Надо Знать

добавить знаний



Хорал Николай


Mykola Yevshan.jpg

План:


Введение

Николай Иосифович Евшан (настоящая фамилия - Федюшка * 19 мая 1889, Войнилов Калушского района; ? 23 ноября 1919, Винница) - украинские литературный критик, литературовед и переводчик; начал собственное направление в критике, основанный на философии Ф. Ницше и И. Фихте, анализ произведений Леси Украинский, О.Кобылянской, Коцюбинского и др..


1. Общие сведения

Окончил Станиславская гимназию, затем Львовский университет, где изучал украинистику и германистику. Однако завершать университетское образование пришлось в Вене, ибо 1910 году принял участие в борьбе студенческой молодежи за украинский университет, из-за чего был лишен возможности продолжать образование. Именно тогда разворачивается активная литературно-критическая деятельность Евшана, он выступает в журналах "Пчела", "Будущность", "Литературно-научный вестник", становится одним из основных авторов журнала "Украинский дом".

Период с 1909 года в Первой мировой войны - наиболее плодотворный в творческой биографии критика. Он выдает в Киеве книгу "Под знаменем искусства", в которой сформулированы его основные эстетические принципы и осуществлен анализ творчества молодых западноукраинских писателей Петра Карманского, Василия Пачевского, Богдана Лепкого, Ольги Кобылянской, Василия Стефаника. Можно с полной ответственностью утверждать, что ни более-менее заметное явление литературного процесса не прошло мимо его внимания. Во многих статьях, в частности "Письмах из Галичины", отражена атмосфера литературной жизни края, дано свое прочтение - преимущественно нетрадиционное - многих страниц украинской классики. С началом войны Николай Евшан был мобилизован в армию. Дважды был тяжело ранен. Тогда же начинается деятельность его как публициста и общественного деятеля. В первые дни возникновения Западно-Украинской Народной Республики поручик Федюшка-Хорал сразу же стал ее защитником. Стал по зову сердца, поскольку оставаться в стороне от бурных событий, стремительно происходили вокруг, не мог.

31 октября 1919 года он произносит свою знаменитую речь "Большие годовщины Украины", посвященную годовщине провозглашения Западно-Украинской Народной Республики.

23 ноября того же года Николай Евшан умирает от тифа. Только тридцать лет отмерила ему судьба. Из них чуть более десяти он отдал литературе, написал и опубликовал более 170 литературно-критических и публицистических произведений, перевел украинским языком целый ряд философских и литературоведческих работ немецких, польских, чешских, итальянских авторов.


2. Биография

Николай Федюшка родился 1889 года в маленьком городке Войнилове Калушского уезда в Галиции. Отец его Осип, малоземельный земледелец, имел еще двух детей. Николая, который с детства был слабого здоровья и проявлял склонность только к книге, отец, по совету учителей и священника, выслал в гимназии в Станиславове.

Окончив гимназию, Хорал изучает германистику и украинистику во Львовском университете, где профессор М. Грушевский первый обратил внимание на талантливого студента и позаботился о труде Федюшка, поддержал его в жизненной борьбе.

Здесь Евшан становится служащим библиотеки Научного общества имени Шевченко, потом администратором Академического Дома, урядником "Издательского Союза", секретарем НТШ и некоторое время личным секретарем Грушевского.

Года 1910 -го Николай Федюшка осуществляет свою давнюю мечту: выезжает в Киев, посещает Анна Барвинок, Сриблянский, знакомится с Лесей Украинской, Коцюбинского. Во время Первой мировой войны работал некоторое время в украинских изданиях Вены, а затем добровольцем в войска. Воевал на русском, потом румынскими и итальянскими фронтах. В бою над рекой Изонцо Федюшка был тяжело ранен. Упадок Австрии застал Федюшка в кадре 9. полка в Журавици. Пока поляки успели подготовить переворот, Николай Федюшка опередил их, навязал контакт с украинскими военными частями в Жешове, Ярославе и Перемышле, тайно сговорился ночью со старшинами-украинский 9-го полка, и весь состав этого полка становится под приказ поручика Федюшка. Воины-украинской присягу на верность Украинскому Республике. Федюшка разоружает поляков 9-го полка, арестовывает польских офицеров и машеруе со своим войском на Перемышль, становится на западных границах Украины, готов защитить их вооруженной силой.

Но Украинская Национальная Рада в Перемышле, наивно надеясь на мирное разрешение польско-украинского конфликта в Союзе Народов, начинает переговоры с поляками и по их требованию дает Федюшци приказ распустить войско домой и освободить арестованных польских офицеров. Этот приказ разложил и здеморализував 9-й полк. Николай Федюшка должен пешком ночью без войска бежать, чтобы не попасть полякам в руки. В своем родном Войнилове был назначен командантом военной милиции округа.

Вскоре президиум Государственного Секретариата ЗУНР позвала Евшана на сотрудника правительственного журнала "Республика". Но образование двух республик: Западно и Восточно да еще и невнятная, зыбкая и не радикальная политика правительства ЗУНР в социальных вопросах были причиной того, что Евшан присоединился к оппозиционному лагерю - "Крестьянско-рабочей Союза", сложившегося после социалистического конгресса в Станиславе зимой 1919 года.

В оппозиционных газетах "Новая Жизнь" и "Народ" Хорал резко критикует правительство ЗУНР, а когда появились слухи, что Крестьянско-рабочий союз организует государственный переворот, комендант города Станиславова арестовал Евшана вместе с М. Шаповалом и В. Пачевским. Сам Евшан потом признался, что арестованы его больше по недоразумению. Он до смерти сохранил верность Украинской Галицкой Армии и умер под флагом ЗУНР.

Далее Федюшка служит в Галицкой Армии, переходит с ней по Збруч, оказывается в треугольнике смерти, работая председателем архива Начальной Команды. Как критик и публицист Евшан замолчал совсем. Только в годовщину провозглашения Украинской Народной Республики в Галичине, 31 октября 1919 года, в Виннице Евшан произнес речь в украинской армии на празднике Галицкой Армии. Это была вершина его творчества, популярности и последнее слово.

23 ноября, в серый, снежно-болотный день, похоронили Евшана наряду с другими жертвами тифа Те стрелки и старшины, три недели назад слушали пророческой речи Евшана, занесли гроб своего поручителя на плечах и похоронили на горе за казармами в Виннице, где умерло почти 10000 украинских стрелков Галицкой Армии. [1]


3. Творчество

Николай Евшан не относится к академическим типов ученых и профессиональных профессоров от литературы он не методический, часто хаотическое импрессионист, он меньше анализирует, секционуе произведения, а больше синтезирует, чувствует и передает впечатления, а часто становится на границе публицистики.

Хорал умер молодым в 32 года, но и то, что оставил он в своем наследии, дает нам право видеть в его лице первого (украинский) литературного критика, который считал критику призванию, своим одиноким литературным и жизненным путем, на котором он бросил все свой талант, труд и любовь. В последние десятилетия перед всемирной войной Николай Евшан - это, безусловно, центральная фигура в наших критиков.

"Выбить окно в Европу для украинской литературы" - это был главный призыв Евшана как критика. Связать нашу литературу с европейскими направлениями, влить в души наших поэтов шире и глубже мировоззрение, философствующего мнению, дать им высшее эстетическое образование и вывести более примитивную бытовщиной наверху настоящего творчества, "купить Украину настоящие культурные ценности" - вот основная мысль всех его трудов ...

Идеал Евшана это: "Идеал большой и гармоничной индивидуальности, прекрасной в своих желаниях, творческой и жаждущей новой жизни".

Николай Евшан по мировоззрению идеалист, натура страстная, воинственная, приклонник и защитник творческой свободы единицы, апологет индивидуализма и спикер горячего патриотизма. I не даром перевел он "Die Reden an die deutsche Nation" Фихте.

Хорал был человеком насквозь боевого, полемического характера, и поэтому его эстетика никогда не имела в себе ничего апатичного, мертвого, догматического ни абстрактного: "Всякий идеал, чтобы он был полезен, чтобы был действительной силой, должна исходить только из жизни, должен обращаться в жизни, конечную цель положить в жизни "(" Под знаменем искусства ").

Николай Евшан не только литературный критик, он политический деятель, активный гражданин и публицист. Как человек, как гражданин, как общественный тип он был одним из тех немногих личностей, для которых жизнь - значит противопоставить свое я миру, окружению, обстоятельствам, идти по жизни наперекор всем к собственной цели. Жизнь таких единиц, как Евшан, - то непрерывный героическое сопротивление хаосу вне себя и хаосу в своей душе. Среди украинских литераторов мало есть типов таких строгих против себя и других, как Евшан. Среди знакомых он оставлял впечатление человека твердого, резкой, бескомпромиссной, замкнутой, хотя тонкой, нежной на дне души. Он сознательно убивал в душе украинским бессилие, слабость, вялость и душевную сентиментальность.

Хорал - это вечный протестант против официального общества, и его протестантизм не вне, не дешевый жест. Нет, глубокое, трагическое, сознательное понимание, что украинская действительность такова, что с ней надо только бороться во имя лучшего будущего. Его антагонизм к "большинству" - это было то, что высказал Франко : "Я не люблю ее с великой любви". Так любил Евшан своего общества, за которое боролся и за которую положил свою молодую жизнь. Он жил бурей, тосковал по ней, и буря - это его стихия, и сгинул он в сутки бурную и тревожную, которую он так любил. Воинственность и рыцарство, культура и любовь к красоте, искусству, к отчизне - это черты, характеризующие его как критика и гражданина.

М. Федюшка политически как гражданин в молодости стоит несомненно под влиянием своего профессора и мецената М. Грушевского, что сближало его в чем-то к радикальной партии в Галиции. Однако он очень критически смотрел на отца радикализма М. Драгоманова и был индивидуальностью, которую как гражданина сложно вовлечь в какие-либо узкопартийные рамки, а как критика - тоже не удастся охарактеризовать одним шаблоном "естецизму" или "модернизма", как это стало у нас обычаю. Считали Евшана борцом "за высшее индивидуалистическую культуру", за "искусство для искусства", якобы довело его до определенной оторванности от жизни.

Всем своим творчеством, жизнью и смертью доказал Евшан, что он никогда не был оторван от общественной жизни, но, очевидно, кто представляет себе общественную жизнь лишь в формах примитивного коммунистического коллективизма, для того защитник единицы нации и высшей эстетической культуры Евшан - оторванный от жизни.

Хорал до смерти любил крестьян и в политическом свтогляди был все демократом, но крайний демократизм объединял с тоской по аристократизмом. I поэтому так любил Кобылянской, потому что она одна из тех творцов, из любви к народу хотят, чтобы он победил в себе зло, некультурность, "хамство", а не идеализировали его, не выносили на пьедестал "национальных святынь", как это делали наши народники. Кобылянская и Хорал мечтали о "высшей человека" и были ее предтечами в нашей стране духовного убожества. Поэтому они были себе такие родные, поэтому их оценит наше будущее поколение, что победит в себе "хама".


3.1. Цитаты

  • "Не желая быть первыми, мы стали последними, сошли в качестве прихвостней, не способных на собственную инициативу"
  • "Нет воспитание, которое было бы по содержанию общим для всех, всякое воспитание окончательно сходит на национальное воспитание, содержание воспитания и его тенденции должны соответствовать конкретным обстоятельствам национальной жизни, считаться с народной психикой и ее проблемами, кристаллизовать характер нации и давать направление ее нравственному развитию ".
  • "Франко действительно испытывал потребности волны, жил все" настоящим "жизнью, знал люки, все затыкал их цементировал то, что рассыпалось, давал людям ежедневный корм. Одним словом - творчество его вырастала из жизни и была для жизни. Это составляет ее стоимость , ее ценность и капитал, это дает ей ее широту и интенсивнись ".

4. Сноски

  1. По монографии Олеся Бабия "Николай Евшан (Федюшка). Жизнь и творчество. В десятилетия его смерти. 1919-1929"

Литература


Wikisource-logo.svg
Произведения этого автора находятся в общественном достоянии. Вы можете помочь проекту, добавив их в Википедия.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам