Надо Знать

добавить знаний



Хлодвиг



План:


Введение

Хлодвиг I, король франков

Хлодвиг I или Клодвиг И ( фр. clovis , лат. chlodovechus, Chlodoveus , Давньогерм. Chlodowech, Chlodwig; у 466 - 27 ноября 511, Париж) - король салических франков с 481 по 511 гг Сын короля Хильдерик И из рода Меровингов и Базин Тюринзькои. Хлодвиг вступил на трон после смерти своего отца в возрасте 15 лет. Проводил активную завоевательную политику, значительно расширив территорию своего королевства. В 498 году первым из франкских королей принял католическую веру, что послужило началом христианизации Галлии. Считается основателем Франкского королевства, которое рассматривается как первая французская или немецкая монархии, в зависимости от национальной принадлежности или симпатий исследователей. По Хлодвига была составлена ​​и записана "Салическая правда", один из первых варварских законодательных кодексов. После смерти Хлодвига королевство было разделено на четыре части между его сыновьями и занято междоусобицы.

Начало правления Хлодвига И считается наступлением первого, "меровинзького" периода истории Франкского государства - с конца V до конца VII веков.


1. Источники

Период правления Хлодвига И не богат автенични источники. Имеющиеся рукописи и памятники нужно оценивать очень критично, поскольку события прошлого чаще описывалась хронистами уже post factum, а археологические данные и обработки материальных источников не всегда точны.

1.1. Письменные источники

  • О короля Хлодвига многое известно благодаря подробному описанию его правления галло-римским епископом Григория Турского, который был близок к господствующих классов. Его "История", названная позже "Историей франков", служила, прежде всего, как поучительный произведение, однако впоследствии превратилась в хвалебную биографию. Именно поэтому данный источник не следует точному изложению исторических фактов. Жизнеописание Хлодвига можно найти во 2-й книге "Истории франков", разделы 27-43.
  • Некоторые данные о Хлодвига содержатся в "Хронике" Фредегар.
  • Социально-экономические и правовые аспекты эпохи правления Хлодвига И изучаются на основе "Салической правды" и Капитулярием, выданных в связи с появлением этого варварского кодекса.
  • Также до нас дошли некоторые фрагменты тогдашнего переписки и поздние записи, сделанные на основе источников, которые сегодня не сохранились [1].

Именно благодаря сравнительному анализу всех этих документов и хроник большинство исследователей пришла к мысли, что Хлодвиг умер 27 ноября 511 года.


1.2. Материальные источники

Фибулы эпохи Меровингов

Исследования археологов позволяют историкам делать выводы о материальной культуре того периода, о нравах и культурное развитие франков, а также представить приблизительную картину климатических изменений на территории Галлии, развития сельского хозяйства и экономических связей (например, изучая остатки римских дорог в Галлии) и т.д.. Кроме этого, благодаря археологическим находкам иногда датировать то или иное событие, тогда как письменные источники, скажем, расходятся в этом вопросе или не дают таких данных вообще.


1.3. Лингвистические данные

Изучение франкской языка позволило исследователям понять этимологию имени короля франков. Имя "Хлодвиг" (франкськ. Hlodowig) состоит из двух частей - корня "hlod" ("прославленный", "выдающийся", "именитый") и "wig" ("бой", "битва"). То есть "Хлодвиг? означает, кто "Прославился в бою" [2]. Позже от этого имени было образовано имя Людовик ( лат. Ludovic ), Которое превратилось в немецкое "Людвиг" ( нем. Ludwig ) И французское "Луи" ( фр. Louis ). [3] Этим именем часто называли королей Франции. Меровинги нередко использовали при предоставлении имени корень "hlod". Так, например, появились Хлотаря ( фр. Clotaire ) Лотар, (Lothaire), Хлодомир (Clodomir), Клотильда (Clotilde).


2. Хронология правления

Хронология правления Хлодвига известна довольно плохо. Практически все имеющиеся данные взяты из "Истории" Григория Турского (книга 2), который считает перечисленные ниже события пятилетие. Например, война с Сиагрием состоялась, по его сведениям, через пять лет после восшествия Хлодвига на престол, война против алеманнов через пятнадцать лет после начала правления, а война с вестготами - за пять лет до его смерти. В целом получается, что Хлодвиг правил в течение 30 лет после восшествия на престол в пятнадцатилетнем возрасте. Возможно, такая подача информации является упрощением со стороны автора. Но также вполне возможно, что эти даты близки к истине. Единственная точная дата, которую ученые имеют сегодня располагает, - это дата смерти Хлодвига: 511 год. Это означает, что на престол он взошел примерно 481 или 482 года.

Примерная хронология правления Хлодвига I:

  • 480 - Рипуарськи франки захватили Трир.
  • 484 - Союз с рипуарськимы и камбрейськимы франками (Рагнахар, король франков Камбре, был, вероятно, одним из родственников Хлодвига). Смерть короля вестготов Эриха, которого сменил его сын Аларих II.
Битва при Толбиаку, фреска XIX века с Пантеона.
  • 485 - Хлодвиг женился на рипуарський принцессе, от которой у него родился сын Теодорих. Этот брак часто трактуется как тактический союз с восточными соседями, который позволил Хлодвигу направить свои силы на юг. Григорий Турский в своей "Истории" говорит об этом принцессу как о наложнице, поэтому долгое время Теодорих считался незаконным сыном Хлодвига.
Победа при Суассоне позволила Хлодвигу объединить весь север Галлии. Сиагр спрятался в вестготов в Тулузе, но те ​​выдали его Хлодвигу. Галло-римский правитель был убит. Считается, что именно после этой битвы произошел известный эпизод из Суассонского чашей, который описал Григорий Турский.
  • 493 - Договор о ненападении с королем Лионского бургундского королевства, подкрепленный брачным союзом. Хлодвиг женился вторично - с принцессой Клотильдой (дочерью короля бургундов Хильперика II и племяннице короля Гундобада). Клотильда вместе с епископом Реймский Ремигием пыталась склонить Хлодвига к принятию католичества.
  • 494 - Победный набег Хлодвига против вестготов на Сентонж.
  • 496 - Битва при Толбиаку неподалеку от Кельна [4] с аламаны, во время которой Хлодвиг дал обет принять крещение, если победит. Хлодвиг одержал победу и расширил границы своего королевства вплоть до верхнего Рейна.
  • 498 - Победный набег Хлодвига против вестготов на Бордо.
  • 498, 25 декабря ( Рождество) [5] - Хлодвиг принял крещение в Реймсе вместе с 3 тысячами воинов (если верить словам Григория Турского). Крестил короля епископ Ремигий, впоследствии провозглашен святым. Переход Хлодвига в католическую веру увеличил его влияние на галло-римские территории, легитимизировав его власть в глазах местных христиан. Однако одновременно это был довольно опасное мероприятие, который уменьшал популярность короля среди германцев. Франки, как и все германцы, верили, что король или вождь равный богам, а католическая же вера утверждала, что высшая власть принадлежит Богу и Церкви во главе с папой. Поэтому многие крестных германцев зачастую были арианами, поскольку согласно этим вероучением, главой Церкви становился не папа, а король.
  • 499 - Хлодвиг заключил союз с королем бургундов Женевы Годегизилом, который хотел захватить территории своего брата Гундобада.
  • 500 - Хлодвиг заключил союз с армориканцы ( кельтской народностью, населявших полуостров Бретань и побережье Ла-Манша). После битвы при Дижоне и победах Хлодвига над бургундскими войсками Гундобада, король франков заставил того покинуть свое королевство и укрыться в Авиньоне. Однако король вестготов Аларих II пришел на помощь Гундобаду и, таким образом, заставил Хлодвига отказаться от помощи Годегизилу. В свою очередь, Гундобад согласился платить Хлодвигу ежегодную дань, но своего обещания не сдержал. Он смог восстановить свое королевство, а также догнать и убить в Вьенна брата Годегизила.
После этого Хлодвиг и Гундобад заключили мир и союз для борьбы с вестготами.
  • 506 - Церковный собор в Агди, в котором приняли участие 25 епископов, 8 священников и 2 диакона (они присутствовали там представители епископов своих диоцеза).
Битва Хлодвига с вестготами. Миниатюра XIV века.
  • 507 - Битва в долине Вуйе неподалеку Пуатье [6] с вестготами. Хлодвиг одержал победу над Аларихом II и расширил границы своего королевства вплоть до Аквитании. Король вестготов был убит, а у самих вестготов не оставалось другого выбора, кроме как отступить в Испанию, за Пиренеи. Остготы же под руководством Теодориха Великого не могли вступиться за своих соседей вестготов, поскольку в этот момент воевали с Византией.
  • 510 - Хлодвиг приказал убить короля рипуарських франков Сигиберта Хромого, одного из влиятельных вождей салических франков Харариха и своего бывшего союзника короля Камбре Рагнахара и после этого завоевал их королевства. Таким образом, его государство расширилась на зарейнских территории. Хлодвиг стал единственным правителем большого королевства, территория которого соответствовала римской провинции "Нарбонская Галлия" - от среднего Рейна (устье реки еще находилось в руках фризов) до Пиренейских гор, где жили племена басков. Однако в состав королевства не входил остров Великобритания и средиземные регионы.
  • 511, июль - Загальногалльський церковный Собор в Орлеане, в котором приняли участие 32 епископы (половина из них были родом из "королевства Франков"). Хлодвиг был провозглашен всеми присутствующими епископами "Rex Gloriosissimus, сыном Святой Церкви".
  • 511, 27 ноября - Смерть Хлодвига. Он был похоронен в храме Петра и Павла в Париже на горе Сент-Женевьев.
Впоследствии потомки Хлодвига еще больше расширили границы королевства (завоевав Бургундию, Прованс и другие территории) и правили примерно в течение трех столетий, уступив в период "ленивых королей" местом династии майордомом Пипинидив, основателям королевской династии Каролингов.

2.1. Галлия конце V века

Конце V века Галлия была раздроблена на многочисленные и постоянно враждующие друг с другом варварские королевства:

  • Франки, обосновавшиеся на северо-востоке, длительное время находились на службе у Римской империи как вспомогательные войска на рейнском границе. Они были язычниками до крещения Хлодвига I (хотя на самом деле процесс христианизации франков растянулся примерно до VIII века).
  • Бургунди, обитавших в Савойе и окрестностях Лиона, были достаточно веротерпимой арианами.
  • Вестготы, могущественный народ, жил на юге Луары, в Лангедоке, в долине реки Гаронны. Они также придерживались арианского вероисповедания, но были менее толерантными к католическому галло-римского населения.

Таким образом, многочисленные варварские вожди начали занимать свободные территории, оставленные Империей в 476 году после свержения последнего императора Западной Рима Ромула Августула, и образовывать свои "королевства" ( лат. regna ). Среди них было и королевство Сиагрия, последнего римского наместника, который располагался в районе Суассона. Сиагр объявил себя королем и отказался признавать Рим.

Франкское королевство конце V века.

В 481 году Хлодвиг, сын Хильдерик I, и королевы Базин Тюринзькои, возглавил королевство салических франков, которое располагалось в районе Турне, современной Бельгии. Титул "короля" ( лат. rex ) Не был новым явлением в франкский истории. Им назывались командиры франкских войск, находившихся на службе у Рима. Франки, давнишние и верные слуги некогда могущественной империи, мало похожи на других германцев, варваров - язычников. После пяти веков господства и служения Римской империи они изменили свой быт и стали ближе к галло-римского населения.

Король Хлодвиг, недавно взошел на престол, был совсем молод, ему было только пятнадцать лет. Не было никаких признаков того, что именно этот вождь варваров сможет вытеснить своих мощных соперников из их земель. В свете последующих событий его успех, прежде военный, был скорее следствием хорошо усвоенного римского военного опыта, а не варварских обычаев ведения войны. Примером тому может служить тот же эпизод с Суассонского чашей, где наблюдается определенная дисциплина среди его солдат. Или обращение Хлодвига в католичество (а не арианства), после которого он вошел в элиту галло-римского общества.

Правления Хлодвига рассматривается многими историками уже не в контексте поздней Античности, но в рамках раннего Средневековья.


2.2. Расширение королевства франков на восток

Всю свою жизнь Хлодвиг стремился сохранить и увеличить свое королевство, а затем, согласно германской традиции, передать сыновьям. Ради этого он без колебаний преодолевал все препятствия - он приказал убить всех франкских и зарейнских вождей (а многие из них были его давнишний союзниками), часто та же участь достигала близких и дальних родственников его соперников. Хлодвиг даже пошел на убийство своих собственных братьев - Рихара и Ригномера. Это гарантировало стабильность наследия и отсутствие других претенденив на нее, кроме его собственных сыновей.

В то же время Хлодвиг заключал многочисленные союзы и вел активную завоевательную политику. До крещения в его распоряжении было всего 3-5 тысяч человек, но действия франкских воинов были весьма успешны благодаря тому опыту, что они получили на службе у Римской империи в боях против других варваров.

Несмотря на тяжелые бои, Хлодвиг постоянно преуспевал. Это связано с тем, что он не был столь суровым правителем, как другие германские вожди. По крайней мере, для галло-римского населения было важно, что франки приняли католичество и были частично романизированные, тогда как те же вестготы, тоже христиане, но арианского типа, держали Аквитанию железной рукой и не отличались большой веротерпимостью к галло-римского населения.

Наконец, Хлодвиг завоевал практически весь север современной Франции. В 484 году он объединился с рипуарськимы франками. Затем, с 486 года начал наступление на юг. Прежде всего, Хлодвиг повалил Сиагрия, последнего римского наместника, и присоединил его королевство, находившееся в междуречье Сены и Луары. Там он завоевал и разграбил города Санлис, Бове, Суассон и Париж.


2.3. Крещение франков

XIII века.

Епископ Реймский, в будущем Святой Ремигий, вероятно, пытался найти могучего защитника для своего народа, поэтому написал Хлодвигу сразу после того, как тот взошел на престол. Епископ, прежде всего, просил Хлодвига защитить тех христиан, живших на его землях. Ремигий, судя по всему, был харизматичной и властной лицом, поэтому Хлодвиг его уважал и прислушивался к его советам. Считается, что именно епископ подтолкнул Хлодвига жениться на принцессе Клотильде, дочери бургундского короля. Свадьба состоялась около 493 года, скорее всего, в Суассоне. Этот политический союз оказал значительное влияние на ход истории - Клотильда была христианкой, более того, исповедовала НЕ арианство, как ее родственники, а католическую веру.

После свадьбы, как рассказывает Григорий Турский, Клотильда делала все для того, чтобы убедить мужа перейти в католическую веру. Но Хлодвиг долго не решался на этот шаг.

Хроника Григория Турского повествует о том, что после рождения первого сына Ингомера, Клотильда попросила у мужа разрешения окрестить ребенка. Хлодвиг согласился, однако вскоре после крещения ребенок умер. Король очень розгнивився и, как сообщает Фредегар, воскликнул: "Если бы мальчик был освящен именем моих богов, он бы остался жив". Поэтому, когда Клотильда родила второго сына, Хлодомира, король запретил проводить над ним обряд крещения. Вскоре ребенок заболел и Клотильда начала усердно молиться. Наконец Хлодомир выздоровел, но несмотря на исцеление и постоянные увещевания жены, Хлодвиг отказывался отвергать язычество.

Кроме того, если бы Хлодвиг перешел в христианство, он мог потерять поддержку своего народа. Как и все германцы, франки верили, что король-военачальник может одерживать победы только при поддержке языческих богов. Если воины короля и решились бы перейти в христианство, то стали бы, скорее всего, арианами. В этом случае считалось, что король избран Богом и является председателем Церкви.

Однако Хлодвиг нуждался в поддержке католического духовенства, поскольку те были представителями галло-римского подконтрольного населения. Епископы обладали всей полнотой власти в богатых городах тех пор, как римская гражданская власть там была ликвидирована. Однако даже Церкви было трудно поддерживать связь между своими представителями - с вестготских земель епископов выгоняли и некому было их заменить, в Риме представители духовенства боролись за папский престол, не говоря уже о ссорах, которые вспыхивали среди клириков, настроенных поддерживать вестготов или франков.

Как сообщает "История франков", Хлодвиг решил принять крещение в 496 году, в разгар битвы с Аламанни. Когда противник начал брать верх над его воинами, король дал обет обратиться в христианскую веру, если Христос дарует франкам победу (здесь прослеживается аналогия с крещением византийского императора Константина). При сечи Хлодвига окружили и он вот-вот должен был погибнуть, но в этот момент вождя аламаны скосили стрелой и враждебные воины принялись бежать. Франки победили [7].

Согласно другим источникам, битва при Толбиаку была всего лишь одной из причин принятия христианства. Окончательное просветление Хлодвига состоялось, когда он побывал на могиле святого Мартина Турского.

Как бы там ни было, но Хлодвиг, его сестра Альбофледа три тысячи франкских воинов приняли таинство крещения от Святого Ремигия в Реймском соборе 25 декабря 498 года [8]. Позже в католичество перешла вторая сестра короля, Лантехильда, которая к тому исповедовала арианство.

Это крещение оставило особый отпечаток на дальнейшую историю Франции - практически все французские короли впоследствии короновались в Реймском соборе (до Карла X в 1825 г.).

Кроме того, крещения Хлодвига стало точкой отсчета тесных взаимоотношений между духовенством и франкской (а впоследствии французском) монархией, связи, прервется только в XIX веке. Теперь король должен был короноваться во имя Господа. Переход в католическое вероисповедание позволил Хлодвигу получить влияние и власть над галло-римским населением. Тем более, что теперь у него была мощная поддержка - католическое духовенство. С этого момента латина стал официальным языком делопроизводства в франкский государстве.

Сцена крещения Хлодвига не раз вдохновляла художников и скульпторов как в Средние века, так и в более позднее время.

  • Миниатюра XIV в. с "Великих хроник Франции".

  • Витраж средневекового собора.

  • Витраж из церкви Святого Винсента во Франции.

  • Картина художника из Сен-Жиль.
    (Около 1500 г.)

  • Средневековый барельеф.

  • Статуя перед Реймский собор.


2.4. Расширение королевства на юг

При поддержке византийского императора Анастасия I, который был чрезвычайно обеспокоен захватническими намерениями готов, Хлодвиг атаковал вестготов, которые в то время господствовали практически на всем Иберийском полуострове и на юго-западе Галлии (в Септиманию) до северных берегов Луары и Севенн на востоке.

Весной 507 года франки начали свое наступление на юг, перешли Луару в районе Тура, а бургундские союзники в это время атаковали с запада. Франки столкнулись с армией Алариха II в долине недалеко от Пуатье. Битва при Вуйе была жестокой. Вестготы отступили только после гибели своего короля, павшего от руки самого Хлодвига в поединке.

Эта победа позволила франкам присоединить к своему королевству все прежние вестготского земли, находившиеся между Луарой, океанским побережьем и Пиренеями. Со стороны Италии остготы во главе с Теодорихом смогли занять территорию Прованса и Септиманию (Нарбоннский и Юго-вьеннську провинции), а также часть земель бургундов, но им грозила в это время Византия, поэтому Хлодвигу удалось сохранить большую часть бывших вестготских территорий в своих руках.


3. Париж, новая столица

После Турне и Суассона Хлодвиг выбрал своей резиденцией Париж. Это произошло около 508 года. По мнению многих исследователей, "Салическая правда" была написана между 507 - 510 годами. Вполне вероятно, что обнародование этого кодекса связано с тем, что король обосновался в Париже.

Перенос столицы франкского короля в Париж объясняется, прежде всего, стратегическими причинами:

  • В этом городе ранее располагался римский гарнизон, поэтому там была построена укрепленная цитадель.
  • Кроме этого, город был имперской резиденцией закате Римской империи. Сюда приезжали свое время императоры Юлиан (в период с 357 по 360 гг) и Валентиниана I (в 365 - 366 гг.) Хлодвиг поселился во дворце бывших римских наместников.
  • Париж находился на перекрестке дорог с севера на юг и с запада на восток, что облегчало управление всеми частями королевства и организацию завоевательных походов.

Но в то же время это был символический жест. Франкское королевство по своей организации сильно отличалось от римской власти, поэтому короли, которые наследовали трон после Хлодвига, не придавали Парижу большого значения. Однако Лион, старинная "столица галлов", окончательно потерял свою политическую первенство.

По Хлодвига и после него - в течение всего меровинзького периода - Париж почти не претерпел никаких изменений, поскольку его развитие тормозила наличие множества других столиц, которые появились после распределения королевства. Сохранились практически нетронутыми римские здания. Правда, королевская семья и представители франкской аристократии начали строить в городе церкви и другие религиозные здания. Однако до наших дней дошли лишь поздние сооружения, построенные после смерти Хлодвига.


4. "Салическая правда"

Манускрипт 4404 ( Национальная библиотека Франции) - титульный лист "Салической правды"

Хлодвиг проводил в своем королевстве и законодательную политику. Это было необходимо для унификации и ассимиляции всех галльских земель, вошедших в его королевства. Сначала он распространил в своих землях "Кодекс Алариха", а затем приказал составить свод законов салических франков, получивший название "Салической правды" ( лат. Lex Salica ). Этот правовой памятник состоял из 65 статей. В нем описывался порядок судопроизводства и заключение договоров, были перечислены преступления и наказания за них.

Благодаря "Салической правде" историки смогли сделать выводы о хозяйстве франков, социальные группы этого народа, изучить оставлены до конца V века пережитки родового строя, понять, что собой представляла власть франкского короля. В историографии "Салическая правда" считается одним из древнейших памятников, который дает представление о генезисе феодального строя в Западной Европе.

Слово "lex" переводится с латыни как "закон". В советской историографии чаще звучит название " правда "по аналогии с русским кодексом. "Правда" - это судебник, составленный на основе конкретных судебных случаев ( казусов), превратившихся в результате многократных повторов на судебный обычай. Именно поэтому за "Салической правдой" изучается не только правовая сторона жизни франкского государства, но и повседневный быт людей.

На основе данного источника можно сказать, что франки конце V века были свободными крестьянами, так называемыми "дофеодальный крестьянами"). Они владели землями на правах частных собственников. Однако существовало и понятие коллективной собственности (леса и луга, принадлежавшие общине). Франки пользовались определенными политическими правами (например, самоуправлением). Большую роль в их жизни играла родовая общественная организация, которая покровительствовала и защищала крестьян (примером тому может послужить коллективная уплата судебных штрафов).

Важную роль в жизни франков играло животноводство, они занимались бортничеством, собирали грибы и ягоды, охотились, рыбачили. Относительно было развито земледелие. Им были знакомы плуг и борона, в которые запрягались быки. Сеяли франки зерновые культуры, лен, на огородах выращивали бобы, горох, капусту, репу. Зарождалось виноградарство.

"Салическая правда" испытала на себе влияние римского права, но не в такой большой степени как "вестготского кодекс" и "Бургундская правда". Римское влияние прослеживается, например, в порядке наследования земель только по мужской линии и их продажи только с согласия всех родственников.


5. Церковные соборы

В период правления Хлодвига на территории Галлии состоялись два церковные соборы [9].

В 506 году на общих галльском Агдському соборе были приняты меры по повышению морального состояния священнослужителей и ряд других решений. Например, клирикам запрещалось присутствовать на брачных пирах, напиваться, воровать, строить рядом мужские и женские монастыри, продавать собственность. Было ограничено произвол некоторых епископов и провозглашен принцип: "Собственность епископа - собственность Церкви" [10].

В июле 511 г. Хлодвиг созвал в-галльский церковный собор в Орлеане, в котором приняли участие 32 епископа. Неизвестно, присутствовал сам король на собрании. Орлеанский собор принял решение, которые продолжали линию Агдського собора, хотя некоторые из них указывали на зарождение конфликта между светской и церковной властью. Вот некоторые из принятых решений:

  • Церковь объявлялась убежищем для всех, чья вина не была доказана.
  • Ограничивалось самовольное отшельничество (это было необходимо для того, чтобы уменьшить число лжесвятих).
  • Монахам было запрещено жениться, также как и вдовам священников и диаконов.
  • Был провозглашен следующий принцип подчинения - "Абати пусть будут подчинены епископам, а монахи - аббата" (это ограничивало произвол епископов относительно монахов).
  • Под давлением Хлодвига было запрещено "посвящать в духовное звание мирянина без приказа короля или судьи" (кроме выкупленных рабов).
  • Под влиянием Хлодвига было запрещено отлучать тех, кто судился с Церковью за какое-либо имущество. Однако епископские земли никто не имел права отчуждать.

Несмотря на ряд противоречий, союз христианской Церкви и светской власти, начало которому положило крещение Хлодвига в 498 году, и который сохранялся в течение четырнадцати веков, стал важным политическим событием. Влияние католической Церкви рос, поскольку сельское население, состоявшее в основном из язычников, постепенно переходило в католическую веру и становилось ревностными последователями христианской Церкви. Именно благодаря этому Хлодвиг считается действительным основателем французской и немецкой монархий.


6. Королевская могила

Хлодвиг I и его семья. Миниатюра из "Больших хроник Франции"

Хлодвиг умер в Париже 27 ноября 511 года в возрасте 45 лет. Он был похоронен в соборе Петра и Павла, что в будущем получил название церкви Сент-Женевьев. Эта церковь Хлодвиг приказал построить над могилой Святой Женевьевы, которая умерла в 502 г.

На самом деле, памятник над мощами святой не был закончен. Поэтому, скорее всего, Хлодвиг был похоронен, как пишет Григорий Турский, в sacrarium собора Апостолов, то есть в мавзолее, построенном наподобие гробницы, который можно сравнить с гробницей византийского императора Константина Великого в церкви Святых Апостолов в Константинополе.

Примерно за 33 года рядом со своим мужем была похоронена и Клотильда, которая в период с 511 по 544 года жила в монастыре Святого Мартина в Туре. Григорий Турский, который поселился в Туре в 563 г., слышал рассказы людей, которые были знакомы свое время с Клотильдой. Вполне вероятно, что эти рассказы могли служить источниками для написания его "Истории".


7. Распределение королевства в 511 году

После смерти Хлодвига его сыновья Теодорих, Хлодомир, Хильдеберт и Хлотарь за франкских традиции разделили между собой королевство. В то время большая часть земель Галлии была покорена, за исключением Прованса, Септиманию и королевства бургундов.

Франкское королевство было разделено на три более или менее равные части. Четвертая же часть между Рейном и Луарой досталась Теодориху, старшему сыну Хлодвига, который был рожден от брака короля с язычницей. Это была большая часть, поскольку в нее входило около трети земель всей Галлии.

Распределение королевства происходил, как рассказывает Григорий Турский, в присутствии вельмож королевства, Теодориха и королевы Клотильды. Он был выполнен в соответствии с нормами частного права, которые были записаны Хлодвигом в "Салической правде" и по каким король считался собственником всех земель королевства.

Старший сын Хлодвига Теодорих получил северо-восточные земли: две римские провинции Германия - ( Верхняя и Нижняя Германия), Первую Бельгию и юго-восточную часть Второй Бельгии, а также земли по среднему течению Рейна. Хлодомир получил территорию бассейна Луары, Хильдеберт - земли, впоследствии получившие название Нормандии. И, наконец, самый младший сын Хлодвига Хлотаря наследовал северные земли салических франков - от прирейнских низменности до Суассона (в частности город Турне).


8. Легенды

Крещение Хлодвига. На миниатюре видно голубя, который несет флакон с миррой. "Большие хроники Франции", XIV века.

Хлодвигу, как и многим королям Средневековья, посвящено немало легенд. По одной из них, Хлодвиг является потомком Энея, героя Троянской войны. Этот рассказ неоднократно повторяется и варьируется в средневековых источниках. По другому преданию, особенно популярным после издания "Кода да Винчи" Д. Брауна, род Хлодвига исходит от самого Иисуса Христа, который не погиб на кресте, а бежал в Галлию вместе с Марией Магдалиной.

Существует множество легенд, относящихся к битве при Толбиаку. Например, есть предание о том, что накануне битвы Хлодвигу приснился сон, в котором ему явился крест. Во сне чей-то голос произнес: " In hoc signo vinces "( лат. "С этим знаком победишь" ). Эта легенда, скорее всего, является иллюстрацией к рассказу о Константине Великом, который увидел подобный сон накануне битвы с Максенцием.

Крещение Хлодвига тоже окружен всевозможными необычными рассказами. По одной из них, святому Ремигию появился ангел в виде голубя и принес сосуд с миррой ( фр. sainte ampoule ) Для крещения Хлодвига. Позднее почти все короли Франции помазувались на царствования именно миррой из этого флакона. Григорий Турский об этом чуде в "Истории франков" не вспоминает. Вероятно "отцом" легенды был архиепископ Реймса Гинкмар ( фр. Hincmar , У 806 - 882 гг.)

В "Истории франков" о крещении Хлодвига упоминается так:

"Когда он подошел; готов креститься, святитель божий <Ремигий> обратился к нему с такими красноречивыми словами:" Покорно склоны вою, Сигамбр, почитай то, что сжигал, спали то, что почитал "". [11]

Вспоминая древнее название одного из германских племен - сигамбрив - епископ призвал короля и его жену сжечь свои языческие амулеты.

Существует легенда о появлении геральдической лилии французских королей - после крещения Хлодвиг выбрал этот цветок как символ чистоты [12]. По другой версии, Хлодвигу во время битвы при Толбиаку явился ангел с лилией и сказал, чтобы тот сделал отныне этот цветок своим символом и завещал потомкам.

Впрочем существовал другой популярный в Средневековье предание о явлении королевских лилий. Его появление датируется срединной XIV века, а окончательная редакция - XV веком. Согласно этому преданию, во Франции было два мощных короли - Хлодвиг из замка Монжуа и Конфлат из замка Конфлан. Они постоянно враждовали друг с другом. Как-то Конфлат вызвал на дввобий Хлодвига. Клотильда, жена первого, которая была христианкой, обратилась к отшельнику, который жил неподалеку. Во время молитвы им явился ангел и дал отшельнику синий щит с золотыми лилиями, сказав, что этот герб принесет Хлодвигу победу. Тогда Клотильда на всех доспехах мужа вместо его предыдущего герба - полмесяца (в более поздней версии - лягушки) нарисовала лилии. Благодаря этому Хлодвиг победил своего соперника и обратился в христианство [13].


9. Жены и дети


Примечания

  1. Подробнее см..: Лебек С. "Происхождение франков". - М., 1993. - Т.1. - С. 45-47
  2. Там же. С. 6.
  3. Имя приняло современный вид далеко не сразу: в каролингский период оно звучало как Hlodoveus, затем - Lodoveus, и, наконец, - Loeпs или Looпs.
  4. Цюльпих, в 35 км северо-западнее Кельна
  5. Это самая спорная дата со всей хронологии правления Хлодвига. Крещение могло произойти между 496 и 508 годами, однако определить точный год исследователи не в состоянии. В данной статье приводится 498 г., дата, названная С. Лебеком.
  6. В 20 км северо-западнее Пуатье
  7. Григорий Турский, Historia francorum (История франков), книга II, Раздел 30
  8. Эта дата условна. Считается, что крещение произошло в период между 496 и 500 гг, а некоторые историки расширяют рамки до 508 г.
  9. По мнению С. Лебека, собор в Орлеане был первым галльским собором. Но исследователь В. Солодников утверждает, что есть неопровержимые источники, подтверждающие, что в правление Хлодвига на территории Галлии церковные соборы собирались уже 23 раза, а Орлеанскому церковному собору предшествовал Агдський
  10. Подробнее см..: Солодников В. Соборный решения Галльской церкви в царствование Хлодвига - основатель династии Меровингов / / "Путь Богопознания" - М., 1998. - Вып. 3. - С. 30-39.
  11. Григорий Турский, Historia Francorum (История Франков), книга II, глава 31
  12. Маркова Н. "О символике цветов в классический искусстве" / / Искусство. № 2 (338). 16-28.01. 2006. [1] - art.1september.ru /
  13. См.. Марк Блок, "Короли-чудотворцы. Очерк представлен в сверхъестественного характере королевской власти", книга II, раздел 3, ? 3

См.. также

11. Источники и литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам