следует, что человек свободен лишь тогда, когда может делать то, что пожелает. Однако, это означает, что человек свободен лишь тогда, когда всемогущая, что абсурдно. Но, если согласиться на ограниченное позитивную свободу, то есть, человек свободен тогда, когда ей обеспечено некоторые базовые потребности, то такая система не будет жизнеспособной в условиях плюрализма. Будучи сторонником индивидуализма, он отвергал возможность ограничения свободы чем угодно, кроме людей.

Режим, преданный делу установления социальной справедливости создает условия для деятельности групп влияния. Если государство занимается распределением ресурсов при отсутствии моральных критериев распределения, а такую ​​нравственность невозможно установить в условиях плюрализма, тогда группы влияния претендовать на ресурсы, на их субъективной точки зрения, справедливо им принадлежат. Скорее всего, это приведет к тому, что государство распределять ресурсы в пользу влиятельных групп в обществе.

Также Хайек считал, что к пониманию бедности следует подходить осторожно. По его мнению, бедность лучше рассматривать не в относительном измерении, а в абсолютном. Если правильно понимать бедность, то свободная экономика решает проблему бедноты лучше за перераспределение ресурсов бюрократами. [7]


6. Награды

Фридриха фон Хайек удостоен наград:

См.. также

Примечания

  1. а б История экономических учений - В. В. Кириленко: 3. Неоавстрийська школа неолиберализма - www.textbooks.net.ua/content/view/1382/19/
  2. а б Jes?s Huerta de Soto La Escuela Austr?aca. - Madrid: Editorial Sintesis, 2000. - С. 119-139. - ISBN 8477387753
  3. ORDO - Jahrbuch f?r die Ordnung von Wirtschaft und Gesellschaft. Band 1960/61
  4. Хайек рассматривает название "Социальная рыночная экономика" как бессмысленное словосочетание, "социальный" для него "жаргонным словом", которое лишает значения других слов: "что такое социальный, никто не знает. Правда в том, что социальная рыночная экономика не является рыночной, социальное правовое государство не является правовым, справедливость не справедлива - и боюсь, что социальная демократия не является демократией. " Thomas Straubhaar: Was vom Erbe Erhards bleibt. - appl.welt.de/media/download/168586f5e5e4d22870e4b6956a89b838/2007-02-08_archiv_12.pdf В: Die Welt. 8. Февраль 2007
  5. FA Hayek: Die Verfassung der Freiheit. JCB Mohr, T?bingen 1971. S. 186 ff.
  6. FA Hayek: Die Verfassung der Freiheit. JCB Mohr, T?bingen 1971. S. 294 ff.
  7. Robert Benewick and Philip Green, ред (1998). "Friedrich August von Hayek 1899-1992" - www.loc.gov/catdir/enhancements/fy0649/97011585-d.html. The Routledge Dictionary of Twentieth-Century Political Thinkers. Routledge. ISBN 0-415-15881-8 . http://www.loc.gov/catdir/enhancements/fy0649/97011585-d.html - www.loc.gov/catdir/enhancements/fy0649/97011585-d.html .

Литература

Переводы трудов
  • Хайек Ф. А. Конституция свободы / / Пер. с англ. Мирославы Олейник и Андрея Королишина. - Львов: Летопись, 2002. - 556 с.
  • Нобелевская лекция "Претензия на знание" - www.mises.org.ua/articles/53-friedrich-hayek/58-pretence-of-knowledge.html. Австрийская экономическая школа украинского. (Рус.)
  • Сборник трудов Хайека - mises.org / literature.aspx? action = author & ID = 126 на сайте Институтуту имени Л. Мизеса.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам