Титульная страница Хронографа. Текст надписи: "Валентин, процветает в Боге" (сверху), " Фурий Дионисий Филокал иллюстрировал эту работу "(в треугольниках)," Валентин, читай счастливо "(большая надпись в середине)," Валентин, жив и процветает "(слева)," Валентин, живи и радуйся "(справа).

Хронограф 354 года (другие названия Календарь 354 года, лат. Chronographus anni CCCLIIII ) - Давньоримськмй рукопись, созданный в 354 году н.е. для богатого римлянина-христианина Валентина. Также для обозначения как всего произведения, так и его шестой части - непосредственно календаря - используется название "Календарь Филокала "- по имени каллиграфа.


1. Манускрипт и его списки

Оригинальный манускрипт не сохранился до нашего времени, считается, что он существовал еще во времена Каролингов [1]. К тому времени было сделано несколько списков - как с иллюстрациями, так и без них, в свою очередь копировались в эпоху Возрождения.

Наиболее полная и достоверная копия иллюстраций - рисунки карандашом в манускрипте XVII века из коллекции Барберини ( Ватиканская библиотека, cod. Barberini lat. 2154.). Это - тщательно, под контролем знаменитого антиквара Николя-Клода Фабри где Пьереска, скопированный "Люксембургский Кодекс" лат. Codex Luxemburgensis , Который сам был утерян в XVII веке. Рисунки, хотя и были копией с копии оригинала, показывают разнообразие источников, с которыми работал начальный иллюстратор рукописи - фрески, напольные мозаики, металлические изделия и др. Римский оригинал, возможно, был разноцветным.

Некоторые частичные копии или переработки сохранились со времен Каролингского возрождения [2] и Ренессанса. Боттичелли адаптировал фигуру, олицетворяет город Августу Тревер (совр. Трир), которая изображена в виде женщины, схватив за волосы пленного варвара, для своего произведения "Паллада и кентавр" [3].

"Люксембургский кодекс", который принадлежал Пьереску на правах долгосрочной аренды, пропал после смерти антиквара в 1637 году. Однако некоторые письма пропали с "Люксембургского кодекса" еще до того, как Пьереск приобрел его, и сейчас доступны благодаря другим копиям Хронографа [4]. Предположение Карла Норденфалька, что скопирован Пьереском "Люксембургский кодекс" был римским оригиналом не подтвердилось. [5].

Сам Пьереск считал, что его манускрипт насчитывал семь или восемь веков, и большинство исследователей, вслед за Шапиро, доверяют антиквару в его оценке.


2. Содержание Хронографа

Фурий Дионисий Филокал был ведущим каллиграфом периода и очевидно, создал оригинальные миниатюры. Его имя встречается на титульном листе Хронографа. Филокал, также как и Валентин, был христианином.

Хронограф, как и все римские календари, больше напоминает альманах, чем непосредственно на календарь: в нем много текстов и писем с элегантными аллегорическими изображениями месяцев. Так, он содержит важный "Каталог папы Либерия" со списком римских пап и так называемый "Календарь Филокала", из которого сохранилось одиннадцать миниатюр. Среди прочей информации - упоминание о праздновании Рождества (наиболее ранняя из всех известных) [6]. Все сохранении миниатюры иногда они сопровождаются текстом.

Портрет Констанция II из кодекса Барберини.

Содержание, по кодексу Барберини:

  • Часть 1: Титульная страница, посвящения Валентину - 1 миниатюра;
  • Часть 2: Изображение персонификаций городов Рима, Александрии, Константинополя и Трира - 4 миниатюры;
  • Часть 3: Посвящение императорам и дни рождения Цезарей (natales Caesarum) - 2 миниатюры;
  • Часть 4: Изображение планет почасовым календарю - 5 сохранившихся миниатюр;
  • Часть 5: Знаки Зодиака - в рукописи Барберини нет ранее сохраненных миниатюр, 4 миниатюры в других копиях;
  • Часть 6: Календарь Филокала - семь миниатюр - персонификаций месяцев, в других копиях - все миниатюры. (Под 25 декабря текст - лат. N ? INVICTI ? CM ? XXX - "Рождение Непобедимого, проводятся игры, тридцать гонок" - старейшее литературное упоминание языческого праздника в честь рождения Непобедимого Солнца;
  • Часть 7: Портреты консулов ​​- 2 миниатюры (последние в кодексе Барберини) идентифицированы как императоры Констанций II и Юлиан.
  • Часть 8: Список римских консулов ​​(Фастов) со времен установления Республики до 354 года н. н.э.;
  • Часть 9: Дать празднования Пасхи с 312 до 411 г.;
  • Часть 10: Список префектов города Рима с 254 Ab Urbe condita по 354 г.;
  • Часть 11: Дни памяти римских пап с Луция I 255 по Юлия I 352 г.;
  • Часть 12: Дни памяти святых, начинается со слов: лат. VIII kal. Ian. natus Christus in Betleem Iudeae ("За восемь дней до январских календ 25 декабря Рождение Христа в иудейском Вифлееме" );
  • Часть 13: Список римских епископов ( Каталог папы Либерия)
  • Часть 14: "Книга поколений" - мировая хроника от Адама до 354 года.
  • Часть 15: Описание 14 районов города Рима;
  • Часть 16: Хроника города Рима (список правителей с краткими комментариями).

15 часть хронографа, возможно, содержит раннюю в европейской литературе память булгар (лат. vulgares). Они названы в перечне народов, происходящих от библейского Сима, обитающих на востоке, рядом со скифами и лазами.


Примечания

  1. Salzman MR On Roman Time: The Codex-Calendar of 354 and the Rhythms of Urban Life in Late Antiquity (The Transformation of the Classical Heritage 17). Berkeley: University of California Press, 1991.
  2. Хранится в библиотеке Лейденского университета каролингский манускрипт "Феномен" Арата, выданный Гуго Гроция в 1600 году, частично иллюстрированный фигурами, изображенными с Хронографа 354 года. См. Schapiro M. The Carolingian Copy of the Calendar of 354 / / The Art Bulletin. 22. 4 (December 1940, pp. 270-272) p. 270).
  3. А. Л. Фротингем (Frothingham AL The Real Title of Botticelli's 'Pallas / / American Journal of Archaeology 12.4 (October 1908), pp. 438-444), который исследовал источники произведений Боттичелли, идентифицировал фигуры на его картине как Флоренцию, которая укрощает гражданские беспорядки.
  4. О других списки см.. текст на сайте Tertullian.org - www.tertullian.org/fathers/chronography_of_354_00_eintro.htm.
  5. Nordenfalk K. Der Kalendar vom Jahre 354 und die lateinische Buchmalerei des IV. Jahrhunderts. G?teburg, 1936; цит. по: Schapiro M. Op. cit., p. 270, новое издание: Schapiro M. Selected Papers: volume 3, Late Antique, Early Christian and Mediaeval Art, 1980, Chatto & Windus, London, ISBN 0701125144 (194012) 22% 3A4% 3C270% 3ATCCOTC% 3E2.0.CO% 3B2-N Электронная версия в JSTOR - links.jstor.org / sici? sici = 0004-3079
  6. Рождение Иисуса Христа 25 декабря присутствует и в более ранних текстах, однако в Хронографе эта дата впервые обозначена как праздник.

Литература

  • Weitzmann K. Late Antique and Early Christian Book Illumination. New York: George Braziller, 1977.
  • Salzman MR On Roman Time: The Codex-Calendar of 354 and the Rhythms of Urban Life in Late Antiquity (The Transformation of the Classical Heritage 17). Berkeley: University of California Press, 1991.