Хоровая музыка

Хоровая музыка - музыкальные произведения, предназначенные для хорового исполнения.

Хоровое пение бывает одноголосый и многоголосый, с музыкальным сопровождением или без него - а капелла. Это самый массовый вид музыкального искусства.

Профессиональное хоровое искусство известно со времен Древней Греции. Оно издавна было неотъемлемой частью отправления религиозных культов.

Первые певческие школы основана в Риме (5 век).


1. Церковная хоровая музыка в Украине

Хоровая музыка в Украине развивалась в тесной связи с Церковью. В Церкви восточного обряда хоровое пение практикуется без сопровождения музыкальных инструментов, вследствие чего украинская церковная хоровая музыка была и долгое время осталась музыкой для хора a capella. Именно поэтому в украинской музыке именно хоровая музыка взяла на себя функции, которые в западноевропейской музыке выполняла музыка инструментальная.

1.1. Средневековье (монодия)

Ранняя хоровая церковная музыка была монодичнои в церквях как византийского, так и римского обряда. В Украине этот тип пения представлен средневековой монодии, получившей название " знаменный распев ".

1.2. Барокко (партесный пение)

Конце 16 века в Украине возник новый тип церковного пения - многоголосый ансамблевое (хоровой) партесный пение, в течение второй половины 17 в. и первой половины 18 в. распространился также в Россию. Основным жанром профессиональной музыки того времени стал одночастной партесный концерт. Количество голосов варьировалась от простого трех-и чотириголосся к сложному восьми-и дванадцятиголосся, ставших типичными конце 17 века. Иногда композиторы доходили до 18 и более голосов. Среди выдающихся композиторов партесной музыки в Украине - Николай Дилецкий, Симеон Пекалицький, Иван Домарацкий, Герман Левицкий и др..

О богатстве репертуара украинской партесной (хоровой) музыки того времени свидетельствует сохраненный список нот Львовского братства (1697), в котором названы 396 партесных композиций, в частности 151 концерт и 56 литургий.

Если сравнивать партесный концерт с западноевропейскими музыкальными жанрами того же времени, то можно заметить четкие аналогии между жанрами партесного концерта и concerto grosso.


1.3. Классицизм (хоровой концерт)

Во второй половине 18 века на смену партесного пения приходит новый жанр духовного хорового циклического концерта, что в профессиональной музыке письменной традиции знаменует переход от эстетики Барокко к эстетике Классицизма. Появляется новое поколение композиторов церковной хоровой музыки: Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский и Артем Ведель. Начиная с произведений этих композиторов как господствующий состав хора в украинской хоровой музыке упрочилось чотироголосся.

Если сравнивать хоровой концерт с западноевропейскими музыкальными жанрами того же времени, то можно заметить четкие аналогии между жанрами хорового концерта и симфонии.


2. Светская хоровая музыка в Украине

Развитие светской хоровой музыки в Украине начался в первой половине 19 века. Огромным вкладом в нее было творчество Николая Лысенко, главным на поле оригинального творчества, включая широкорозбудованих хорово-оркестровых кантат и хоровых обработок народных песен.

После Лысенко выдающимися создателями хоровой музыки были: Николай Леонтович, Кирилл Стеценко, Александр Кошиц, Станислав Людкевич, Филипп Козицкий и др..

В творчестве украинских композиторов 1920-1960-х хоровая музыка отошла на дальнейшее план. Только в младших представителей сегодняшней музыки ( Леся Дычко, Иван Карабиц) она снова набирает вес.


Литература


4. Смотреть также

знаменный распев партесный пение партесный концерт хоровой концерт