Надо Знать

добавить знаний



Фукидид



План:


Введение

Фукидид

Фукидид, редко Тукидид ( греч. Θουκυδίδης Около 460 до н.е., Алимос - около 396 до н.е.) - древнегреческий историк, автор основ исторической критики. Его авторству принадлежит неполное История Пелопоннесской войны, первый исторический произведение, в котором изучаются рациональные причины и последствия событий.


1. Жизнь

Даты рождения и смерти Фукидида устанавливаются приблизительно, на основании его собственных косвенных сообщений, а также того, что в его истории Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой ( 431 до н.е. - 404 до н.е.), нет упоминаний о событиях, происходивших в IV ст.до н.е.

Фукидид происходил из знатной афинской семьи, владевшей золотыми приисками в Фракии. Его отец Олора был родственником знаменитого Мильтиада. Плутарх описывает, что видел надгробие Фукидида среди могил семьи Кимона, сына Мильтиада, в Афинах. Почти наверняка родственником историка был другой Фукидид, сын Мелесия, противник Перикла.

Фукидид получил прекрасное образование и участвовал в политической жизни Афины. Во время Пелопоннесской войны 424 до н.е. как стратег командовал афинской эскадрой у берегов Фракии. Из-за того, что не сумел помешать спартнському полководцу Брасид завладеть Амфиполем, потерпел осуждения в Афинах и должен уйти в изгнание. Фукидид поселился в Фракии и посвятил последние годы своей жизни работе над Историей. Он имел достаточно средств и свободного времени, чтобы собрать и критически обработать огромный фактический материал по истории Пелопоннесской войны. Если Геродот часто использовал некоторые легендарные сведения в своей истории, то Фукидид строго отбирал и тщательно проверял факты, отвергая все сомнительные свидетельства. Его критический метод работы с источниками стал выдающимся достижением античной историографии.

В молодости Фукидид был в кругу известных государственных деятелей, что дало ему наилучшую подготовку для написания труда по истории. Фукидид был страстным поклонником демократии Перикла, идеалы которой он превозносит в надгробной речи, вложенной им в уста Перикла. Фукидид считал, что олигархическая конституция 411 до н.е. была лучшим государственным устройством из всех, какие только знали современные ему Афины.

Фукидид сообщает, что переболел страшной болезнью, опустошила Афины в 430 до н.е. - 427 до н.е. Отправившись в изгнание, историк посетил Пелопоннес, а возможно и Сицилию - его описание Сиракуз обнаруживает хорошее знание местной топографии. Фукидиду, от природы склонному к беспристрастности, пошло на пользу изгнание, что позволило ему ознакомиться с врагами Афин. Некоторые замечания относительно Спарты позволяют предполагать, что в настоящее время Фукидид встречался с Алкивиадом. После капитуляции Афины в 404 до н.е. Фукидид недолгое время пробыл в городе; сообщается, что его смерть была насильственной, однако этот перевод, возможно, появился в связи с неожиданным прекращением повествования в VIII книге Истории. Согласно другому малодостоверны источники, произведение Фукидида подготовил к публикации историк Ксенофонт, и действительно, Ксенофонт начинает свою Греческую историю с того места, на котором остановился Фукидид.


2. "История"

История Фукидида состоит из 8 книг, в них изложены события Пелопоннесской войны с 431 до н.е. по 411 до н.э. В течение двадцати лет он занимался сбором материала для своего исторического труда. Хотя автор приступил к написанию Истории в самом начале войны и собирался дойти до 404 до н.е., однако изложение обрывается зимой 411 до н.е.

Своей главной задачей Фукидид сделал отыскания истины, а методы, которыми он это делает, дают основание считать его предшественником современной исторической науки. В отличие от Геродота, Фукидид придает большое значение критической проверке сообщений, обращает особое внимание на причины и поводы событий. Рационализм Фукидида исключает непосредственное вмешательство божественных сил в исторические события, хотя он не исключает существование богов. По своим политическим взглядам Фукидид - сторонник умеренной, разумно упорядоченной власти. Высоко оценивал умеренно-олигархическое правление в Афинах, считая, что это пример разумного сочетания олигархических и демократических элементов. В целом его изложение отличается высокой степенью объективности.

Фукидид не ограничился тщательной и подробной характеристикой военных действий. Он дал также описание внутренней жизни воюющих сторон, в том числе взаимоотношений демократических и олигархических группировок и их столкновений, изменений в политическом строе в ходе войны как в Афинах, так и в Спарте. Придавал первостепенное значение объективным историческим факторам, не только политическим, но и экономичным.

Введение в И книги подчеркивает важность избранного предмета в сравнении со всеми предыдущими событиями мировой истории. После короткого, но весьма основательного очерка ранней истории Греции Фукидид рассматривает причины войны. Хотя поводом к ней послужил спор афинян с Коринфом из-за Керкиру, истинные причины надо искать гораздо глубже: Спарта опасалась растущей мощи Афины. Война имела взорваться, даже если инцидента с Керкирой не случилось. Война оказалась общегреческом, она расколола надвое всю Грецию, причем демократы, как правило, становились на сторону Афин, а олигархические правительства поддерживали Спарту. Чтобы показать могущество Афин, Фукидид дает очерк роста Афинской государства начиная с 479 до н.е. и в 440 до н.е., опрокидывая таким образом мост от своего труда к истории греко-персидских войн Геродота.

С начала II книги и по главу V.24 Фукидид описывает первый этап войны, названный десятилетней (или Архидамовою) войной, вплоть до Никиева мира ( 421 до н.е.). Изложение здесь неизменно сопровождается указаниями на "зиму" или "лето", так что год оказывается разбитым на две части. После 424 до н.е., когда Фукидид удалился в изгнание, рассказ о событиях в Афинах становится менее подробным, а ход дипломатических переговоров с Персией изложен плохо.

По Никиевым миром наступил период, завершившийся сицилийской экспедицией, когда войны вроде не было, но вчерашние враги продолжали активно враждовать с союзниками противника. Победой при Мантинеи в 418 до н.е., которую Фукидид подробно описывает, спартанцы восстановили свой ​​военный престиж. В "мелоському диалоге" (V. 85-111) читателю предлагаются фактически две речи, излагаемые параллельно, тезис за тезисом. Афиняне не делают осажденным островитянам никаких уступок, они открыто заявляют, что по закону природы слабый подчиняется сильному, и пока Афины остаются властителями морей, Мелос обязан повиноваться и платить им дань.

В VI и VII книгах описана афинская экспедиция на Сицилию, начинания, с самого начала обречена на неудачу из-за побег Алкивиада и окончательно утеряно очевидной некомпетентностью Никия. VIII книга - это неполный отчет о Декелейську войну, когда спартанская армия, базировавшаяся в Аттике, держала Афины в постоянном напряжении и отрезала их от территории вне городских стен. Здесь же рассказывается о захвате власти в Афинах олигархами ( 411 до н.е.) и о подвох Персии во время войны на море в Ионии.

Текст Фукидида, написанный на аттического диалекта, сжатый, без лишних украшений. Часто встречаются отвлеченные понятия, выраженные прилагательным или причастием с артиклем среднего рода. Фукидид подвержен противопоставлений, однако ради симметричной фразы никогда не отклоняется от хода повествования. Иногда Фукидид убирает слова с их законного места, словно для того, чтобы заскочить читателя врасплох, или изменяет конструкцию предложения. Результат бывает подчас резким, но никогда не оказывается грубым. Проза Фукидида - это прекрасно настроенный инструмент острого аналитического ума.

Значительная часть истории была написана по горячим следам. Однако работа состояла медленно и с большими усилиями, Фукидид правил и делал вставки, с учетом полученных дополнительно сведений или последующих событий. Датировать некоторые части истории очень непросто, выводы чаще ненадежны; нет сомнения в том, что в ней содержатся периоды, внесенные в черновой текст, причем некоторые - уже после капитуляции Афины (например, II. 65, 12).

Рассказ пересыпано речами, когда контекст оправдывает их появление. Проза этих речей сложна, местами даже непонятна. Фукидид не мог в точности передать все, что говорилось афинскими и спартанскими военачальниками, он и не ставил перед собой такой задачи. Он передает мысли деятелей в своей собственной манере, а в тех случаях, когда нет возможности прибегнуть к записям или памяти, сам составляет речь, соответственно случаю. Эти речи вносят в чисто повествовательную труд драматические эффекты.

Фукидид установил себе очень строгие правила отбора материала, и иногда они принуждали его опустить события, которые современный историк не могл бы оставить в стороне, не навлекая на себя нареканий. Так, он вспоминает, что Гипербол подвергся остракизму лишь тогда, когда описывает смерть этого демагога на Самосе в 411 до н.е., и ни словом не упоминает о хитроумный ход, которым Алкивиад добился изгнания этого политика, в то время как Гипербол сам стремился изгнания Алкивиада. Фукидид не рассматривает специально экономических проблем, хотя вкладывает в уста Перикла перечень ресурсов, на которые могли рассчитывать афиняне до начала войны, доказывая таким образом, что в тот момент они были вправе рассчитывать на окончательную победу. Перикл не мог предвидеть мора, после которого афинянам оставалось надеяться в лучшем случае на ничейный результат.

Не всегда Фукидид скрывает свои предубеждения. Клеона он ненавидел как демагога, а Перикловою мощью восхищался. Однако до Клеона Фукидид несправедлив. Стратегия, которой придерживался Клеон, весьма схожа с рекомендованной Периклом, но Фукидид этого словно не замечает. Впрочем, трактовка Клеона - исключение, что, несомненно, возникает вследствие аристократического презрения к пошлости и дурных манер, а не из зависти или злобы.

Фукидид стал одним из первых греческих историков, который увидел в социальной борьбе важный фактор развития греческих полисов. Он также с необычайной выразительностью показал, что многие бедствия несет с собой война. Своей Историей он словно призывал греков к мирному объединению.

Фукидид считается крупнейшим историком древности, оставившим яркий и достоверное описание одного из величайших событий в истории Древней Греции. Его произведение считается вершиной античной историографии.


3. Наследие

Труд Фукидида нашла продолжателей, из которых ни один не сравнялся с ним ни силой критической мысли, ни глубиной анализа. Самый известный из этих продолжателей - Ксенофонт. В Европе Фукидид стал известен благодаря латинском переводе Лоренцо Валли и английском Гоббса.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам