Хабиру

Хабиру древнеегипетскими
иероглифами
a
pWy
r
A1Z2

Хабиру или хапиру или апиру (название происходит предположительно от взятке - виижджаты, эмигрировать, то есть хабиру - чужаки, пришельцы, беженцы, бездомные) - группа людей, социальное явление странах плодородного полумесяца во II тысячелетии до нашей эры.


История

Это не хабиру, а просто древнеегипетское изображение каких-то ближневосточных бродяг, однако хабиру примерно так и выглядели. Вероятно женщин в них было меньше, а оружия - больше.

Первые упоминания о хабиру случаются в Ассирийским и вавилонских документах XVIII-XVII веков до нашей эры в которых они выступают как воины на содержании местных правителей в Вавилонии, Каппадокии, Мари. В документах по Алалаха XV века до нашей эры перечисляются боевые отряды хабиру по соседним городам. В источниках того же времени с Нузи указывают, что отряды и отдельные хапиру находились под защитой государства. В аккадском документах по Угарита говорится о хабиру хеттского царя и об отдельном квартал хабиру в городе Халбу. В XV-XII веках до нашей эры они упоминаются и в египетских документах как пленные из Ханаана и Сирии и как рабы занятые на тяжелых работах в каменоломне и рудниках и время в сельском хозяйстве.

Хабиру никогда не были каким-то единым народом. В Мари например известный вспомогательный отряд называемый иамутбальськи хабиру - по названию захидносемитського клана и территории в Междуречье к северу от современного Багдада. В источниках с Мари и Алалху указываются города из которых происходят местные хабиру. В Нузи они были выходцами из Аккада, Ассирии и других мест. Так же разнообразны имена хабиру - в ранньовавилонських источниках они преимущественно аккадские и захидносемитськи, в Аллаласи преимущественно несемистськи, в Нузи как аккадском так и несемитськи. Характерной особенностью социальной, а не этнической природы хапиру является то, что этот термин в источниках разных языках никогда не употребляется с окончаниями которые указывают, что это название народа или племени.

Поскольку хабиру были беженцами и безправинимы чужаками, то в новых местах имели низкий статус и вынуждены были идти под руку местных правителей. О некоторых из хабиру прямо указывается, что они бежали с родины от правителей, собственных проблем вообще были преступниками. Обычно хабиру нанимались на военную службу, но иногда батрачили в домашних или сельских работах. Во времена политического беспорядка и упадка значение хапиру росло и упоминается, что они грабили города, время в союзе с жителями соседних городов. Например в XV-XIV веках до нашей эры ослабление египетского влияния в Ханаане и междоусобные войны местных князей вызвали усиление разбойничьих банд хапиру. Они действовали или сами или в союзе с местными, или как наемники князей или египетских наместников - в любом случае это приводило к грабежам и усиливало хаос и беззаконие в стране.

Как явление хабиру возникли в начале II и исчезли в начале I тысячелетия до нашей эры. Ни их появление ни исчезновения не были случайными, а являются следствием социально-политических процессов региона. На почтаку II тысячелетия общество претерпело глубоких социальных изменений - разрушение старой общинной структуры общества, политическая нестабильность, войны, высокие проценты и крайне жесткие долговые условия и т.д. выталкивали людей с привычного места и заставляли бросать свои общины и искать лучшей доли на чужбине. Наоборот в начале I тысячелетия возникли большие национально-территориальные государства которые стабилизировали ситуацию и положили конец миграциям деклассированных людей.


Хабиру и древние евреи

Уже давно замечено, что сроки хабиру и библейская название евреев иврим похожи. Поэтому существует теория, что вторая происходит от первой. С одной стороны непонятно как пидкерслено социальный, позаетничний термин стал названием народа. С другой стороны в Библии срок иврим употребляется в отношении евреев только в догосударственный период и только в контекстах они являются эмигрантами и иностранцами, или же его используют филистимляне как название народа из которого выходят наемники правителей филистимлянские городов. То есть фактически Библия использую слово иврим так же как другие древневосточные источники хабиру.