Надо Знать

добавить знаний



Христианское искусство



План:


Введение

Христианское искусство - искусство ( живопись, скульптура, музыка) христианской церкви, культуры, как и христианского мира в целом.


1. История христианского искусства

1.1. Архитектура и искусство Византии V-VIII вв.

В истории культуры вряд ли можно найти искусство сложнее, чем византийское - прежде всего сочетанием основ, которые казались несовместимы, потому что здесь скрещивались самые разнообразные художественные традиции. Трудности становления такого искусства, тяжелые поиски нового стиля выплывали также из сложности тех задач, которые христианская церковь, что утверждалась, ставила перед искусством. Константинополь вбирал в себя все - и абстрактный орнамент Востока, и то живет, что уцелело от тяжелой застывшей силы Древнего Рима, и новую архитектуру храмов и многообещающие достижения мозаичного искусства, линейную выразительность сирийской художественной школы и благородное эхо эллинизма - словом, все поиски и все влияния, которые переплетались в многонациональном мире, - а затем постепенно переплавлял это все в стройную художественную систему.

Чтобы храм вместил больше мирян, христианское зодчество взяло за образец античные прямоугольные сооружения - так называемые базилики, распределены на несколько продольных частей-нефов. Такой тип храма со средним просторным и высоким нефом, а в дальнейшем - на Востоке - и поперечным, предоставлявший храмовые формы креста, получил название базиликального. Возник и других тип храма - с куполом в центре, обязан появлением, наверное, зодчим Грузии и Армении. Если храм был местом молитвенного общения, его внутреннее строение и отделки приобретали першоступеневого значение. Сорок окон "Святой Софии", прорезанных под полусферическим куполом в толще стен и ниш, заливали светом украшен мозаиками внутреннее пространство храма, а в большие праздники здесь зажигались канделябры в виде деревьев, серебряные паникадила и лампы. Светлое, золотистый фон мозаик, своего рода "каменного живописи", зажигал сердца и своим сиянием вызывало состояние экстаза. Мозаики воспринимались не как плоскость и не как глубина, а как некий других мир, сверхчувственный, потусторонний, трансцендентный, в котором фигуры как висят в нематериальном, пронизанном светом среде.

Первого расцвета византийское искусство достигло в VI веке при императоре Юстиниане. Огромная империя была в то время самой большой и сильной державой Европы. Здесь существовало огромное количество ремесленных мастерских, воинов, архитекторов, множество купцов. В одной только столице в это время было построено тридцать церквей, которые сияли золотом, серебром и разноцветными мраморами. Святая София появилась среди них первой. Для нее Рим поставлял колонны из порфира, взятые из храма бога солнца, Эфес - колонны из зеленого мрамора, все концы империи - мрамор редких пород. Известно и византийское серебро VI в. - Богато украшенные кресты, чаши, ковши, блюда, отмеченные большим мастерством. Процветало в Византии резьбы по слоновой кости. Образец этого искусства - трон архиепископа Максимилиана в Архиепископском музее в городе Равенна. Интересный образец искусства и диптих с изображением цирковых сцен (V в.), Который выделяется яркостью и мастерским исполнением фигур зверей.

Еще одной выдающейся достопримечательностью Византии того времени никейские мозаики из церкви Успения в Никее (Малая Азия), в образах которых столько богатства и эмоциональной силы, овеянной эллинской красотой, что она могла бы испугать догматиков христианства.

Однако в VII в. византийская культура пережила длительную кризис, связанный с возникновением иконоборчего движения, представители которого считали изображение Бога в людськой внешности - профанацией христианской религии. Императорская власть, поддержав это движение, начала массово уничтожать иконы, вместо украшая церкви растительными орнаментами. Когда же в конце концов победили сторонники икон, они в свою очередь уничтожали эти орнаменты, не считаясь с их художественной ценностью.

После некоторых колебаний художественное творчество целеустремленно избрало свой путь. Однако теперь мозаики, фрески и иконы должны были выражать глубокую духовность, чтобы не возникало сомнения в их праве передавать сущность божества. Спиритуализм становится преобладающим, фигуры теряют свою материальность, лица приобретают аскетический характер, пространство упрощается и схематизироваться. В искусстве вводятся строгие каноны, оно передает только духовную сущность мира и человека.

Мозаики монастырской церкви в Дафни (близ Афин) - возможно вершина зрелого византийского стиля XI-XII ст. - Второй период подъема византийского искусства. В это время происходит расцвет станковой живописи - иконописи с применением уже не восковых красителей, а яичной темперы. К сожалению, неизвестно, кто является автором одной из самых известных и самых икон, что называется у нас Владимирской Богоматери. Уже в 1155 г. она была в Киеве, а ныне хранится в Москве ( Третьяковская галерея). Прекрасный образ выражает скорбь - такую ​​же величественную и пожизненную, как радость бытия. Есть в византийской культуре, кроме икон, мастерские декоративные филигранные заставки, книжные иллюстрации, образцы эмали.


1.2. Романская культура: литургия и карнавал

В культовой архитектуре романского периода дерево вытеснил камень. Камень заменил дерево также и в крепостных стенах, окружавших замок феодала. Тип феодального замка состоял именно в эту эпоху: он стоял на возвышении, на удобном для наблюдения и обороны месте и был символом власти феодала над окружающими землями.

Сложился стиль романской архитектуры. Строгость, простота гладких стен (резьба только на капителях колонны) - в Оверни, избыток внешнего декора - в Пуатье, величественные храмы в Нормандии и Бургундии. Церкви, построенные на пути к "святым местам", были огромные по размерам, рассчитанные на большое количество пилигримов и местных прихожан.

ХI-ХIII вв. - Время расцвета монументального искусства: как живописи, так и скульптуры. Росписи украшали стены и своды храмов, скульптура была и в интерьере, и наружу. Дискуссии в области теологии, возникновения ересей (против одной папа в 1210 г. объявил даже крестовый поход) и др.. - Все это привело к тому, что искусство по требованию церкви должно было не только воспитывать и наставлять, но и застрашуваты. Отсюда обязательный "Страшный суд", апокалипсические видения, ордалии, история страданий и смерти Иисуса Христа ("Страсти Христовы"), жития святых - страдальцев за веру. Возникает устрашающее изображение дьявола. Борьба за человеческую душу между ангелами и сатаной становится излюбленным мотивом романского искусства.

Развивается книжная миниатюра, представляющая собой живой и яркий рассказ (заглавная буква, инициал разрастались в целую картину). Яркие краски, оклад из драгоценного металла, слоновой кости, драгоценных камней, эмали превращали средневековую рукопись в ценную вещь. Книги переписывали монахи в специальных мастерских - скрипториях (особенно славились скриптории французских, английских и ирландских монастырей). Отдельного внимания заслуживает каролинзька рукописная книга. В каролингского империи (конец VIIИ - первая половина IX в.) Возникло несколько крупных центров изготовления книг.

Романский период - это время наивысшего расцвета средневековой культуры: светской литературы и поэзии, театра, в котором ставят и мистерии, и светские фарсы; музыки, где на смену унисона пришло многоголосие церковных хоровых гимнов. Средневековый героический эпос представлен такими литературными достопримечательностями, как французская "Песнь о Роланде", испанская "Песнь о моем Сиде", немецкая "Песнь о Нибелунгах", армянская поэма "Давид Сасунский" и др.. Немецкий героический эпос "Песнь о Нибелунгах", составлен очевидно между 1200-1210 гг придворным Шпильман (как называли бродячих поэтов, актеров и музыкантов), основывается на событиях и легендах раннего средневековья - эпохи великого переселения народов, в частности на легендах, связанных с завоеванием Европы гуннами во главе с Аттилой (Етцелем) в V в. неизвестный талантливый поэт изложил два цикла народных легенд, которые существовали еще с VI в.: историю трагической любви нидерландского королевича Зигфрида и бургундской принцессы Брунгильды, а также историю гибели королевства, основанного в V в. схидногерманським племенем бургундов (нибелунгов), которое в 436 г. захватили гунны. Это монументальное произведение, включающее 39 "авентюре" (песен, частей) и имеет 9 тысяч строк.

Именно в период средневековья окончательно складывается образ рыцаря (рыцаря) как образца, который олицетворяет ряд непременных - согласно ценностей эпохи - достоинств.

Обычно рыцарь должен происходить из хорошего рода, но иногда в рыцари посвящали за исключительные воинские подвиги. Впоследствии - и все чаще по мере развития городов - можно было купить эту привилегию. Возрастание роли бюргерства заставило элиту производить кодекс, который можно было бы противопоставить намерениям "третьего сословия" подниматься на все более высокие ступени в обществе. Поэтому в куртуазной литературе герой непременно хвастался замечательным генеалогическим деревом. Рыцарь должен быть красивым, обычно подчеркивали его одеяния, обильно украшенные золотом и драгоценными камнями; подходили наряду доспехи и упряжь. В хрониста четвертого крестового похода слово "благородно" означало то же, что и "благо", "роскошно", "отлично". Рыцарь должен быть сильным, иначе не смог бы носить доспехи весом 60-80 килограммов. Самое обвинувачування для рыцаря - нехватка мужества. Чтобы избежать обвинения в трусости, рыцарь готов забыть об успехе дела, которому служит.

Поединки рыцарей с закрытым лицом является в куртуазных романах темой трагических историй, в которых рыцарь, подняв забрало побежденного, убеждается, что убил близкого родственника или любимого друга. Обычай закрывать лицо забралом объясняется, по мнению Монтескье тем, что достать удар в лицо считалось особенно позорным: ударить в лицо можно было только человека низкого звания.

Когда мы сегодня говорим о рыцарское поведение, то обычно имеем в виду отношение к врагу и отношение к женщине. Славу приобретала не столько победа, сколько поведение в бою. Гибель становилась хорошим завершением биографии, потому рыцарю было трудно примириться с ролью немощного старца. "Правила игры", обязательные в бою, диктовались уважением к противнику, "игровым" отношением к жизни, гуманностью и предоставлением противнику равных шансов. Если противник упал с коня (а в доспехах он не мог подняться в седло без посторонней помощи), тот, кто выбил его из седла, тоже слезал с коня, чтобы уровнять шансы. "Я никогда не убью рыцаря, который упал с коня, - провозглашал Ланселот. - Упаси Боже испытать такой позор!" Рыцарь не добивает пожилого человека, "доозброюе" противника (Ланселот, рыцарь без страха и упрек, не мог простить себе того, что в пылу сражения убил двух невооруженных рыцарей, а когда заметил, было уже поздно. Он обещал отправиться на богомолье пешком , в одной только полотняной рубашке чтобы замолить грех). Он не убивает противника со спины.

"Воевать и любить!" - Такое лозунг рыцаря, быть влюбленным - его обязанность. В песнях Марии Французской говорится о славном рыцаре, который не обращал внимания на женщин. Это зло и вина перед природой, замечает автор. Любовь должна быть взаимно верным, должен преодолевать серьезные трудности и длительную разлуку.

Обычной темой куртуазного романа является испытание верности. В одной из баллад Марии Французской отец обещает отдать за рыцаря дочь, если тот без передышки отнесет ее на руках на вершину высокой горы. Девушка, от всего сердца желая любимому успеха, моря себя голодом и одевает легкую платье, чтобы помочь ему. История, однако, заканчивается трагически: рыцарь на финише падает мертво.

Любовь невозможно без тайн и тайных встреч, без ревности и страха потерять любимую. Поскольку в браке этого всего нет, то святость семьи для рыцаря ничего не значит. Культ женщины довольно условный: "Слуга в любви, господин в браке" - так характеризует истинное положение рыцаря один из исследователей. Рукоприкладство было делом привычным в семьях знати. Супружеская неверность, для мужчин приемлемая вещь, у женщин наказывалась (в легендах эпохи) сожжением на костре. Правда, когда осужденного с распущенными волосами и в холщовой рубахе вели к месту наказания, в последний момент обычно появлялся рыцарь, готовый мечом доказать любому ее невинность, причем невинность эта, вопреки любой очевидности, оказывалась неоспоримым. Эмоциональная жизнь средневекового простолюдина тяготело бы к двум полюсам - христианской литургии (она питала чувственный мир человека возвышенными, религиозными мотивами) и карнавальной, смеховой стихии.

Карнавальные, как вообще все обрядово-зрелищные формы, организованные на основании смеха, считает М. М. Батхин, будто строили по ту сторону всего официального второй мир и вторую жизнь. Это особого рода двухмерность, без учета которой ни культурное сознание средневековья, ни даже культуру Возрождение нельзя верно познать и оценить. Опять же, по М. М. Батхиним, целый необъятный мир смеховых форм и проявлений противостоял официальной и серьезной (по тону) культуре. Они были внецерковные, внерелигиозным и весьма разнообразны. Прежде всего - это святая карнавального типа на площадях: многодневные, со сложными действами и походами на площадях и улицах. Важно в них то, что карнавал - не зрелище, в нем живут все, ибо по природе своей он всенародный. Пока карнавал продолжается, для одного человека нет другой жизни, кроме карнавального, от него никуда не денешься, потому карнавал не знает границ. Течение карнавала живут по законам карнавальной свободы (как в античном Риме во время сатурналий): это временный выход за пределы обычной жизни, когда разрешено очень многое из того, что обычно запрещено осуждается, когда отменяются все иерархические отношения, привилегии, нормы, царит особая форма свободного фамильярного контакта между людьми, отделенными в обычной жизни непреодолимыми барьерами гражданского, имущественного, служебного, семейного и возрастного состояния, когда надо неукоснительно выполнять этикет и соблюдать приличия. Во время карнавала можно пародировать все серьезные церемониалы: прославление победителей на турнирах, церемонии посвящения в рыцари и др..

Кроме карнавалов в собственном смысле слова устраивались также "праздник дураков" и "праздник осла". Даже так называемые храмовые праздники сопровождались ярмарками и различными торжественностью на площадях с участием великанов, карликов, уродов, "ученых" зверей. Шуты и дураки были неизменными участниками общественных и бытовых церемониалов и обрядов.

Постоянное раздвоение жизни на религиозное и мирское лучше иллюстрируется ситуацией со средневековым театром, в котором эти два начала постоянно соревнуются. Среди источников средневекового театра также находим литургию и карнавальную стихию - это баллады и танцевальные песни трубадуров, представления сельских шутников и танцоров, которые постепенно становятся профессиональными затейниками-Гистрионы.

По литургической (церковной) драмы, то уже в IX в. театрализованное месса, вырабатывается ритуал чтения в лицах эпизодов легенд о рождении Иисуса Христа, о его погребении и воскресении. Со временем литургическая драма от простых сценок переходит к более сложным - с костюмами, режиссерскими инструкциями. Все это делают сами священники. В дальнейшем драма отделяется от мессы, переходит с латыни на местный язык, в ней появляются бытовые детали, естественные жесты ("Поход пастухов", "Поход пророков"). Чтобы не лишиться услуг театра (не будучи в состоянии покорить его), церковные власти выводят литургическую драму под своды храма на паперть. Рождается напивлитургична драма (середина XII в.). Но теперь уже городская толпа диктует ей свои вкусы, заставляя показывать представления в дни ярмарок, а не церковных праздников, давать бытовое толкование библейским сюжетам. Особенно любила публика сцены с бесами, наделяя их чертами средневекового вольнодумца. В XIII в. комедийный струю в театральном зрелище заглушался театром Миракл, который тоже имел своей темой жизненные, но обращены к религии события. Само слово "миракль" переводится с латинского как "чудо". И действительно, все коллизии в этом жанре завершались вмешательством божественных сил. - Св. Николая, Девы Марии и т.д.. Но и в эти сюжеты проникали реальные беды и горести людей из-за несовершенства жизни ("Миракль о святом Николае", "Миракль о Роберте-дьяволе").


1.3. Готический стиль и схоластика

Схоластическая методология, которая во многом способствовала обращению западноевропейских богословов к учению Платона и Аристотеля, сложилась в трактатах византийского богослова Иоанна Дамаскина. Сущность ее заключалась в попытке логического синтеза античной философии и христианского вероучения, разума и веры. "Схоластика, - писал А.И. Герцен, - была и не вполне религиозная, и не вполне наукообразная от зыбкости в логике - она ​​искала верования, она подвергала рассуждения самом буквальном пониманию догмата. Она одного страшилась, как огня: самобытности мысли; ей чтобы чувствовать поводок Аристотеля или иного признанного руководителя ".

Возникновение схоластики было обусловлено стремлением церкви поставить разум на службу вере, превратить философию в средство логического укрепления богословия. Вера при этом не только задавала тон, но и заранее определяла конечный ответ, к которой должны привести усилия ума. Для схоластики философствовать - значило найти убедительные ссылки на авторитет. Хотя схоластика и не создала никаких оригинальных идей, в определенной степени она стимулировала умственное развитие человечества - хотя бы потому, что помогла выявить степень прикладной значимости разных учений, апробировав их теоретические качества. Без этой сложной и чрезвычайно тяжелой работы невозможно было бы и дальнейшее развитие самой философии.

Готический храм, сохранив ту же базиликальной форму, что и в романский период, имеет новую конструкцию своды, основой которого является каркасная система с нервюрами. Нервюры сходят в пучки на опорных столбах, на которых концентрируется вся нагрузка перекрытий. Новое свода неизбежно вызвало изменение интерьера. Его особенностями стали грандиозная высота, сравнительно небольшая толщина столбов, вытеснения, по сути, стены огромными проемами окон, что в результате вызвало появление витражей. В экстерьере господствуют вертикальные тяги, гладкая поверхность стен закрыта каменным кружевом, потому скульптура начала укрывать весь храм, особенно во Франции, где есть блестящие образцы синтеза скульптуры с архитектурой.

В скульптурном декоре, который заполнил весь экстерьер, являясь разновидностью проповеди, кроме сцен из Священного Писания, случаются уже литературные поучительные сюжеты и сцены из жизни, иногда полны юмора.

Франция, особенно ее центр Иль де Франс, считается колыбелью готики. Ранняя готика представлена ​​Собором Парижской Богоматери (пятинефную храм вмещал до 9 тысяч человек). В его конструкции отчетливо проявляются все основные принципы готики, но от тяжелой романской архитектуры - массивная гладь стен, приземистые столбы, неуклюжие башни, ограничена кильеисть скульптуры. Западный фасад стал образцом для архитектуры многих последующих соборов: над тремя входными порталами последовательно возвышается так называемая галерея королей, три больших окна с "розой" посередине, две башни. Все части украшены стрельчатыми арками. Немецкий готическая архитектура сложилась позже французский. Немецкие соборы проще, дом сильнее вытянут по вертикали, шпили башен очень высоки. Особенность - однобашенные храмы, увенчанные высоким шпилем. Для Северной Европы характерна кирпичная готика. Знаменитым циклом скульптур периода готики неоспоримо считается скульптурный декор собора в городе Наумбург. Рельефы "Страстей Христовых", изображенные на ограждения западного хора ("Тайная вечеря", "Предательство Иуды", "Взятие под стражу"), исполненные чрезвычайного драматизма, реальности событий, проникновенной достоверности. В самом помещении хора наумбурзьки мастера поставили 12 статуй основателей храма. Это целая галерея человеческих характеров, очень разных и противопоставленных друг другу.

В позднеготического немецкой скульптуре много патетики, появляются манерность, претенциозность, чрезмерная утонченность, сочетание религиозной экзальтации с жестокой натуралистичностью (деревянные скульптуры "Распятый" и "оплакиваемый"). Готика Англии возникла очень рано (в конце XII в.) И существовала до XVI в. Слабое развитие городов привело к тому, что готический собор стал не городским, а монастырским, окруженным полями и лугами. Отсюда, очевидно, его "розпластанисть" по горизонтали, растянутость в ширину, наличие множества пристроек. Доминанта собора - огромная башня на середохрести. Чистейший образец ранней английской готики - собор в Солсбери, воспетый впоследствии в пейзажах Дж. Констебла.

Главный готический собор Англии - Кентерберийский, резиденция архиепископа Кентерберийского, национальная святыня. Собор Вестминстерского аббатства в Лондоне - место коронации и погребения английских королей со времен короля Вильгельма Завоевателя, впоследствии усыпальница великих людей Англии - близкий к французской готики.

Начиная со времени Столетней войны строительство в Англии сокращается. С гражданской архитектуры этого периода можно вспомнить славный Вестминстерский королевский дворец (XIV в.) С его Вестминстер-холлом площадью 1500 кв.м.

В Италии получили распространение лишь отдельные элементы готики: стрельчатые арки, "розы". Основа - чисто романская: широкие приземистые храмы, гладкая плоскость стен которых часто инкрустирована цветным мрамором, что создает полосатую поверхность фасада (собор в Сиене). Пример поздней итальянской готики - огромный Миланский собор, который вмещает 40 тысяч человек, самый большой храм Европы (начало строительства XV в. - конец XVI в.). Венецию сих пор украшают ее мраморные дворцы с аркадами, которые отражаются в каналах или лагунах (Дворец дожей, 1310 г. - XVI в.).

Готические памятники есть в Нидерландах (ратуши в Брюгге, Брюсселе, Малине и т.д.), Чехии (собор святого Вита и Карлов мост в Праге), Австрии (собор св. Стефана в Вене), Польше (Вавельский собор под Краковом, Мариацкий костел в Кракове) и других странах Европы.

Фарс значительной мере повлиял на дальнейшее развитие театра Западной Европы. В Италии из фарса родилась комедия дель арте; в Англии и Германии вроде фарса писали интерлюдии, во Франции фарсовые традиции питали искусство гениального Мольера. Весьма популярны были пародии на культовые тексты, сатирические стихи (на латыни), а также застольные и любовные песни эпикурейского характера.

Культура средневековья, которая существовала тысячелетия, выдвинула новый круг идей и образов, новые эстетические идеалы, новые художественные приемы. Вдохновляясь духом христианства, искусство этого времени глубоко проникло во внутренний мир человека. Интерес искусства средневековья к духовности был огромным. Мыслители и художники этого времени так же, как и в античности, стремились гармонии, рассуждали о разумном устройстве мира. Но выражали это специфически, абстрактной языке.


1.4. Христианское искусство эпохи средневековья

Живописная культура Византии достигает расцвета в IX-X вв. К этому периоду относятся мозаики церкви св. Софии, изображающие сцены мифических персонажей и исторических лиц: император Лев Мудрый перед троном Христа, император Константин дарит Богоматери основанный им город и тому подобное. Объемное моделирование, портретное сходство, благородные пропорции фигур, контрастная, многоцветная гамма характеризуют эти мозаики.

Образцы поздних мозаик сохранились в церквях Успения в Никее и Дафни (близ Афин). Мозаики здесь составляют органическое единство с конструкцией храмов. Они размещены в верхней части зданий и хорошо согласованы с общими архитектурными формами. Сокрушительный удар Византийской империи в начале XIII в. нанесли крестовые походы. Храмы и дворцы были разграблены, ценности - вывезены, мастера, оставшиеся в живых, эмигрировали. Однако уже на рубеже XIII и XIV вв. в византийской культуре началось своеобразное возрождение искусства.

Возвращение к традициям античности воспринималось как утверждение своего национального стиля. В живописи в это время расширяется сама тематика, в композициях преобладают повествовательные элементы, возрастает роль пейзажа. Стены храмов покрывают многослойными фресками, больше используется декор. Известными памятниками этого времени являются мозаики монастыря Хора в Константинополе. Сцены на библейские, сюжеты проникнуты жизненной достоверностью и эмоциональностью.

Значительного развития достигает в Византии иконописное искусство. Во многих музеях мира хранятся великолепные образцы византийских икон. Третьяковскую галерею украшает знаменитая икона Владимирской богоматери, привезенная из Византии в Киевскую Русь еще в VII в. Она воплощает благородство, нежность, материнскую красоту. К женского лица тянется ребенок. Мать будто предчувствует трагическую судьбу сына. В ее глазах застыл грусть. Один из шедевров живописи - икона "Двенадцати апостолов" - находится в Музее изобразительного искусства в Москве. Работе присущи четкий композиционный ритм, тематически смысловая родство, благородство красок.

Значительное место в византийской художественной культуре занимала миниатюра. Она в значительной степени отражала реальную действительность, иногда подражая античную традицию. К лучшим произведениям следует отнести Парижский псалтырь (X в.). В миниатюре "Давид, играющий на лютне" образ музыканта привлекает реализмом, значительное место в композиции занимает пейзаж.

Сохраняя античные традиции, византийское искусство выработало собственный торжественно репрезентативный стиль, связан главным образом с церковными догмами. Мастера Византии сумели вдохновить канонические формы реалистичностью, живыми потрепанной, эмоционально насытить изображения.

В 1453 г. результате турецкого завоевания Византийская империя прекратила свое существование. Однако влияние ее культуры ярко сказалось в искусстве Западной Европы, южных славян, Киевской Руси, Закавказья.

В эпоху Средневековья Европа стала главным носителем культуры католической церкви, могущество которой постоянно росла. Уже в XII-XIII вв. римские папы издавали общеобязательные акты (буллы), владели исключительным правом созывать соборы и санкционировать их постановления. Папа был высшей судебной инстанцией как в церковных делах, так и в делах светской власти. По Иннокентия III (1160 - 1216) много европейских монархов признали себя его вассалами. В борьбе с непокорными папы использовали интердикт - запрет служб всех богослужений и религиозных обрядов на территории того или иного государства, а также отлучение монархов от церкви, освобождение подданных от присяги королю.

На ниве духовной жизни господствовала папская курия, которая включала коллегию кардиналов, канцелярию и судебные учреждения. Это была настоящая "духовная империя", которая для борьбы с еретичестве создала репрессивный аппарат - инквизицию; согласно постановлениям IV Латеранского (1215 г.) и Тулузского (1229р.) соборов церковь должна была проявлять еретиков, осуждать их и передавать светской власти для наказания . Светские правители под угрозой отлучения от церкви были немедленно исполнять приговоры, очищать свои земли от ереси.

Для борьбы с Реформацией и укрепление папской власти католическая церковь в 1534 г. создала монашеский орден иезуитов, который также контролировал в Европе почти все образование. Церковь разработала свое правництво, основные нормы которого именовались канонам. Источником канонического права были Священное писание, постановления церковных соборов, нормативные акты пап - конституции, буллы, энциклики. Это право регулировало не только внутрицерковные отношения. Церковным судом решались дела о браке и семье, подделку денег, клевету, фальшивые показания, поскольку считалось, что такие проступки непосредственно связаны с грехопадением. Католическая церковь была своеобразной папской теократией, основанной на взаимоисключающих принципах - аскетизме и всемирной власти. Поборники этих принципов вели упорную и жесткую борьбу за то, чтобы установить в мире господство теократии и подчинить религиозной (католической) мировоззрению все сферы человеческой жизни - государство, экономику, право, литературу, искусство, науку. Поэтому-то культура Западной Европы набрала выразительного теологического окраску. Античная философия была заменена католическим богословием, в недрах которого зародились оригинальные эстетические, этические и логико-философские течения. Так, С. Боэций (480-525) - римский философ-неоплатоник, автор трудов по математике, теории музыки - своими трактатами и комментариями к сочинениям Аристотеля и Порфирия из логики оказал большое влияние на средневековую схоластическую философию. В частности, он четко разграничил понятия бытия (существования) и сущности. По Боэцием, сущность и существование как понятия совпадают только в Боге, который является простой субстанцией, что же касается сотворенных вещей, то они по своей природе не простые, а сложные, чтобы сущность получила существование, она должна стать актом творения Божьей воли. Широкой популярностью пользовался трактат Боэция "О музыке" в пяти книгах, содержащий изложение музыкально-теоретических учений древних греков - от Пифагора и Аристоксена до Птолемея. Этот трактат стал главным источником познания античной музыкальной теории.


1.4.1. Христианское зодчество Киевской Руси

Под конец X в. с развитием украинской государственности великокняжеская власть приходит к необходимости создания единой системы официальной религии - христианства. Христианство стало самым сильным оружием в укреплении государственного и социального строя и во всяком отношении имело исключительно прогрессивный характер, с ним начинается новая эпоха в истории нашего народа, которая характеризуется приобщением к европейской цивилизации. На фундаменте христианства вырастает христианская культура во всех своих проявлениях и формах.

Однако под личиной христианства еще на протяжении веков среди восточных славян сохранялся религиозный дуализм, или двоеверие, которое заключалось в соблюдении языческих по происхождению обычаев и обрядов (таких, в частности, как празднование прихода весны, праздник Святого Андрея Первозванного, праздник Калиты), вытворился новый вид христианства, вобравший, кроме собственно христианской обрядности, культы древних старославянских верований. С принятием христианства в Киевской Руси распространилась новая, утонченная и сложно организованная религия. Христианство принесло в наши земли культ Софии - Премудрости Божией. Мудрость, а с ней вера, надежда, любовь - это христианские ценности, которые нашли отклик в народе, который имеет характер, психологию, в целом менталитет преимущественно женский и прислушивается в своих действиях, прежде всего, к своему сердцу. Недаром среди христианских культов святых наиболее органично украинским народом был воспринят культ Богородицы - Матери всех матерей.

Культурное развитие Руси поднялся на новую ступень после принятия христианства. С X в. с его распространением воцаряется византийский стиль в ремеслах, литературе, искусстве, праве. Вместе с ним произошли качественные изменения в мировоззрении и быту русичей: новая религия широко открыла двери византийства во всех сферах жизни.

Христианство стало идеологической основой для феодальных отношений, способствовало вхождению Украины-Руси в европейский культурный мир. Однако и после этого Украина-Русь не потеряла самобытности, своеобразия во всех областях культуры.

С введением христианства забота об образовании взяли на себя государство и церковь. В княжение Владимира в Киеве уже существовала государственная школа, в которой учились дети из ближайшего окружения князя. Школа для подготовки образованного духовенства была открыта Ярославом в Новгороде, который "собрал от старост и поповых детей триста учить из книг". Это было своего рода обязательное обучение для молодежи из высших сословий, имевшая занимать высшие светские и духовные должности. В 1086 г., согласно сообщению летописи, дочь Всеволода Ярославича Янка (Анна) основала при Андреевском монастыре школу для девочек. Кроме государственных и церковных школ, существовало и частное обучение. Так, Феодосий Печорский получал образование в небольшом городе Курске, где он учился в "единого учителя" - летописца Нестора.

Продолжению и углублению образования способствовали библиотеки, которые создавались при монастырях и церквях. На Руси существовало много библиотек, но первая и наибольшая, основанная в 1037 г. при храме Софии Киевской. Любителями книг считались: Ярослав Мудрый, его сын Святослав; князь Николай Святоша тратил на книги всю свою казну и дарил их Печерскому монастырю. Таким образом, можно сделать следующий вывод: христианству в истории и культуре Европы 9-13 века следует отдать ключевое место, поскольку эта религия влияла на отношения между государствами, народами, влияла на их обычаи, науку, искусство и т.д..


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам