Надо Знать

добавить знаний



Харьковский метрополитен


Metro Charkiw.svg

План:


Введение

Харьковский метрополитен

Харьковский метрополитен - скоростная внеуличных транспортная система Харькова. Имеет три действующих линии, эксплуатационная длина которых достигает около 38,1 км. К услугам пассажиров - 29 станций с тремя подземными пересадочными узлами в центре города. После открытия 23 августа 1975 года стал шестым по счету метрополитеном вторым в Украине.

Владельцем метрополитена является коммунальное предприятие "Харьковский метрополитен", созданное в 2009 году путем реорганизации из государственного предприятия "Харьковский метрополитен" [5]. Компания трудоустраивает 2 120 рабочих (по состоянию на 2012 год) [6], в его составе действуют 2 электродепо (ТЧ-1 "Московское" и ТЧ-2 "Салтовское"). Финансовые поступления поступают от основной деятельности - перевозки пассажиров, а также непрофильных доходов - предоставление в аренду площадей и рекламомисць, рекламы (мониторы на станциях, оформления станций) и субвенции и компенсации из городского и государственного бюджета.


1. История

1.1. Предыстория

В конце 50-х - начале 60-х годов в городе произошли большие изменения в расположении жилых районов и производственных зон. Ускоренный рост численности населения, его интенсивная миграция в районы массового жилищного строительства, естественное повышение транспортной подвижности обусловили возникновение серьезных проблем в обеспечении пассажирских перевозок, выявив недостатки планировки города, которые сложились исторически, его улично-дорожной и транспортной сетей.

Радиальное планирования города с узкими прямолинейно улицам, застроенными многоэтажными домами, сильно пересеченный рельеф местности с петляющими реками, глубокими оврагами, крутыми возвышенностями не позволяли достичь радикального улучшения перевозок харьковчан обычными средствами наземного городского транспорта. Исходя из неотложной необходимости обеспечить условия для нормального функционирования и развития Харькова и его агломерации, был поднят вопрос о строительстве скоростного внеуличных транспорта большой производительности, который смог бы приблизить во времени жилые районы к местам работы и к центру города. Расчеты, выполненные Харьковпроект, показали, что ни скоростной трамвай, ни монорельсовая дорога не в состоянии решить транспортные проблемы города, освоить существующие и прогнозируемые пассажиропотоки при достаточно высокой скорости сообщения сможет только метрополитен. Наибольшие трудности для городского транспорта представляло обеспечения перевозок пассажиров по оси города "запад-восток", вдоль которой расположены крупнейшие промышленные предприятия, крупные жилые массивы, основные узлы внешнего и пригородного железнодорожного и автомобильного сообщения, общегородской центр. Согласно технико-экономическим обоснованием, которое было выполнено Харьковпроект с участием коллективов Киивметропроект и Харгипротранс, именно вдоль этого самого напряженного диаметра города была намечена трасса первой очереди Харьковского метрополитена (главный инженер ТЭО Харьковского метрополитена кандидат технических наук Г. Е. Любарский, главный инженер проектного задание Н. Н. Бычков). Решение о строительстве первой очереди Харьковского метрополитена было принято 29 апреля 1968 года. В мае того же года создан специализированный институт Харьковметропроект (филиал Метрогипротранс), который разработал необходимую проектную документацию. В проектировании отдельных объектов подземной магистрали участвовали институты Харгипротранс, Гипрозаводтранс, Энергосетьпроект, Укргипрокоммунстрой, Харьковпроект. В июне 1968 года в Харьков начали прибывать первые метростроевцы бассейнов.


1.2. Строительство

15 июля 1968 года на улице Славянской, неподалеку от Южного вокзала, был заложен первый ствол. 23 августа, в день 25-летия освобождения Харькова от немецко-фашистских захватчиков, начаты горные работы на станции метро "Советская". К концу декабря 1968 года на строительстве Харьковского метрополитена был освоен первый миллион рублей.

В конце февраля 1969 года проходчики вышли на трассу левого перегонного тоннеля между станциями "Советская" и "Проспект Гагарина". 11 ​​августа начал работать первый на Харьковском Метрострое проходческий щит. В августе 1969 года приступили к строительству односводчатой ​​станции "Центральный рынок". Большим событием была первая сбойка, осуществлена ​​10 апреля 1970 : проложен в обводненных грунтах от Подольского моста левый перегонный тоннель состыковался с тоннелем станции "Советская". В октябре 1970 года было организовано управление строительства Харьковметрострой, в состав которого вошли два строительно-монтажных управления, переведен из Средней Азии строительно-монтажный поезд, завод железобетонных конструкций, автобаза, контора эксплуатации, проката и ремонта оборудования.

Первый пробный метропоизд прошел по трассе вечером 30 июля 1975 года, а 21 августа Государственная комиссия подписала акт о приемке в эксплуатацию первого участка первой очереди Харьковского метро с оценкой "отлично". Объемы работ, выполненные на строительстве первого участка, характеризуют следующие цифры: проложено более 23 километров тоннелей, построено 8 подземных станций трех различных типов, разработаны более 1,3 миллиона кубометров грунта, заключенные около 190 000 кубометров монолитного и сборного железобетона, 31 000 квадратных метров мрамора и гранита. Строительство первого участка велось в сложных гидрогеологических условиях: 6 станций и 7 километров гонки построены в плывунах и других обводненных грунтах, тоннели проложены под двумя реками, густонаселенными городскими кварталами, магистралями с интенсивным движением транспорта.

22 августа 1975 года на станции "Московский проспект" состоялся многолюдный митинг, на котором начальник Харьковметростроя Г.О.Братчун передал символический ключ от подземной магистрали первому начальнику Харьковского метрополитена М.Я. Бессонова, а 23 августа, в день 32-летия освобождения Харькова от немецко-фашистских захватчиков, открылась двepi метрополитена для горожан. В этот день метрополитен перевез пepшi 413 тыс. пассажиров.

23 августа 1975 года была открыта первая очередь Харьковского метрополитена - участок Свердловско-Заводской линии (ныне "Холодногорско-Заводская") длиной 9,8 км с висимью станциями от "Улица Свердлова" (ныне ст. "Холодная гора") до "Московский проспект" .


1.3. Первые годы деятельности

В марте 1976 года коллектив эксплуатационников завершил весь объем работ по освоению и наладка оборудования первого пускового участка, полностью вышла на проектные показатели. Скорость соединения достигла 40,4 км / час. Интервал между поездами в часы "пик" сократился до трех минут. К концу первого года работы Харьковского метрополитена среднесуточный объем перевозок составил около 300 000 пассажиров (более 10% общего объема перевозок всеми видами городского транспорта Харькова).


1.4. Продолжение строительства

Метрополитеном ежегодно перевозится более 200 миллионов пассажиров:

  • в 2008 году - 282,3 миллионов;
  • в 2009 году - 239 миллионов;
  • в 2010 году - 247,1 миллиона
  • в 2011 году - 250,1 миллиона


Решение о передаче государственного предприятия "Харьковский метрополитен" в коммунальную собственность г. Харькова было принято 6 мая 2009 года [7] на заседании Кабинета Министров Украины [8]. Но Кабинет Министров Украины передал государственное предприятие в коммунальную собственность Харькова только 27 августа того же года [9]. Официально [10] же передали в собственность г. Харькова метрополитен 25 сентября во время подписания акта о приеме-передаче целостного имущественного комплекса с участием руководителей структурных подразделений Харьковского городского совета, представителей метрополитена, Министерства транспорта и связи Украины, ГорБТИ, профсоюзы [11 ]. Окончательное решение [12] о принятии метро в коммунальную собственность города городской совет рассмотрел на сессии 30 сентября, приняв решение о реорганизации путем преобразования государственного предприятия "Харьковский метрополитен" в коммунальное предприятие "Харьковский метрополитен" [13]. Метрополитен перешел в сферу управления Департамента транспорта и связи исполкома горсовета [11].

Харьковский метрополитен в 2009 году занял 33 место в рейтинге 53 метрополитенов мира, пассажиропоток которых превышает 50 миллионов человек в год [14]. Также метрополитен занял первое место в 2009 году среди предприятий государственной формы собственности по критерию "объем реализованной продукции" и признан "Государственным предприятием года" по основному виду деятельности КВЭД 60.2 "Деятельность другого наземного транспорта" [15].


1.5. Хронология запуска станций

  • 1975 - "Улица Свердлова" - "Московский проспект" (8 станций)
  • 1978 - "Московский проспект" - "Пролетарская" (5 станций)
  • 1984 - "Исторический музей" - "Барабашова" (5 станций)
  • 1986 - "Барабашова" - "Героев труда" (3 станции)
  • 1995 - "Метростроителей" - "Научная" (5 станций)
  • 2004 - "Научная" - "23 Августа" (2 станции)

2. Настоящее

2.1. Линии и станции

2.1.1. Станции

Знак Харьковского метрополитена у входа в подземный переход станции

На сегодняшний день в Харьковском метрополитене 29 станций с тремя подземными пересадочными узлами в центре города. Все станции Харьковского метрополитена является подземными. Из них 6 станций - глубокого заложения и 23 - мелкого. Среди станций глубокого залегания три являются пилонного типа ("Пушкинская", "Южный вокзал", "Советская"), две колонно -пилонного ("Архитектора Бекетова", "Госпром") и одна колонна ("Исторический музей"). Среди станций мелкого заложения большинство колонного типа, кроме 7 односводчатой ​​("Площадь Восстания", "Академика Павлова", "Киевская", "Тракторный завод", "Советской армии", "Московский проспект", "Спортивная", "Центральный рынок") . Все станции имеют островные платформы.

Наиболее глубокой является станция "Пушкинская" которая расположена на глубине 35 метров. Длинный перегон между станциями "Киевская" - "Академика Барабашова" (2407 метров), самый короткий - "Архитектора Бекетова" - "Госпром" (771 м).

Пассажиров метрополитена обслуживают 47 ескалаторов, действующих на 13 станциях.

Станции "Южный вокзал", "Проспект Гагарина", "Тракторный завод" и "Пролетарская" имеют выходы к железнодорожным станциям и платформ, а станция "Завод имени Малышева" расположена в непосредственной близости от железнодорожной станции Харьков-Балашовского.


2.1.2. Конечные станции

История развития Харьковского метрополитена
Станция Конечная с Конечная по Примечания
. 1. "Холодная гора" 23 августа 1975 Наше время
. 1. "Московский проспект" 23 августа 1975 11 августа 1978
. 1. "Пролетарская" 11 августа 1978 Наше время
. 2. "Исторический музей" 11 августа 1984 Наше время
. 2. "Академика Барабашова" 11 августа 1984 24 октября 1986
. 2. "Героев труда" 24 октября 1986 Наше время
. 3. "Метростроителей имени Г.И. Ващенко" 6 мая 1995 Наше время
. 3. "Научная" 6 мая 1995 21 августа 2004
. 3. "23 Августа" 21 августа 2004 21 декабря 2010
. 3. "Алексеевская" 21 декабря 2010 Наше время

2.1.3. Линии

Сегодня Харьковский метрополитен три действующих линии, эксплуатационная длина которых достигает около 38,1 км. Линии метрополитена пересекают все 9 районов города, однако количество станций неравномерна: в Дзержинском - 8 станций [16], в Киевском - 6, в Московском и Фрунзенском - по 4, в Коминтерновском и Ленинском - по 3, в Орджоникидзевском - 2, а в октябрьском и Червонозаводском только по одной станции.


# Название Конечные станции Цвет Введена в действие Количество станций Длина (км)
1 Холодногорско-Заводская "Холодная гора" - "Пролетарская" Красный 23.08.1975 13 17
2 Салтовская "Исторический музей" - "Героев труда" Синий 11.08.1984 8 10
3 Алексеевская "Метростроителей имени Г.И. Ващенко" - "Алексеевская" Зеленый 06.05.1995 8 11,1
Всего: 29 38,1

3. Подвижной состав

Вагон модели 81-718 на ст. м. "23 августа"

Подвижной состав состоит как из вагонов старых типов Еж3 и Ем508Т, так и современных моделей 81-717/714. С 1992 года Харьковской метрополитен перешел на закупку вагонов модели 81-718/719, которые отличаются более высокими технико-экономическими показателями и комфортом. В "подземке" эксплуатируется 321 вагон. Обслуживается подвижной состав двумя депо - ТЧ-1 "Московское" и ТЧ-2 "Салтовское". Строительство третьего электродепо ТЧ-3 "Алексеевское" отложено на неопределенный срок.


3.1. Интервал движения

  • "Летний график". По рабочим дням движение по Салтовской и Холодногорско-Заводской линии осуществляется с максимальной четностью 24 пары поездов в час (за сутки Салтовское линией проходит 523 поезда, а Холодногорско-Заводской - 503 поезда, минимальный интервал движения составляет 4 минуты 20 секунд). Минимальный интервал применяется в "часы пик" с 7:00 до 9:00 утра.
  • "Зимний график". Максимальная четность поездов на Холодногорско-заводских и Салтовского линиях в 26 пар поездов в час (за сутки Салтовской линии проходит 632 поезда, а Холодногорско-Заводской линии - 609 поездов, минимальный интервал - 2 минуты 20 секунд - 3 минуты). "Часа пик" определяются временем с 7:00 до 10:30 утра.
  • "Осенний график" [17]. Минимальный интервал между поездами в утренние часы пик в рабочие дни на Холодногорско-Заводской и Салтовской линиях составляет 3 минуты 40 секунд.

Движение по Алексеевской линии осуществляется с максимальной четностью в 12 пар поездов в час.

С 23:00 до 24:00 интервал движения на всех трех линиях - максимальный и составляет 15-20 минут (зимой 2007 г. составлял 20 минут).


4. Сотовая связь

На всех станциях и в перегонах между ними на всех действующих линиях действует сотовая связь оператора " Киевстар" , на станциях ?Советская?, ?Студенческая? [18], "Госпром", "Университет", "Исторический музей" - свя Связь оператора "Life :)". В зоне метромоста между станциями "Киевская" и "Академика Барабашова" можно пользоваться связью всех сотовых операторов Украины.

Планируется, что в 2011 году мобильной связью " МТС" можно будет пользоваться в харьковском метро на станциях "Холодная гора", "Университет", "Советская", "Исторический музей". [18].


5. Развитие

На стадии строительства находится станция "Проспект Победы". Пуск в эксплуатацию станции планируется на 2012 год. Согласно плану развития подземки, стоимость строительства станции "Проспект Победы" обойдется более чем в 300 миллионов гривен. С них 100 млн должны быть освоены в этом году и еще 154 в следующем. Кроме того, в 2012 году начнется строительство на участке ?Метростроителей-Одесская", на это нужно еще 130 миллионов.

Современный жетон Харьковского метрополитена

Строительство третьего участка Алексеевской линии от станции "Метростроителей имени Ващенко" до ст. "Одесская" (будет расположена на перекрестке просп. Гагарина и ул. Одесской) будет проводиться открытым способом в котловане с ограждением из шпал. Строить ст. "Державинская" (будет расположена на проспекте Гагарина в районе перекрестка ул. Чугуевской и пер. Золотого) будут без перестройки движения городского транспорта. Тоннеле между станциями "Державинская" и "Одесская" планируется строить закрытым способом. После ввода в эксплуатацию третьего участка длина Алексеевской линии составит 14,4 км. Суточные пассажиропотоки на ст. "Державинская" ожидаются в объеме 40 тыс. человек и на ст. "Одесская" - 160 тыс. человек. Водоснабжение станций планируется производить за счет городских водопроводных сетей.

Строительство метро в сторону аэропорта возможно как надземное, линию строить на эстакаде по разделительной полосе ул. Гагарина. В частности, на некоторых участках этого направления невозможно подземное строительство метро, ​​потому что вынос коммуникаций очень ценный, а также из-за нежелания износа "частного сектора" [19].

Южная железная дорога 25 - 26 сентября 2009 года представила проект строительства в Харькове скоростного трамвая, которая свяжет железнодорожную станцию ​​"Левада" с аэропортом. Длина линии - 11,4 км, на ней пять остановок, время движения в одну сторону - 20 минут. Стоимость проекта - 600 млн. грн., Строительство можно осуществить за 1,5-2 года, планируется использовать отечественные и зарубежные трамваи [20].

Перспективные направления развития:

Холодногорско-Заводская:

  • "Новая Бавария"
  • "Залютино"
  • "Восточная"
  • "Роганская"
  • "Южная"

Салтовская:

  • "Дружбы Народов"
  • "Площадь Урицкого"
  • "Октябрьская"
  • "Новожаново"

Алексеевская:

  • "Державинская"
  • "" Каштановая ""
  • "Одесская"
  • "Мотель" Дружба ""
  • "Аэропорт"

Малое кольцо

  • "Героев Труда-2"
  • "Проспект Тракторостроителей"
  • "Восточная Салтовка"
  • "602 микрорайон"
  • "Индустриальная-2"
Логотип концерта симфонического оркестра 19-20 апреля 2009 года на станции "Университет"

6. Концерт симфонического оркестра

В ночь с 19 на 20 апреля 2009 года [21] (с 00:30 до 02:00) впервые в истории Украины и Европы [22] на платформе станции "Университет" состоялся концерт академического симфонического оркестра Харьковской областной филармонии под руководством Юрия Янко и академического хора имени Вячеслава Палкина. В программе концерта были классические произведения и мелодии из популярных советских кинофильмов. Вход для зрителей был свободным. Около 6 000 харьковчан побывали на этом событии. Для безопасности вдоль платформы во время концерта стояли поезда. После концерта по всем линиям метрополитена были пущены поезда, чтобы развезти гостей на нужные станции. Сам концерт транслировал в прямом эфире харьковский телеканал "Р1" [23].


7. Интересные факты

  • К Евро-2012 запланировано сделать надписи на всех информационных табличках двуязычными - украинском и английском [24].
  • В августе 2009 года метрополитен начал проводить модернизацию аналогового оборудования центрального поста и станционных пунктов системы часификации, работающих с 1975 года. Новая система будет синхронизирована с единой государственной системой времени Украины в режиме "on-line" с помощью спутниковой связи и начнет работать в ноябре 2009 года [25].
  • Метрополитен откажись от продажи жетонов через кассы в 2010 году [26]. Вместо касс на каждой станции установлены автоматы по продаже жетонов и автоматы для пополнения электронных карт. Установка автоматов началось со станции " Советская" Холодногорско-Заводской линии [27].

См.. также

Примечания

  1. а б в г д Данные приведены по состоянию на 2011 год по сравнению с 2010 годом
  2. а б в г д "Харьков транспортный": http://gortransport.kharkov.ua/subway/index.html - gortransport.kharkov.ua / subway / index.html] (Рус.)
  3. Новости. За 2011 год харьковский метрополитен перевоз более 250 миллионов пассажиров - gortransport.kharkov.ua/news/14314 / (Рус.)
  4. Сайт FINANCE.UA: Киевский метрополитен закончил 2011 с убытками 320 700 000 грн - news.finance.ua / ua / ~ / 1/0/all/2012/02/13/269262
  5. Новости. В городе появилось КП "Харьковский метрополитен" - gortransport.kharkov.ua/news/9081 / (Рус.)
  6. Новости. За 2011 год харьковский метрополитен перевоз более 250 миллионов пассажиров - gortransport.kharkov.ua/news/14314 / (Рус.)
  7. Распоряжение Кабинета Министров Украины от 6 мая 2009 г. N 997-р "О передаче целостного имущественного комплекса государственного предприятия" Харьковский метрополитен "в собственность территориальной громады г. Харькова" - zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main . cgi? nreg = 997-2009-?
  8. Харьковский метрополитен будет передан в коммунальную собственность в течение месяца - министр транспорта - www.sq.com.ua/show_news/86519.html (Рус.)
  9. Харьковский метрополитен передан в коммунальную собственность Харькова - Ю.Тимошенко - www.sq.com.ua/show_news/90825.html (Рус.)
  10. Харьковский метрополитен официально передадут в собственность города 25 сентября - www.sq.com.ua/show_news/92021.html
  11. а б Подписан акт о передаче метрополитена в собственность города - www.city.kharkov.ua/uk/news/view/id/247
  12. Горсовет поменяет название харьковской подземки - www.mediaport.ua/news/city/66299 (Рус.)
  13. В городе появилось КП "Харьковский метрополитен" - www.city.kharkov.ua/uk/news/view/id/317
  14. Рейтинг метрополитенов мира - www.finansmag.ru/94900/ (Рус.)
  15. Харьковский метрополитен - государственное предприятие года - www.city.kharkov.ua/uk/news/view/id/1528 (Рус.)
  16. Некоторые станции учтены дважды, потому что они расположены на границе двух районов, поэтому имеют выхода в оба района
  17. Харьковский метрополитен перешел на осенний график движения поездов - www.sq.com.ua/show_news/90703.html
  18. а б Есть вероятность, что через два года мобильной связью "МТС" можно будет пользоваться в харьковском метро - директор управления "МТС-Украина" - www.sq.com.ua/show_news/91337.html (Рус.)
  19. О надземное метро в Харькове можно будет говорить не раньше, чем через три года - М. Добкин - www.sq.com.ua/show_news/91649.html (Рус.)
  20. Южная железная дорога презентовала потенциальным инвесторам проект строительства в Харькове скоростного трамвая - www.sq.com.ua/show_news/92163.html (Рус.)
  21. Концерт "Пасхальный подарок пассажирам Харьковского метрополитена" пройдет по инициативе и при поддержке Харьковского горсовета (обновлено) - www.metro.kharkov.ua/rus/view.php?n=newsid&id=130 (Рус.)
  22. Харьковская филармония - www.filarmonia.kharkov.ua/, официальный сайт
  23. Около 6 тыс. харьковчан побывали на концерте Харьковской филармонии, который проходил в метро - директор филармонии - www.sq.com.ua/show_news/85849.html
  24. Харьковский метрополитен планирует к Евро-2012 сделать надписи на информационных табличках двуязычными - www.sq.com.ua/show_news/87026.html (Рус.)
  25. Модернизация единой системы часофикации метрополитена - www.metro.kharkov.ua/uk/news/view/id/63
  26. Начальник харьковского метрополитена С. Мусеев: "Вместо касс на каждой станции будут установлены автоматы по продаже жетонов и пополнения электронных карт" - www.sq.com.ua/show_article/652/index.html (Рус.)
  27. Установка автоматов по продаже жетонов для проезда в харьковском метро начнется со станции "Советская" - www.sq.com.ua/show_news/90907.html (Рус.)

Источники


п ? в ? р Метрополитены Украины
Существующие
Днепропетровск ? Киев ? Кривой Рог (скоростной трамвай) ? Харьков
Строятся
Запланированные
п ? в ? р Транспорт Харькова
Флаг Харкова.gif



Метро Это незавершенная статья о метрополитенах Украины.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам