Надо Знать

добавить знаний



Хор



План:


Введение

Концерт в Большом зале Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана, декабрь 2005

Хор ( греч. χορός - "Толпа" рус. собрание поющих (П. Чесноков) - коллектив певцов; организованный коллектив певцов, который способен выполнить любое произведение на высоком профессиональном уровне (К. Пигрова) коллектив певцов, которые вместе выполняют какой-либо вокальное произведение с инструментальным сопровождением или без него (Музыкальная энциклопедия, М., 1981)


1. Классификация хоров

В зависимости от состава исполнителей, различают хоры:

  • Мужской - состоит из теноров (разделяются на I и II партии) и басов (роздидяються на баритоны и басы)
  • Женский - состоит из сопрано и альтов (разделяются на I и II партии)
  • Детский - разделяется на сопрано (дисканты) и альта
  • Хор мальчиков и юношей - мальчики разделяются на дисканты и альты, юноши - на тенора и басы (как в смешанном хоре)
  • Смешанный - разделяется на сопрано, альты, тенора и басы (могут быть разделены на баритоны и басы)

По количественному составу исполнителей различают:

  • Малый (минимальное количество - 12 чел.), Выполняющим преимущественно камерные хоровые произведения, преимущественно малой формы.
  • Средний (25-35 чел.), Есть техническая возможность разделения партий (divisi), что позволяет выполнять более сложные произведения, произведения крупной формы.
  • Большой (50-60 чел.), Имеет наибольшие технические возможности, что позволяет ему выполнять любые хоровые произведения.
  • Хоровое массив (60-120 чел.), Используются преимущественно в оперных театрах
  • Сводные хоры (от нескольких чел.), Используются для выполнения торжественных произведений.

По манере пения различают:

Хор может иметь разный статус.

  • Профессиональный - состоят из профессиональных певцов и ведут регулярную концертную деятельность. Могут быть как независимые, так и с государственной поддержкой.
  • Любительский - объединяют людей, для которых пение в хоре - это хобби. Могут существовать при дворцах культуры, клубах, при организациях и учреждениях, при (немузыкальных) учебных заведениях и т.п.: хор студентов, хор сотрудников, хор ветеранов.
  • Церковные хоре участвуют в церковных службах (см. церковная музыка).
  • Учебные хоры существуют в музыкальных учебных заведениях (консерваториях, музыкальных училищах, институтах искусств и т.д.).

2. Хоровые партии и их комплектование

Смешанный хор традиционно делится на 4 партии - 2 женские (сопрано и альты) и 2 мужские (тенора и басы). Каждая из партий может петь как в унисон, так и быть разделенной на несколько самостоятельных голосов. Так, в партесных концертах встречаем 12 и более хоровых партий, "Stabat Mater" Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 16 голосов в каждом (всего - 48 хоровых партий).

Традиционная комплектация хоровых партий и их диапазоны выглядят так:

партия диапазон партия диапазон
Первые сопрано c 1 - g 3 Вторые сопрано c 1 - g 2
Первые альты a - f 2 Вторые альты g - d 2
Первые тенора c - b 1 Вторые тенора B - f 2
Баритоны A - f 1 Басы F - d 1
Октависты от С

Есть несколько вариантов расположения хорового коллектива на сцене. Чаще хористы располагаются в два или несколько рядов по схеме

Теноры Басы и баритоны
Сопрано Альты
(Дирижер)

В некоторых случаях (преимущественно камерные хоры), хор может располагаться квартетами настурним образом:

Бас Тенор Альт Сопрано Бас Тенор Альт Сопрано и т.д ...
(Дирижер)

3. Навыки в хоровом пении

Певцы хора могут существенно отличаться возможностями и умением. Лучшие хоровые певцы прочего способны выполнять следующее:

  • точно воспроизводить тон и вокальный тембр, дополняющий других певцов;
  • петь с точно контролируемой громкостью звука, воспроизводя динамику и нюансы обозначены в партитуре или показаны дирижером, без чрезмерно громкого пения который позволял бы ясно различать индивидуальный голос на фоне всей вокальной партии;
  • бежало читать музыку "с листа";
  • точно читать текст и произносить слова в манере указанной дирижером, независимо от языка произведения;
  • находиться в состоянии полной готовности в течение длительного времени, внимательно следя за всем, что происходит на репетиции или выступлении;
  • следить за своим пением и ошибками;
  • принимать указания и пожелания от других для блага всего коллектива, даже если собственные эстетические чувства певца противоречат таким указаниям;
  • воспроизводить здоровый и приятный на слух звук применением соответствующей вокальной техники;
  • чисто интонировать ноты

Певцы, которые имеют абсолютный слух все же должны уметь следующее:

  • исполнять музыку в другой тональности, чем она написана в партитуре, это необходимо потому, что в хорах часто исполняют музыку в транспонированной форме;
  • подстраиваться под ансамбль, даже если ансамбль несколько отклоняется от "идеального" тона

4. Из истории хорового исполнительства

Хоровое пение, очевидно, существовал со времен первисно-общинного строя). Уже в древней Греции голоса различали по регистрам - netoide - высокие голоса, mesoide - средние, iroide - низкие. Началом профессионального хорового исполнительства связывают с ранним средневековьем, когда церковной общины выделяется клирос. До эпохи Возрождение профессиональное хоровое исполнительство было связано исключительно с церковью.

В 14-15 вв. с развитием многоголосия формируется понятие хоровой партии, каждая из которых могла осуществляться в унисон, или разделяться на несколько голосов. Эпохе раннего возрождение характерны 3-4 громкие хоры с главным голосом - тенором, позже - 6-8 гласные.

Становление классического гармонического мышления в 17-18 вв. определило разделение голосов на 4 основные партии - дисканты ( сопрано), альты, тенора и басы. Хор становится неотъемлемым участником оперы, появляются также светские капеллы, что связано с развитием жанров оратории, кантаты, хоровых концертов и т.д..

На украинских землях хоровое пение известный со времен Киевской Руси, где хоровые коллективы существовали в монастырях и на княжеских дворах; в 11 век хорового пения учили в женской монастырской школе в Киеве. С 16 века хоровые коллективы были организованы церковными братствами; лучшие из них в Киеве, Львове, Луцке. Особенно отличался хор Киево-Могилянской Академии численностью более 300 человек.

С конца XIX века - начале XX организация хоровых коллективов повсеместно в Украине набрала спонтанного характера и была своего рода проявлением национального пробуждения. Лучшие хоры ездили представлять хоровое искусство Украины за рубежом: путешествие Украинской Республиканской Капеллы и Украинского Национального Хора во главе с А. Кошицем Западной Европой и Северной Америкой (1919-1927), выступления киевского хора "Думка" во Франции, в частности в Париже (1929), под руководством Н. Городовенко, гостеприимные выступления "Византийского хора" (Утрехт, Голландия). Во времена СССР любительские хоровые коллективы организовывались при домах культуры повсеместно.

Среди ведущих хоровых коллективов Украины сегодня - Национальная заслуженная академическая капелла Украины "Думка", Национальный заслуженный академический народный хор Украины им.Веревки, Академический хор им.Платона Майбороды Национальной радиокомпании Украины, Муниципальный камерный хор "Киев", Государственная мужская хоровая капелла "Дударик", хор "Трембита" (Львов), Закарпатский народный хор и другие.


См.. также

5. Украинских хоровые коллективы в Интернете


Источники


музыка Это незавершенная статья о музыку.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам