Надо Знать

добавить знаний



Фрэнсис Бэкон



План:


Введение

Фрэнсис Бэкон

Фрэнсис Бэкон ( англ. Francis Bacon ) (* 22 января 1561, Лондон - ? 9 апреля 1626) - английский политик, философ и эссеист. Один из создателей эмпиризма - философского направления, который утверждает, что главное - собственный опыт.

Стал лордом-канцлером в 1618 году в том же году, будучи уличенным во взяточничестве, был оштрафован на 40000 фунтов (впоследствии сумма была уменьшена королем). Провел 4 дня в лондонской тюрьме.

Его работы: "Эссе" ( 1597), который характеризуется особой краткостью, "Успех обучения" ( 1605), который рассматривает научный подход в образовании, "Новый Органон" ( 1620), в которой он перевизначив задача естественной науки, видя в ней средство для экспериментального открытия и метод усиления власти человека над природой, "Новая Атлантида" ( 1626), описывающий тот утопический состояние, в котором обычно происходит поиск и использование научной истины.

Бэкон разработал новый, антисхоластической метод научного познания. Догматической дедукции схоластов он противопоставил индуктивный метод, основанный на рациональном анализе опытных данных. Материализм Бэкона - непоследователен. Признавая объективность и познаваемость материального мира, активность материи и ее движение, веря в силу разума и науки, Бэкон делал уступки теологии и следовал учению о т. н. двойственную истину. Важнейшие философские произведения Б.: "Новый Органон", "О принципах и начала".


1. Философия Френсиса Бэкона

Философия Френсиса Бэкона (1561-1626) посвящена сознательной попытке формирования науки и научного познания. Трактат в виде проекта (не был завершен полностью) "Великого возрождения наук", дополненный 1620 p. трактатом "Новый Органон", является самым популярным в философии прошлого и настоящего.

Бэкон последовательно подвергает критике философию как форму созерцания и пропагандирует философию как науку о реальном мире, которая базируется на опытном познании. Такой позицией он, собственно, выражает новую фундаментальную идею, что ложится в фундамент современного естествознания, объективного познания действительности. Его творчество во многих местах пронизана компромиссности концепции "двойственной истины", то есть истины "откровения", истины о Боге (теологической истины) и истины философской, есть истины, открытой в научном познании.

Место науки Бэкон видел в решении общественных проблем и противоречий современного ему общества. Определяя место науки, Бэкон определяет цели научного познания "истинные цели науки, чтобы не занимались ею ни ради своего духа, ни ради ученых дискуссий, ни для унижения других, ни ради корысти и славы, ни для власти, а ради того, чтобы от нее пользу и успех самой жизни общества ". Этому направлению науки подчиняет Бэкон и научные методы, задача которых он видит в познании объективного, реально существующего мира. Независимым от субъективных устремлений человека орудием такого познания он признает эксперимент и его последствия. Идеалом научного знания признается отсутствие различия между мыслями и вещами. Именно для преодоления такого расхождения Бэкон формулирует принципы научного метода в "Новом Органоне".


1.1. Теоретическое обоснование эмпиризма

Согласно теории двойственной истины Бэкон осуществляет различения чувственной и разумной души человека. Разумная душа входит в человека с божественным провидением, она является предметом теологии, а чувственная душа имеет все характеристики телесности, она является предметом философских исследований. Таким разделением он создает для науки концепцию, которая позволяет изучать человека, его поступки. Исходным моментом познавательной деятельности он признает чувственность. Поэтому Бэкона часто называют основателем эмпиризма - философского направления, которое строит свою гносеологию, анализируя чувственное познание и опыт. Главный тезис эмпиризма состоит в такой трактовке:

"Нет ничего в разуме, что до этого не прошло через чувства".

Теоретическое обоснование эмпиризма, данное Бэконом, признается самым совершенным среди различных направлений философии и среди естествоиспытателей.

Эмпирия - опыт, опора на экспериментальное исследование (а не на изолированное чувственное восприятие) - является для него исходным пунктом нового научного метода, который дополняется систематической логической работой. Саму логику он понимает как орудие познания - органон. Однако предложенная и детально проработана Бэконом логика кардинально отличается от аристотелевской, опирающейся на теорию силлогизму. Критика Бэконом силлогистикы основан на выявлении того факта, что дедуктивная логика не способна отойти от знаков, слов к понятиям. Ни образованный человек не может сомневаться в том, что два термитов, которые совпадают в среднем термине, совпадают взаимно. Однако, считал при этом Бэкон, силлогизмы строятся из суждений, суждения - из слов, а слова являются лишь знаками понятий. Для истинного познания важно иметь дело с самими понятиями и их источником.


1.2. Четыре идолы

Создание новой науки и философии, считал Бэкон, возможно только после осознания причину ведут к ошибкам. Главный недостаток он видит в применении традиционных форм мышления, основанные на логической науке Аристотеля, распространенном среди европейцев христианством. Такая логика создает своих идолов (распространенные ошибки). Бэкон выделяет четыре вида идолов: идолы рода, идолы пещеры, идолы рынка, идолы театра.

Идолов рода и пещеры он признает врожденными, такими, вытекающие из естественных свойств души, тогда как идолы рынка и театра являются приобретенными в интеллектуальном развитии человека. Идолы рода кроются в самих чувствах человека. Все чувственные восприятия, мысли относятся к свойствам человека, а не в действительности. Человек как кривое зеркало смешивает свою природу и природу вещей, не выделяя их четко. Преодоление недостатков человеческой природы заключается в последовательном соблюдении правил новой индуктивной логики, которую предложил Ф. Бэкон. Главное из этих правил заключается в постоянном эмпирической проверке представлений человека: отвечают наши представления действительности или нет. Идолы пещеры - это личные недостатки конкретного человека, причина которых может быть различной: плохое воспитание, психическая неуравновешенность, собственные вкусы, свои предубеждения и т.д.. Если идолы рода является обусловленными общей для всех людей с природой - создавать суждение по аналогии с собственными способностями, то идолы пещеры обусловлены индивидуальной природой человека, присущие только соответствующим группам, индивидам. Идолы площади - препятствия, которые возникают вследствие общения между людьми посредством слов.

Во многих случаях значения слов были установлены, не выходя из сущности вещей, а на основе случайного впечатления от встречи с предметом. Идолы театра - препятствия, которые рождаются среди ученых по причине некритического усвоения ошибочного мнения. Идолы театра не присущи человеку от рождения, они возникают вследствие подчинения ума заблуждению.


1.3. Истинный метод познания Бэконом

Использование дедуктивного метода (дедуктивной формы построения мысли) часто приводит к случаям, когда незначительная ошибка в общем суждении, при создании определения свойств единичного, становится решающим в представлении человека. Поэтому мышление от общего к частному и единичного, согласно заключению Ф.Бэкона, нельзя признать четким в научном познании. Знание различных препятствий, возникающих при исследовании природы, предотвращает возникновение некоторых ошибок. Однако это знание лишь негативное, а не положительное, так, что направляет познания. Изучая историю науки, Бэкон пришел к выводу, что существует два пути исследования: метод догматический (дедуктивный) и метод эмпирический (индуктивный). Именно эмпиризм позволяет освободить познание от субъективизма догматики, делает познание положительным, независимым от воображения. Ученый, который руководствуется индукцией, подчиняет свою субъективность свойствам действительности, поэтому имеет знания, которые не зависят от личных предпочтений, авторитета и других идолов познания. Объективное знание природы провозглашается идеалом науки. Однако и чистый эмпиризм не позволяет пойти дальше фактов, явления к познанию сущности. Поэтому нужна интеллектуальная переработка эмпирического материала. Истинный метод познания состоит из интеллектуальных действий по переработке материала, полученного через опыт. Ученый, который руководствуется таким методом, похож на пчелу, которая собирает нектар, и не оставляет его в первоначальном виде, а перерабатывает нектар в мед.


1.4. Основные достижения

Фрэнсис Бэкон определил содержание и смысл научного метода познания, выделив в нем значение эксперимента и указал на индукцию как главный путь к гипотезе.

Он определил цель науки как способ принести пользу человечеству. Большинство законов природы, которые кажутся универсальными, как выяснилось справедливы лишь при определенных условиях, пока нет причин подозревать ограниченность или недостаточность самого научного подхода к изучению природы. Фрэнсис Бэкон утверждал, что "истина - дочь времени, а не авторитета".

Бэкону удалось точно определить не столько цель Знание, сколько его роль в будущем мире технологий и, прежде всего, в капиталистической Англии.


2. Последователи

Самые последователи эмпирической линии в философии Нового времени Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм - в Англии; Этьен Кондильяк, Клод Гельвеций, Поль Гольбах, Дени Дидро - во Франции.

Литература

Википедия содержат высказывания, автором которых является: Фрэнсис Бэкон

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам