Надо Знать

добавить знаний



Холмщина



План:


Введение

Герб Холмщины

Холмщина (также Холмская Русь, Забужье, Забужское Русь, Холмская земля) - историко-географическая область Руси, расположенная к западу от середины Буга. На западе граничит с польской Люблинщине, на востоке с Волынью, на севере с Подляшьем, на юге с Галичиной. За границу между Холмщина и Подляшье можно считать бывшую границу между Селецкий и Люблинской губерниями. Территория Холмщины в пределах Холмской губернии охватывала 6 572 км , (уезды Холмский, Грубешивский, Томашевский, Константиновский, численность жителей (на 1931) 720 000.


1. Общие сведения

Часто название "Холмщина" распространяли и на южное Подляшье, потому что оно входило в состав Холмской епархии, а с 1912 - в Холмской губернии. Вообще с 1795 Холмщине и Южном Подляшье имели почти общую историю. Зато иначе было с сев. Подляшьем, принадлежавшее Российской Империи (в составе Нильского кв. И Гродненской губернии.). Периферическое положение Холмщины (как и Подляшье, но не в такой степени) было причиной слабого ее связи с остальными русских земель и относительно слабой национального сознания русского населения. Холмщина лежала далеко от центров украинской жизни, а ее главный город Холм не имело большого значения. Исключение составляла лишь сутки Галицко-Волынского государства, когда Холмщина, благодаря своему уютному положению перед набегами татар, стала плацдармом государства Даниила Романовича, а основанный им Холм - его столицей. Близость Холмщины в Польше облегчила ее полонизации. В то же время Холмщина и Подляшье имели ряд только им присущих особенностей (в частности церк. Области).

Сейчас Холмщина и Подляшье входят в состав Польши (Люблинское и незначительная часть Селецкого воеводства), и на них почти нет украинский.


2. Природа и климат

Большую часть Холмщины составляет Холмская возвышенность, которая является частью Волыно-Холмской возвышенности (в поль. Терминологии - вост. Часть Люблинской). Это легковолнистого равнина, в основном на высоте 200-250 (иногда до 300) м, с меловым пидложжя, покрытым третичными слоями и лесом, с урожайными почвами (на Грубешивщини чернозем). На сев. вост. Холмская возвышенность снижается выразительным степени до 20 - 40 м. высоты в направлении Подляшской низменности, на которой лежит меньше (сев. и пивн.-сх.) часть Холмщины, ее пейзаж послеледниковый, почвы преимущественно попильнякови, средней урожайности. Третью географически естественную часть Холмщины составляет пивд.-зап. часть (Билгорайщина), который является частью Надсянский низменности, это преимущественно песчаная плоскоривня на высоте 200-250 м. с малоурожайные почвами.

Реки Холмщины относятся к водосбор Вислы : Буг с притоками - Угеркою и Гучвы, Вепрь с Быстрицей, на юго-западе приток Сана - Танва.

По приблизительной классификации почв Холмщины приходится (в%): на песочные - 20, лессовые - 20, чернозем - 10, суглинки - 12, боровики - 15, торфяные и болотистые - 16.

Почти вся Холмщина принадлежит к полосе середньоевропейских лесов. На Холмщине, как и на Подляшье, пролегают восточные границы бука, пихты, лиственницы и граба; северо-захахидна предел - пихты. Крупные лесные массивы существовали когда-то на Билгорайщини (Сольский пуща).

Климат Холмщины переходный между континентальным и океаническим. Зима мягкая (среднемесячная темп. Января в Холме -4,4 C), лето умеренно (среднемесячная темп. Июля +18,5 C) среднегодовая температура +7,4 C, количество погожий дней в соседнем Люблине 137 в год, сумма атмосферичних осадков 546 мм в год; дождей всего в июне, июле и августе (вместе 250 мм).


3. История

История Холмщины к нач. 19 в. Территория Холмщины была заселена с новейшего палеолита. По раннему времени ее заселювало вост.-слав. племя дулебов. Со второй пол. 10 в. X. входила в состав Киевской государства, с 13 в. по 1340 - в состав Галицко-Волынского. 1235 Даниил Романович учредил укрепленный г. Холм, которому перенес свою столицу. В то время Холмщина играла большую роль, главным образом благодаря тому, что была удалена от поприща татарских набегов (хотя они несколько раз захватывали и Холм) и лежала на важном торговом пути между Киевом и Балтийского моря (Владимир - Торунь).

В 14 в. X. была территорией соревнований галицко-волынских кн. с Польшей и Литвой. С 1340 до 1377 X. принадлежала Литве, 1377 - 87 Венгрии, а затем, без перерыва вплоть до 1795, Польши. С 15 в. почти вся X. представляла собой Холмске землю (с каштеляном во главе), которая входила в состав Русского воеводства и состояла из эт. - Холмского и Красноставского. 1648 войска Б. Хмельницкого занял на короткое время X. и П.; сам он получил Холм и укреплено Замостье. В кон. 17 - нач. 18 в. X. была территорией поль.-швед. соревнований.

По П., так и на X. все высшие слои населения получили полонизации; зато здесь был меньше, по сравнению с П., приток поль. осадников.

По третьему разделу Польши 1795 X. и П. оказались-под властью Австрии, 1809 - 14 входили в состав Варшавского княжества, 1815 - 30 до Поль. королевства, которое было связано персональной унией с Рос. Империей. Доля X. и П. времени отлична от судьбы остальных укр. земель, которые входили в состав Рос. Империи и Галичины.

В жизни населения X. немалую роль видограла Церковь. X. входила в состав Холмской епархии, созданной в первой половине 13 в. Даниил Романович, сначала с центром в Угруську, с 1240 в Холме. Культ.-осв. труд вело Холмске братство и церк. школы. Крупнейшие еп.: М. Терлецкий (1628 - 49), Я. Суша (1652 - 87), П. Володкевич (1731 - 56), В. Рылло (1756 - 84).

1815-1914. С 1815 X. и П. входили в состав Королевства Поль., и на территории X. и П. действовала поль. администрация и поль. речь была правительственной. Увеличились и поль. г.-кат. воздействия на гр.-кат. церковь, которая с 1807 входила в состав Гал. митрополии. Тогда Греко-католическая церковь была единственным забралом перед поль. экспансией. Шляхта и магнаты укр. происхождения были уже давно спольщена и остались только крестьяне, которые были тесно связаны и униятски церковью и ее духовенством. Но и униятски церковь подверглась сильной латинизации в устройстве (например, организация капитул), обрядах (введение органов, монстраций т.д.) и даже во внедрении поль. языка (в проповедях). Все это приближало униятски церковь к латинскому, а одновременно увеличивало отличие от правос. и даже гр.-кат. в Галичине. Часть духовенства пользовалась поль. языком и чувствовала себя поляками, некоторые из них не знал ц.-слав. языка, а их дети преимущественно полонизировались. В отличие от гал. духовенства, свящ. на X. и П. были лишь иногда высокое образование, немало Из них приобретало ее в Холмской духовной семинарии, кое-кто в Галичине, а кое-кто в поль. духовных семинариях. Поражение поль. восстание 1830 не уменьшила поль. воздействий на X. и П., поскольку законодательство, язык и администрация остались далее поль. С 1830 Холмская епархия подлежала непосредственно Риму. После ликвидации унии 1839 на Центр. и Вост. землях ее еще толеровано на X. и П., но над ней уже имел надзор царское правительство через своих наместников в Варшаве, он имел влияние и на номинацию холмских еп. Но, несмотря рус. угрозу, униятски Церковь на X. и П. не освободилась и от латинских влияний, хотя некоторое влияние имела и Галичина: оттуда происходило немало свящ. и гал. митр. мог влиять на обсаду владычий престолов. Положение унии на X. и П. ухудшилось в выводах поль. восстания 1863, которое частично захватило и X. и П. В нем участвовали дети униятских свящ., а некоторые свящ. помогал повстанцам. После поражения восстания в Польше, а вместе с тем и на X. и П., дошло до обострения режима и репрессий рус. власти, введение рус. языка в управлении и образовании. Тогда же начали наплывать на X. и П. россияне. Рос. репрессии касались и к униатов. Чтобы окончательно устранить поль. влияния в униятски церкви, рус. власти решили ее ликвидировать. Это произошло бы добровольно. Последний униятских еп. М. Куземский был вынужден уехать в Галиции, а его преемником назначен М. Попеля (также родом из Галичины), которого, однако, не признал Рим. Попель от имени духовенства и Холмской капитула 18. 2. 1875 внес просьбу принять к православной церкви 120 униятских приходов, и 6. 4. 1875 царь Александр II провозгласил их инкорпорацию в Варшавской правос. епархии, которую тогда переименован в Холмско-Варшавскую; в Холме действовал как викарий Холмско-Подляски еп. (См. подробнее Холмская епархия).

Иначе, чем 1839 на Центр. и Вост. Землях, на X. и П. только часть униатов согласилась перейти на Православие: почти половина (в частности на П.) осталась верной унии. Власть начала применить к ним острые репрессии: пацификацию при помощи армии и полиции, массовые аресты, ссылки, даже уничтожения. Из 214 униятских свящ. на Православие перешло только 59. Часть остальных вывезено, некоторые эмигрировал в Галицию, подле Галичины добровольно прибыло некоторое ч. гр.-кат. свящ., осевших на оставленных приходах, теперь уже правос. Преследование униатов вызвало реакцию во всем поль. обществе, в прессе и литературе, их называли полякамиуниятамы.

Рел., А то и нац. отношения на X. и П. изменились с революцией в России 1905, после царского указа (17. 4. 1905), который позволил смену веры. Тогда началось массовое возвращение из православия, но не на унию, потому царское правительство не позволило дальше на ее распространение, а в католичество. Перед изданием указа на X. и П. жило 450 000 правос., нач. 1908 было их чуть 280 000, т.е. 170 000 (по др.. Источниками ок. 200 000, ок. 38%), перешел из православия в г.-католичество.

Население, которое перешло на римо-кат. обряд, осталось еще с речью, но младшие медленно начали переходить на поль. В выводах этих процессов на X. и П. образовалось 3 группы: украинская по языку и национальности правос. вероисповедания, поляки по языку и национальности римо-кат. вероисповедания (частично поль., частично укр. происхождения) и навороченные из православия в римо-католичество - украинская по языку, но без внятного нац. чувства, которых укр. население называло хулу калакутамы или перекецамы.

Чтобы укрепить православие на X. и П., Святейший Синод в Петербурге отделил 1905 с Холмско-Варшавской епархии Холмская епархия, которую возглавлял Евлогий Георгиевский. Православная церковь на X. и П. имела некоторые особенности. Чтобы противодействовать католицизму и полонизации, разрешено некоторые формы, к которым привыкли холмщаны в богослужениях (напр., униятских полу), речи (толеровано украинский язык как язык проповедей) и другие. Оживленную культ. деятельность развило Холмске Правос. Братство (1885-1917). Оно издавало кн., Двотижневик "Холмская Жизнь", еженедельник "Братская Беседа" - рус. и украинский языки (ред. М. Кобрин), массовый "Холмск Народный Календарь", который содержал также ст. украинском языке.

Учительство на X. в 20 в. стоял лучше, чем на цент. и Вост. Землях, мало относительно густую сеть нар. школ. Немалое значение имели учительские семинарии в Холме и Белой и духовная семинария в Холме.

По революции 1905 возродился на X. и П. укр. нац. движение, в частности среди учителей. С 1905 в Грубешов действовало издательство А. Сполитака и О. Лосского, которое выдало несколько популярных книжечек и один ч. газ. "Буг" (1905, сразу же конфискованной).

Чтобы окончательно устранить поль. воздействия на X. и П., холмские круга, в частности Холмске Братство, выдвинули проект отделения X. и П. в отдельную губернию, который 1912 обсуждала Гос. Дума в Петербурге. Против него выступил не только поль. клуб в Думе, но и представители др.. нац. меньшинств (за исключением Украинской) и социалисты. Однако закон об отделении Холмской губернии. был принят и вошел в силу 23. 6. 1912. Холмской губернии отдельно за етногр. принципу с заселенных украинским частей Люблинской и Селецкий губернии. Основанием были етногр. карты, разработаны В. Францев. Холмской губернии непосредственно подчинено м-ву внутр. дел в Петербурге, только в школьных делах она должна подлежать киев, школьном куратору. Практической реализации закона помешала война (см. также карту на 2090 стр.). 1915-1919 pp. Летом 1915 X. и П. стали территорией военных действий. Перед отступлением из X. и П. рус. армия провела массовую эвакуацию населения. Еще раньше вывезены вглубь России всех нем. колонистов. С X. и П., опасаясь преследований со стороны поль. кат. большинства, выехали все русские и почти все украинское. Зато остались все поляки и почти все калакуты. Перед отступлением рус. войско сожгло почти все укр. с. Осталось приблизительно 25 000 украинский (в том числе на X. 15 000, на П. 10 000). Таким образом X. и П. стали почти чисто поль. краем с 85% поляков на X. и 84% на П.

На Холмщине, которая была под австр. гражданской оккупацией невозможна была никакая укр. культ.-осв. труд не только из-за незначительного ч. украинская, но и потому, что австр. власть (в поль. влиянием) не давала на нее разрешения. Зато на П., которое оказалось под ним. оккупацией в укр. культ.-осв. труда власть благоволила, в частности Союз Освобождения Украины в нач. 1917 открыл ряд укр. школ. Эта культ.-осв. работа продолжалась под руководством А. Скоропис-йолтуховского и К. Дмитрюк с весны 1918 до поражения Укр. государства.

Тяжелая была судьба беглецов Холмщины и П. Эвакуация в глубину России происходила хаотично. По дороге большинство. них потеряла движимое, имущество, многие болели. Со временем власть создала комитеты, которые помогали беглецам. Больше всего их поселилось в чисто рус. губ. над Волгой, а некоторые даже в Азии. Они работали большей частью на пашне, в частности в тамошних крестьян. Благодаря своему высокому хлебопашеском уровню культуры, они пришли к некоторому благосостояния. Одновременно, в конфронтации с русскими холмщаны осознали себя украинским. Еще больше повлияло на их нац. сознание укр. нац. революция 1917. Уже весной 1917 состоялся ряд совещаний и съездов холмщан (среди др.. В Киеве 12. 4. 1917) и Всехолмський съезд (7 - 9. 4. 1917), который был ярким доказательством национального сознания холмщан и пидляшан. В его резолюциях предъявлено лозунг: "Долой с Польшей, мы украинскими и хотим принадлежать Украины и Киева". Съезд посетил гол. Центр. Рады М. Грушевский (он происходил из Холма) и поддержал требования холмщан. На съезде избран Холмский губ. исполнительный комитет, чл. которого были одновременно делегатами в Центр. Рады. По инициативе холмских делегатов Центр. Рада приняла 27. 11. 1917 резолюцию, X. и П. является составной частью УНР. Согласно этой резолюции в Берестейском мире 9. 2. 1918 между Украиной и союзом 4 государств признан X. и П. (примерно в пределах Холмской губернии). частью УНР.

Присоединение Холмщины и Подляшье к Украине вызвало польские протесты. Практически украинская власть не приняла ни X., ни Подляшье, а тем временем укр. беглецы из них (уже с 1918) стали возвращаться на родные земли.

1919-1939 pp. (X. под поль. Властью). После поражения центр. государств X. и П. окуповало поль. войско. Летом 1920 они кратковременно оккупированных сов. войском. Окончательно X. и П. вошли в состав Польши на основании Рижского мира между Польшей и РСФСР (18. 3. 1921). К 1922 большинство беженцев вернулась на X. и П., хотя поль. власть затрудняла их возвращения, в частности украинской интеллигенции, поэтому часть холмщан и пидляшан осталась в СССР. Можно предполагать, что через переселения украинской потеряли которых 120 000 человек.

В жадный др.. части укр. земель, которые оказались по первой мировой войне под Польшей, не был поль. давление такой сильный, как на X. и П. Школы были исключительно поль., большинство правос. церквей поляки превратили в костелы. Однако холмщаны развили успешную нац. труд, среди др.. основали культ.-осв. оргцию "Родной дом", объединились в кооперативах, которые подчинялись Ревизионный союз Укр. Кооператив во Львове, закладывали филиялы и дома молитв (власть не давала разрешения на открытие церквей). Доказательством укр. силы было то, что при первых выборах в поль. сейм 1922 (эти выборы, в отличие от последующих, были проведены действительно свободно) холмщаны победившим в избирательной кампании и провели в сейм и в сенат 5 своих представителей. Но вскоре поляки применили новые репрессии: ликвидирована "Родные дома", запрещено др.. проявления культ. жизни (театр, пресса и т.п.), кооперации изолированно от Львова, введено острый полицейский надзор, о свободных выборах не было уже и речи. Сотни граждан арештовувано часто под вымышленными обвинениями в коммунизме. Холмщанам осталась только церковь, но поляки начали уничтожать и церк. жизни. Правительственным языком православной церкви стала поль., Обязательная для обучения религии и проповедей в церкви. Свящ. были под полицейским надзором, многих из них устранены, зато поддерживаемые ревностных полонизатора и русофилов. В кон. 1937 поляки начали массовое уничтожение церквей, как "ненужных объектов". Из 389 правос. церквей, действовавших на X. и П. 1914, осталось 51 (149 преобразован в костелы, а 189 - разрушен). За последние довоенных pp. поляки прибегли еще к др.. средства уничтожения Украинской: вооруженные поль. боевки (т. н. Кракус) нападали на ухр. дома и уничтожали все имущество.

Холмщина и П. в Ген. Губернии (с сентября 1939 до июня 1944). Условия укр. жизнь на X. и П. изменились под ним. оккупацией. Уже через 2 недели после взрыва поль.-нем. войны нем. войско захватило всю X. и П. По нем.-сов. договором 23. 9. 1939 в Москве устийнено границы сфер интересов обеих государств на линии СянуБугу. Вместе с тем X. и П. вошли в состав Ген. Губ. и составили в ней вост. часть Люблинской области (дистрикта).

Нем. власть относилась к укр. культ. жизнь на X. и П. толерантно. Уже за первые недели под немцами по большим ячейках возникли под разными названиями украинский гром. организации. Они начали вспомогательный акцию для беженцев, организовали укр. населения и защищали перед ним. властью; учредили ряд укр. школ, возобновили "Родные дома", укр. пов. кооперативы и взяли ряд правос. церквей, превращенных поляками на костелы. Местн. Украинских помогали крестьяне из зах.-укр. земель, которые захватили советы, и выпущенные из польских тюрем и концентрационных лагерей полет. заключенные. Ч. тех и других на X. и П. достигало 1 500 - 2 000 человек. Они сгрудились почти исключительно в г. X. и П. и в Люблине, работали в нем. администрации, кооперации, в руководстве комитетов и в школе; 1940 многие свящ., сбежавших из Буковины, пополнили духовенство православной церкви. Комитеты действовали в Билгорай, Терногороди, Томашу, Замостье, Грубешов, Холме, Володави, Красноставе и Белой Подляшской. В Холме появился также Центральный Холмский Комитет, который должен управлять национальной жизнью, хотя на самом деле занимался только Холмским и Володавським уездами. Из местных деятелей влиятельными были: А. Павлюк (председатель), С. Любарский (бывший сенатор), В. Косоноцкая, В. Островский; в Замостье А. Рочняк; в Белой Подляшской И. Пастернак, на Володавщини врач Т. Олесиюк.

1940 - 41 произошли на X. и П., кроме притока беженцев, еще другие изменения в составе населения. Нем. власти переселили всех немцев X. и П. на земле западной Польши, зато много поляков, выселенных из этих земель, переселили на X. и П., v увеличило здесь поль. населения, на основании нем.-сов. договора о репатриации, с X. и П. выехали в УССР ок. 5 000 украинский.

Уже в ноябре комитеты на X. и П. признали как свой центр организации, которая появилась в столице Ген. Губ. в Кракове под руководством В. Кубийовича. В июне эта централя получила название Укр. Центр. Комитета, а местн. комитеты - Рус. Комитет помощи. На большие успехи заслужили X. и П. в церк. делу. Уже 5. 11. 1939 появилась Церк. Рада в Холме. Первым шагом для восстановления православной церкви на X. и П. было создание отдельной администратуры православной церкви (администратор о. И. Левчук, ген. викарий М. Малюжинський). Большим достижением была передача православным собора в Холме (19. 5. 1940), мало и символическое значение: кон. поль. воздействиям. К нач. 1940 ч. правос. церквей увеличилось с 51 до 91. Завершением мероприятий Укр. Центр. Комитета перед ним. властью было восстановление Автокефальной православной церкви и Холмской епархии (теперь Холмско-Подляшская епархия) и рукоположение на холмского еп. с титулом архиеп. (С 1944 митр.) Проф. И. Огиенко (Иллариона).

Впервые на X. и П. обучения в нар. и специальность. школах (среди них сэр. пром. школа в Холме) перешло на украинский язык. В Холме действовал укр. гимназия (всего ч. учащихся - 625). Обучение в сер. школах было стало возможным образованием бурс-интернатов для молодежи. Заочное образование организовали Укр-Есв. Общества (В. О. Т.), массово учреждаемые вместо "Родных домов". Кооперативы подлежали укр. пов. союзам и Укр. Обл. Союзу в Люблине. Укр. жизнь сосредоточивалась в В. Д. К. в Холме, Грубешов, Белой Подляшской, Замостье, Терногороди (для Билгорайском округа), Красноставе; сильная Делегатура действовала в Володави. Значительное ч. украинский находилось в Люблине. Представителем УЦК при люблинскому губернаторе был В. Тимцюрак, с 1941 - В. Голейко. Выдающихся деятели В. Д. К., помимо названных: Б. Глибовицкий и Е. Пастернак (Белая Подляшская), М. Струтинский (Грубешов), Р. Перфецкий (Замостье) и другие.

Нац. жизнь X. и П. претерпело расцвета, которого здесь никогда не было. С различных специфических для X. и П. проблем, которые не удалось решить, была проблема калакутив, до всех мероприятий "украинизации" относились отрицательно.

Укр. жизнь на X. и П. ослабла после возвращения летом 1941 большинства беглецов в Галиции. С 1942 на X. и П. начало действовать поль. вооруженное подполье (позднее под названием Армии Крайовой), с укр. стороны на Грубешивщини появилась "Самооборона" (которая сотрудничала с УПА). Жертвами поль. подполья упали 1943 среди др.. гл. Грубешевском комитета М. Струтинский и кол. сенатор Е. Пастернак.

1943 пришло к ним. акции выселения ряда поль., но и укр. сел на Замостейцини и Томашивщини, на их место должны прийти немцы. Это укрепило акцию поль. боивок (которые имели поддержку поль. населения) и контракцию нем. полиции, от чего понесли большие потери укр. крестьяне. Весной 1943 на X. и П. действовали также сов. партизаны, 1944 усилилась акция поль. ком. партизан. Одновременно приблизился и нем.-сов. фронт.

С 1944. В июле 1944 всю X. и П. захватило советов. войско. Времени г. Холм стало временным центром поль. ком. государства - Поль. Нар. (Людовой) Республики - П. Н. Р. В сентябре 1944 был установлен временный граница между УССР и П. Н. Р. Он проходил примерно по кол. линии Керзона - вдоль г. Бугу; окончательно он был устоявшийся в августе 1945. Тем самым X. и П. вошли в состав Поль. Людовой Респ., В которой составляли вост. часть Люблинского воеводства. Уже 3. 9. 1944 Поль. Людова Республика и УССР подписали в Люблине соглашение о добровольном переселении украинский с П. Н. Р. в Украину, а поляков с УССР в Польшу. Переселение началось с октября 1944 и до августа 1946 по X. и П. в УССР переехало 193 400 украинская. Переселению решительно противодействовали укр. и поль. подполья - УПА и Армия Крайова. 1945 они даже заключили договор о разграничении своиьх воздействий (см. карту на 2091 стр.).

После обмена населения на X. и П. осталось только небольшое ч. украинский: на пивд.-сх. Грубешивщини и в узкой полосе над Бугом в кв. Белая Подляшская и Володава; вместе, пожалуй, которых 25 - 30000. Почти всех их поляки выселили 5947 на территории вост. и сев. Германии, после войны пришлись Польши. Только после смерти Сталина до 1966 ок. 12 000 украинским вернулось на X. и П., и теперь их числе можно определить на которых 20 000. Они сосредоточены в полосе над Бугом, всего на П.

Церк. жизни украинский на X. и П. сосредоточено в приходах Поль. Правос. Автокефальной Церкви. Зато они не имеют и тех незначительных прав, которые имеют украинское в конце Польше: здесь нет пунктов обучения украинского языка в школах, не могут действовать кружки Укр. Суспильнокульт. Общества - повторяется поль. екстерминацийна политика со времен до 1939.).

Иначе сев. П., население которого преимущественно осталось на месте, но его считают офиц. белорусским. Оно имеет белорусские школы и билор. общества.


4. Население.

В 1931 на 1 км приходилось на X. 57 мне. (1964 - 56). Плотность зависимости от качества почвы, она самая высокая на черноземной Грубешивщини и Томашивщини (свыше 70), самая низкая на песчаный Билгорайщини (ок. 50). В г. жило 1931 19% (1964 - 23%) населения. Города имели торг.-ремесленно-административный характер. Самым г. был Холм (1931 - 38600, 1970 - 64000); др.. (В скобках ч. мне. На 1931 и на 1964 в тыс.): Грубешов (12,6; 13,4), Томашев (9,6; 10,8); Замостье (24,7; 33,1) уже за пределами Украинской етногр. территории - Красностав (14,6; 15,8) и Билгорай (13,8; 15,2), некоторые м-ка - Терногород, Щебрешин.

X. стала с этнической точки зрения смешанным рус.-поль. краем. Большинство имели украинское до 1945 только в узкой полосе над Бугом, в частности на пивд.-сх. Грубешивщини, но не составляли большинства в коем кв. Нац. или вероисповеданию структура населения была в 1931 примерно так: (в тыс., в скобках в%):

Украинский 149 (21,3) Калакуты 60? (8,8) Поляки 427 (59,3) Евреи 70 (9,7) Немцы 13 (0,9)

Нац. меньшинствами на X. были евреи и немцы (небольшое ч. русских - правительственный аппарат, жили только в 1870-1914 pp.). Евреи составляли 1931 10% всего населения (1914 - 13%), но большинство почти во всех м. (в Холме в нач. 20 в. даже ⅔ всего населения). Немцы (1914 - 35 000), 1931 - чуть 13 000 жили в Холмском кв. и соседней части Володавського. Они наплинулы во второй пол. 19 в. (в основном после 1883), поселились на землях, розпарцельованих крупными собственниками, и были весьма богатыми земледельцами. 1915 всех их вывезло рус. войско (преимущественно в Сибирь), и только часть 1920 репатриировалась. Их нем. оккупационные власти вывезли осенью 1939 до Рейха. С кон. 1940-х pp. X. и П. сугубо поль. краем.

Нар. хозяйство. X. была в 1939 (е основном и сейчас) чисто полеводческих краем, в котором с силб. хозяйства жило ок. 80% всего населения, в том числе все укр. Обширные леса остались только на Билгорайщини и на Расточье. С.-х. площадь занимала 70% всего пространства, в том числе на пашню приходилось 51%, сады и огороды 1,5%, на луга и пастбища 18%, на леса 24%, на невжиткы 5,5%. Гл. культуры (в% ко всей посевными площади): рожь (30%), пшеница (18%), картофель (16%), овес (15%), кормовые (11%), ячмень (8%), техн. (В частности сахарная свекла, 2%). Пшеница наиболее распространенная на Грубешивщини (также и сахарная свекла). X. имеет небольшие надбавки растениеводства, молочных продуктов и свиноводства.

В. Кубийович


Литература

Струцюк И. Ты не погасла, вспашет десны (о Холмской Чудотворную икону). - М.: газ. Вече. - 2000. - 14 сентября. Струцюк. И. Комендант Холмской самообороны (о Ю. Лукащук). Сб. Надбужанщина, т.4. Львов - Торонто. 2004.

Струцюк И. Журавли над горой Даниила, как никогда сегодня кричат. Сб. Надбужанщина, т.4. Львов - Торонто. - 2004.

Струцюк И. С высоты Даниловой горы. Предисловие к сборнику "Ты не погасла, вспашет десны. Песни Холмщины и Подляшья). Киев: Инициал. - 2006.

Струцюк И. Первый эшелон (о депортпцию первого украинского села с Холмщины). Луцк: газ. Семья и дом. Народная трибуна. - 2004. - 18 сентября.

  • Малый словарь истории Украины / Ответственный редактор Валерий Смолий. - М.: Просвещение, 1997.
  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х т. / Гл. ред. Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодые Жизнь, 1954-1989 .
  • Батюшков П. Холмская Русь. П. 1887;
  • Benkowski Е. Rus Chelmska od czasu rozbioru Pojski. Л. 1887;
  • Ktolberg O. Chelmskie - Obraz Etnograficzny. Kp. 1890;
  • Площанский И. Прошлое Холмской Руси. Вильно 1899;
  • Францев В. Карты Русского и Православного населения Холмской Руси. в. 1909;
  • Dymcha L.. de. La question de Khelm. Париж 1911;
  • Wiercinski H. Jeszcze z powodu wydzielenia Chelmszczyzny. Kp. 1913;
  • Wiercinski H. Ziemia Chelmska и Podlasie. B. 1916;
  • Дордуба М. История Холмщины и Подляшья. Кр. 1941;
  • Храпливого Е. Очерк истории Холмщины и Подляшья; новые времена. Виннипег 1968;
  • Кубийович В. Украинский в Генеральной Губернии 1939-1941. Чикаго 1975.
п о р Регионы расселения украинский
Бойковщина Берестейщина Бессарабия Буджак Буковина Волынь Галичина Гуцульщина Дикое Поле Донщина Едисан Желтый Клин Задунавья Закарпатье Закерзоння Запорожье Западное Полесье Зеленый Клин Киевщина Крым Кубань Курская Лемковщина Левобережная Украина Малиновый Клин Мармарощина Надбужжя Приднестровье Надпорожье Надпруття Надросся Надсяння Причерноморье Новороссия Ополье Подляшье Поворскля Погорина Подесенье Подолье Подинцивья Поднепровья Подонья Подунавья Покуття Полесье Полтавщина Низовья Посулля Правобережная Украина Приазовье Прибужжя Прикарпатье Приорелья Присамар'я Пряшивщина Расточье Сиверщина Серый Клин Слобожанщина Ставропольщине Стародубщина Таврия Терщина Холмщина Красная Русь Черниговщина
Герб Украины

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам