Надо Знать

добавить знаний



Хосе де Рибера


Josef Rivera.jpg

План:


Введение


Хосе де Рибера, или Хусепе Рибера ( исп. Jose de Ribera , исп. Jusepe de Ribera ; 12 января 1591 - 2 сентября 1652) - выдающийся художник Испании 17 века, долго жил и работал в городе Неаполь, Италия. Имел прозвище Spagnoletto (маленький испанец за маленький рост). Рисовал религиозные и мифологические картины, портреты, декоративные произведения. Недолго занимался гравюрами, где в технике офорт оставил замечательные образцы. Работал в эпоху барокко, но потерпел маленьких воздействий барочной эстетики и не имел недостатков стиля, присущих Луке Джордано.


1. Утренние года

Полагают, что он родился в городке Хатива вблизи Валенсии. Происходит из семьи ремесленника. Имел двух братьев. Точных сведений о первом учителе нет. Возможно, им был Франсиско Рибальта в Валенсии. Неизвестно, в каком году уехал в Италии вместе с братом Хуаном. Зафиксировано их проживания на "Улицы художников" (Виа Марута) в Риме в 1613-1616 гг

Как большинство художников, находившихся в Риме в начале 17 века, Хосе внимательно всматривался в произведения римских мастеров. И делал попытки - как в величественной манере академиков, та к и в манере тенеброзо Караваджо. В научный оборот введены два произведения, связывают с ранним периодом творчества Риберы.

"Христос воскрешает умершего Лазаря", Прадо, Мадрид.

Картину "Христос воскрешает умершего Лазаря" продавали на аукционе Cотби. Саму картину знали и до аукциона, статью о ней создал еще Роберто Лонги. В 2001 году за 2.500.000 евро полотно приобрел музей Прадо, атрибуцийни исследования доказали, что это раннее произведение Рибери. Композиция напоминает древнеримский рельеф, где главы персонажей расположены практически на одной высоте в два ряда. Картина поражает гладко уложенными красками и академическими морщинами саванну Лазаря. Христос (как бесспорно положительный и главный персонаж) представлен художником в центре и в красных одеждах. Несмотря на созданное чудо, настроение картины академически сдержан, это очередной сочинение на библейскую тему.

"Суд царя Соломона", Музей старинного искусства, Рим.

Свидетельством, насколько внимательно отнесся художник к находкам Караваджо, стало полотно "Суд царя Соломона". Сразу узнаются "разорвана" композиция Караваджо, резкий свет сбоку слева, некоторая незаполненность полотна и даже любимая колористика Караваджо с доминированием черного и темно-красного. Как и большинство поздних произведений Караваджо, "Суд царя Соломона" Рибери тоже насыщенный драматическими событиями, напряжением. Ведь царь Соломон приказал разрубить живого ребенка, на которую выступили претендентками настоящая и ложная матери. Настоящая мать бросилась к Соломону с мольбой не рубить ребенка, чтобы спасти ей жизнь. Ради спасения собственного ребенка, она была согласна даже не признавать собственного материнства. Так мудрый Соломон роспизнав настоящую мать ребенка и таки приказал именно ей отдать малыша.


2. Неаполь навсегда

С 1616 г. он в Неаполе. На то время это был кусок Испании на итальянских землях. В Неаполе правили испанские вице-короли и везде слышно испанский язык. Не выезжая на родину, Рибера чувствовал себя здесь своим среди своих.

3. Женитьба

Уже осенью 1616 Хосе де Рибера женился с 15-летней Екатериной Аццолино.Вона из семьи художника-сицилийца Аццолино, много лет работал в Неаполе. Семья будет пятеро детей.

4. Первые произведения

Прикосновение, серия "Пять чувств", музей Нортон Саймон, Пассадене, США.


Среди первых произведений серия картин "Пять чувств". Схема проста-поколения мужская фигура демонстрирует некое чувство-осязание, обоняние, вкус, слух, зрение. Темный фон не отвлекает от постати.Чоловикы взяты из реальной жизни, таких можно увидеть на рынках и улицах Испании или Италии. Плебейское происхождение художника отразилось на выборе моделей. Удивляет, что модели и произведения пользовались популярностью. А потом украсили дворцовые стены, где наряду красовались сеньоры и сеньорита в роскошных одеждах с жемчугом и страусовыми перьями.

Модель для картины "Прикосновение" еще вполне пристойна.И человек исследует рельеф на лице античной статуи.Подибна картина достойно украсила бы кабинет сторонника искусств.

Модель (пожилой крестьянин-бородач) для картины "Обоняние" до сих пор поражает расторгнутым одеждой и шляпой, а от картины как пахнет чесноком. Еще больше поражает простой натюрморт первого плана, где в строку положены луковица, чеснок и веточка с цветком. Так натюрморты писали только гениальные испанские мастера.


5. Слепой скульптор Гамбасси.

Еще одну интерпретацию чувства "Прикосновение" Хосе де Рибера воспроизвел в 1632 году в портрете слепого скульптора Гамбасси ( Прадо, Мадрид). Все вроде как и на картине 1616 года. И не так. Когда-то молодой скульптор работал упорно и вдохновенно. Теперь старость и немощь. Трагедия утраченного зрения предстает во всей своей глубине и необратимости. Это уже не игра эрудиции, как на ранних картинах. Это грустный рассказ о трагической судьбе художника, еще одного человека, полноценную жизнь которой сломала болезнь.


6. Философы Хосе де Риберы

Философов Рибера рисовал дважды. Герцог Алкала заказал ему серию в 1630 году. Второй раз он сделал серию в 1635 году. Дотошные исследователи узнали, что Рибера читал историка Диогена Лаертиоса (начало 3 ст нашей эры) "Жизнеописания и убеждения прославленных философов", а еще больше Лукиана с Самоса (2 ст. Нашей эры) "Ярмарка жизнеописаний". Лукиан из Самоса был по убеждениям ближе к мировоззрения самого Рибери, потому подал прославленных философов, этих великанов духа, как нищих и рабов, мало нужных суровой реальности.

Авторитет античного писателя защитил суровую правду изображений и самого Хосе де Риберы от упреков. Он будто идет за писателем, подавая бородатые лица, грязный и разорванная одежда, босые ноги в пыли. Чтобы не могучий ум в глазах и самоуважение этих нищих, их по лохмотья спокойно прйнялы бы за сумасшедших. Несправедливость к людям переливалась через край полотен и зрители застывали потрясающе. Так рязюче реально не рисовал своих философов даже захвалений Веласкес.

  • Архимед, 1630 г., Прадо, Мадрид.

  • Философ Кратес, Токио, Нац. музей западноевропейского искусства

  • Апостол Симон, Прадо

  • апостол Андрей Першозванний

К философам Рибери близки (композиционно и по колориту) апостолы, еще одна серия полотен мастера. Это тоже поясные фигуры, грубоватые лица в морщинах, бедный одежду. Рибера как обращает зрителя к годам первоначального христианства, когда "Адам пахал, а Ева пряла", когда первые ученики Христа были бедны, как нищие Неаполя 17 века. С философами Рибери они похожи и высоким чувством достоинства. Но их задача другая, чем полученное мудрость древнегреческих философов, потому что именно апостолы, а не философы, несут свет святого учения. Пылкий католик Рибера был на стороне апостолов, но рисовал их как лучших среди людей, лучших среди философов.


7. Прославленная Пьета

Jos? de Ribera 058.jpg

Ее заказали монахи картезианского монастыря Сан Мартино в Неаполи.На белом покрывале лежит тело мертвого Христа. Эмоциональная Мария Магдалина упала и страстно целует ноги мертвого бога. В центре полотна Богородица, горе которой не менее магдалининого, но она готова вынести и новое горе без разрушительного отчаяния.

Мнения разделились уже тогда. Одни осудили образ за чрезмерный реализм, другие считали картину новым достижениям Рибери. Итоги подвел итальянский художник Лука Джордано, который отметил, что одно только изучение этой картины может сделать талантливого ученика большим мастером.


8. Гравер Рибера

Портрет Рибери с его рисунком в руках

Он мало занимался гравюрой. Это был офорт. Особенность таланта в том, что талантливым становится все, к чему мастер приложил усилий. Так и с офортами Рибери. Слишком быстро он перешел из ученических зарисовки к полноценным гравюр. Это был этап работы над живописной композицией "Пьяный Вакх". Было две ипостаси Вакха-1) молодой и гармоничный бог веселья и вина, 2) пьяница, который теряет человеческий облик из-за чрезмерного пьянства. Именно эту ипостась и избрал Хосе де Рибера для своего офорта, так осуждал пьянство и никогда не забывал о поучительный характер своей живописи.

В офорте он придерживался рисунке тонкой линиею.Лише позже отчетливую линию дополнял штриховкой и прозрачными тенями.

Не сохранилось и автопортретов Хосе де Риберы. Те портреты - гравюры, что мы имеем сейчас, происходят с 18 столиття.Художник на тех гравюрах напомаженное, элегантный кавалер с модной прической, парадно одетый-и недостоверный. Это оболочка, а не суть человека. Таким он был лишь в короткие времена посещения вице-королей, а это не главная часть его жизни. Среди знакомых Рибери-прославленный Веласкес, который дважды посетил Италию и встречался с Рибери. Воспоминания о встрече с талантливым испанцем в Неаполе оставил и Ефим фон Зандрарта, что наведался в город в 1634 роци.За выдающееся мастерство Хосе де Рибера избран членом Римской академии Св.Луки, он был кавалером ордена "Одеяние Христовы".


9. Галерея

  • Женщины-гладиаторкы, Прадо

  • Cв.Инеса в тюрьме, Дрезден

  • Св. Иероним

  • Св.Марии Египетская

  • Ангел выводит апостола Петра из тюрьмы

  • Св.Варфоломей

  • Сивилла

  • Крещение в Иордане


10. Три странные портреты

  • Кульгавчик, Лувр, Париж.

  • Девчонка с тамбурином (аллегория слуха?), Лондон

  • Муза истории.jpg

    Муза истории Клио, Эрмитаж, Петербург

Кульгавчик

Талантливый Рибера не часто брался рисовать портреты. Некоторые не очень ему и удавались. Совсем другое дело, когда художник увлекался моделью. Так было с неизвестным нам веселым мальчишкой, который был хромым. Контраст между физическим недостатком и веселым нравом так поразил художника, что он нарисовал хлопця.Майстер не пожалел большое полотно, а подал кульгавчика так, как обычно подавали вельмож в парадных портретах: в полный рост, на фоне яркого пейзажа, приветливо усмихненим.Але это щира улыбка ребенку, радуется жизни, а не любезная маска проходимца, взяточника или фаворита. Портрет долго бродил по частным збиркам.В Лувр его передаст коллекционер - врач Ла Каз лишь в 19 веке. Жизнь преподносит сюрпризы. К кульгавчика нашли парную картину "Карлик с собакой". Возможно, это какой-то ансамбль из двух картин, если правда, что заказчиком кульгавчика был тогдашний вице-король.

Девчонка с тамбурином

Еще меньше известно о девчонке с тамбурином. Загадочный произведение, где больше вопросов, чем ответов. Работа портретная, но исследователи настаивают, что это аллегория, вероятно, слуха. А художник лишь использовал приветливую модель для создания аллегории.

Муза истории Клио

Nuvola apps kview.svg Внешнее изображение
Searchtool.svg Муза истории Клио
17 века

Еще одна загадка- муза истории Клио. Взрослая женщина с красивым лицом держит в руках книгу и трубу, чтобы извести кому славу, а кому позор. Неизвестно, это полотно из серии или поодинаке заказ для кабинета вельможи. Кажется, все сокровища своей палитры собрал на этом полотне Рибера: такого синего, красного, белого мало где увидишь даже в Риберы. Надпись на книге "Фукидид" мало что объясняет, как и неизвестно пребывания картины до 1920 года, когда ее отдали в Эрмитаж.


11. Любимица дочь

Раскаяние Марии Магдалины

Среди женских образов Рибери является удивительно приемни.Дослидникы сих пор спорят, кто был модель для многих полотен мастера. Ее красивое лицо видят в ряде полотен Риберы (Св.Инеса, Успение Марии Магдалины, раскаяние Марии Магдалины и т.д.). Как модель жена художника не очень подходит по возрасту. Остается дочь Мари-Роз.


12. Смерть

Последние годы прошли в обнищании. Его слава умерла раньше него, хотя он работал, несмотря на болезни и старость. Последним шедевром мастера явилась картина "Христос причащает апостолов" для монастыря Сан Мартино в Неаполи.Рибера тогда поневоле боролся с великаном итальянской живописи Веронезе, потому что его произведение планировали разместить рядом с "Тайной вечерей" венецианца, прославившийся размахом манеры и выдающимися колористическими способностями.

Рибера умер в пригороде Неаполя Позилиппо. В погребальной книге церкви Санта Мария делла Неве нашли запись: "2 сентября умер сеньор Джузеппе Рибера и был похоронен на Марголина". Могила Рибери давно утеряна.


13. Перечень офортов Рибери

Монумент Хосе де Рибера
  • Св.Себастьян у столба
  • Св.Ероним в пустыне
  • Св.Ероним слышит небесную трубу сповищуе смерть
  • зарисовки глаз человека
  • зарисовки ртов и носов человека
  • уха человека
  • мужская голова с повязкой
  • раскаяние Апостола Петра
  • Мученичество апостола Бартоломея
  • Древнегреческий поэт
  • Пьяный Вакх (пьяный Силенус)
  • картуш с гербом вельможи



14. Страны, где хранят произведения Риберы

  • Великобритания
  • Германия
  • Испания
  • Италия
  • Россия
  • США
  • Финляндия
  • Франция
  • Украина
  • Венгрия
  • Япония

Источники

  • Знамеровская Т.П. Хусепе Рибера, М, "Изобразительное искусство", 1981 (рус)
  • Сто офортов 16-19 вв.из собрания Гос.Эрмитажа, каталог выставки, Л-М, 1964 (рус)
  • Jonathan Brown: Jusepe de Ribera: prints and drawings (Katalog zur Ausstellung in: The Art Museum, Princeton University, Oktober-November 1973), Princeton, NJ: Princeton University, 1973
  • Alfonso E. Perez Sanchez, Nicola Spinosa: Jusepe De Ribera 1591-1652, New York: Abrams, 1992 (Katalog der Ausstellung im Metropolitan Museum), ISBN 0-8109-6416-3
  • Michael Scholz-H?nsel: Jusepe de Ribera, 1591-1652. K?ln: K?nemann, 2000, ISBN 3-8290-2872-5
  • Mark A. Williamson: "The Martyrdom Paintings of Jusepe de Ribera: Catharsis and Transformation"; PhD Dissertation, Binghamton University, Binghamton, New York 2000 (online bei myspace.com/markwilliamson13732)
  • Diane Kracht: Gequ?lte Seelen - gequ?lte K?rper: die antiken Unterweltsb??er des Jusepe de Ribera, Hamburg, Univ., FB Kulturgeschichte, Mag.-Schr. 2004
  • Jos? de Ribera: bajo el signo de Caravaggio (1613 - 1633), (Katalog der Ausstellung im Museo de Bellas Artes de Valencia 16. Juni - 4. September 2005, wissenschaftliche Leitung Nicola Spinosa), Valencia: Museo de Bellas Artes
  • Nicola Spinosa: Ribera: [l'opera completa], 2. erweiterte Auflage, Napoli: Electa Napoli, 2006 [EA 2003]

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам