Надо Знать

добавить знаний



Фрэнк Заппа



Фрэнсис Винсент Заппа
Francis Vincent Zappa
Фрэнк Заппа в Осло, Норвегия 16 января 1977
Фрэнк Заппа в Осло, Норвегия 16 января 1977 года
Сведения
Настоящее имя Фрэнсис Винсент Заппа
Дата рождения 21 декабря 1940
Место рождения Балтимор, Мэриленд, США
Дата смерти 4 декабря 1993
Место смерти Лос Анджелес, Калифорния, США
Годы творческой деятельности 1950-е - 1993
Страна США
Национальность американец
Инструмент вокал, электрогитара, бас-гитара, клавишные, барабаны, синклавьер
Профессия композитор, музыкант, продюсер
Жанр прогрессивный рок, джаз, классика, экспериментальная музыка
Псевдоним Фрэнк Заппа
Коллектив The Mothers of Invention
Лейбл Verve / MGM, Warner Bros., Bizarre / Straight, DiscReet, Zappa Records, Barking Pumpkin Records, Rykodisc
Официальный сайт Фрэнка Заппы

Фрэнсис "Фрэнк" Винсент Заппа ( англ. Francis "Franc" Vincent Zappa ) (* 21 декабря 1940 - ? 4 декабря 1993) - американский вокалист, гитарист, клавишник, ударник, композитор, аранжировщик, автор текстов, продюсер, сценарист и режиссер.


Биография

Фрэнсис Заппа родился 21 декабря 1940 в городе Балтимор штат Мэриленд, США. Его отец был химиком и математиком и работал на оборонную индустрию, поэтому семья часто переезжала. 1950 году семья Фрэнка переехала в Калифорнии. Уже тогда он был очарован музыкой и не в последнюю очередь благодаря отцу, который часто играл на гитаре. Однако первый инструмент, на котором сконцентрировал свое внимание Фрэнк, были ударные. В тринадцать лет Заппа присоединился к школьной группы The Ramblers, где поддерживал ритм-секцию. В этот период он также увлекается произведениями Эдгара Вареза, а альбом "Ionisation" этого композитора пробудил в молодом музыканте заинтересованность ритмическими экспериментами, которыми восхищался всю жизнь. Когда очередным захватом Заппы становится электрогитара, он начинает собирать коллекцию ритм-энд-блюзовых пластинок, на которых можно было услышать чарующие гитарные соло. Любимыми исполнителями Фрэнка из этой категории исполнителей были Хоулин Уолф, Хьюберт Самлин, Мадди Уотерс, Джонни "Гитар" Уотсон и Кларенс "Гейтмаут" Браун. Эту заинтересованность поддержал его школьный товарищ Дон Ван Влит, который позже будет известен как Captain Beefheart.

В 1954-1958 годах Фрэнк учился в "Antelope Valley High School" города Ланкастер, где создал свой ​​первый ансамбль под названием Blackouts и играл в нем уже на гитаре, а не на ударных. Однако эта группа просуществовал недолго и 1960 года, после женитьбы Заппы, распался. Первым настоящим шансом для Фрэнка становится заказа музыки для фильма "The World's Greatest Sinner". В записи этой музыки приняли участие симфонический оркестр из Помона Валли, камерный оркестр и рок-н-ролльный группа. 1962 года Фрэнк пишет музыку для очередного заказа - малобюджетного вестерна "Run Home Slow", а за вырученные деньги строит в Чикаго собственную студию под названием "Z", в которой записывает музыку к радио и телепередач, а также музыку некоторых исполнителей (например, Дона Ван Влит).

С самого начала своей деятельности Заппа никогда не сторонился шокирующих зрелищ. Например, в 1962 году он предложил американской публике в телевизионной программе Стива Аллена "Cyklophonia" концерт ... велосипедистов, в котором Заппа "играл" на спицах, дул в руль, крутил педали и выпускал воздух из шин. Однако в дальнейшем основной деятельностью Фрэнка была работа в студии "Z", а часть записанного тогда материала появилась на легендарном двенадцати-плативковому бутлези "20 Years Of Frank Zappa".

1963 года начала формироваться творческая база будущей The Mothers Of Invention, когда Фрэнк Заппа - гитара; Пол Вудс (Paul Woods) - бас и Лес Пеппи (Les РАРР) - ударные образовали формацию The Mothers. Однако Заппа параллельно продолжал заниматься и сольными проектами. Вместе с Ван Влит он написал оперетту "И Was A Teenage Malt-shop", а в 1964 году оба музыканта образовали сначала группа The Soots, а позже Captain Glasspack & His Magic Mufflers, которые правда просуществовали недолго. Чуть позже студия "Z" приостановила свою деятельность, а ее владелец получил приговор в десять дней тюрьмы за запись пленки с неприличным женским и мужским диалогом, которую неосмотрительно дал послушать сержанту местной полиции.

Под конец 1964 Заппа стал участником ритм-энд-блюзового группы The Soul Giants, в состав которого также входили Рой Эстрада (Roy Estrada) - бас Джим Карл Блэк (Jim Carl Black) - ударные; Рэй Коллинс (Ray Collins) - вокал и Дэйв Коронадо (Dave Coronado) - саксофон. После смены названия уже известную The Mothers и окончательно - на The Mothers Of Invention (приложение "Of Invention" был выдумкой фирмы "MGM", с которой было заключено соглашение), в составе коллектива появился второй гитарист - Эллиот Ингбер (Elliot Ingber), а Дэйв Коронадо оставил коллег. Это стало началом серии очередных изменений и вскоре в группе появились, например, Дэнни Брюс (Denny Bruce), Ван Дайк Парке (Van Dyke Parks), Дел Кетчер (Del Ketcher), Доктор Джон (Dr. John), Ким Фаул ( Kim Fowley), Дон Престон (Don Preston), Банк Гарднер (Bunk Gardner), Билли Манди (Billy Mundi) и Юклид "Моторхэд" Шервуд (Euclid "Motorhead" Sherwood).

1965 The Mothers Of Invention приняли участие в фильме "Mondo Hollywood", а в первой половине следующего предложили свою первую фонографическая работу - альбом "Freak Out". Это удивительное и отработанное до мелочей двойное издание, гремело безумными звуками ударных, с торжественной песней протеста "Trouble Every Day", сразу же пробудило горячую заинтересованность публики и сделало из музыкантов настоящих мастеров контркультуры. В отличие от группы The Fugs, происходивший с восточного побережья США, The Mothers Of Invention могли похвастаться высоким музыкальным профессионализмом, что стало совершенным инструментом для полных представления идей Заппы.

Продолжением популярности стали концертные турне и очередные альбомы, среди которых выделялся издан в январе 1968 года "We're Only In It For The Money" с сенсационным пародией на обложку альбома "Sgt. Pepper ..." группы The Beatles, а главное - с острой сатирой на движение хиппи, конечно вызвало большой резонанс в США. Перед тем как эта пластинка увидела свет, Фрэнк вместе с группой посетил Лондон, где во время концерта в "The Royal Albert Hall" им помогали музыканты королевского симфонического оркестра. А сразу после этого концерта The Mothers Of Invention отправились в первое европейское турне. В декабре 1967 года формацию покинул Билли Манди, а его место занял Артур Дайер Трипп III (Arthur Dyer Tripp III). 1967 год также оказался для Заппы важным в личной жизни, когда он вторично женился.

В мае 1968 года на рынке появилась сольная пластинка Фрэнка "Lumpy Gravy" с оркестровой музыкой, которую он написал по заказу фирмы "Capitol", и которую исполнили Emuukha Electric Symphony Orchestra и несколько музыкантов из The Mothers Of Invention. Ноябре того же года принес лонгплей "Cruising With Ruben & The Jets", который оказался посвящением эре популярности стиля ду-уоп. Фрэнк пародировал на нем старые группы конца пятидесятых - начала шестидесятых годов. После развода с фирмой "MGM", Заппа перешел под опеку "Warner Brothers", где в апреле 1969 году дебютировал пластинкой "Uncle Meat", которая была звуковой дорожкой к фильму о группе The Mothers Of Invention. Правда из-за нехватки средств сам фильм так и остался недоработанным. Чуть ранее, в ноябре 1968 года, состав The Mothers Of Invention пополнил Лоуэлл Джордж (Lowell George). Однако осенью 1969 года Заппа распустил The Mothers Of Invention и музыканты занялись сольной деятельностью.

После короткого периода работы продюсером, Фрэнк начал компоновки и записи собственного сольного альбома. К сотрудничеству он пригласил Дона "Шугеркейна" Харриса (Don "Sugarcane" Harris) - скрипка, Шагги Отиса (Shuggie Otis) - бас, Жана-Люка Понти (Jean-Luc Ponty) - скрипка; Кептейна Бифхарта (Captain Beefheart) - вокал; Джорджа Дюка (George Duke) - клавишные и Йена Андервуда (Jan Underwood) - клавишные, духовые. С этим составом Фрэнк записал джаз-роковый лонгплей "Hot Rats", ставший одним из высших достижений той эпохи. Однако в этот период Заппа предложил два диаметрально противоположных альбома: "Weasels Ripped My Flesh" и "Burnt Weeny Sandwich". Кроме того, в 1970 году музыкант начал думать о реализации достаточно смелого проекта, где в рамках одного концерта рок-группа и симфонический оркестр выступили с классическим репертуаром. Этому проекту Заппа дал название "200 Motels", его премьера состоялась в конце мая в Лос-Анджелесе с участием "LAPhilharmonic Orchestra" под руководством Зубина Цели, а также Эйнсли Данбара - ударные и Ховарда Кейлана - вокал.

1970 принес еще одну сольную работу Фрэнка - альбом "Chunga's Revenge", на котором ему аккомпанировал новый состав The Mothers Of Invention с Джорджем Дюком на клавишных инструментах. В следующем году The Mothers Of Invention записали два концертных альбома - "Fillmore East, June 1971" и "Just Another Band From LA". Однако конец 1971 года оказался для Заппы не лучшим в его карьере. 4 декабря во время концерта в Монтре вспыхнуло все оборудование группы (этот эпизод задокументировано в известном произведении Deep Purple - "Smoke On The Water"), а вскоре самого Фрэнка столкнули со сцены лондонского "Rainbow Theatre". Вследствие этого он повредил гортань и позвоночник и на некоторое время оказался в инвалидной коляске. В утешение для артиста премьера киноверсии "200 Motels" совпала с Рождеством. В этой ленте роль Заппы выполнил Ринго Старр.

1972 год принес фильм "Billy The Mountain", а также очередной джаз-роковый лонгплей "Waka Jawaka / Hot Rats № 2". Однако уже в 1973 году пластинкой "Overnite Sensation" Заппа возвращается к корням года. К данному альбому вошла пожалуй найпохабниша баллада, которую когда-либо до этого писали - "Dinah-Moe Humm". В этот период Фрэнк немало концертировал, а сопровождали его, например, Дэйв Парлато (Dave Parlato) и Том Фолуер (Tom Folwer) - бас, Джим Гордон (Jim Gordon), Ралф Хамфри (Ralph Humphrey) и ЧестерТомсон (Chester Thompson) - ударные Тони Диранд (Tony Durand) - гитара, Гленн Феррис (Glenn Ferri s) и Брюс Фаулер (Bruce Fowler) - саксофон, Гэри Бэйрон (Gary Barone) и Малколм Макнеб (Malcolm McNab) - труба, Джордж Дюк (George Duke) - клавишные, Рут Андервуд (Ruth Underwood) - ударные и Наполеон Мерфи Брок (Napoleon Murphy Brock) - вокал.

1974 года Заппа записал звуковую дорожку к фильму Брюса Бикфорда и очередной альбом "Apostrophe", который получил огромный успех и сегодня остается одной из самых популярных пластинок музыканта. Представила она талант Фрэнка как рассказчика в лучшем стиле Лорда Бакли и сильное импровизаторське вдохновения Джека Брюса в главном произведении. Композиция из этого альбома "Cosmie Debris" на сингле поднялась до второго места американского чарта. В этом году Заппа и The Mothers Of Invention предложили еще и двойной концертный альбом "Roxy & Elsewhere", который в совершенстве передал атмосферу концертов группы. Недооцененный шедевр "One Size Fits All" был заполнен композициями необычно сложным строением. Например, произведение "Andy" рассказывал о ?ковбоев?, что снимались в вестернах класса "В", a "Florentine Pogen" и "Inca Roads" отличались из общей массы запутанными мыслями.

1975 года во время турне Заппа сопровождал Кептейн Бифхарт, с которым Фрэнк несмотря на некоторые недоразумения (Бифхарт присваивал себе авторство альбома "Hot Rats") записал очередную пластинку "Bongo Fury". Оба музыканта также объединили свою огидливисть в приторно-сладкой подготовки к празднованию двухсотлетия Соединенных Штатов. Выдан 1976 альбом "Zoot Allures" стал главным делом сотрудничества Заппы с ударником Терри Боззио (Terry Bozzio), где Фрэнк сам сыграл почти на всех инструментах. Экспериментировал он также с инструментом, который называл "xenochrocity", а лучшим примером этих музыкальных экспериментов стало произведение "Friendly Little Finger?. Если сейчас "Zoot Allures" кажется непосредственной реакцией автора на панк-музыку, то не следует забывать, что Заппа были не посторонние полные размах действия в лучших традициях большого шоу-бизнеса.

Серия концертов в Нью-Йорке, которые были организованы накануне праздника "Halloween", собрала большой народ, затаив дыхание слушал рассказ, например, о барах для одиноких или встречи с дьяволом. Всю эти события отражает альбом "Live In New York", который памятен еще и тем, что поссорил Заппа с фирмой "Warner Brothers" и привел к срыву контракта между ними. Главным поводом этого конфликта стало цензуры альбома и изъятия из него произведения "Punky's Whips", а позже на приложение "Warner Brother" выдала три совершенные альбома "Studio Tan", "Sleep Dirt" и "Orchestral Favorites" с "неавторизованными обложками" и которые позже Фрэнк использовал, выдавая компакт-версии.

Настроена исключительно на панк, музыкальная пресса не знала, что с самого начала музыка Заппы, которая пародировала Миклоша Роше, сочетающей джаз с комиксовим партитурами, высмеивала рок-н-ролльную истерию и внедряла все это просто в XXI столетие. Не воспринимая тот факт, что о многих видений ему рассказали хиппи, которым он никогда не был, Заппа дальнейшем продолжал много концертировать. Его игра на гитаре стала набирать совсем иных измерений, например, в произведении "Yo" Mama "с альбома" Sheik Yerbouti "1979 года, и по вкусу экстравагантные чувства, которые имели со временем изменить все на хорошо. В лице Айка Уиллиса (Ike Willis) Фрэнк нашел вокалиста, который понимал необходимость Заппы совместить дистанцию ​​с интимностью. В результате Уиллис полностью проявил свое умение на тройном альбоме "Joe's Garage".

После заинтересованности философскими концепциями и эры шуток, во второй половине семидесятых годов в творчестве Заппы начала доминировать политика. Например, альбомы "Tinseltown Rebellion" и "You Are What You Is" комментировали рост популярности правых сил. 1982 Заппа отметился хитом "Valley Girl", в котором его дочь Мун Юнит пародировала "золотую молодежь" из Голливуда. Того же года артист приготовил и воспроизвел нью-йоркский концерт музыки Эдгара Варес. Главное произведение альбома "Ship Arriving Toolate To Save A Drowning Witch" указывал на то, что захват Заппа длинными произведениями нисколько не уменьшилось. Это подтвердили и альбомы 1983 года по уважительной оркестровой музыкой.

1984 год оказался плодовитым в карьере этого необычного артиста. Сначала он открыл для себя композитора XVIII века Франциско Заппы, и записал его работы на синклевири, потом выдал рок-альбом "Them Or Us", на котором можно было услышать полную вдохновения игру на гитаре и, наконец, известный и уважаемый французский композитор П ' Премьер Волез был дирижером оркестра на альбоме Заппы "The Perfect Stranger". Пластинка "Jazz From Hell" предлагала инструментальные композиции на синклевири, которые были сделаны под влиянием творчества Конлон Нанкаррова. Основой очередной работы "Thing-Fish" был "бродвейский мюзикл", который рассказывал о СПИДе, гомофобию и расизм.

Следующий большой проект артиста дождался своей реализации 1988 года: группа из двенадцати музыкантов играла новые версии старых произведений Заппы, инструментальные композиции и совсем новые произведения с политическим окрасом. Этот проект размещен на трех альбомах: "The Best Band You Never Heard In Your Life", "Make A Jazz Noise Here" и "Broadway The Hard Way". Музыканты делали пробные записи три месяца, а достигнутая ими точность выполнения буквально потрясала. К сожалению, этот состав распался сразу же после первого турне.

Вместе с ретроспективной серии "You Can't Do That On Stage Anymore" в рамках компании "Бей пирата!" Заппа официально издал пятнадцать своих популярных бутлегов.

1991 года он провозгласил, что собирается принять участие, как независимый кандидат, в президентских выборах 1992 года, и сразу получил несколько писем с угрозами в свой адрес. Фрэнк Заппа никогда не переставал удивлять и восхищать равно как музыкант и композитор. В ноябре 1991 года дочь артиста подтвердила слухи о его заболевании раком простаты. 4 декабря 1993 Заппа умер от рака.


Дискография

  • 1966 - Freak Out!
  • 1967 - Absolutely Free
  • 1967 - We're Only In It For The Money
  • 1967 - Unde Meat
  • 1968 - Francis Vincent Zappa Conducts Lumpy Gravy
  • 1968 - Cruising With Ruben & The Jets
  • 1969 - Mothermania - The Best Of The Mothers
  • 1969 - Hot Rats
  • 1969 - The Worst Of The Mothers
  • 1969 - Burnt Weeny Sandwich
  • 1970 - Weasels Ripped My Flesh
  • 1970 - Chunga's Revenge
  • 1971 - The Mothers, Fillmore East, June 1971
  • 1971 - 200 Motels
  • 1972 - Just Another Band From LA
  • 1972 - Grand Wazoo
  • 1972 - Waka-Jawaka
  • 1973: Over-Nite Sensation
  • 1974: Apostrophe (')
  • 1974: Roxy & Elsewhere
  • 1975: One Size Fits All
  • 1975: Bongo Fury
  • 1975: Zappa & The Mothers: Rock Flashback
  • 1976: Zoot Allures
  • 1977: Zappa In New York
  • 1978: Studio Tan
  • 1979: Sleep Dirt
  • 1979: Sheik Yerbouti
  • 1979: Orchestral Favorities
  • 1979: Joe's Garage Act 1
  • 1979: Joe's Garage Acts 2 & 3
  • 1981: Tinseltown Rebellion
  • 1981: Shut Up 'N Play Yer Guitar
  • 1981: Shut Up 'N Play Yer Guitar Some More
  • 1981: Return Of The Son Of Shut Up 'N Play Yer Guitar
  • 1981: You Are What You Is
  • 1982: Ship Arriving Too Late To Save A Drowning Witch
  • 1983: The Man From Utopia
  • 1983: Baby Snakes
  • 1983: Rare Meat
  • 1983: Zappa, Vol. 1-The London Symphony Orchestra Conducted By Kent Nagano
  • 1984: Them Or Us
  • 1984: Boulez Conducts Zappa - The Perfect Stranger & Other Chamber Works Performed By Ensemble Inter Contemporain & The Barking Pumpkin Digital Gratification Consort
  • 1984 - Francesco Zappa
  • 1985 - Thing-Fish
  • 1985 - Fran Zappa Meets The Mothers Of Prevention
  • 1985 - The Old Masters - Box 1
  • 1986 - Does Humor Belong In Music?
  • 1986: The Old Masters - Box 2
  • 1987: Jazz From Hell
  • 1987: Zappa, Volume 2 - The London Symphony Orchestra Conducted By Kent Nagano
  • 1988: Guitar
  • 1988: You Can't Do That On Stage Anymore Sampler
  • 1988: You Can't Do That On Stage Anymore. Volume 1
  • 1988: The Old Masters Box 3
  • 1988: You Can't Do That On Stage Anymore. Volume 2 - The Helsinki Concert
  • 1988: Broadway The Hard Way
  • 1990: You Can't Do That On Stage Anymore. Volume 3
  • 1991: The Best Band You Never Heard In Your Life
  • 1991: You Can't Do That On Stage Anymore. Volume 4
  • 1991: Make A Jazz Noise Here (официальное переиздание бутлегов)
  • 1991: Be at The Boots: As An Am
    Zappa
    The Ark
    Freaks & Motherful * # C%!
    Unmitigated Audacity
    Anyway The Wind Blows
    'Tis The Season To Be Jelly
    Saarbrucken
    Piquanticque
  • 1992 - You Can't Do That On Stage Anymore.Volume 5
  • 1992 - You Can't Do That On Stage Anymore. Volume 6
  • 1992 - Beat The Boots # 2
    Disconnected Synapses
    Tengo Na Minchia Tanta
    Electric Aunt Jemima
    At The Circus
    Swiss Cheese / Fire!
    Our Man In Nirvana
    Conceptual Continuity
  • 1992 - Playground Psychotics
  • 1993 - Ahead Of Their Time
  • 1993 - The Yellow Shak
  • 1993 - Zappa's Universe
  • 1994 - The Yellow Shark
  • 1995 - Civilization Phase
  • 1995 - Strictly Commercial: The Best of Frank Zappa
  • 1995 - Lather (3CD)
  • 1995 - Magazine & CD
  • 1995 - Strictly Commercial (The Best Of ...)
  • 1995 - Civilization Phase III
  • 1996 - The Lost Episodes



Гитара Это незавершенная статья о музыканта.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам