Надо Знать

добавить знаний



Хануман



План:


Введение

Храм Ханумана в Мумбай

Хануман ( санскр. हनुमान् , Hanumān ? , "Разбита челюсть") - в индуизме божественная обезьяна, сын бога ветра Ваю и апсары Пунджисталы, один из главных героев "Рамаяны", предводитель одного из войск ванарив, товарищ Рамы и Сити.


1. Рождение

Мать Ханумана находилась в то время под действием проклятия, которое превратило ее в ванару, носила имя Анджали (отсюда одно из имен Ханумана - Анджанея) и была женой Кешари, могучего воина из расы ванарив. Однажды, когда она гуляла в горах, ее увидел бог ветра Ваю, пролетавший рядом, и был поражен ее красотой. Ваю овладел Анджана. Так на свет появился Хануман и отсюда его первое имя - Марути (сын ветра).

2. Детство

Хануман унаследовал от своего отца божественную способность к полету, быстрому перемещению, а также невероятную силу. Вскоре после своего рождения он, увидев Солнце, решил что это фрукт и попытался его съесть. Это увидел Индра и бросил в Ханумана свою ваджру, сломав ему челюсть. Хануман без сознания упал на землю. Расстроенный Ваю взял сына и за такую ​​несправедливость начал скачивать весь воздух из планеты. Вскоре все живое в мире стало задыхаться. Индра вместе с мощными богами решили усмирить Ваю, и Брахма исцелил Ханумана, наделив его защитой от любого вида оружия. После этого случая Хануман и получил свое имя.

Узнав, что бог солнца Сурья - известный учитель, Хануман увеличился в размерах, чтобы достичь небесного пути Сурья и попросил того взять его в ученики. Сурья отказал, сказав, что должен освещать мир и не может оставлять свою колесницу. Тогда Хануман еще увеличился в размерах, поставил одну ногу на западную границу мира, а другую на восточную, что позволило ему все время быть рядом с колесницей, и еще раз обратился к Сурья с просьбой об ученичестве. Удивленный бог Солнца согласился и передал Хануману свои знания.

Хануман рос большим сорванцом и зачастую пиджартовував над отшельниками в горах, воруя у них вещи и предметы культа. Раздраженные мудрецы наложили на него проклятие - и он забыл о своих сверхспособности и вспоминал только тогда, когда это становилось необходимым и другие просили его о помощи. Также Хануман был способен понимать язык птиц, что впоследствии помогло ему освободить Раму и Лакшмана из подземного мира и убить Ахиравану.


3. Хануман в Рамаяне

Находясь в изгнании, Рама обратился к ванарив за помощью в Сити, похищенной повелителем ракшасов Раваной. Когда отряд, отправленный на поиски, достиг южного океанского побережья, все ванары, увидев бескрайний океан, отказались идти дальше, сославшись на неумение прыгать через воду. Коронованный принц Ангада собрал ванарив вокруг себя, начав поиски того, кто одним махом перепрыгнет через океан (100 йоджанив). Выбор пал на Ханумана. Когда ванары начали восхвалять его силу и могущество, Хануман вспомнил свои сверхспособности.

Статуя Ханумана, поблизости от храма Арбуда Дэви, гора Абу, Раджастан



4. Полет через океан

Хануман сосредоточил свой взгляд на отраженную в его сердце образе Рамы, увеличился в размерах и одним прыжком отправился в полет через океан. Гора, на которой он стоял, слегка погрузилась в море. Подводный пик Майнаки истек, предложив Хануману отдохнуть на нем, но тот не откладывая, продолжал лететь дальше. Путь ему преградили змей-демон Сураса и гигантка Симхика, но Хануман одолел их и попал на Ланку.

5. В городе

Прибыв на Ланку, Хануман превратился в маленькую обезьянку и одним ударом победил злую ракшасы Ланкин, что напала на него. Она вспомнила о том, что символом краха Раваны станет обезьянка, что одолеет часового у ворот. Разыскивая Ситу Хануман случайно обнаружил дом, похожий на храм Хари ( Вишну), чьим человеческим воплощением был Рама. Хозяина дома звали Вибхишана - он был практически единственным поклонником Хари на Ланке, но не утратил веру и помог Хануману, сказав, что Сита томится в лесу Ашоки. И Хануман поспешил туда.

После встречи с Сито, Хануман решил наказать Равану за его выходки и за страдания Ситы. В роще Ашоки, куда Хануман отправился полакомиться фруктами, на него напала армия Мегханадхи по прозвищу Индраджит (букв. "Победитель Индры" ). Сын Раваны собрался поймать Ханумана, метнув в него волшебным копьем - "стрелой Брахмы" (Брахмастра). И хотя Брахма даровал Хануману неуязвимость от своих стрел, то позволил себя пленить, чтобы встретиться лицом к лицу с Раваной, обуздать гнев и узнать силы, которыми он владеет.

Чтобы наказать Ханумана за дебош и беспорядки, Равана приказал поджечь Хануману хвост, обмотав его тряпками и облив маслом для светильников. Когда палачи попытались обернуть хвост тряпками и поджечь, Хануман начал его удлинять, чем сбил палачей с толку. Потом он все же позволил им поджечь свой хвост и устроил большой пожар на острове, поджигая все дома, кроме того, где спал Кумбакарна (потому что жена Кумбакарны взмолилась о пощаде) и жилье Вибхишаны (в знак почитания Вишну). Попрощавшись с Сито, Хануман взял у нее расческа, вернулся с ним в Раму, и сказал, что необходимо освободить Ситу течение месяца.


6. Холм с лечебными травами

На поле битвы Лакшман был ранен Орудием Шакти, выпущенным Мегандою, но поднять его тело смог только Хануман, который затем перенес его в лагерь Рамы. Чтобы вылечить Лакшмана, Джамбаван (проводник воинства медведей) посоветовал разыскать целителя Сушеные с Ланки. Тот, в свою очередь, назвал гору, на которой росли лекарственные травы, способны исцелить Лакшмана. На пути к горе Хануман присел отдохнуть у озера. Увидев неподалеку мудреца, который практиковал джапа и повторял "Рама! Рама!" Хануман несказанно обрадовался. Нырнув в озеро, он коснулся крокодила, который тут же превратился в светящуюся существо, которая рассказала, что он и Каланеми - небесные музыканты, подвергшихся проклятие, а мудрец неподалеку - совсем не мудрец, а ракшасы. Хануман расправился с перевоплощенным мудрецом, освободив тем самым души Каланеми и крокодила, как свидетельствовало пророчество Дурвасы. Хануман нашел горный холм сандживи, но времени на поиски целебной травы не было, поэтому он оторвал от земли весь холм, и на своей ладони перенес его в лагерь ванарив.


7. Подземный мир

Однажды во время войны, Махиравана, единственный сын Раваны, которому удалось уцелеть, пленил Раму и его брата Лакшмана и заточил их в своем дворце в Паталах (подземном мире). Хануман отправился на поиски друзей и, найдя их, обнаружил, что для победы над Махираваною нужно задуть вместе пять ламп. Хануман принял облик пятиликого Панчамукхи, Панча - пять, мукха - лицо) с лицами Вараха, Нарасимгы, Гаруды, Хаягривы и своим собственным. Задувая лампы, он убил Махиравану и освободил Раму и Лакшмана.


8. После войны

После войны, процарювавшы несколько лет, Рама решил покинуть земной мир и уйти на небеса. Многие из его окружения решили последовать за ним, даже некоторые ванары, среди которых Сугрива. Однако Хануман не захотел покидать землю и попросил разрешения оставаться на Земли, пока люди чтят имя Рамы. Сита одобрила это решение и распорядилась установить изображения Ханумана в людных местах, чтобы он мог слышать восхваления в адрес Рамы. Так Хануман стал одним из семи индуистских бессмертных.

Хануман участвует в событиях Махабхараты. Один из братьев Пандавов, Бхиму, находясь в изгнании, встречает в лесу Ханумана и не может даже поднять хвост, которым тот преградил ему дорогу. Хануман объявляет Бхиму, что он - его брат (Бхиму - тоже сын Ваю) и возвещает ему учение о четырех Юги и об обязанностях четырех варн.


9. Экранизация

В 2007 году на экраны вышел мультфильм под названием "Hanuman Returns" ("Возвращение Ханумана"), рассказывающий историю Ханумана и частично пересказывает Рамаяну с участием Марути.

10. Культ Ханумана

Культ Ханумана - один из самых популярных в индуизме. Его почитают как наставника в науках и покровителя деревенской жизни. Из Индии культ Ханумана (и обезьян вообще) распространился на всю Юго-Восточную Азию, вплоть до Китай, где его почитают как Сунь Укун.

Литература

  • "Сказание о Раме" - Литературное изложение Э. Н. Темкина и В. Г. Эрмана
  • Истории из Рамаяны малоизвестные истории из Рамаяны.
  • "Рамакатха Расавахини" - "Рамаяна" в изложении Сатьи Саи Бабы (Главы 23-31)
  • Клаус Питер Дж. Сара Даймонд, Маргарет Энн Миллс (2003). "Хануман". Южной Азии фольклора. Тейлор и Френсис. с. 280-281. ISBN 9780415939195.
  • Lutgendorf, Филипп (2007). Хануман сказка: сообщение о божественной обезьяны. Oxford University Press США. с. 434. ISBN 9780195309218.
  • Шри Рамакришна Мать (1985): Хануман Chalisa. Ченнай (Индия) Шри Рамакришна матем. ISBN 81-7120-086-9.
  • Махабхарата "(1992). Горакхпур (Индия): Gitapress.
  • Anand Ramayan (1999). Bareily (Индия): Раштрия санскрита Sansthan.
  • Свами Сатьянанда Sarawati: Хануман Пуджа. Индия: Деви Мандир. ISBN 1-887472-91-6.
  • "Рамаяна" пгт. Камала Субраманиам. Опубликовано Бхаратия Видья Бхаван (1995). ISBN 8172764065
  • Хануман - в искусстве, культуре, мысли и литературы в Шанти Нагар Лал (1995). ISBN 81-7076-075-3



п ? о ? р Индуистский пантеон

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам