Христианская демократия

Христианско-демократические партии и движения (профсоюзы, организации предпринимателей, организации и т.д.) ведут свое идеологическое происхождение от реакции католиков Италии, Германии и Франции на либерализм, национализм и социализм девятнадцатого столетия. Считается, что именно дискуссии девятнадцатого века между клерикальными и светскими партиями начали бурное развитие христианско-демократической мысли.


1. История

Ватикан впервые осуждает доктрину либеральной демократии в работе "Syllabus Errorum" (1864) Римского Папы Пия IX. Его преемник, Лев XIII (1878-1903), признает в своей энциклике "Immortale Dei" (1885), что демократия может быть легитимной формой правления. Главным вкладом Льва в развитие христианско-демократической мысли становится его энциклика "Rerum Novarum" (1891), критикует как либерализм, так и социализм и подтверждает право рабочих на самоорганизацию, замечая при этом, что наиболее эффективной формой такого самоуправления должны стать католические профсоюзы.

В 1901 папа Лев XIII издал энциклику "Graves de Communi Re" после которой доктрина и получает окончательно название - "христианская демократия". Энциклика отметила разницу в целях социал-демократов и христианских демократов. [1]

Папа Римский Пий XI (1922-1939) укрепляет традицию христианской социальной мысли своей публикацией "Quadragesimo Anno" (1931): энциклика повторяет критику либерального индивидуализма и социалистического коллективизма, сделанную Львом XIII, и подтверждает одобрение Львом права рабочих на самоорганизацию. Влиятельным пассажем становится аргумент Папы Римского в пользу принципа субсидарности, который призывает государство к децентрализации социальных функций и содействие ассоциациям низшего уровня типа семьи, профессиональных групп и местного самоуправления. Он остро негативно высказывался по поводу как социализма, так и капитализма, критикуя последний за утверждение "международного денежного империализма", а первый - за противодействие христианским принципам.

В Германии самым влиятельным представителем христианско-демократического мышления в XIX веке выступает Вильгельм фон Кеттелер, епископ города Майнц. В своих проповедях и письмах Кеттелер критикует либерализм за снижение рабочей силы к статусу товара и игнорирование социальных обязанностей собственности. Он также негативно высказывается в адрес социализма, критикуя последний за принцип предоставления государству слишком больших полномочий и игнорирование преимуществ широкого внедрения частной собственности. Призывая к формированию кооперативов и ассоциаций рабочих, Кеттелер убеждает католиков предоставить особого внимания проблемам рабочего класса.

Основателем первой в Европе христианско-демократической партии, является независимой от церкви и выступает за социальные реформы, стал 1919 Луиджи Стурцо, католический священник и политический активист. Народная партия Италии (именно такое название носит новое политическое образование) получает значительную поддержку на выборах, сохраняя популярность вплоть до своего принудительного роспуска Ватиканом, который в то время отрицательно относился к участию католиков в политической жизни. Народная партия Италии становится своеобразным идеологическим основанием для появления Итальянской Христианско-демократической партии, возникает вскоре после Второй Мировой войны. Процесс создания подобных партий широко разворачивается в Европе и Латинской Америке.

1924 года, после триумфа Бенито Муссолини, Стурцо вынужден уйти в изгнание, во время которого в Париже основывает международное политическая группировка, среди других активистов которого лидерами становятся итальянец Альчиде Де Гаспери, француз Робер Шуман и немец Конрад Аденауэр. Именно тогда, в 1920-х, положено начало дискуссиям по поводу европейской интеграции и возможности создания общего европейского рынка как средств предотвращения дальнейших войнам, дает свои плоды в 1950-х. Основание Европейского экономического сообщества воплощает в жизнь мечты первых христианских демократов.


1.1. Жак Марите и послевоенная Европа

Теоретиком, внесшего наибольший вклад в четкое письменное формулирование христианско-демократической философской мысли стал французский католический философ Жак Марите (1882-1973). Будучи к тому времени уже хорошо известным благодаря трудам на тему философии Фомы Аквинского, Марите начинает свои разработки в области политической мысли во второй половине 1930-х. Его наиболее известные работы по этой теме: "Всеобъемлющий гуманизм" (1936), "Христианство и демократия" (1942), "Права человека и естественное право" (1943) и "Человек и государство" (1951) отстаивали принципы, как он это называл , персоналистской, коммунитарной и плюралистической социально-политической философии, которая базировалась на основных принципах христианства как крепкой основы человеческой свободы.

Персоналистских концепция человеческой природы, убеждал Марите, основанная на взгляде на человеческую личность, которая преобладает либеральный индивидуализм и социалистический коллективизм. Демократия, по его глубокому убеждению, политической структурой, наиболее соответствует развитию и свободному волеизъявлению человеческого достоинства и свободы, и именно поэтому лучше, чем другие формы правления, способствует достижению всеобщего благосостояния. Этот благосостояние предполагает религиозный плюрализм и невмешательства государства в различных общественных инициатив, рядом с такими общепризнанными свободами, как свобода мышления, слова и собраний, что является отражением данной Богом свободы. Поддерживая Аристотеля и Фому Аквинского, Марите доказывал, что частная собственность - не только естественное право, но и предмет социальных обязательств.

Итак, христианские демократы усваивают от Марите принцип "ответственности": идею, что личность должна развиваться через ответственность перед другими людьми, особенно перед семьей и ближайшим окружением (друзьями, коллегами и др.)..

Христианские демократы отличаются от консерваторов своему принципу "солидарности" - убеждением, что только утверждение солидарности, которая пронизывает все слои общества, включая солидарность богатого с бедным, сделает полноценное развитие человечества. Это означает работу над улучшением социальных условий и не в последнюю очередь признание роли профсоюзов. Большинство христианско-демократических партий (за исключением разве что Западной Германии) имеют сильные профсоюзные "крылья". Европейская народная партия (European People's Party - ЕРР) - объединение христианско-демократических партий Европейского Союза - поддерживает программы социального действия Евросоюза.

Другой принцип, исповедуемый христианскими демократами - "субсидарность": идея, что государственная власть должна быть децентрализованной возможно большей степени, но в то же время может достичь наивысшей концентрации, даже наднационального уровня, если того требует сложная политическая или экономическая ситуация. Поэтому европейские христианские демократы всегда были федералистами.

Труда Марите военного периода на политические темы переводятся на многие языки и сразу же после Второй мировой войны становятся источником вдохновения для вновь христианско-демократических партий, которые как раз переживают процесс своего ?второго рождения?, имея бешеную популярность на выборах во все органы власти. Очевидный отзыв новое течение имеет в странах, где христианские ценности наиболее пострадавших от нацизма и где выдавалась очевидной угроза "коммунистического пришествие".

После краха коммунистического режима в странах Центральной и Восточной Европы 1989 христианско-демократические партии появляются на территории бывшего СССР (при этом значительный вес имеют прибалтийские государства, среди которых - Литва, где сегодня христиане-демократы находятся в правящей коалиции с консерваторами) и восточноевропейских странах, особенно в Чешской Республике, Венгрии (где, кстати, подобные структуры уже функционировали в коротком отрезке между увольнением в 1945 г. и началом коммунистического правления), Румынии, Словакии, Словении. В это же время создается первая христианско-демократическая партия и в Украине - УХДП (наиболее действенные и прочные структуры этой партии вошли в состав ХДС), а 7 сентября 2011 зарегистрировано уже новая политическая партия христианско-демократического направления "Демократический альянс".


2. Многогранность христианской демократии

Несмотря на плюрализм тенденций и социальную пестроту своих сторонников, ХД-движение, как правило, совершал "центристскую" социально-экономическую политику, направленную на интеграцию всех слоев населения в экономической системе.

Конфронтации с либеральным капитализмом, христианско-демократическое движение всегда оправдывал вмешательство государственной власти с целью коррекции экономических последствий. В сочетании с этим ХД-движение поддерживал и даже организовывал синдикаты (профсоюзы) и профессиональные ассоциации, отвергая ограничения производственных отношений индивидуальными взаимоотношениями. Можно утверждать, что на сегодня христианско-демократическое движение принимает социальную рыночную экономику, сочетающий экономическую свободу и социальную ответственность.

Левое крыло движения христианских демократов - профсоюзные (Италия, Германия, Бельгия) или идеологические, более интеллектуализированные левые элементы, - уже не проявляют враждебности к вопросам частной собственности, отстаивая принцип лучшего распределения благ и социальное законодательство, способствующее субъектам наемного труда. Исходя из реальной ситуации, консервативные элементы так же руководствуются этой целью.

В Латинской Америке революционный климат 60-70-х годов прошлого века, всплеск партизанской войны, спровоцированный влиянием кубинской революции, и вполне посредственные результаты реформаторских политических курсов объясняют революционную, даже социалистическую язык христианско-демократических партий в то время. На сегодня это, за очень редкими исключениями, уже не соответствует, и партии, пользующиеся левацкими установками, занимают незначительные позиции.


3. Будущее от мистики к политике

Христианско-демократическое движение начался как протест против либерализма, социализма и национализма. Его выдающиеся представители убеждали, что христианская традиция поддерживает среднюю позицию, которая стоит над либерализмом своим интересом рабочим классом и бедными, над социализмом - своим акцентом на "вспомогательной" роли государства и содействии промежуточных групп и над национализмом - своим одобрением широких международных структур. Это движение опиралось на студенчество и интеллектуальную элиту как творческий отклик современности, все еще поддерживал связи с западными религиозными и философскими традициями. Там, где существовали политические трения между право-и левоцентристами после Второй Мировой войны в Европе и Латинской Америке, христианская демократия нередко выступала идеологическим и организационным базисом для мощных массовых партий, которые строились на принципах демократии, уважения прав человека и плюрализма.

Отрицая классовый подход, христианские демократы стремятся представлять все слои населения, получая свои голоса по существу от всех социальных групп, хотя их электорат среди промышленных рабочих сравнительно небольшой.

Спор между идеалистами и прагматиками еще долго определять будущее христианско-демократического движения. Левее его крыло и более религиозно мотивированы его члены считают, что движение должно оставаться верным своему происхождению и не склоняться к консерватизму, либерализма или социализма, настаивая на том, чтобы религиозное вдохновение снова выполняло руководящую роль. Они возлагают свои надежды на Центральную и Восточную Европу, где завершение 50-летнего господства социалистического режима возродило или сформировало новые христианские политические группы.

Оппозиционный лагерь, включая большинство немецких христиан-демократов, отстаивает широкий движение, мог бы охватить всю Европу. Немецкий ХДС и его баварский аналог ХСС ( Христианско-социальный союз) является прагматичной опорой европейской христианской демократии, и это объясняется тем, что учредителями ХДС свое время стали люди, которые до 1933 г. были либералами, консерваторами или христианскими демократами. Таким образом, это "смешанное происхождение" и определяет сегодня их политическое лицо. ХДС и ХСС не всегда совпадают в своих взглядах и разногласия часто возникают именно на политической почве - баварцы более националистически настроены и меньше увлекаются европейской интеграцией.

На сегодня в Европейском Парламенте необходимость противостояния левым заставила Европейскую народную партию (ЕРР), включающий только ХД-партии Европейского союза, заключить союз с ирландской "Fine Gael", греческой "Новой демократией" и испанском Народной партией, ни одна из которых не имеет религиозную окраску. После последних выборов в Европарламент депутаты от британских консерваторов заявили о вхождении во фракцию Европейской народной партии.

Вспоминая другие международные структуры, объединяющие в своих рядах христиан-демократов, стоит назвать Христианско-демократический интернационал (CDI) - всемирную организацию христианско-демократических партий; Молодежная организация Европейской народной партии (YEPP) - союз молодежных христианско-демократических организаций; Международную ассоциацию христианских предпринимателей и Всемирную конфедерацию труда (прежнее название - Международная Федерация Христианских Профсоюзов).

В Украине история христианской демократии начинается в конце 19 века (см. Христианско-общественное движение). С обретением Украиной независимости начали появляться партии и общественные организации христианско-демократического направления, среди них:


4. Сноски

Литература