Надо Знать

добавить знаний



Холодный Петр Иванович



План:


Введение

Петр Иванович Холодный (* 18 декабря 1876 ​​, Переяслав - 7 июня 1930, Варшава) - художник- импрессионист подверженного лиризма и неовизантист, живописец, художник-монументалист, график, проектант прикладного искусства, педагог, по специальности физик-химик.


1. Биография

Родственники Петра Холодного со стороны матери были художниками-иконописцами, которые работали преимущественно на Полтавской.

1.1. Киевский период жизни

Девушка и пава ( 1915 г.)

Гимназию он окончил в Киеве. В последние два гимназические годы посещал вечерние занятия в Киевской рисовальной школе Николая Мурашко, где и получил художественное образование. После окончания в 1897 г. природоведческого факультета Киевского университета по специальности математика и минералогия, преподавал (с 1898 г.) в Киевской Технической школе на кафедре физики.

Принадлежал к ОУП. На Всеукраинском национальном конгрессе был избран членом УЦР от просветительских организаций Киева. Входил в состав Малой Рады от УПСФ.

С 1906 г. был назначен директором коммерческой школы в Киеве, а с марта 1917 г. - Директором первой украинской гимназии в Киеве. Осенью 1917 г. был приглашен в правительства УНР на должность товарища министра образования (по поручению разработать основы организации украинского образования, в том числе и художественного), а позже - и самого министра.

Еще в 1910 г. на выставке украинского искусства в Киеве без ведома художника были показаны его работы. И это стало началом его артистической карьеры. С того же времени происходят его картины: "Девушка и пава" ( 1915), "Ивасик и ведьма", "Ветер", "Катерина", "Пасмурный день" и др.. Позже он участвовал в первых украинских выставках, организованных правительством УНР.


1.2. Львовский период жизни и творчества

После ликвидации УНР Петр Холодный вместе с ее правительством эмигрировал в Тарнов в Западной Галиции. Но уже в 1921 г. переехал в г. Николаев на Львовщине, а в 1922 г. - И до самого Львова. В том же году по инициативе эмигрантов с Востока Украины во Львове был создан Кружок деятелей украинского искусства - ГДУМ, который возглавил Холодный. Кружок объединял в себе художников, литераторов и архитекторов и просуществовал до 1927 г. Среди учеников Петра Холодного в этот период была художница-иконограф - Михайлина Стефанович-Ольшанская.

1920-е годы стали годами активной творческой работы художника во Львове. Свои произведения, представляющие монументальной и станковой живописи, декоративное искусство, он демонстрирует на львовских выставках 1922, 1923, 1924, 1926 гг, а 1929 года принимает участие в выставке украинской книжной продукции издательства "Западная Украина".

В эпоху революции и украинской государственности Холодный работал в Секретариате народного образования Украинской Центральной Рады и министерстве образования, за Директории товарищем министра.

1920 года, выехав с правительством УНР, Холодный оказался в польском лагере интернированных в Тарнове, откуда 1921 году переехал во Львов, там стал соавтором Кружка деятелей украинской искусства и участником его выставок.

Львовский период был богатый в творчестве Холодного. Здесь он начал рисовать иконы, исполнял росписи стен и проектировал витражи.

Во время своего пребывания во Львове, 1928 г., решил поехать в Париж с целью собрать материал для будущей картины, которая была бы посвящена смерти Симона Петлюры. Собрал необходимый ему материал, но замысел остался нереализованным. Написал несколько научных трудов, изданных за счет НОШ.

Умер 1930 г. в Варшаве.

В 1931 г. в Национальном музее во Львове состоялась посмертная выставка работ художника, на которой было показано более 350 экспонатов за десять лет его работы во Львове.

Петр Холодный был отцом художника Петра Петровича Холодного, который получил художественное образование в Украинской студии пластических искусств в Праге, а затем, в 1928 - 1934 гг в Варшавской академии искусств. В 1944 г. эмигрировал в Германию, в 1950 - в США. Играл заметную роль в культурной жизни украинской диаспоры в США. Выполнял мозаики, росписи на религиозные темы, иконки в духе неовизантинизму, графические произведения.

Станковые произведения Петра Ивановича Холодного хранятся в музеях Украины, в частности в Киеве и Львове, а также частных собраниях.


2. Новаторство в искусстве

Еще раньше, в 1910-е гг, под впечатлением от старинных украинских икон, в частности в сборнике украинской музея во Львове, Петр Холодный начал увлекаться старинным украинским искусством и со временем стал знатоком украинской иконы и старинных живописных техник. Уже с 1916 г. он начал использовать старую иконописную технику в религиозных и светских композициях, которые он сознательно наделял отдельными стилистическими чертами византийской традиции, трансформируя ее в духе современного ему современного искусства. Таким образом, Петр Холодный, рядом с Михаилом Бойчуком и Олекса Новакивский, стал одним из основателей в современном им изобразительном искусстве украинского национального стиля, который получил название "неовизантинизму".

В 1924 - 1930 гг он работал над отделкой одной из лучших памятников ренессансной архитектуры Львова - Успенской церкви, для которой он выполнил иконы и витражи. Всего, витражи в интерьере украинской церкви - это заимствование из католических храмов, которое стало возможным благодаря специфике истории украинской христианской церкви в Галиции. Именно Петр Холодный в церкви Успения Богородицы во Львове впервые в истории украинского православного строительства использовал витражные композиции.

Его произведения выставлялись с 1910 г. также в Киеве, и с того времени произошли картины "Девушка и пава" ( 1915), "Ивасик и ведьма", "Ветер", "Катерина", "Пасмурный день" и др..

Холодного, как химика, интересовала технология красок и техника их применения Заинтересовавшись 1914 года галицкой иконой, он был захвачен техникой темперы и пользовался ею во многих своих произведениях.


3. Характеристика творчества

Творчество Холодного базируется на украинских художественных традициях, в которых иконографическая византика сочеталась с народным искусством; основными элементами из нее остались звьязкисть и целостность композиции, примат линии, которая предоставляла произведению музыкального звучания, и чистая гамма гармоничным теплых красок. В витражах Холодного преобладает сопоставление элементов чистого красящего стекла, что придает витражам легкости и прозрачности. Холодный создал ряд портретов своих современников, в том числе старшин украинской армии: М.Юнакова, М.Безручка, В.Сальського, Омеляновича-Павленко, атамана Ю.Тютюнника, полковника М.Палиенка, В.Синклера, Витовского, А. Гуляй-Гуленко, Ю.Шепаровича; писателя В.Самийленко, А.Никовського, Ю.Романчука, о.И.Слипого и др.., а также ряд женских портретов. Достойны внимания композиционные картины Холодного: "Выезд из замка", "Поход кн. Игоря на половцев", "Ой, в поле рожь".

Основным стилем творчества Холодного был созревший импрессионизм уже злокализованого украинского типа, с тонкой игрой нюансов, глубоко лирическое. В неовизантийский произведениях Холодный доказал новые возможности использования старого стиля, освобожденного от любой схематичности или архаизма. Эти произведения ставят его рядом с Бойчук. Оба они работали над восстановлением утерянных художественных традиций, но шли разными путями. Произведения обоих художников относятся к выдающихся явлений не только украинского, но и всего восточноевропейского искусства 1920 - 1930 -х годов. Холодный работал также в книжной графике, он и здесь создал новый своеобразный стиль в рисунке и линии. После оккупации Львова советскими войсками немало произведений Холодного уничтожены как образцы якобы "националистической" творчества, а его религиозные стенописи закрашена. Посмертная выставка произведений Холодного состоялась во Львове 1931, а обзор его творчества подал в каталоге к ней М. Драган.


4. Главные работы


Литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам