Надо Знать

добавить знаний



Футуризм


Santelia01.jpg

План:


Введение

Umberto Boccioni 001.jpg
Santelia01.jpg


Футуризм - авангардный направление в литературе и искусстве, развившийся в начале XX века в основном в Италии и России.


1. История

Создателем его считают итальянского писателя Филиппо Маринетти, который 1909 года опубликовал во французской газете "Ле Фигаро" "Манифест футуризма". Главная задача нового направления Маринетти видел в уничтожении господствующих в 19 веке художественных форм, особенно реализма и классики, и в бесконтрольном индивидуализме, который в живописи оказался фантастическими формами и цветами, а в литературе, особенно в поэзии, т. н. "Заумной языке" - созданием новых звуков-слов, часто без всякого смысла. Характеристической приметой Филиппо была тематика урбанизма и индустриализации, которая должна отдать идеи и дух будущего космополитического общества, противопоставлены устоявшимся эстетическим вкусам, часто с целью "эпатировать буржуа", провоцировать его всевозможными выдумками и деформациями.

В живописи и скульптуре итальянский футуризм стал предтечей многих последующих художественных открытий и течений. Так, Боччони, который использовал в своей работе сразу несколько материалов (стекло, дерево, картон, железо, кожа, одежда, зеркала, электрические лампочки и т. д.) стал предшественником такого современного на сегодняшний день направления в искусстве как поп-арт. В своих футуристических работах Балла стремился к объединению формы, цвета, движения и звука.

В Италии также футуризм имел представители в музыкальном искусстве. Основоположниками музыкального футуризма считается Франческо Прателла, который выступил в 1910 году с "Манифестом музыкантов-футуристов" ("Manifesto dei musicisti futuristi"), а также Филиппо Руссоло, который выступил с манифестом "Искусство шумов" (L'arte dei Rumori) в 1913 году. Игорь Стравинский в "спогодах" иронически обрисовал футуристические эксперименты как "склеивание физиологического урчание, чмоканье резиновых присосок, пулеметной стрельбы и другие ... изображаемых и ассоциативных шумов, я! больше соответствуют музыкальным имитациям м-ра Диснея". [1]

На мировоззрение футуристов большое влияние имели философские взгляды Ницше с его культом "Сверхчеловека" и Бергсона, который утверждал, что мозг может постигать все закостенелое и мертвое.


2. Понятие футуризма

Футуризм - это искусство антигуманизма, которое должно отразить наступление времени техники. Направление футуризма можно выразить тремя "М" город, машина, масса. Два главных признака футуризма: во-первых, новое искусство совершенно не интересуется человеком. Психологизм объявляется анархизмом. Психологизм - характерная черта мещанской литературы, умирает. Если интересует душа - познай машину. Во-вторых, для этого искусства характерен исключительный динамизм, опоетизування движения, скорости, зрительные поиски средств изображения движения. Остановка есть зло, значит - футуристы употребляли такие принципы динамизации ("ускорение") своего художественного текста: тексты записывались без знаков препинания, без больших и малых букв. По мнению футуристов, больше препятствий для движения делают прилагательные и предлоги. На первый план выдвигается глагол. Футуризм - это тотальное отрицание, в том числе и эстетства. Музыкой города считался шум города. Существовало поэтизация безобразного, антиэстетизм: некоторые футуристы, например, издавали свои произведения на обоях.


3. В Украине

Подробнее в статье Украинский футуризм

К Первой мировой войны футуризм в индустриально отсталой Украина не имел благоприятной почвы. Но уже 1913 лидер украинского футуризма Михаил Семенко издал сборник стихов "Pr?lude", a 1914 - "Дерзание" и "Кверофутуризм", за годы революции он издал еще 8 сборников. Активный организатор, он был основателем ряда украинских футуристических группировок и журналов: "Фляминго" (1919 - 21), "Аспанфут" (1921 - 24) в Киеве, а после переезда в Харьков журнал "Новая генерация" (1928 - 30). Под давлением господствующей коммунистической идеологии журнал вынужден был стать боевой трибуной "пролетарского искусства" и от деструкции перейти к пропаганде конструктивизма и супрематизма (ряд статей напечатал в "Новой генерации" К. Малевич), а затем был вовсе запрещен. В "Новой генерации" принадлежали, кроме М. Семенко, поэты Гео Шкурупий, Алексей Влизько, М. Скуба и др.., теоретик А. Полторацкий. Некоторое время под влиянием футуризма был Бажан. Близко к футуризму стоял Валерьян Полищук, на футуристической основе пытался создать собственное направление "динамического спирализму". Футуристы не имели такой выдающейся позиции в укр. литературе своего времени, как символисты или неоклассики, однако они активизировали поэзию новыми темами и формами, а прежде экспериментаторством. "Новая Генерация" пропагандировала современные западно-европейские направления ( дадаизм, сюрреализм), что противоречило установкам официальной критики, и журнал перестал существовать еще в общей ликвидации литературных организаций в 1932.

Кроме упомянутых, существовали еще и меньшие локальные кружки футуристов: в Харькове "Ком-Космос" (1921), в Одессе "Юголиф" (с участием местных русских футуристов), в Москве "СИМ" ("Село и город", 1925), объединявшее украинских писателей в РСФСР. Органами футуризма в 1920-х годах были еще "Семафор в будущее", "Катафалк искусства" (на русском языке) и "Гольфштром".

В искусстве, кроме О. Архипенко, который от 1906 находился вне Украины и был близок к конструктивизма, чем к футуризму, к последнему принадлежали А. Экстер, А. Богомазов, отчасти А. Петрицкий, брат М. Семенко Василий, В. Ермилов, К. Малевич, Е. Прибильська, Евгений Сагайдачный, А. Сорохтей, график П. Ковжун, члены украинского футуристического кружка в Киеве и группа художников из круга "Новой Генерации".


Примечания

  1. Цитата по изданию: 36. Кияновская Л. Социокультурный аспект развития электронной музыки в 50-х - 70-х годах 20 в. / / Музыкальное искусство и культура: сб. Статей одесской музыкальной академии - Одесса, 2005 - Вып .. 6, кн .. 1 - С.115

Литература

  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .
  • Лейтес А. Яшек М. Десять лет укр. литературы, т. И, X. 1928.
  • Гординский Я. Лит. критика пидсоветськои Украины. Л. - В. 1939.
  • Luckyj G. Literary Politics in the Soviet Ukraine, 1917 - 34. Нью-Йорк 1956.
  • Маркаде В. Укр. вклад в авангардного искусства нач. 20 века / / Современность, ч. 7 - 8. Мюнхен 1980.
  • Философский словарь / / Ред. В. И. Шинкарука. Киев: Академия наук СССР. 1973.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам