Храм Зевса Олимпийского

Храм Зевса Олимпийского, Афины

Храм Зевса Олимпийского ( греч. Ναός του Ολυμπίου Διός ), Или Олимпейон - крупнейший храм Древней Греции, своими размерами превзошел Парфенон, был также крупнейшим сооружением Пелопоннеса. В первоначальном виде имел 104 колонны высотой 17 м, из них доныне сохранились лишь 15.


1. История строительства

1.1. Первый этап

На месте храма существовало правдавне капище мифического Девкалиона. По Писистрата оно было восстановлено около 550 до н.е. После смерти тирана, капище был вновь разрушен, а на его месте около 520 до н.е. сыновьями Писистрата хиппи и Гиппарх на трофеи Трифилийськои войны начато сооружение нового колоссально храма, посвященного Зевсу. Братья хотели затмить одновременно два славных храмы Эллады Герион на Самосе и Храм Артемиды - одно из Семи чудес древнего мира. Храм строили из местного известняка в классическом дорическом стиле на фундаменте 41 х 108 м. Вокруг Целль сводилась двойная колоннада по 8 и 21 колонне - соответственно.

Однако когда тирании в Афинах было свергнуто, а хиппи выслан около 510 до н.е. строительство пришлось приостановить: завершенными были только фундамент и некоторые элементы колонн. В таком состоянии здание оставалась в течение следующих 350 лет, до начала суток Афинской демократии. Аристотель в трактате "Политика" Храм Зевса Олимпийского как яркий пример удачной направленности народных масс на масштабные, собственно, государственные работы, которые не оставляли им времени и энергии на устройство восстаний и выражения недовольства.


1.2. Второй этап

174 до н.е. царь Селевкиды Антиох IV, который уверял, что является земным воплощением Зевса, возродил проект и поручил строительство римском архитектору Децимусу Коссутиусу. Он значительно изменил первоначальный проект. Известняк решено заменить на более долговечный и ценным пентеликийський мрамор. Даже архитектурный стиль был изменен на коринфский, таким образом Олимпейон стал первым случаем использования коринфского ордера во внешней отделке масштабных сооружений. Однако после смерти Антиоха в 164 до н.е. строительство вновь остановилось, в то время как храм был готов лишь наполовину.

86 г. н.э. после захвата Афин Луция Корнелия Суллой еще недостроенный храм был варварски разграблен: несколько его колонн вывезены в Рима и повторно использованы при сооружении Храма Юпитера на Капитолийском холме.


1.3. Третий этап

124 г. римский император Адриан, известный своим филеллинизмом, посетил Афины. Тогда же городе по его инициативе и поддержка началось массовая городская застройка, в том числе завершение храма Зевса Олимпийского. Проект предшественника, римского архитектора, был воссоздан с незначительными изменениями. Сам храм и и окружающая его площадь, отграниченная мраморными плитами, были украшены статуями, которые изображали Адриана, богов и некоторые композиции римских провинций.

Открытие Олимпейон было фицийно посвященное второму визита в Афины императора в 132 г. В знак уважения и благодарности щедрости императора на средства жителей Афин позади храма было установлено колоссально статую самого Адриана. Еще более грандиозной была статуя Зевса, выполненная из слоновой кости и золота, она размещалась в целлы храма. Использование золота и слоновой кости в то время считалось архаичным, однако большинство исследователей склоняются к мнению, что Адриан, который более всего идеализировал Древнюю Грецию, умышленно стремился уподобить скульптуры работам Фидия. [1]


2. Разрушение

После завершения всех строительных работ храм был впервые поврежден Герун в 267 г. Однако подлинной истории уничтожения храма положил начало 425 г. христианский император Феодосий II, который запретил служение каким-либо римским и греческим богам. Храмы в лучшем случае закрывали, иначе - разбирали и использовали повторно как строительный материал. Конце Византийской эпохи Олимпейон был почти полностью уничтожен. 1436 г. Кириак с Акон, посещая Афины, нашел только 21 колонну вместо 104.

16 колонн Олимпейон

Позже одна из колонн было подорвано порохом по приказу турецкого правителя Афин Циздаракиса в 1759 г. Мрамор был нужен чтобы изготовление штукатурку для мечети, которую он строил в Монастираки. Во времена турецкого владычества храм был известен среди греков как Дворец Адриана, в то время как турки называли Дворцом Белкис, по турецкой легенде храм был резиденцией жены Соломона. [2]

До наших дней сохранились 15 колонн и шестнадцатая колонна лежит поломанная на том месте, куда она упала во время шторма 1852 года. От Целль храма и колоссальных статуй Зевса и Адриана ничего не осталось.


Примечания

  1. KW Arafat, Pausanias 'Greece: Ancient Artists and Roman Rulers, p. 174. Cambridge University Press, 2004. ISBN 0-521-60418-4
  2. John Freely, Strolling Through Athens, pp. 209-214. Tauris Parke Paperbacks, 2004. ISBN 1-85043-595-2