Надо Знать

добавить знаний



Христианство



План:


Введение

Христианство (от греч. Χριστός - "Помазанник", "Мессия") - одно из направлений единобожия. Наряду с исламом и буддизмом входит в число трех мировых религий. Характерной особенностью христианства, которая отличает его от других направлений единобожия, есть вера в Иисуса Христа как воплощение и проявление Бога ради спасения всего человечества и человеческого общества и наставления в истине. В отличие от христианства ислам и иудаизм не признают Иисуса Христа как одну из ипостасей Всевышнего.

Христианство зародилось на Востоке Римской империи (территории современного Израиля) (в Палестине) в I в. н. е. Основателем считается Иисус Христос. В настоящее время христианство является одним из самых распространенных в мире вероучений - его придерживаются более четверти человечества. Христианство занимает первое место в мире по географическим распространением, то есть почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.


1. Возникновение христианства

Возникновение христианства взят за основу современного летоисчисления, новой эры в истории человечества, которая началась более 2000 лет назад.

Христианство зародилось в I веке на Ближнем Востоке, на иудейских землях (провинция Иудея) Римской империи, среди мессианских движений тогдашнего еврейского единобожия. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.

Корни христианского вероучения связаны с дохристианским единобожием древних евреев и учением Ветхого Завета (Закон, Пророки и Писания - Танах). Согласно Новым Заветом, Иисус (Йешуа) родился, воспитывался и учился в еврейской вере, придерживался Закона (Торы), посещал собрания (синагогу) в день отдыха (евр. шабат или субботу), праздновал еврейские религиозные праздники согласно Торой. Первые последователи Иисуса (Йешуа) и посланцы (апостолы), которые несли его благовествования были иудеи. Через 20 лет после основания христианской общины, христианство стало проповедоваться среди других народов. (Ru.wikipedia.org, Христианство; Макс Даймонт. Евреи, Бог и история (рус.)


2. Христианство и язычество

В современном мире некоторые люди склонны трактовать христианство как учение, задачей которого было полностью уничтожить древнюю языческую культуру, культуру языков (племен, народов) мира. На самом деле такое видение взаимодействия христианства и язычества соответствует действительности лишь наполовину. Во-первых, традиционное христианство (в частности православия) рассматривает себя как истинное учение, учение об истине, одной из важнейших задач которого является распространение истинного знания среди человечества, независимо от его происхождения (поскольку оно в любом случае происходит от Бога) . В частности, в традиционном христианстве признается, что в языческие времена также существовали люди (праведники), которые узнавали истину и жили по ее законам. В этом контексте задача христианства заключалось в том, чтобы взять от язычества все то лучшее и истинное, что присутствовало в нем и отбросить ложь и ложь. В каком-то смысле христианство это дальнейшее развитие языческой культуры, культуры народов мира на новом, высшем, истинном уровне. Среди вещей, которые позаимствовал христианство со времен язычества - символ креста (вечного Древа жизни), сельскохозяйственный календарь, в котором праздники в честь богов были заменены на праздники в честь святых и мучеников и т. д.


3. История христианства и христианские течения

Крест - символ христианства

Согласно Святому Писанию, а также других источников того времени, первые сообщества христиан (круг верующих, христианская Церковь) возникли в 1 веке в восточных провинциях Римской империи в Палестине, месте рождения Христа, Святой Земле вследствие проповеди учеников Христа, апостолов и их последователей.

Как фактически единственная географически административная сообщество просуществовало примерно до 484 года. Хотя уже с конца I века в ней возникали различные секты, противостояния. Окончательный раскол Христианской Церкви на Восточную ( Православие) и Западную ( Католицизм) состоялся 1054 года. В 1517 возник Протестантизм. Это три основных ветвления в христианстве.

Во главе Католической Церкви стоит римский епископ - Папа Римский.

Православие сначала мало 5 патриархов: римского, константинопольского, Иерусалимского, Антиохийского, Александрийского. Впоследствии произошел раскол с римской церковью, а также выделились новые патриархаты (грузинский, киевский, московский, сербский, румынский и болгарский) и другие поместные церкви, которые возглавляются митрополитами или архиепископами (Кипрская, Элладская, албанский, польский и др.). Все поместные православные церкви, образующих Вселенскую православную церковь, равны между собой, отличаются только честью. В настоящее время первым среди равных считается Константинопольский патриархат. Кроме канонического Православия, существует ряд непризнанных православных церквей, например Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата, Македонская Православная Церковь, старообрядцы, Истинно-Русская Православная Церковь (катакомбники) и другие.

От Православия нужно отличать дохалкидонскими церкви (Коптская, Армянская, Эфиопская т.д.), которые не признали решений Халкидонского собора. Хотя в переводе их названий и используется слово "Православная", но они не принадлежат к Вселенской Православной Церкви. Эти церкви долгое время считались монофизитское (т.е. еретическими по Православие), но на сегодняшний день они практически полностью отошли от монофизитства. Дохалкидонскими церкви иногда называют "восточным христианством".

Как единой Протестантской Церкви не существует. Это течение представлено сотнями, тысячами церквей, с численностью от сотни членов многомиллионные сообществ. В этом направлении есть множество течений, в частности: Пятидесятники и Харизматы около 400-500 млн. чел, Баптисты около 120 млн. чел., Англикане, Кальвинисты различных направлений, Лютеране, Адвентисты и многие другие.

Некоторые религиозные течения, которые вышли из протестантизма и идентифицируют себя как христианские - Мормоны, Мунисты, Свидетели Иеговы, не признаются такие конфессиями христианского мира из-за расхождения в понимании основных христианских доктрин (догмат Троицы, другую христологию).

Среди различных протестантских общин существуют доктринальные расхождения по ряду вопросов, например по догмата предопределения существуют противоположные теологические системы: кальвинизм и арминианство.


4. Христианство на землях Украины-Руси

Имеющиеся источники (предание, греческие и латинские летописи и т. д.) подтверждают тот факт, что первые верующие люди, которые в той или иной мере придерживались христианской православной веры, на землях будущей Руси появились почти сразу после появления Христа и начала распространение христианства в мире.

В первую очередь здесь следует упомянуть апокрифическое предание о святом апостола Андрея Первозванного, который проповедовал в этих краях, в те времена Скифии и Сарматии. Начиная с первых веков христианства встречаются упоминания о скифов -христиан и даже о скифских епископов. С конца III в. от Р. Х. сохранились упоминания о Скифская епархия, которая возникла на землях Малой Скифии (земли современной Украины, Молдовы и Румынии). Развитие христианства замедлился из-за прихода гуннов (в других источниках их также называют болгары) - союза кочевых племен смешанного происхождения, которые захватили часть Ромейской империи. Вместе с тем источники свидетельствуют, что среди гуннов (древних болгар) также существовали христиане.

Таким образом, на будущих славянских и русских землях на момент крещения Руси уже существовала, параллельно с язычеством, иудаизмом (Хазария), а позже мусульманством (Волжская Булгария), имела крепкие корни и успешно развивалась устная народная христианская традиция (которая в связи с особенностями жизни и развития региона в те времена практически не оставила своего выражения в материальных памятниках - церквях, богослужебных книгах и т. д.) и которая несомненно имела определенное влияние на развитие и утверждение первых христианских общин на Руси.


5. Вероучение

Христианство - есть вероучением о едином Всезнающего, Вездесущего и вечного Бога, Творца неба и земли в трех его важнейших проявлениях (ипостасях) - Господа Вседержителя (Бога Отца), Единородного несотворенного Сына - Господа Иисуса Христа (Бога-Сына, святую Истину, святое слово Божие) и Животворчу Божью Благодать (Бога-Духа Святого), говорившего через пророков, Их Единую Волю и Сущность в Святой Троицы. Центральное место в христианстве занимает воплощения и зшестя на землю Сына Божия с целью спасение человечества от греха капище Распятием на Голгофе, его Воскресенье, Вознесение на Небо и Второе Пришествие судить всех живых и мертвых людей. Христианство признает существование мира видимого и мира невидимого (мира духовного), бессмертной человеческой души и ангелов), определяет природу человека - его творения, грехопадения ( Первородный грех) и Искупление Христа, его будущую судьбу - воскресение мертвых и страшный суд, его вечное блаженство ( рай) или вечное проклятие ( ад). Верующие последователи этих догматов называются христианами, принимают участие в видимом поклонении Христу в церквях (местах особенного присутствия Бога) и духовном служении этому Богу через исполнение Его предписаний, покаяния в случае их нарушения, регулярно общаются с Ним молитву. Сотни христиан покидают светскую жизнь и удаляются монастыри или скиты (см. монахи), чтобы полностью посвятить себя служению и хвалы Христу. Христианство учит, что целью человеческой жизнь есть освящение человека, возвращение к первоначальной природы, через обожения ( греч. theosis ) Человека через причастия в Боге Христе, благодаря Его искупительной жертве за грехи грехи. Лица, достигшие такого освящения, часто через мученичество вроде Христа и определились высокими добродетелями христианской благочестия, прославившись чудесами, почитаются в традиционном христианстве как святые.

Подробнее смотрите:

Божий Агнец ( лат. Agnus Dei ) Является традиционным символом невинного Иисуса Христа, отдавшего Себя в жертву за грехи людей. Картина Яна ван Эйка (1390-1441).

5.1. Христос - центральная фигура христианства

Центром христианства лицо Иисуса Христа, который является одним из лиц Троицы - одновременно Сыном Божьим и Сыном Человеческим.

Главное в христианстве учение о богочеловека - Иисуса Христа, принявшего страдания и смерть ради искупления первородного греха.

5.2. Догматы о грехопадении и спасении человека

Согласно постулатами христианства, основанные на Библии, вследствие первородного греха, совершенного Адамом и Евой, каждый человек является грешным, следовательно смертной и подлежит осуждению Богом. Поскольку Бог любит мир и людей, он послал своего Сына, который, будучи безгрешным, своей смертью на кресте искупил нас от должного им наказания. Таким образом, спасение достигается верой в Иисуса Христа и принятием его жертвы, а также покаянием - отвлечением от грехов и приведением своей жизни в соответствии с Божьими заповедями.

Подробнее смотрите:


5.3. Роль и значение Церкви

Христианская Церковь объединяет христиан в святую общину, которая тоже называется Телом Христовым или Невестой Христа и рассматривается как своеобразный Ноев Ковчег, спасение вне которого невозможно. Через церковь передаются таинства и благодать, она же уделяет крещения (которое является духовным очищением и обновлением во Христе) новым катехуменов.

Роль духовного наставничества и кормления выполняет Священное Писание, которое считается Слово Божие.

Большую роль на земном пути христианина к вечному блаженству играет Бог Провидение.


6. Современное состояние

Вера в Бога среди христиан в Европейском Союзе и Турции. Результаты опроса организации Евробарометр в 2005 г.

Есть также многочисленная группа людей, которые называют себя христианами только формально, без всякой глубокой веры в христианские догматы или будущую эсхатологию, не участвуют в видимом поклонении Христу, трактуя христианство скорее, как традицию, в которой они родились и которой они формально принадлежат. В целом уровень веры и религиозного поклонения среди тех, кто приписывает себя к христианской традиции существенно колеблется в зависимости от убеждений и знаний человека, а также влияния общественной среды. В последние века, во времена распространения материалистического мировоззрения, в западном христианстве распространилась разочарование, все больше людей покидают церковь и занимают позиции агностицизма или откровенного атеизма. Это особенно касается протестантских стран (см. карту справа). Последние десятилетия сказались также небывалым распространением ересей и сект в христианстве, главное в лоне протестантизма. Тем не менее христианство остается доминирующей мировой религией, а на постсоветском пространстве наблюдается видимое возрождение ортодоксального восточного христианства после 70-летнего преследования и отмене запретов его практикования атеистическим коммунистическим режимом.

Сегодня, в целом 2106962000 людей в 238 странах мира 33% населения Земли считают себя христианами.


См.. также

Литература


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам