Надо Знать

добавить знаний



Фуникулер



Киевский фуникулер в 1910 году

Фуникулер ( фр. funiculaire , лат. funiculus - Веревка, канат) - рельсовое транспортное средство с канатной тягой для перевозки людей или грузов по крутой трассе.

Фуникулер является специализированным транспортом, который используется в условиях сложного рельефа местности.

Первый фуникулер в Украине был построен в Одессе в 1902 году.


Принцип работы

Существует несколько типов фуникулеров.

Наиболее распространенной является схема с двумя вагонами, жестко соединенными канатом, перекинутым через двигатель, размещенный на верхней станции. В такой схеме двигатель расположен не на самом вагоне, а на специальной станции. Двигатель приводит в движение перекинутый через него и уложенный между опорными рейками канат, на концах которого жестко закреплены вагоны. Вагоны, таким образом, разъезжаются в середине линии. Примером является киевский фуникулер.

Существуют и другие схемы устройства фуникулера.

Для фуникулеров типичны относительно короткие (несколько сотен метров) трассы с очень крутым уклоном, достигает в среднем 70% (35 ?). Рекордсменом является расположенный неподалеку от австралийского города Катумба фуникулер, уклон трассы которого достигает 122% (50,7 ?). Уклон на трассе обычно постоянный, но иногда незначительно варьируется на разных участках.

Фуникулеры обычно имеют только две станции (верхнюю и нижнюю). В этом случае вагон движется по трассе без остановки от начала до конца. При наличии у фуникулера промежуточных станций остановка вагончика в промежуточной станции может быть предусмотрена графиком движения ( Пражский фуникулер) или делаться по дополнительной заявке пассажиров (Карловарский фуникулер "Диана").

Вагоны фуникулера проектируются индивидуально под каждую трассу, с учетом ее угла наклона. Таким образом, будучи поставлены на горизонтальную поверхность, они выглядели бы "покосившихся".

Фуникулеры достаточно распространены в Европе (имеются в Париже, Барселоне, Праге, Киеве и других городах). Линии фуникулера, выполняя транспортную работу, одновременно часто становятся аттракционом, предметом внимания туристов.

Кармелит в Хайфе и Тюнель в Стамбуле являются примерами фуникулеров с подземным размещением трасс (в частности, Кармелит, из-за наличия промежуточных станций и достаточно большой протяженности, часто называют метрополитеном).


Сравнение с другими видами транспорта

По принципу работы до фуникулера близка канатная дорога или трамвай на канатной тяге (англ. cable car - "канатный вагон"). Различия фуникулера от рельсового трамвая следующие:

  • Линия фуникулера прокладывается на коротком протяжении, как правило с большим постоянным уклоном, направленным в одну сторону на всем протяжении трассы.
  • Вагоны проектируются с учетом этого уклона и имеют постоянную ориентацию на линии (одна сторона нижняя, другая - верхняя).
  • Линии фуникулера никогда не образуют сети, не ветвятся и не пересекаются.
  • Движение каната, что приводит вагоны в действие, реверсивный, направление изменяется каждый раз, когда вагон или вагоны достигают конца линии.

По функции до фуникулера близок эскалатор. Различия фуникулера от эскалатора следующие:

  • Фуникулер является транспортом дискретного действия.
  • Фуникулер имеет гораздо более низкую провозную способность.
  • Фуникулер не имеет смысла использовать на очень малых подъемах (перепад высот до 10 м).
  • На длинных линиях фуникулер, наоборот, гораздо дешевле в строительстве и эксплуатации.

Существуют судоподъемники, конструктивно устроены по принципу фуникулера, например судоподъемник Сен-Луи - Арзвиллер (Франция).


Смотрите также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам