Надо Знать

добавить знаний



Храм Артемиды



План:


Введение

0037.95 0027.364 Координаты : 37 56ь59 "с. ш. 27 21ь50 "вост. д. / 37.949722 с. ш. 27.363889 в. д. (G) 37.949722 , 27.363889

Строительство Храма Артемиды

Храм Артемиды - храм греческой богини Артемиды в городе Эфес, Малая Азия. Одно из Семи чудес древнего мира.

Руины храма расположены вблизи курорта Кушадасы, что на юго-запад от Измира, на юг от Бурсы, на север от Мармарису и на восток от Памуккале.


1. Строительство

Статуя Артемиды

Хотя основания храма Артемиды (Артемисиона) относится к 7 век до н.е., само сооружение было построено в 450 году до н.е. Строительство субсидировал лидийский царь Крез (Кросусом), а проект разработал греческий архитектор Персифоном (Херсифрон) из Кносса, который начал строительство, но после его смерти строительство продолжали его сын Метаген, а затем архитекторы Пеонита и Деметрий. Здание украшали бронзовые статуи, созданные такими скульпторами, как Фидий, Поликлет, Кресилус и Фрадмон.

Херсифрон предложил строить храм, опоясанный двойным рядом колонн, но дело осложнялось тем, что рядом не было мрамора. Помог случай:

Пастух Пиксодор пас стадо на холмах возле Эфеса. Два барана начали драку, во время которой один
из них с разбега ударился о скалу, от которой отлетел белый обломок. Когда пастух понял, что у него
в руках мрамор поспешил в город, обрадованные жители города наградили его дорогими
подарками.

Храм представлял собой прямоугольное здание с мрамора и дерева длиной 105 и шириной 51 метр, обнесенную со всех сторон двойной колоннадой из 127 колонн высотой 18 метров. Сведений об украшении храма не сохранилось, но известно, что внутри находилась облицованная золотом статуя Артемиды высотой более 2 м.

Уникальным был сам способ построения храма. Он был возведен на болотистой почве. Необычность выбора места объяснялась стремлением строителей избежать разрушения храма в результате частых землетрясений и пожаров. По мнению архитектора Херсифрона, мягкая болотистая почва служила амортизатором при землетрясениях, а чтобы предотвратить осадку огромного каменного здания, было решено заполнить котлован смесью древесного угля и шерсти.


2. Функции

Храм служил в качестве рынка и религиозного учреждения. Долгое время святилище посещали торговцы, туристы, ремесленники и короли, которые приносили дары богине. По древним преданиям, во время одной из осад жители Эфеса протянули от храма к городу веревку, превратив тем самым и Эфес в неприкосновенное святилище.

Воры, которые бежали от правосудия, прятались в стенах храма, потому что никто не имел прав их арестовать в этих стенах. Многие из них умирали здесь от голода.

Слава Артемисиона была столь велика, что в нем размещали свои сбережения люди со всех концов греческого ойкумены. Ученик Сократа, знаменитый историк Ксенофонт, передавший на хранение богине большую сумму денег перед походом в Персию (описанном в Анабазис"), по возвращении выстроил на них в знак благодарности Артемиде маленький храм - точную копию Эфесского - в городке Скиллунте в Элиде.


3. Пожар

21 июня 356 до н.е. главная святыня малоазийских греков - храм Артемиды Эфесской, был сожжен. Храм поджег честолюбивый житель Эфеса Герострат, мечтавший прославиться любой ценой. Он надеялся, что, уничтожив одно из чудеснейших творений того времени, навсегда войдет в историю. Но по решению ионийских городов его имя было предано забвению и сохранилось лишь в записках древнегреческого историка Феопомна ( 4 век до н.е.). Деревянные части храма, просушенные солнцем, запасы зерна, сваленные в его подвалах, подносы, картины и одежда жрецов оказались отличным топливом. С треском лопались балки перекрытий, падали колонны - храм перестал существовать.

Впоследствии возникло предание, что Артемисион сгорел в тот день, когда родился будущий завоеватель Азии Александр Македонский. Римский историк Плутарх писал позже по этому поводу: "богиня была слишком занята заботой о рождении Александра, чтобы спасти храм".

После пожара, Эфесцы под обломками храма нашли почти не поврежденный статую Артемиды, что было для них чудом и знаком к восстановлению здания.


4. Отстройка

Когда через 25 лет Александр Македонский подошел к городу, он пожелал восстановить храм во всем его великолепии. Но он пожелал, чтобы на восстановленном храме, рядом с именем Артемиды было увековечено также и его имя, что жители Эфеса ему дипломатично отказали:

"Не подобает Богу строить храмы другим богам".

На что Александр улыбнулся и ответил: "Как хотите ..."

Чтобы не обидеть Александра Македонского своим отказом, Эфесцы заказали для храма его портрет художнику Апеллесу, который изобразил полководца подобно Зевсу с молнией в руке. Когда заказчики пришли принимать полотно, они были поражены безупречностью картины и оптическим эффектом (рука с молнией бы выступала за рамки картины) и заплатили за работу 25 золотых талантов, было в высшей оплатой в те времена за одну картину.

Второй храм строил архитектор Хейрократ (по другим источникам, Дейнократ), которому приписывают планировку Александрии, образцового города эллинистического мира, и идею превратить гору Афон в статую Александра Македонского, который держит в руке бокал, из которого изливается река.

Храм был восстановлен на средства жителей Эфеса, которые продали свои драгоценности, и от продажи колонн старого храма.

Новый храм во всем походил на прежний, но превосходил его по размерам. Его высота равна 109 м, ширина - 50 м. Многие прославленные мастера украшали новый храм Артемиды. Изящные барельефы, венчавшие часть колонн, создал скульптор Скопас, статуи во внутренних помещениях - Пракситель. Многие богатые римляне дарили храму золотые и серебряные скульптуры.


5. Дальнейшая судьба

Остатки храма Артемиды ( Август 2006 года)

В 263 г. н. е. готы, слышавшие о несметных богатствах города и Артемисиона, ворвались в Малую Азию и разграбили святилище. Следующим ударом стал запрет языческих культов в Римской империи в 391 году при Феодосии I Великом. Известно, однако, что культ Артемиды продолжал отправляться здесь еще два столетия, пока это место окончательно не было заброшено после землетрясения.

Правительство Османской империи пренебрежительно относился к архехологичних памятников Древней Греции, и поэтому большая часть разрушений Храма пошла на строительство Софийского собора в Стамбуле, а остальная часть была вывезена английскими археологами в Великобритании.

31 октября 1869 года в результате раскопок, начатых английским археологом Дж. Т. Вудом, в болоте, на предполагаемом месте святилища, была обнаружена опорная плита сооружения и найдены многочисленные подношения в храм. Знаменитые рельефы колонн Артемисиона настоящее время находятся в Британском музее ( Лондон)

В 1903 году другой исследователь, Дэвид Хогарт, нашел в раскопках храма сокровища Артемиды: жемчужины, женские украшения и монеты;

В середине 20 века были найдены остатки мастерской Фидий, где сохранились три уменьшенные копии статуи Артемиды. Они хранятся в музеях Турции.

Сейчас от Храма Артемиды осталась лишь одна из 127-мы колонн, на которой уже долгое время гнездится аист. Существует даже легенда, что аист - это самая Артемида, которая превратилась в птицу и оберегает остатки своего величия.


Источники

  • Peter A. Clayton, Martin Price. The seven wonders of the ancient world. - Routledge, 1988. - 178 с. - ISBN 0-415-05036-7
  • The Seventy Wonders of the Ancient World. The Great Monuments and How They Were Built. - М: Издательство Астрель, 2004. - 304 с. - ISBN 5-271-10388-9
  • Все о чудесах света. Атлас-справочник. Сн.-Петербург, "Кристалл", 2007, с. 12 - 13. ISBN 978-5-9603-0081. (Рус.)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам