Надо Знать

добавить знаний



Фрэнк Ллойд Райт



План:


Введение

Фрэнк Ллойд Райт

Фрэнк Ллойд Райт ( англ. Frank Lloyd Wright * 8 июня 1867, Ричленд-сентер - 9 апреля 1959) - американский архитектор -новатор, творчество которого оказала огромное влияние на развитие западной архитектуры в первой половине XX века. Создатель органической архитектуры и пропагандист открытого плана.


1. Биография

Райт родился 8 июня 1867 в городе Ричленд-сентер, шт. Висконсин в семье Уильяма Рассела Райта, учителя музыки и церковного деятеля, и Анны Ллойд Райт, учительницы из известной в Висконсине семьи Ллойда. Воспитывался в канонах унитарианской церкви. В детстве много играл с "развивающимся" конструктором "Киндергартен", разработанным Фридриха Фребеля. Родители Райта развелись в 1885 году вследствие неспособности Уильяма содержать семью. Фрэнку пришлось принять на себя груз финансовой ответственности за мать и двух сестер.

Райт учился дома, не посещая школу. В 1885 он поступил на инженерный факультет Университета Висконсина. Учась в университете, он подрабатывал помощником местного инженера-строителя. Райт покинул университет, не получив при этом ученой степени. В 1887 году он переехал в Чикаго, где устроился в архитектурную контору Джозефа Лаймана Силсби. Через год перешел на работу в фирму "Адлер и Салливан", возглавляемую известным идеологом школы "Чикаго" Луисом Салливаном. С 1890 в этой фирме ему поручались все проекты по строительству жилой недвижимости. В 1893 году Райту пришлось покинуть компанию, когда Салливан узнал, что Райт проектирует дома "на стороне". В 1893 Райт основывает собственную фирму в пригороде Чикаго Оук-парк. Перед 1901 в его послужном списке насчитывается уже около 50 проектов.


1.1. Стиль прерий

Дом Роби

Популярность Райту приносят Дома прерий", спроектированные им с 1900 по 1917 года. "Дома прерий" созданы в рамках концепции "органической архитектуры", идеалом которой является целостность и единение с природой [1]. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы [2]. Многие из домов в плане крестообразные, и расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемое им среду. Наиболее известными среди "Домов прерий" есть дом Виллитса, дом Мартина и дом Роби.

Свой собственный дом "Талиесин" (Taliesin), Райт построил также в стиле "Домов прерий" в 1911 году. "Талиесин" дважды пострадал от пожаров в 1914 и 1925 и полностью перестраивался, называясь, соответственно, "Талиесин II" и "Талиесин III". В 1910 году Райт во время путешествия Германией публикует свое двухтомное портфолио, и его работы становятся известны в Европе.


1.2. "Юсоновський" период, 30-е годы

"Дом над водопадом"

Второй пик в творчестве Райта приходится на 30-е годы. Райт начинает использовать элементы заводского изготовления и железобетонные конструкции [3], продолжая противопоставлять технициським устремлениям функционализма романтические идеи единения с природой [4] В 1935 - 1939 Райт строит для И.Дж. Кауфмана знаменитый Дом над водопадом" ("Fallingwater"), шт. Пенсильвания. Дом представляет из себя композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей с известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера. Строительство дома обошлось в 155 000 $, из которых оплата работы архитектора - 8 000 $. Не все в конструкции дома вышло совершенным, и он дважды реконструировался в 1994 и 2002 с добавлением дополнительных стальных опор.

Для клиентов среднего класса Райт в этот период разрабатывает дома умеренной стоимости. Сам Райт называет их "юсоновськимb" или "североамериканскими", от аббревиатуры USONA (Unites States of Nothern America). Компактные, экономические и технологические, "юсоновськи" дома развивали принципы, заложенные еще в "Домах прерий". Широкий крыша зданий парит над стенами за счет применения узких ленточных окон под потолком. Дома проектировались в основном одноэтажными и Г-образными в плоскости, что позволяло им вписываться в области сложной формы. Каркасная конструкция позволяла удешевить строительство. "Юсоновськи" дома должны были стать строительными блоками градостроительной концепции Райта - "города широких горизонтов". Концентрированное перенаселенный город должен был естественным образом "деурбанизуватися" и расшириться по сельскохозяйственным пригородах, а основным средством передвижения в нем должен был стать автомобиль. Концепция "города широких горизонтов существенно повлияла на характер застройки американского малоэтажного пригорода.

Деревувати колонны в интерьере "Джонсон Вакс"

В этот период Райт строит и общественные здания, среди которых наиболее известна штаб-квартира компании "Джонсон Вакс" (1936-1939) в Расин, шт. Висконсин. Основой конструкции является центральный зал с "деревуватою" колоннадой, в которой каждая колонна расширяется кверху. Структуру дерева повторяет и лаборатория - ее помещения группируются вокруг центрального ядра-"стволу", который несет шахты лифтов, а плиты перекрытий чередуются форме - квадратные плиты образуют каркас здания, в который вписываются круглые плиты. Освещение через систему полупрозрачных стеклянных трубок способствует созданию атмосферы "святости" рабочего места. [5]


1.3. Поздние работы

Музей Гуггенхайма
Небоскреб в Сан-Франциско

Апофеозом творчества Райта стал музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, который архитектор проектировал и строил в течение 16 лет (1943-1959). Внешне музей напоминает опрокинутую спираль, а его интерьер напоминает раковину с застекленным внутренним двориком в центре. Райт предполагал, что экспозиции должны осматриваться сверху вниз: посетитель поднимается на верхний этаж на лифте и постепенно спускается центральным спиральным пандусом. Картины, висящие на наклонных стенах, при этом должны находиться в том же положении, что и на мольберте художника. Руководство музея выполнило не все требования Райта, и сейчас осмотр экспозиций происходит снизу вверх.

В жилых домах этого периода Райт также отказался от прямого угла как от "искусственной" формы и обратился к спирали и циркульными круга. [6]

Не все проекты Райта были реализованы при его жизни. Помещение суда округа Марин, чрезмерно декорирована и на границе китча [7], было достроено через 4 года после смерти архитектора. Нереализованным остался проект небоскреба "Иллинойс" высотой в милю, рассчитанный на 130 000 жителей, который по форме напоминает треугольную призму, сужающаяся кверху.


1.4. Семья и личная жизнь

Став преуспевающим архитектором, Фрэнк Ллойд Райт жил, стараясь ни в чем себе не отказывать, и часто становился мишенью для желтой прессы. Он был женат официально трижды, и жил в ряде гражданских браков еще до оформления предварительного развода.

  • Первый раз Райт женится на Ли Екатерине "Китти" Тобин в 1889 году. Брак распался в 1909 года, развод был получен в 1922 года.
  • Сожительство с Мамой ные, женой одного из своих клиентов, закончилось трагической смертью ные - она ​​и обе ее ребенка были убиты слугой в доме Райта "Талиесин I", а сам дом был сожжен.
  • Брак с Мириам Ноэль ( 1923 г.) распался из-за пристрастия Мириам в морфина в 1927 году
  • Последней женой Райта была Ольга Ивановна Гинценберг ("Ольгиванна"). Он похоронен с ней и ее дочерью в Западном Талиесини в городе Скоттсдейл, штат Аризона. На семейном кладбище в Висконсине осталась пустая могила Райта с надгробием.

В Райта осталось семь детей - три сына и четыре дочери. Двое детей Фрэнка Ллойда Райта - Фрэнк Ллойд Райт-младший и Джон Ллойд Райт также стали архитекторами. Внучка Фрэнка Ллойда, Анна Бакстер - актриса, лауреат премии "Оскар".


2. Список сооружений

Всего Райт построил 363 дома. К 2005 года из них сохранились примерно 300. Два дома были уничтожены во время урагана "Катрина" в 2005, один - во время урагана "Камилла" в 1969. Плотная концентрация сооружений Райта находится в Оак Парк, Иллинойс.

  • Дом и студия архитектора, Оак Парк, шт. Иллинойс, 1889-1909
  • Дом Уинслоу, шт. Иллинойс, 1894
  • Дом Виллитса, Хайленд Парк, шт. Иллинойс, 1901
  • Административное здание компании Ларкин, Буффало, шт. Нью-Йорк
  • Дом Мартина, Буффало, шт. Нью-Йорк, 1903-1905
  • Здание унитарианской церкви, Оак Парк, шт. Иллинойс, 1904
  • Дом Весткотт, Спрингфилд, шт. Огайо
  • Дом Роби, Чикаго, шт. Иллинойс 1909
  • Талиесин I, Спринг Грин, шт. Висконсин 1911
  • Имперский отель, Токио, Япония 1923
  • Дом Изабеллы Мартин, Буффало, шт. Нью-Йорк, 1928
  • "Дом над водопадом", Беар Ран, шт. Пенсильвания, 1935
  • Штаб-квартира фирмы "Джонсон Вакс", Расин, шт. Висконсин
  • Западный Талиесин, Скоттсдейл, шт. Аризона
  • Прайс-Тауэр, Бартлсвил, шт. Оклахома, 1956
  • Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк, 1943-1959
  • Судебный центр округа Марин, Сан-Рафаэль, шт. Калифорния, 1957-1966

3. Сноски

  1. Иконников А. В. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность. М., Прогресс-Традиция, 2001, т.1, с. 201
  2. Фрэмптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, 1990, стр.90
  3. Фрэмптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, 1990, стор.274
  4. Иконников А. В. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность. М., Прогресс-Традиция, 2001, т.1, с. 258
  5. Фрэмптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, 1990, стр.278
  6. Иконников А. В. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность. М., Прогресс-Традиция, 2001, т.1, стр. 559
  7. Фрэмптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, 1990, стор.279

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам